Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Понятия

Бояре – первоначально старшие дружинники, крупные землевладельцы, владельцы вотчины – высшее сословие феодалов на Руси (с конца XV - XVII вв. лица, пожалованные чином «боярин», члены Боярской думы, также занимавшие должности в центр. органах власти, в княжеском хозяйстве или местном самоуправлении (наместники), являлись высшим правящим слоем в Рус. гос-ве).

Боярская дума – высший законосовещательный орган, состоящий из представителей княжеско-боярской аристократии, при царе (великом князе). Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».

Земский собор – высший сословно-представительный орган при царе с середины XVI до конца XVII века — собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения наиболее важных государственных вопросов.

Избранная рада – неофициальное правительство, состоящее из близких Ивану IV людей (думный дворянин Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, дьяк Иван Висковатый, священник Сильвестр, митрополит Макарий), в период с 1548 по 1560 года. Фактически это был орган, который осуществлял непосредственное управление страной, а также реализовал большинство реформ с целью создания единого централизованного государства.

Приказы – органы центрального управления в России в XVI - начале XVIII веков (были отраслевыми и территориальными)

Судебник – свод законов единого Московского государства (первый Судебник Ивана III 1497 г.; Судебник Ивана IV 1550 г.)

Кормление – система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) за счет местного населения. Наместниками назначались бояре-кормленщики, «кормившиеся» за счет управления землями. В 1556 г. кормления были ликвидированы.

Страна делилась на уезды, уезды – на волости. Власть в уездах принадлежала наместникам, в волостях - волостелям. Как правило, наместник получал уезд в награду за свою прежнюю службу. Уезд давался в кормление. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей — тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие. Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках.

Местничество – порядок назначения на высшие должности в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками или расстановка людей на должности, не по способностям и талантам, а по семейному положению, родовитости и знатности.

Древняя традиция занимать место за княжеским столом по принципу старшинства и знатности боярского рода. Формирование государственного аппарата с конца XV века осуществлялось по принципу местничества. Старшие в роду имели преимущество. Имели значение и заслуги предков — сын боярина, проявившего себя на службе, имел приоритет перед своим же двоюродным братом, чей отец никаким образом себя не прославил. Между аристократами часто возникали «местнические споры» — кто знатнее, кто имеет право на должность. Эти споры разрешал, как правило, сам царь с участием чиновников Разрядного приказа. Местничество, с одной стороны, регулировало отношения между знатными людьми, спорившими за место у кормила власти, с другой стороны сильно стесняло личность, не давая ей возможности проявиться, выдвигая породу в ущерб дарованиям, и вело к тому, что во главе войск обычно становились люди высокие по «отечеству», но часто совершенно неспособные. Местничество было отменено при царе Фёдоре III Алексеевиче в 1682 – все разрядные книги были сожжены.

Вотчина – вид земельной собственности, наследственное земельное владение князя или боярина (передается по наследству от отца – «отче», отсюда «вотчина»)

Поместье – участок земли, который давался за военную и государственную службу и на время службы (без права продажи, наследования) или земельное владение служилых людей

Тягло – система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV - начале XVIII века.

Большая соха – поземельная единица налогообложения при Иване IV, размер которой зависел от плодородия почвы и социального (сословного) положения владельца-налогоплательщика. Сохой стали называть определённое количество распаханной земли, с которой выплачивали налог государству. Крестьяне государственные (черносошные) при одинаковом качестве земли были обложены вдвое больше служилых людей (дворян) и в полтора раза больше церковных. Налог с посадских людей взимали тоже по «сохам». Соху составляло определённое количество дворов.

Оброк – одна из крестьянских повинностей, налог владельцу земли в денежной или натуральной форме

Барщина – одна из крестьянских повинностей, заключалась в работе крестьянина собственным инвентарем на полях и в хозяйстве своего барина-феодала или бесплатный принудительный труд зависимого крестьянина в пользу феодала.

Пожилое – денежный сбор с крестьян при уходе от своего хозяина (феодала) в Юрьев день

Юрьев день – (осенний) день памяти святого Георгия Победоносца (26 ноября по старому стилю), с которым связано право перехода крестьян от феодала к феодалу в течение двух недель (неделя до Юрьева дня и неделя после) – установлен Судебником Ивана III в 1497 г.

