Дополнительные рекомендуемые Интернет-ресурсы 7 страница



Деятели Просвещения боролись за установление "царства разума", прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой такого "царства разума" должно быть "естественное равенство", а отсюда - политическая свобода и гражданское равенство.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут к уничтожению бесправия и несправедливости.

Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов; разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности

В Англии в XVII - XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе.

В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704). Основное его сочинение "Опыт о человеческом разумении" содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда

Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт. как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность философского общества в Эдинбурге, которое объединило лучшие умы того времени. Его секретарем был Давид Юм (1711-1776), а одним из членов - философ и экономист Адам Смит (1723-1790). Этот выдающийся теоретик товарно-денежных отношений стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим соображениям. В своей теории Смит отводил большое место рынку, считая, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зависимости при феодализме.

Французское Просвещение представлено Ф. Вольтером (1694-1778), Жан-Жаком Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713- 1784), Шарлем Монтескье (1689 - 1755). Полем Анри Гольбахом (1723-1789) и др.

С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения Франции - радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов.

В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества.

Наиболее видным представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724 - 1804). Кант подвел итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен его вклад в разработку теории правового государства.

Русское Просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало ее вполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, которая сложилась в российском обществе того времени. По мнению просветителей, величие человека, его отличие от других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества.

Огромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Целью свободного общества, по мнению просветителей, является благополучие граждан.

Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, человек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева "О воспитании". Философско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытностью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоззренческих и нравственных проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян.

Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломоносов.

Идеи просветительства нашли широкое распространение в русской литературе - в произведениях Д.И. Фонвизина (1744/45-1792), Г.Р. Державина (1743-1816), В.К. Тредиаковского (1703-1768). Представителя. ми этого направления в русской живописи были Ф.С. Рокотав (1735- 1808). Д.Г. Левицкий (ок. 1735-1822).

Провозвестник революционных настроений в России А.Н. Радищев (1749-1802) в своих произведениях (одах, "Путешествие из Петербурга в Москву", 1790) отразил широкий круг идей русского Просвещения и прежде всего резкое обличение самодержавия и крепостничества.

В конце XVII - XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Бах, великий немецкий композитор и органист, работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы.Юн до сих пор непревзойденный мастер полифонии.. Гендель, как и Бах, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения - "Саул", "Израиль в Египте"', "Мессия". Гендель написал более 40 опер, ему принадлежат органные концерты, сонаты, сюиты. .

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера - Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг Ван Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.

Вольфганг Амадей Моцарт {1756 - 1791) писал музыку и играл на скрипке и клавесине в том возрасте, когда другие дети еще не умеют складывать букв.

С 1781 г. Моцарт живет в Вене, здесь наступает расцвет его творческого гения. В операх "Похищение из сераля" (1782), "Свадьба Фигаро" (1786), "Дон Жуан" (1788), "Волшебная флейта" (1791) Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах

Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений

Выразителем духа Венеции был Джованни Баттиста Тьеполо (1696 - 1770), крупнейший итальянский живописец XV1I1 в., последний представитель барокко в европейском искусстве.

Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведуты - городского архитектурного пейзажа: Антонио Каналетто (1697-1768), прославленного торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры ("Прием французского посольства в Венеции"), и более поэтического, более романтического мастера, передающего тончайшими оттенками цвета сам воздух Венеции и ее лагун, - Франческа Гварди (1712-1793) ("Венецианский дворик").

Расцвет национальной школы живописи в Англии - начинается с Уильяма Хогарта(1697-1764), живописца, графика, теоретика искусства, автора серии картин "Карьера проститутки", "Карьера Мота".

Замечательным художником - портретистом этого времени был Томас Гейнсборо (1727-1788). Портретным образам Гейнсборо, нередко помещенным на фоне мягкого идиллического ландшафта, свойственны душевная утонченность, одухотворенность и поэзия.

В первой половине XVIII в., когда так активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской, ведущим направлением во французском искусстве XVIII в. стало рококо. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое. насмешливое, вычурное, дразнящее чувство

Ярким представителем французского рококо стал Франсуа Буше (1703 - 1770)

Типичные сюжеты его полотен - "Триумф Венеры" или "Туалет Венеры", "Венера с Амуром", "Купанье Дианы" и т.п.

