Тема: ФОРМА И ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ



Тема: Специфика логики как науки.

1. Специфика логики.

 

Термин «логика» многозначен:

1) для обозначения закономерностей природы и общества, например, в выражениях «ло­гика фактов», «логика вещей», «логика политической борьбы» и т. п. Это объективная логика.

2)  закономерности мышления — его последовательность, не­ противоречивость, обоснованность. Это субъективная логика, логика мышления. Например: «логичное рассуждение», «строгая логика дока зательства» и т. п.

3) Логику мышления — законы, которым подчиняется мышление че­ловека, формы, в которых существуют и выражаются мысли, различ­ные мыслительные операции, изучает наука логика. Законы, формы операции мышления сформировались до возник­новения науки логики и независимо от нее.

    Мышление человека ло­гично по своей природе. Если бы это было не так, люди не могли бы правильно выражать свои мысли, общаться и понимать друг друга. Мышление логично потому, что «логична», закономерна сама дейст­вительность. Логика мышления есть своеобразное отражение логики вещей. Закономерности мышления обусловлены практической и по­знавательной деятельностью человека, неразрывной связью мышле­ния с языком, в словах и предложениях которого выражаются мысли.

    Любая профессио­нальная деятельность не ограничивается стихийно приобретенными навыками, она опирается на знание. От греч. logos — мысль, слово, рассуждение. Мышление — процесс значительно более сложный, чем ходьба или пищеварение. Логические ошибки можно обнаружить в рассуждениях даже профессионально подготовленных людей — в*публика­ циях журналистов, выступлениях радио- и телеобозревателей, в речах политических деятелей. Наука относит человека к виду Homo sapiens — человек разумный. Но разум, мышление необходимо развивать. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навыки мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

    Многие великие философы, выдающиеся деятели науки и куль­ туры — М. В. Ломоносов и Н. Г. Чернышевский, К. А. Тимирязев и К. Д. Ушинский — придавали большое значение изучению логики, знанию ее законов. Велико значение логики в работе юриста. Знание логики помогает подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обви­няемого, опровергнуть необоснованные доводы оппонентов, постро­ить следственную версию, наметить логически выдержанный план осмотра места происшествия, непротиворечиво, последовательно и обоснованно составить документ и т. д. Все это имеет важное значе­ние в работе юриста, направленной на укрепление законности и пра­вопорядка. Лучшие русские юристы отличались не только глубоким знанием всех обстоятельств дела и яркостью речей, но и строгой логичностью в изложении и анализе материала, неопровержимой аргументацией выводов. Строгая последовательность, логичность и убедительность. И, наоборот, непоследовательные и противоречивые рассуждения затрудняют выявление дела, а могут быть причиной судебной ошибки.

     Логика имеет ряд особенностей:

     1. Логика — абстрактная наука. Изучая законы и формы мышле­ния, она отвлекается от конкретного содержания мыслей, выявляя форму, в которой оно существует. Логика изучает связь мыслей, т. е. то общее, что свойственно для любых мыслей независимо от их конкретного содер­жания. Поэтому при изучении логики нужно отвлекаться от конкрет­ного содержания и выявлять форму мыслей, для обозначения которой используется логическая символика. Усвоение и использование логи­ческой символики (формул, схем, таблиц) имеют важное значение для анализа рассуждений, помогают отличить правильные рассуждения от неправильных.

    2. Специальная терминология. В логике — это слова преимущест­венно из греческого и латинского языков. Например, «аналогия», «ги­потеза», «дихотомия» заимствованы из греческого языка, «абстрак­ция», «дедукция», «индукция» — из латинского.

     3. Изучение логики не сводится к усвоению теории. Важно применять логические законы, правила и операции на практике, в процессе рас­ суждения.

     4. Усвоению логики вредит поспешность. Нужно помнить, что «в во­дах логики нельзя плыть с полными парусами».

 

ИСТОРИЯ ЛОГИКИ

    Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука. Она сформировалась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н. э. Ее осно­вателем является древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.). В своих логических трудах, получивших общее название «Органон» (греч. «орудие, инструмент познания»), Аристотель сфор­мулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное (силлогистическое) умозаключение. Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений совре­менной математической логикилогики предикатов.

    Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и др.), дополнившая аристотелев­скую теорию силлогизма описанием сложных умозаключений. Логи­ка стоиков — основа другого направления математической логики: логики высказываний.

    Среди других античных мыслителей, развивающих и комментиру­ющих учение Аристотеля, следует назвать Пшена, Порфирия, Боэция, сочинения которого длительное время служили основными логичес­кими пособиями.