Всероссийский рынок – единая экономическая система устойчивых хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями страны, основанная на их экономической специализации, начинает складываться в XVII веке.

Мануфактура – крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике, а также применении водяного двигателя. Появляются в XVII веке – голландец Андрей Виниус, перешедший в русское подданство, строит металлургические мануфактуры в 1630-х годах в районе Тулы для производства чугуна и железа, литья пушек, котлов и пр. Возникли также кожевенные, стекольные, писчебумажные и другие мануфактуры.

Ярмарки – периодически организуемые в установленном месте торги всероссийского значения; особенно развиваются в XVII веке с формированием всероссийского рынка. (Крупнейшая – Макарьевская на Волге близ Нижнего Новгорода)

Посад – предместье, торгово-ремесленная, первоначально неукреплённая часть городов. Посадские люди (торговцы и ремесленники) были тягловым сословием (несли повинности в пользу государства), так как земля посадов была в собственности государства.

Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку промышленного производства, защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции

Меркантилизм – экономическая политика государства, направленная на преобладание экспорта товара над импортом с целью большего накопления денег в стране

Интервенция – вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет

Народное ополчение – военная организация народа, формирующаяся на добровольной основе в случае военных действий

Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 гг. во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. Также «опричниной» называлось особое административно-территориальное образование в составе Русского государства – личное владение Ивана IV и его семьи в 1565-1572 гг. Опричнина последовательно отделялась в территориальном отношении от остальной части страны – земщины.

Регенство – временное правление одного (регент) или нескольких лиц (регентский совет) при малолетстве, болезни или отсутствии монарха.

Патриарх – высший титул главы самостоятельной (автокефальной) православной христианской церкви или верховный иерарх, предстоятель Поместной Церкви. В России впервые избран в 1589 г. – патриарх Иов.

Митрополит – второй после патриарха священный сан в церковной иерархии православной церкви.

Старообрядцы – не принявшие реформу патриарха Никона середины XVII в. и отколовшиеся от Русской православной церкви.

Обмирщение культуры – процесс проникновения и широкого распространения светских начал в русской культуре XVII в., отход от религиозных канонов, правил в результате западно-европейского влияния.

Парсуна – портрет, написанный в иконописной манере и иконной технике – на доске яичными красками.

«МОСКВА́ – ТРЕ́ТИЙ РИМ» – теория, обосновывавшая закономерность перемещения политического и религиозного центра православного мира в Русское государство. Сформулирована псковским монахом Филофеем в послании великому князю Василию III. Утверждает, что историческим преемником Рима Первого (Римской империи) и Рима Второго (Византийской империи) стало Московское государство – Рим Третий. Рим – вечно существующее царство, так как на территории Римской империи родился Богочеловек Иисус Христос. Падение Римской и Византийской империй произошло по причине уклонения от истинной веры. Русь как наследница Византии сохранила чистоту веры, правила Церкви неизменными. Поэтому Москва стала Третьим Римом, а четвертому – не бывать. Таким образом Московское государство становится мировым центром православного христианства и защитником всех православных народов, берет на себя ответственность и хранит верность православию. После падения Византии (1453 год) Русское государство к началу XVI века являлось единственным независимым православным государством.

 

Шатровый стиль

В русской архитектуре шатровый стиль стал применяться в каменном строительстве в первой трети XVI столетия. Шатровый стиль является архитектурной формой в виде многогранной пирамиды, которая служит для завершения сооружения. Шатрами завершают башни, колокольни, храмы и крыльцо жилого дома. Их делают каменными и деревянными. Конструкция шатра в архитектуре храма заменяла купол (вместо купольного барабана высокая башня в виде шатра, чаще восьмигранного на крестообразном основании, на самом верху маленький купол). Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему до реформы Патриарха Никона в середине XVII века. Предание связывает строительство этого храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя Василия III.

