АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.  



 

Фрагмент из пьесы Г.Полонского «Доживем до понедельника, или Подсвечник Чаадаева».

 

 

Задание:  

Проанализировать следующие аспекты речевого поведения учителя Мельникова:

 А) формы эмоционально-речевого общения;  

 Б) манера постановки учебной задачи;  

 В) коррекция и оценки ответа   .

 

 

 ХОД РАБОТЫ   

 

 ТЕКСТ   

 Вопрос и основное направление ответа   

Мельников

 Садитесь. Ну-ка потише…  

/Снял с руки часы, положил перед собой. И рядом - медный подсвечник/.

Как такое начало раскрывает отношения с классом?

Встреча людей давно знакомых, понимающих друг друга.

 Подтекст жеста   ?

Не будем терять времени.

 В прошлый раз мы говорили о манифесте семнадцатого октября… Говорили про обманчивую сладость этого государственного пряника… О том, как вскоре его заменили откровенным кнутом…   

Смысл перечисления вопросов?

 Интенция внешняя   : «Повторим это», внутренняя: «слушайте, я определяю направление, контуры вашего ответа»

Требования к ответу:  лаконизм   и емкость.

Мельников

 О начале первой русской революции. Повторим это и пойдем дальше. Сыромятников!  

Привычна ли такая постановка задания для класса?

Названа фамилия.

Ясен ли ученикам подтекст?

Иди отвечать…

Сыромятников /Сильно удивлен/

 

 

Чего?  

 

Подтекст?

Играет в непонимание, тянет время.

Мельников

 

 

 Готов?   

Подтекст?

Маневр понял, хочу уточнить причину.

Сыромятников

 

 

 Более-менее… Идти?  

Ответ уклончив: а вдруг все-таки «пронесет»?

Мельников

 

 

 И поскорее   .  

 

Подтекст?

Не теряй времени

Достаточна ли информативность столь кратких реплик?

Обоснуйте суждение.

Делая учителю дорогостоящее одолжение, Сыромятников вышел к доске.

Мельников

 Мы слушаем.  

Характер установки (мы)?

По  ремарке определить речевое действие   С., диктующее  эмоциональный характер   дальнейшего  общения   :  ученик - учитель - класс.  

Сыромятников

 Значит   так… Политика царя была трусливая и велоромная.   

Что означает пауза неуверенности в ответе?

Определить интонацию ответа.

Мельников

 Ве… Какая?  

Подтекст?

Внимание на последнем слове. Что-то не так. Повтори.

Сыромятников

 

 

 Ве… велоромная!  

 

Ошибку чувствует /пауза/, но исправить сам не может?

Мельников

 Веро- ломная   . То есть ломающая веру, предательская. Дальше.  

Способ исправления ошибки?

 Интонационное членение слова, его семантика, синоним   . И сразу - побуждение к ответу.

Сыромятников

 От страха за свое царское положение царь, конечно, выпустил манифест. Он там наобещал народу райскую жизнь…   

 Стиль высказывания   ?

Не соответствует ситуации /подчеркнуто разговорный/, далее несоответствие усиливается.

Мельников

 

 

А точнее?  

 

Подтекст?

Опять маневр понят.

Сыромятников

 Ну свободы всякие… слова, собраний… Все равно он ничего не сделал, что обещал, - зачем же брехню-то пересказывать?  

Этот скоморох имеет успех. Даже Наталья Сергеевна давится от смеха.

Сыромятников

 Потом царь показал свою гнусную сущность и стал править по-старому. Он пил рабочую кровь… и никто не мог ему ничего сказать.  

Подтекст?

 Мимика   ?

Прибегнуть к знакомому приему - повеселить класс.

Добился нужной реакции.

Реакция учителя?

Не останавливает.

На чем держится  контакт   С.  со слушателями   ?

Позиция учителя: когда и как поставить точку в этом затянувшемся «выступлении»?

Реакция класса?

Мельников

 

 

Все?  