    Логика развивалась и в Средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики. Значительны успехи логической науки в Новое время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная анг­лийским философом Ф. Бэконом (1561—1626). Бэкон разработал ме­тоды научной индукции, систематизированные впоследствии англий­ским философом и логиком Дж. С. Миллем (1806—1873). Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона — Милля составили основу общеобразовательной дисциплины, которая в течение длительного времени была обязательным элементом евро­пейской системы образования и составляет основу логического обра­зования в настоящее время, формальной логики, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также тра­диционной, или аристотелевской, логикой.

    Французский философ Р. Декарт (1596—1650), внес вклад в дедуктивную логику; немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716), сформулировал закон достаточного основания, выдвинул идею математической логики, которая получила развитие значитель­но позднее; немецкий философ И. Кант (1724— 1804) , Гегель, Маркс и др.

    На Востоке: Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс) и др. 1 В 1662 г. в Париже вышла книга «Логика, или Искусство мыслить», написанная последователями Декарта А. Арно и П. Николем, известная также под названием «Логика Пор-Рояля». Книга оказала заметное влияние на последующую историю раз­ вития логики.

    Значительны заслуги в развитии логики русских философов и уче­ных. Ряд оригинальных идей выдвинули М. В. Ломоносов (1711—1765), А. Н. Радищев (1749—1802), Н. Г. Чернышевский (1828—1889). Извест­ны своими новаторскими идеями в теории умозаключений русские логики М. И. Каринский (1840—1917) и Л. В. Рутковский (1859—1920). Одним из первых начал развивать логику отношений философ и ло­гик С. И. Поварнин (1870—1952).

    Во 2-й пол. XIX в. в логике начинают широко применять разработанные в математике методы исчисления. Это направление разрабатывалось в трудах Д. Буля, У. С. Джевонса, П. С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Рассела, Я. Лукасевича и др.математиков и логиков. Теоретический анализ дедуктивных рассуждений метода­ми исчисления с использованием формальных языков получил назва­ние математической, или символической, логики. Символическая логика — интенсивно развивающаяся область логичес­ких исследований, включающая множество разделов, или, как их при­нято называть, «логик» (например, логика высказываний, логика пре­дикатов, вероятностная логика и т. д.). Большое внимание уделяется разработке многозначной логики, в которой, помимо принятых в традиционной логике двух значений истинности — «истинно» и «лож­но», —допускается много значений истинности. Так, в разработанной польским логиком Я. Лукасевичем (1878—1956) трехзначной логике вво­дится третье значение — «возможно» («нейтрально»). Им же построена система модальной логики со значениями «возможно», «невозможно», «необходимо» и т. п., а также четырехзначная и бесконечная логики.

    Перспективными являются такие разделы, как вероятностная ло­гика, исследующая высказывания, принимающие множество степе­ней правдоподобия — от 0 до 1, временная логика и многие другие. Особое значение для правоведения имеет раздел модальной логи­ки, получивший название деонтическая логика, исследующая структу­ры языка предписаний, т. е. высказываний со значением «обязательно», «разрешено», «запрещено», которые широко используются в право­творческой деятельности.

    Исследование процессов рассуждения в системах символической логики оказало заметное влияние на дальнейшее развитие формаль­ной логики в целом. Вместе с тем символическая логика не охватыва­ет всех проблем традиционной формальной логики и не может полно­стью заменить последнюю. Это два направления, две ступени в развитии формальной логики.

    Особенность формальной логики состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, измене­ния, развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика, впервые в развернутом виде представленная в объективно-идеалистической философской системе Гегеля (1770— 1831) и с материалистиче­ских позиций переработанная в философии марксизма.

    Диалектическая логика — наука о диалектическом мышлении, в принципах, законах и категориях которого отражаются взаимосвязи, изменение и развитие объективного мира. В отличие от формальной логики, изучающей законы и формы готового знания, диалектическая логика изучает развитие знания, формирует на основе всеобщих зако­нов диалектики методологические принципы: объективность и все­сторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, восхожде­ние от абстрактного к конкретному и др. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.

    Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект — человеческое мышление, но при этом каждая из них име­ет свой предмет исследования. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое от­четливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический ап­парат, так и средства, разработанные диалектической логикой. Формальная логика изучает формы мышления, выстраивая струк­туру, общую для различных по содержанию мыслей. Формальная логика изучает законы, обуславливаю­щие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину. Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно познавать действительность. Поэтому изуче­ние мышления, его законов и форм нужно начинать с формальной логики.

 

Познание, его уровни.

    Логика — наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир. Познание — это деятельность человека, направленная на приобрете­ние знаний. Познавательная деятельность включает чувственное и ра­циональное' познание.

    Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощуще­нии, восприятии и представлении. Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимае­мых свойств предметов — их цвета, формы, запаха и вкуса. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непо­средственного воздействия на органы чувств, называется восприяти­ем. Например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музы­кальной мелодии и т. п. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Представления могут быть не только образами предметов, сущест­вующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крыла­тый конь Пегас, кентавр (получеловек-полулошадь) древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией).

    Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной за­висимости. А это невозможно без мышления, отражающего действи­тельность в логических формах.

    Рассмотрим основные особенности мышления.

1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, сущест­венное, создает абстрактный образ. Подобным же образом создаются понятия юридического лица, госу­дарственного суверенитета, правоспособности и т. п.

 2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действитель­ности. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т. е. опосредствованно. По указа­нию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не на­блюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется вывод­ным.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни воз­никла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.

 4. Мышление — процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах дей­ствительности, выражая их не только средствами естественного язы­ка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.

    Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способ­но обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действи­тельности. В реальном познавательном процессе они нахо­дятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты едино­го процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлени­ям, но и в определенной степени восприятиям и ощущениям и со­ставляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, получен­ных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек по­знает такие недоступные чувственному познанию явления, как дви­жение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в ко­нечном счете ощущения, восприятия, представления.

Тема: ФОРМА И ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ

Содержание и форма мысли

    Любая мысль имеет содержание и форму. Под содержанием мысли понимают отображенные в ней предметы, их свойства и отношения. В мышлении содержание существует в понятиях, суждениях и умоза­ключениях. Отдельные предметы или их совокупности отражаются мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию. Различные предметы отражаются в мышлении че­ловека одинаково — как определенная связь их существенных призна­ков, т. е. в форме понятия.

    В форме суждений отражаются связи между предметами и их свой­ствами. Эти связи утверждаются или отрицаются. Например, в сужде­нии «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается связь между обвиняемым и правом на защиту. В суждении «Это преступление не является умышленным» — связь между совершенным преступлением и умыслом отрицается. Приведенные суждения различны по своему содержанию, однако способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков, эта связь выражается в форме утверждения или отрицания. Обозначив поня­тия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъ­ ект) — так обозначается понятие о предмете суждения — и Р (преди­кат) — понятие о признаке предмета, получим схему, общую для любого суждения данного вида: S — Р, где S и Р — понятия, входящие в суждение, знак «—» обозначает связь между ними. Под S и Р можно мыслить любые предметы и их признаки, под знаком «—» — любую связь (и утвердительную, и отрицательную). Таким образом, суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания.

    Умозаключение - из одного или нескольких суждений (они называются посылками) выводится новое суждение (заключение), можно установить, что в умозаключениях од­ного вида вывод получается одним и тем же способом. Например, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Федо­ров — свидетель» — с необходимостью вытекает новое суждение: «Федоров не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из которых выводится заключение, связаны об­щим для них понятием «свидетель». Подобным же образом, т. е. благодаря связи суждений, можно по­ лучить вывод из суждений, имеющих любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является спо­соб связи суждений.

    Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах. Логическая форма, или форма мышления, — это способ связи эле­ментов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. В реальном процессе мышления содержание и форма мысли суще­ствуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм.

    Рассмотрев понятие логической формы, следует уточнить понятия «мысль» и «рассуждение». Мысль — это результат процесса познания в форме понятия или суж­дения. Рассуждение — умозаключение или несколько взаимосвязанных умозаключений, переход от посылок к заключению.

    Мысль может быть истинной или ложной. Мысль является истин­ной, если она соответствует действительности. Мысль, не соответству­ющая действительности, является ложной. Так, суждение «Франция — европейская страна» истинно, оно соответствует действительности. Суждение «Мозамбик — европейская страна» — ложно, оно не соот­ветствует действительному географическому положению этой страны. Ошибки, связанные с содержанием мыслей, называются фактиче­скими ошибками. Они появляются вследствие незнания предмета, не­ осведомленности о реальном положении дел. Истинность мыслей по содержанию — необходимое условие достижения верных результатов в процессе рассуждения.

    Другим не­обходимым условием является логическая правильность рассуждений. Если это условие не соблюдается, то ложный результат может быть получен из истинных мыслей. Например, из истинных мыслей: «Некоторые промышленно раз­витые страны находятся в Европе» и «Япония — промышленно разви­тая страна» следует ложный вывод: «Япония находится в Европе». Рассуждение неправильно, необходимая связь посылок, из которой выведено заключение, отсутствует. Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления.

    Закон мышления, или логический закон, — это необходимая, сущест­венная связь мыслей в процессе рассуждения. Ошибки, связанные с нарушением законов логики, называются логическими ошибками: паралогизмы и софизмы. Паралогизм (от греч. paralogismos — возле, около логики) — это не­преднамеренная логическая ошибка. Она возникает в результате не­достаточно высокой культуры мышления: в неясной формулировке мыслей, в непоследовательности и необоснованности в рассуждениях.