 

Собор Покрова Богородицы "что на рву" или Храм Василия Блаженного возведён в 1555-1560 на Красной площади в Москве зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям это одно и то же лицо) как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани и во славу павших в этой битве воинов. У стен этого храма был похоронен популярный в те времена в народе московский юродивый Василий Блаженный. Над его гробом, в северо-восточном углу храма в 1588 был устроен придел, после чего собор получил своё второе наименование. В нем в изобилии представлено декоративное оформление стен и фасадов, большое внимание уделялось использованию цвета и отделки. Храм наполнен торжественностью и роскошью. Храм Василия Блаженного в Москве считается высшим достижением каменной шатровой архитектуры.

 

Китай-город — исторический район Москвы внутри Китай-городской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Московского Кремля Беклемишевской и Арсенальной.

Согласно наиболее распространенной версии, название района происходит от старого слова «кита», то есть вязка жердей, которые применялись при постройке укреплений. Согласно другим версиям, это название пришло из тюркского языка, где оно означает крепость, стена, или с итальянского – означает цитадель, укрепление.

При Елене Глинской вокруг Московского посада было принято решение построить каменные укрепления. Вначале, весной 1534 г. вдоль посада выкопали новый, более длинный и глубокий ров, причем в работе участвовали все москвичи, кроме наиболее знатных и видных.

В мае 1535 года состоялась торжественная закладка каменной стены, причём первые камни в фундамент заложил митрополит Даниил. Строительством стены руководил итальянец Петрок Малый Фрязин, который строил ее по последнему слову тогдашней фортификационной науки, рассчитанной на развившуюся артиллерию. По сравнению со стенами Кремля, стены Китай-города были ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудия. Стена, законченная в 1538 году, имела длину 2.567 м (более 2,5 км) и 12 башен. Первоначально было устроено четверо ворот.

 

Книгопечатание.

Книги на Руси ценились, передавались по наследству, собирались в семьях несколькими поколениями. Всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию. Книгопечатание изобрел гениальный немецкий ювелир Иоганн Гутенберг в 1453 году.

Первые печатные книги в Русском государстве появились в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Отдельное здание для типографии было построено через 10 лет недалеко от Кремля на Никольской улице на средства самого царя Ивана Грозного. Над устроением печатного двора работали первые русские книгопечатники Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец. Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал древнегреческий язык и латынь, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать. В 1563 г. приступили к изготовлению первой книги, которую печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года (по старому стилю). Этот год и считается началом русского книгопечатания. После выхода «Апостола» была издана новая книга — «Часовник». В 1574 г. уже во Львове, куда были вынуждены уехать Иван Федоров и Петр Мстиславец, была издана «Азбука» — первый славянский учебник.

Во второй половине XVI в. в России было издано 20 книг, некоторые тиражами до тысячи экземпляров.

 

«Лицевой летописный свод Ивана Грозного», Царь-книга – (от др.-рус. «лица» - изображения, рисунки) – русское историческое иллюстрированное произведение XVI века о событиях мировой и особенно русской истории со времен первых князей, включая царствование Ивана Грозного, создано специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр.

Лицевой летописный свод был создан в XVI веке по приказу русского царя Ивана Грозного для обучения царских детей. Возглавил работу по составлению данного Свода образованнейший человек своего времени — Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Над составлением Свода трудились лучшие писцы и иконописцы столицы. То, что ими исполнено: собрание всех достоверно известных источников от Священного писания (текст Септуагинты) до истории Александра Македонского и сочинений Иосифа Флавия — вся писаная история человечества от сотворения мира до XVI века включительно. Все времена и все народы, имевшие письменность отражены в десятках книг этого собрания. Подобного летописного собрания, украшенного огромным количеством высокохудожественных иллюстраций, не создавала ни одна цивилизация человечества.

 

«Домострой» (полное название: «Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину - мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам») – свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в., в правление Ивана Грозного подготовил сподвижник и наставник царя священник Сильвестр. «Домострой» состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства.

«Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, - поучает «Домострой». - Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися...». Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность: «Царю... не тщится служить лжею и клеветою и лукавством... славы земной ни в чем не желай... зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету... согрешающих не осуждай, а вспомни свои грехи и о тех крепко пекися...»