Французская скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись.

Французская революция и вызванные ею социально-политические катаклизмы рубежа XVIII - XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие группировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов, просветителей обвиняли в том, что они внесли в умы людей путаницу, а в общество - смуту, нарушившие естественное, органичное развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно внезапно сошло с подмостков истории, заставив потомков задуматься, в чем же заключалось его историческое предназначение.

К 18 веку относится и период первоначального накопления капиталла Главным отличительным признаком эпохи первоначального накопления капитала было развитие товарно-денежных отношений, становление рыночной экономики, которое наложило отпечаток на все стороны общественной жизни того времени.

Наиболее престижной и прибыльной отраслью торговли была внешняя торговля, которая поставляла наиболее дефицитные товары с Востока (пряности, благовония, шелковые ткани, украшения и т.д.).

Другим следствием развития торговли были изменения в сфере производства, как сельскохозяйственного, так и промышленного. Рост торговли требовал большего объема товаров, который не могли обеспечить ремесленные цехи и крепостное сельское хозяйство феодальных вотчин. В промышленности появились новые организационные формы - мануфактуры, организаторами которых были в первую очередь купцы.

К концу эпохи первоначального накопления капитала формируется первая экономическая концепция, получившая название меркантилизм (от итал. Mercante - купец). Она выражала мировоззрение торговой и ссудной буржуазии. Меркантилисты утверждали, что богатством нации являются деньги, а источником этого богатства - внешняя торговля, которую они ставили выше всех остальных отраслей хозяйства.

 


 

Девятая неделя. 30 октября-12 ноября. Лекция 5. “Россия и мир в XIX в”

Разбираемые вопросы:

Россия и мир в XIX в.

 

Доводимые до сведения студентов материалы:

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX В.

XIX в. - это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. В то же время связь естествознания с производством становилась теснее. Появились первые научные исследовательские лаборатории, работавшие на промышленность. Новые и новые научные открытия в различных областях естествознания все больше воздействовали на развитие ведущих отраслей промышленности: металлургии. энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта. химической промышленности.

Простой практический опыт все больше дополнялся теоретическим осмыслением производственных процессов и точным инженерным расчетом.

Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона. радио, кино и много другого составило переворот в науке и технике и имело громадное историческое значение.

Великие сдвиги, происходившие в XIX в. в развитии науки и техники, оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства всех стран и народов европейского континента.

Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к капитализму, базирующемуся на монополии или олигополии. В основе этого перехода лежали изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX - начале XX в., получившие название второй технологической революции. Первой технологической революцией был промышленный переворот. Вторая технологическая революция развернулась в последней трети XIX в. и продолжалась до первой мировой войны (19I4-1918).

Важнейшее значение имело изменение энергетической базы производства: паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии.

Возникли новые отрасли промышленности - электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали резкое возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось посредством выпуска акций и создания акционерных обществ.

Банковский капитал срастался с промышленным в финансовый капитал.

Усиление позиций финансового капитала приводило к образованию финансовой олигархии из числа наиболее влиятельных банкиров и предпринимателей.

Эпоха становления капитализма - это и новая эпоха в развитии европейский художественной культуры. Именно в эту эпоху сформировались классицизм, романтизм, критический реализм и импрессионизм.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) начал складываться еще в XVIII в., главным образом во французской культуре и отражал идеи французского абсолютизма. Стиль классицизма, основывающийся на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, к созданию ясных, органичных образов Вместе с тем классицизму были присущи черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма.

Представители классицизма в немецкой литературе - И.В. Гете и И.Ф. Шиллер.

В живописи представителями классического стиля были французские художники Давид и Энгр.

Гениальным испанским живописцем и гравером был Франциска Гойя (1746-1826)

Классицизм в архитектуре наиболее ярко проявился в России. Ему были присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором. Наиболее крупными представителями классической архитектуры были М.Ф. Казаков, К.И. Росси, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров.

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme, от ср.-век. romant - роман) - идейно-художественное направление, развившееся во всех странах Европы и в Северной Америке. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства.

Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей XVIII в.

Устремленность к безграничной свободе, жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому (нередко идеализировали его), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира.Своего расцвета романтизм достиг в 20 - 30- е годы XIX в.

Истинной родиной романтизма была Германия.

