Взбегу на холм и упаду в траву.



И древностью повеет вдруг из дола!

Засвищут стрелы будто наяву,

Блеснет в глаза кривым ножом монгола!

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они.

Иных времен татары и монголы… (Н.Рубцов. «Видение» 1962 г.)

Особое место в русской литературе в период «оттепели» заняло творчество Александра Исаевича Солженицына. Разговору о его произведениях будут посвящены отдельные уроки, но тем не менее несколько важных слов о нем следует сказать. Солженицын стал известен всему читающему Советскому Союзу в 1962 году, с выходом «Одного дня Ивана Денисовича» («Щ-854 (Один день одного зэка)», напечатанном в журнале «Новый мир». Публикация произведения Солженицына воспринималась как событие не только литературное, но и общественное. В 1970 г. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии «за нравственную силу, с которой он продолжил традицию русской литературы».

Всё, что писал Солженицын, было проникнуто решительным неприятием советской политической системы. С образом Ивана Денисовича в литературу пришла новая этика, выкованная в лагерях, через которые прошла очень уж немалая часть общества.

Рассказ «Матренин двор» (1964) рисует образ праведницы, раскрывает душевную красоту Матрены. Солженицын видел свое назначение в проповедовании истины, духовности.

 Произведения, явившиеся этапными в «оттепельное» время, стали импульсом к развитию новых направлений в русской литературе: «деревенской прозы», «городской», или «интеллектуальной» прозы. Эти названия условны, однако прижились в критике и читательской среде. Они сформировали устойчивый круг тем, который разрабатывался писателями в 60-80-е годы 20 века.

В «оттепельное» время на устах у всех было имя Валентина Владимировича Овечкина. Признание ему принесла книга из трех очерков о жизни деревни «Районные будни» (1952-1956) , после чего Овечкина стали именовать писателем- «деревенщиком».

Деревня привлекала писателя русскими характерами, проблемами деревни. В. Овечкин показал будни, трудности, которые испытывала деревня. Благодаря этому писателю получил развитие жанр публицистического очерка, открылось новое дыхание в реалистическом направлении.

В русле «деревенской прозы» сложились такие большие художники, как Василий Иванович Белов (повесть «Привычное дело» 1966 г., в которой показана глубина и цельность нравственного мира человека от земли), Фёдор Александрович Абрамов

 (повесть «Деревянные кони» 1969 г., в которой рисуется образ русской крестьянки Василисы Милентьевны. настоящей русской женщины), Василий Макарович Шукшин (сб. «Сельские жители» 1963 г.), Борис Андреевич Можаев (роман о событиях коллективизации «Мужики и бабы»1976-1986), Валентин Григорьевич Распутин, Виктор Петрович Астафьев, Юрий Павлович Казаков и др.

Сутью этого направления было возрождение традиционной нравственности. Сами писатели были, в основном,  выходцами из деревни, поэтому в центре их внимания была послевоенная деревня, нищая и бесправная (колхозники до начала 60-х годов не имели даже собственных паспортов). «Деревенская проза» оказала огромное влияние на всю русскую литературу. Писатели – «деревенщики» дали картину жизни русского крестьянства в 20 веке, продолжили традицию раскрытия русского характера. «Деревенская проза» отразила основные события, повлиявшие на судьбу крестьянства: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и нэп, коллективизацию и голод (Великим переломом называли насильственную коллективизацию), колхозное строительство и индустриализацию, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством и нынешнюю его деградацию. Поэтика «деревенской прозы» была ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни, которые должны были заменить государственную идеологию.