В «Домострое» есть все. Есть трогательные указания, «како детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем». Есть рассуждения о том, что «аще кому Бог дарует жену добру - дражайше есть камения многоценного». Есть практические советы: «како платье всяко жене носити и устроити», «како огород и сады водити», «како во весь год в стол ествы подают» (подробно о том, что - в мясоед, и что в какой пост). Есть указания по чину домашнего молитвенного правила для всей семьи – «как мужу с женою и домочадцами в доме своем молитися Богу». И все это - с той простотой, основательностью и тихой, мирной неторопливостью, что безошибочно свидетельствует о сосредоточенной молитвенной жизни и непоколебимой вере.

 

Великие Четьи-Минеи, автор – митрополит Макарий

(четьи – книги для чтения; минеи – по месяцам и дням, когда их рекомендуется читать)

Великие Четьи-Минеи – сборник XVI века из 12 книг, на каждый месяц года, начиная с сентября, включающий в себя жития святых на каждый день.

Четьи-Минеи представляют собой сборник памятников древнерусской литературы, составленный святителем Макарием в первой половине XVI века. Название сборника можно перевести как «Большие Месячные Чтения», поскольку он состоит из 12 книг-томов, которые включали в себя жития святых, сочинения церковных писателей, собрания патериков, тексты исторического и нравоучительного характера русских авторов, расположенных в порядке празднования памяти святых по православному календарю на каждый месяц. Материалы сборника были одобрены церковью и предназначались для домашнего чтения.

 

Царь Пушка – средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства. Царь-пушка была изготовлена мастером литейного дела Андреем Чоховым по приказу царя Федора Ивановича в 1586 г. Изначально орудие делали для обороны Кремля, поэтому пушку установили на Красной площади рядом с Лобным местом, приволокли пушку с помощью двухсот лошадей. Ствол пушки был искусно украшен изображением Федора Иоанновича при всех царских регалиях и верхом на коне. Кроме того, узоры идут по всей окружности ствола в виде вязи. На стволе также имеются посвящение царице Ирине Федоровне Годуновой (супруге царя Федора) и упоминание о том, что делал пушку «литец Чохов». Однако в боевых действиях она не участвовала. Большинство историков склоняется к мнению, что орудие создавалось для произведения внешнего эффекта на иностранных послов. В начале XVIII века при Петре I пушку отволокли во двор кремлевского Арсенала (оружейного склада).

Будучи самым крупнокалиберным (диаметр ствола – 120 см, калибр – 890 мм) орудием в мире, царь-пушка находится в книге рекордов Гиннеса.

Повесть о Петре и Февронии Муромских – создал священник Ермолай Еразм на основе муромских устных преданий, самое поэтическое произведение XVI века. После канонизации (причислении к лику святых) Петра и Февронии на соборе 1547 г. это произведение получило распространение как житие. Супруги княжили в Муроме в конце 12 – начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день. Повесть с необычайной выразительностью прославляла силу и красоту любви, способной преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью. Дочь крестьянина - «древолазца» (бортника) исцеляет от страшной болезни князя Петра и становится его женой. До конца дней хранит она свято любовь к мужу. По требованию муромских бояр она покидает город, взяв с собой самое для нее дорогое - своего супруга. Он для нее дороже власти, почестей, богатства. Однако после того как «самодержец» Петр покинул город, произошел конфликт между боярами и многие погибли в этой распре. Поэтому оставшиеся в живых вельможи и народ молят князя вернуться в Муром и править там по-прежнему. Ореолом святости окружается идеальная супружеская жизнь в миру и мудрое единодержавное управление своим княжеством. Петр и Феврония в конце жизни становятся монахами и умирают одновременно, в один день и час 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года, каждый в своей келье. А после смерти тела их оказываются лежащими в едином гробу. Дважды пытаются их разъединить и переложить в отдельные гробы, и каждый раз тела их оказываются вместе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами — в едином гробе. День памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, покровителей семьи, – 8 июля. В этот день в России отмечается государственный праздник – День семьи, любви и верности.

 

День народного единства 4 ноября – праздник, приуроченный к дате освобождения Москвы Вторым Народным Ополчением под предводительством купца Минина и князя Пожарского от польских интервентов в 1612 году.