Гофман - один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер "Ундина". Поэтические образы Гофмана вдохновили композиторов - Р. Шумана (балет "Крейслериана"), Ж. Оффенбаха ("Сказки Гофмана"), П.И. Чайковского(балет "Щелкунчик").

В А н гл и и огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1788 - 1824).

В Р о с с и и становление романтизма связано с поэзией Василия Андреевича Жуковского (1783-1852). Его баллады "Людмила", "Светлана" и другие проникнуты идеями дружбы и добродетели свободных от пороков личностей, их долга и любви к Отечеству. Ярчайшим представителем гражданского романтизма был поэт-декабрист Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826).

Идеи романтизма нашли отражение и в творчестве венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа (1811-1886). Им созданы оратория "Фауст-симфония", 13 программных симфонических поэм, 19 рапсодий, этюдов, вальсов и около 70 других музыкальных произведений. Представителем романтического направления был польский композитор и пианист Фридерик Шопен (1810-1849). Им написаны 2 концерта, 3 сонаты, 4 баллады, скерцо, ряд экспромтов, ноктюрнов, этюдов и песен Эти композиторы - гордость не только европейской, но и мировой культуры.

В России в первой половине XIX в. творил выдающийся композитор, родоначальник русской классической музыки, основоположник романтизма и реализма в музыке Михаил Иванович Глинка (1804- 1857). Его оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила", симфонические сочинения - "Комаринская", "Испанские увертюры". а также романсы широко известны во всем мире.

РЕАЛИЗМ утверждается в 30 - 40-е гг. XIX з. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но ' к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре.

Реализм в литературе и искусстве - это правдивое, объективное : отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Во второй половине XIX в. критический реализм был господствующим направлением и в русской литературе. Его основы были заложены еще А.С. Пушкиным (1799-1837), М.Ю. Лермонтовым (1814 - 1841), Н.В. Гоголем (1809 - 1852). Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, показ пороков нового буржуазного общества были оснбвным направлением прогрессивной литературы в России. Такие гиганты, какЛ.Н. Толстой (1828 - 1910), Ф.М. Достоевский (1821 - 1881), И.О. Тургенев (1818 - 1883). М.Е. Салтыков-Щедрин (1826 - 1889). А.П. Чехов (1860 - 1904) изобразили целые пласты жизни россиян, с их радостями и печалями, светлыми и темными сторонами жизни.

Произведения русских композиторов вошли в сокровищницу мировой музыкальной классики. Они не сходят со сцены оперных театров многих стран мира и по сей день.

Вершин реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. достигло творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813 - 1901). Его блестящие историко-героические оперы "Сицилийская вечерня" (1854), "Бал-маскарад" (1859), "Сила судьбы" (1861), "Симон Бокканегра" (1857) посвящены национально-освободительному движению Италии. Личная драма героев тесно связана с общественно-политическими событиями. Их отличает сочетание динамизма и яркости массовых сцен с углубленным психологизмом; для них характерно исключительное богатство оркестровых красок.

К шедеврам оперного реализма относится музыкальная драма "Отелло" (1886) и комическая опера "Фальстаф" (1892), созданные Верди на сюжеты Шекспира. В этих операх он отказался от традиционных арий и дуэтов, заменив их монологами, диалогическими сценами, добившись полного слияния музыки с драматическим действием.

Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Визе (1838 - 1875) - автора опер "Искатели жемчуга", "Пертская красавица", "Джамиле". Опера "Кармен", признанная вершиной французской реалистической оперы, в репертуаре многих театров мира.

Романтические традиции проникли в искусство балета.

С реализмом как стилем художественного творчества тесно связан НАТУРАЛИЗМ.

Представители натуралистического направления в искусстве исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью,физиологией. В 80-х гг. XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя (1840 - 1902). В своем главном труде - двадцатитомной серии романов ("Ругон Маккары") Золя нарисовал широкую панораму французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны. Другими известными представителями натурализма в литературе были: французы братья Эдмонд (1822 - 1896) и Жюль (1830 - 1870) Гонкур, немцы Арно Хольц (1863 - 1929). Герхард Гауптман (1862 - 1946). американцы Стивен Крейн (1871 - 1990), Франк Hoppuc (1870 - 1902) и бельгиец Камиль Лемонье (1844 - 1919).


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!