В конце 60-х-70-х годах 20 века определился мощный пласт литературы, которую стали называть «городской», «интеллектуальной» и даже «философской» прозой. Названия эти также условны, особенно потому, что содержат некую  противопоставленность «деревенской» прозе, которая, получается, лишена интеллектуальности и философичности. Но если «деревенская» проза искала опору в нравственных традициях, основах народной жизни, исследовала последствия разрыва человека с землей, с деревенским «ладом», то «городская» проза связана с просветительской традицией. Если в «деревенской» прозе жители деревни и города противопоставлены (а это традиционное для русской культуры и истории противопоставление), и это часто составляет конфликт произведений, то «городскую» прозу интересует, прежде всего, городской человек с довольно высоким образовательным и культурным уровнем и его проблемы. Конфликт не связывается с оппозицией деревня-город, а переносится в сферу переживаний и проблем человека, связанных с его существованием в современном мире.

Современный город – сосредоточение глубоких драм, преступлений, обманов, бытовых историй, обостренных исканий, трений между людьми.

  Показателем наивысших достижений «городской» прозы, ее движения идей и форм, ломки привычных форм повествования стали так называемые семейно-бытовые повести Юрия Валентиновича Трифонова на московском материале: «Обмен» 1969, «Предварительные итоги» 1970, «Долгое прощание» 1971; его роман «Дом на набережной» 1976. Ю.В. Трифонова в советское время попрекали, что он пишет «не про то», что произведения его сплошь мрачные, что он полностью погружен в быт.

«Городскую» прозу представляли Юрий Осипович Домбровский (повесть «Хранитель древностей» 1964),Владимир Семенович Маканин ( повести «Предтеча» 1982, «Где сходилось небо с холмами» 1984), Андрей Георгиевич Битов (роман «Пушкинский дом»)

В 60-80 е годы 20 века появились произведения, сообщавшие новые сведения «о царях и графах». Это романы Валентина Саввича Пикуля («Пером и шпагой» 1972, «Битва железных канцлеров» 1977, «У последней черты» 1979, «Фаворит» 1984), Дмитрия Балашова («Господин Великий Новгород» 1967, «Бремя власти» 1981, «Марфа-посадница»)  В. Пикуль предпринял грандиозную попытку раскрыть национально-государственный путь России среди враждебных ей сил, показать конфликт собирателей России и ее разрушителей. Иной уровень в осмыслении истории, в поисках философии надежды был достигнут в романах Д. Балашова. Балашов воссоздал путь истории, «собирание Руси», междоусобные войны в ритмах народной устной речи, используя лексику древнерусского языка.

Особое место в русской литературе 60-80-х годов 20 века занимала научно-фантастическая проза. Образцами ее были романы И.А. Ефремова («Туманность Андромеды» 1957, «Лезвие бритвы» 1962, «Час быка» 1968) и братьев Стругацких, Аркадия Натановича и Бориса Натановича («Трудно быть богом» 1964, «Гадкие лебеди» 1967, «Жук в муравейнике» 1979 и др.).

Общественным движением 50-90-х годов 20 века стала так называемая авторская песня, которая существует и сегодня. Но пиком развития ее стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни неофициальные, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы; песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Александра Галича (Гинзбурга), Владимира Высоцкого.

Такие песни можно исполнять в неформальной обстановке. Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого. Демократичность этого явления выразилась в том, что многие стали пробовать себя в качестве авторов, находили способ самовыражения, не претендуя на мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение авторской песни сделало лучшие ее образцы поистине народными.

 

VII . Домашнее задание.  

Прочитать материал лекции, просмотреть видеоматериалы  и написать небольшое эссе на тему «Общая характеристика русской литературы послевоенных лет и периода 60-80-х годов 20 века».

Знать основные понятия

-«лейтенантская проза»

-«деревенская проза»

-«городская проза»

-«громкая» лирика

-«тихая» лирика

-лирическая повесть

-роман-эссе

-публицистический очерк

-историческая хроника

-авторская песня

-научная фантастика

Литература

1.  Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: "Академия", 2018

2. Интернет: 72 Культура в 1950-1980-х гг.youtube.comУниверситет СИНЕРГИЯ

20 февраля 2013

 

3. Особенности литературы 50 80 ггyoutube.com16 апреля 2019

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!