В 1612 году, когда польские интервенты обманным путем овладели Москвой, Патриарх Ермоген активно призывал народ встать на защиту родины. Тогда в ополчение, которое организовал купец Кузьма Минин и возглавил князь Дмитрий Пожарский, из Казани прислали чудотворный образ (икону) Пресвятой Богородицы. Ополченцы наложили на себя трехдневный пост и обратились к Господу и Богородице с молитвой о помощи. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства) и вошли в него победителями вместе с иконой. На следующий день оставшиеся в Кремле поляки сдались и войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена. Русь сохранила свою независимость. Эти события показали сплочение и единство народа, которое и сделало возможным победу над врагом.

В память об окончании Смутного времени на Красной площади по инициативе князя Дмитрия Пожарского был построен Казанский собор (в 30-е годы XX века он был разрушен, а ныне восстановлен), в нем и находилась чудотворная Казанская икона. В годы правления царя Алексея Михайловича в 1649 г. 4 ноября было провозглашено Днем благодарности Пресвятой Богородице, а в церковном календаре праздник значился, как Празднование Казанской иконе Божией Матери. Значимый для страны праздник отмечали вплоть до революции 1917 г.

День народного единства правительство РФ учредило в 2004 году, впервые праздник в России отметили 4 ноября 2005 года

В 1818 г. к 200-летию окончания Смутного времени в Москве на Красной площади по проекту архитектора Ивана Мартоса был установлен памятник Минину и Пожарскому с надписью на пьедестале: «ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ И КНЯЗЮ ПОЖАРСКОМУ БЛАГОДАРНАЯ РОССІЯ. ЛѢТА 1818»

 

Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из Костромского уезда. О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Существует и такое мнение, что Иван Сусанин был вотчинным старостой. Польский король решил уничтожить претендента на русский престол Михаила Романова и послал свой отряд в место, где в это время находился Михаил со своей матерью. Поляки и литовцы отрядом подошли к селу Домнину Костромского уезда с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича. Поляки наняли Сусанина в качестве провожатого. Иван Сусанин завёл отряд поляков в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки уже не смогли выбраться из болот.

 

Симеон Полоцкий (1629-1680), монах, общественный и церковный деятель, писатель, публицист, поэт, педагог, переводчик, книгоиздатель. Родился в Белоруссии. выпускник Киево-Могилянской академии и инициатор создания Славяно-греко-латинской академии, Приехал в Москву в 1664 году по приглашению Алексея Михайловича. Был поставлен во главе школы при Спасском монастыре за торговым Иконным рядом для обучения молодых подьячих Тайного приказа. С 1667 г. на Симеона было возложено воспитание и обучение царских детей, для которых он написал несколько сочинений. Симеон написал также две комедии для зарождавшегося театра В 1679 составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии. Симеон Полоцкий умер в 1680 г. и похоронен в Заиконоспасском монастыре.

 

Славяно-Греко-Латинская Академия – первое в России высшее всесословное (для людей «всякого чина, сана и возраста») учебное заведение, основанное в 1687 году во времена регенства Софьи Алексеевны. Созданные ранее школы подготовили условия для открытия в 1687 году в Заиконоспасском монастыре Славяно-греко-латинского училища (с 1701 года – Славяно-греко-латинская академия). Инициатором ее создания был Симеон Полоцкий. Первыми учителями стали греческие монахи – братья Софроний и Иоаникий Лихуды, окончившие Падуанский университет в Италии, обладавшие энциклопедическими знаниями. Обучение было бесплатным. Целый его курс составлял 12 лет и был разделен на 8 классов. В низших классах преподавали славянский и латинский языки, арифметику, историю, географию, катехизис. В дальнейшем изучали латинский язык, стихосложение, литературное сочинение, красноречие и богословие. Многих учеников посылали заграницу для продолжения образования. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви. Самым знаменитым учеником Академии был М.В. Ломоносов. Закрыта в 1814 году.

 

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Патриарх Никон видел Москву не только Третьим Римом, но и Вторым Иерусалимом, не только столицей ведущей православной державы, но и местом пребывания Божьей Благодати.

Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в Подмосковье Патриархом Никоном. По его замыслу обитель должна была стать центром православного мира.

В 1656 году Патриарх купил у стольника Романа Боборыкина село Воскресенское на реке Истре, с окрестными деревнями и пустошами; на холме, очищенном от леса, была поставлена теплая деревянная церковь в честь Воскресения Христова, вокруг монастыря вырыт ров и построена деревянная стена с восемью башнями.