 

Запрос и  побуждение   .

Подтекст: пора бы заканчивать.

Сыромятников

 Можно добавить. После Петра Первого России вообще не везло на царей, - это мое личное мнение!   

Подтекст?

Как бы не переиграть, нужно заканчивать…, но точка будет поставлена «красиво».

 

 

МЕСТО ЖЕСТИКУЛЯЦИИ И МИМИКИ В РЕЧЕВОМ ПОВЕДЕНИИ УЧИТЕЛЯ

Жест и мимика естественны, необходимы в устном общении людей, они во многом создают то своеобразие звучащей речи, которое отличает ее от речи письменной. Ведущую роль невербальные средства общения приобретают при контакте учителя с классом. Ведь детская аудитория очень тонко чувствует соответствие или несоответствие содержания речи и сопровождающих ее телодвижений.

Поэтому цель речевого поведения учителя можно определить следующим образом: демонстрировать доброжелательность, спокойствие и дружелюбие не только на словесном уровне (т.е. содержанием речи), но и на уровне выражения лица, манеры жестикуляции.

Условимся называть жестами такие несущие информацию движения, которые человек в процессе речи делает руками и головой.

Чем свободней чувствует себя говорящий, чем эмоциональнее его речь, тем более часты и отчетливы его жесты. Жест чаще всего появляется в такие моменты речи, когда говорящий эмоционально выделяет слово или оборот.

Жест либо сопровождает слово, дополняя или подчеркивая его смысл, либо замещает какой-то элемент высказывания. Он служит выразителем недоумения, утверждения, вопроса, намека, огорчения, радости, насмешки и других человеческих чувств.

Но не всегда жест соединен со словом, выступает в тесном взаимодействии с ним. Даже в тех случаях, когда жест заменяет целое выражение (слово), он ориентирован на определенный смысл, на сообщение чего-то такого, что актуально для собеседника.

Этим  речевые   жесты отличаются от жестов  действия   : протянул руку к лежащему на столе яблоку; вскинул локоть, защищаясь от удара, - в этих и подобных им жестах не содержится никакого сообщения, то есть они не выражают ни смысла, ни эмоций, которые могли бы быть переданы словесно.

Для наиболее распространенных, типичных речевых жестов в языке существуют устойчивые обозначения:

 РАЗВЕЛ РУКАМИ   в знак удивления;

 ПОЖАЛ ПЛЕЧАМИ   ("не знаю")

 ПОКАЧАЛ ГОЛОВОЙ   (знак отрицания)

 ВЫТАРАЩИЛ ГЛАЗА   (от изумления) и т. д.

Жест, уместный в одной ситуации общения, не используется в других: по своей непринужденности жест контрастирует с атмосферой большей или меньшей официальности, которая характеризует ситуацию "учитель - класс".

Жест "чесания в затылке" как символ недоумения, поиска решения, загадки и т.п., допустимый в общении друзей, воспринимается как признак невоспитанности или чудачества в поведении преподавателя.

Все жесты в речевом общении играют разную роль. Одни служат для изображения предмета, с помощью других говорящие указывают на предмет, без третьих не обойтись при выражении чувств, четвертые представляют собой устойчивые обозначения ритуальных или вообще этикетных действий.

 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ   передают представление о форме, размерах, местоположении предмета:

 - Малюсенький такой пузырек   , - жест указательным и большим пальцами на уровне лица: расстояние между ними обозначает высоту пузырька.

 Вот такой арбузище купил вчера, килограммов на 10!   - при этом говорящий как бы обнимает руками нечто круглое и большое.

 Там течение! Вот так все крутится! - круговое движение кистью, согнутой в локте руки (обычно в горизонтальной плоскости.  

Изобразительные жесты не только служат для сообщения о форме предмета, его движения и т.д., но и могут передавать отношения между людьми, взаимные чувства, интеллектуальные действия:

 Они вот так друг с другом   (во вражде), - произнося эту фразу, говорящий ударяет друг об друга плотно сжатые кулаки.

Исследователи современной русской разговорной речи выделяют следующие типы жестов, сочетающихся с абстрактными значениями:

 жест предельности или категоричности   : сабельная отмашка кистью руки в сочетании со словами  НИКТО, НИКОГДА, НИЧТО, НЕ    и др.:

НЕ  БУДУ   Я ЭТОГО ДЕЛАТЬ! - жест приходится как раз на "отрицательную" часть высказывания, она выделяется логическим ударением;

 Жест объединения   : плавное горизонтальное движение рукой от себя:

ВСЕМ-ВСЕМ   ЧИТАТЕЛЯМ РАЗДАЙ ЭТОТ ЛИСТОК;

 Жест отчуждения, неприятия чего-либо   : рука резко движется от груди в сторону:

 

 

 НЕ НУЖНО   МНЕ ЛЕКАРСТВА!  

 

 Жест неопределенности   : возвратно-вращательное движение кистью руки с разведенными пальцами:

 

 

 ТАК,  КОЕ-ТО НАЦАРАПАЛ…   

Это - более или менее общепринятые изобразительные жесты. Но в процессе речи могут возникать такие движения рук, которые обусловлены только данным высказыванием, связаны с конкретной ситуацией. Такие жесты либо уточняют сказанное, либо подкрепляют созданный словесными средствами образ.

 УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ   - указывают на предмет и тем самым часто заменяют собой имя предмета, описание его свойств, положения в пространстве и т.п.

Указательные жесты широко используются в устной речи. Обычно они сопровождаются местоимениями и указательными словами  ВОТ, ЭТОТ, ТОТ, ТУДА    и др.

Указательные жесты делают и головой. Например, однократное движение головой снизу вверх (вариант: снизу вверх в сторону) и возврат в обычное положение означает указание на то, что находится рядом с говорящими, у них на виду: -  Вот это стол придется убрать.  

 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ   очень разнообразны. При удивлении разводят руками; в случае предвкушения чего-либо приятного - потирают ладонями друг о дружку. Изумление или сомнение выражают поднятием плеч. При обращении к собеседнику с настойчивым вопросом часто подчеркивают настойчивость вопроса жестом: ладонь полусогнутой в локте руки обращена вверх и к собеседнику (на уровне груди).

Особую и очень важную роль в системе средств общения играют жесты, выражающие согласие и несогласие, и жесты, принятые в качестве символов при приветствии, прощании, обращении и других коммуникативных актах, обусловленных этикетом.

Жест чаще всего накладывается на слово, подчеркивая, усиливая смысл, передаваемый им, или же замещает слово, выступает вместо него и в его функции. Но и в том, и в другом случае жест - дополнительное, а не основное средство общения.

Понять человека, который говорит не жестикулируя, можно, хотя при этом надо будет преодолевать некоторое ощущение неестественности, которое возникает в его речи. Тем не менее жест - важный компонент речевого акта: он сообщает речи динамизм, усиливая главное и отсекая само собой разумеющееся, придает ей естественность с точки зрения принятых в данном обществе традиций человеческого общения.

Если учитель как оратор заинтересован в успехе своей речи, то и его мимика не может быть невыразительной. Ученики всегда по лицу могут догадаться, насколько учитель сам заинтересован в своем выступлении. И если у него будет "тупой взгляд" и "каменное лицо", такое равнодушие к происходящему обязательно "заразит" класс.

Мимика должна быть в тесной взаимосвязи с жестами, а значит, "живой", изменяющейся в процессе речи, во взаимодействии с аудиторией. Лишь если учитель владеет своей речью, сопровождает ее уместными жестами и мимикой лица, если он "владеет своим телом", ему гарантирована речевая и психологическая победа над слушателями, успех за работу над собой, признание за нелегкий труд.

 

БАСНИ  

 

Пример  внутреннего монолога   исполнителя стихотворного или прозаического произведения, по стилю и структуре максимально приближенный к  внутренней речи   .

 

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!