Подмосковная обитель должна была стать воплощением заветного желания Патриарха – создать на Руси зримое подобие Святой Земли – русскую Новую Палестину с главенствующим над всем Воскресенским собором, который повторял бы в деталях иерусалимскую святыню – Храм Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме. Известно, что при строительстве Воскресенского собора использовался чертёж иерусалимского храма. Строительство приостановилось после церковного собора 1666-1667 годов, осудившего патриарха, завершилось уже после того, как Патриарх Никон, скончавшийся на пути из ссылки в августе 1681 года, был похоронен в своей любимой Ново-Иерусалимской обители.

Территория, окружавшая монастырь, простиралась на несколько десятков километров. Ее топонимика, все церковные сооружения создавали образ Святой Земли: в центре был расположен холм под названием Сион; холмы вокруг обители именовались Елеонским, Фаворским; села имели названия Преображенское, Назарет, Капернаум; река Истра получила имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, – Кедронский поток. Башни монастырских стен имели символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т. д. В самом соборе были воспроизведены подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, храма Обретения Животворящего Креста Господня, Темницы Господней и Темничной церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Последующие государи династии Романовых продолжали благоустраивать монастырь.

Барокко – (от ит. barocco – причудливый, вычурный) – это художественный стиль, отличающийся пышностью, причудливостью деталей.

Московское (Нарышкинское) барокко – условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII - первых лет XVIII в., сочетание черт русской архитектуры с элементами центральноевропейского. Своим названием стиль обязан боярскому роду Нарышкиных. Лев Кириллович Нарышкин — дядя Петра Великого стал заказчиком и вдохновителем многих церковных построек. Стиль тесно связан с белокаменным узорочьем, также в нем есть многоярусность, центричность, симметрия, различные формы фасадного декора (балюстрады, фронтоны, колонны, барельефы, раковины), сочетание гигантского, устремлённого вверх и миниатюрно-детального.

Ярким примеры этого стиля: церковь Покрова Богородицы в Филях, Новодевичий монастырь, церковь Троицы в Троице-Лыкове и др. Для них характерны декоративность, нарядность, светская жизнерадостность, контрастное сочетание красно-кирпичных стен и белых резных элементов.

 

церковь Покрова Богородицы в Филях

 

 

Симон Ушаков (1626-1686 гг.) – русский иконописец и график. Одна из центральных фигур русской живописи XVII века.

Мастер Оружейной палаты, руководитель её иконописной мастерской. Писал иконы, парсуны, миниатюры, руководил росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660) и Грановитой палате (1668) в Московском Кремле, чертил географические карты, создавал рисунки для гравёров.

В его творчестве уже заметны реалистические тенденции, пристальный интерес к изображению человеческого лица. Излюбленной темой становится Спас Нерукотворный (например, иконы «Христос Эммануил», 1668, «Спас Нерукотворный», 1678). Настойчиво повторяя эту тему, живописец стремился избавиться от условных канонов иконописного изображения. Иконы Ушакова приблизились к портрету. Возможно, им недостает одухотворенности икон XIV-XV веков, но это искупается стремлением художника к изображению правдоподобного человеческого лица.

 

Московский Кремль

После освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году кремль восстанавливается. В 1624 г. над Фроловской башней (переименована в 1658 г. в Спасскую – главный въезд в Кремль) поднялся каменный шатер покрытый черепицей и установлены часы с боем – куранты (англ. часовых дел мастер Христофор Галовей). Площадь перед воротами стали именовать Красной (Красивовой). В 1635—1636 годах построен Теремной дворец и дворцовые церкви. В правление царя Фёдора Алексеевича (1676—1682) и царевны Софьи (1682—1689) произведена масштабная перестройка кремлёвского ансамбля, в результате которой он получил логическое завершение. Были возведены новые корпуса Приказов и Чудова монастыря, верховые сады, палаты цариц и царевен, а все башни Кремля (кроме Никольской) получили многоярусные надстройки с украшенными цветной черепицей шатрами. В это же время Кремль изменил свой цвет: из красно-кирпичного он стал белым. 7 июля 1680 года, как говорится в одном древнем историческом акте, царь Фёдор Алексеевич «указал город Кремль выбелить известью».

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!