    Софизм (от греч. sophisma — хитрость, уловка) — преднамеренная логическая ошибка, позволяющая неверное рассуждение выдать за истинное. Умение разоблачать софизмы — важная задача логики.

     Законы мышления не устанавливаются людьми; они формируются независимо от воли и желания человека. Их объек­тивной основой являются относительная устойчивость, качественная определенность, взаимообусловленность предметов действительнос­ти. Это своеоб­разное отражение реальных связей, опосредованное многовековой практикой человеческого познания. Законы, изучаемые формальной логикой (их называют также фор­мально-логическими), следует отличать от диалектических законов мышления.

    Формально-логические законы, которые в современной логике рассматриваются как тождественно-истинные высказывания, или логические тавтологии, обуславливают правильность рассуждений. Благодаря их действию выведение новых знаний из истинных и про­веренных суждений с необходимостью приводит к истине.

    Законы диалектики — единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания от­рицания — являются не только законами объективного мира, но и за­ конами мышления, они являются предметом изучения диалектичес­кой логики.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ

    Основные законы формальной логики: (1) тождества, (2) непротиворечив, (3) исключенного третьего и (4) достаточного основания. Они называются основными, так как выражают коренные свойства логического мышления — его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Они действуют в любом рассуждении, в какой бы форме оно ни выражалось и какую бы логическую операцию ни выполняло.

    1). Закон тождества. Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание и объем. Это коренное свойство мышления — его определенность — выражает закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а = а, где под а понимается любая мысль). В символической записи он выражается формулой р –» р (если р, то р), где р — любое суждение, -» — символ импликации (логическая связка «Если..., то...»).

    Из закона тождества следует: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождествен­ные. Ошибки: омонимия – отождествление разных мыслей; синонимия – различение тождественных мыслей. Связано с различным выражением одной и той же мысли в языке. Например, два суждения: «Н. совершил кражу» и «Н. тайно похи­тил чужое имущество» — выражают одну и ту же мысль (если, разуме­ется, речь идет об одном и том же лице). Предикаты этих суждений — равнозначные понятия: кража и есть тайное хищение чужого имуще­ства. Поэтому было бы ошибочным рассматривать эти мысли как не­ тождественные. С другой стороны, употребление многозначных слов может приве­сти к ошибочному отождествлению различных мыслей. Например, в уголовном праве словом «штраф» обозначают меру наказания, пре­дусмотренную Уголовным кодексом, а в гражданском праве — меру административного воздействия. Очевидно, употреблять подобное слово в одном значении не следует. Отождествление различных мыслей нередко связано с различиями в профессии, образовании и т. д. Так бывает в следственной практике, когда обвиняемый или свидетель, не зная точного смысла юридичес­ких понятий, понимает их иначе, чем следователь. Это приводит к путанице, неясности, затрудняет выяснение существа дела. Отождествление различных понятий представляет собой логичес­кую ошибку — подмену понятия, которая может быть как неосознан­ной, так и преднамеренной. Соблюдение требований закона тождества имеет важное значение в работе юриста, требующей употребления понятий в их точном зна­чении.

    2). Закон непротиворечия. Логическое мышление характеризуется непротиворечивостью. Противоречия разрушают мысль, затрудняют процесс познания. Требование непротиворечивости мышления выра­жает формально-логический закон непротиворечия: два несовмести­мых суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно'. В символической записи: (p л ip) (неверно, что р и не-p одновре­менно истинны) под р понимается любое суждение, под пр — отрица­ние суждения р, знак i перед всей формулой — отрицание двух сужде­ний, соединенных знаком конъюнкции (логическая связка «и»).

    Из закона непротиворечия следует: утверждая что-либо о каком- либо предмете, нельзя, не противореча себе, отрицать то же самое о том же самом предмете, взятом в то же самое время и в том же самом отношении. Противоположные мысли не могут быть одновременно истинными, одна из них обязательно ложна, другая – истинна или ложна. Ошибки: 1) дистантные – несовместимые мысли разделены некоторым расстоянием, их можно обнаружить только при сопоставлении; 2) скрытые – несовместимые мысли открыто не выражены, но могут быть выявлены с помощью дополнительных сведений; 3) явные – несовместимые мысли воспроизведены открыто, одна рядом с другой.

    Закон непротиворечия действует в отношении всех несовмести­мых суждений: противоположных и противоречащих.

    Противоположными (контрарными) называются два суждения, в которых признак относится ко всем предметам некоторого множест­ва, но в одном из них этот признак утверждается, а в другом этот же признак отрицается. Например: «Все дни на прошлой неделе были дождливыми» и «Ни один день на прошлой неделе не был дождли­вым». По крайней мере, одно из этих суждений ложно.  Согласно традиции этот закон принято называть законом противоречия. Однако название — закон непротиворечия — точнее выражает его действительный смысл.

     Противоречащими (контрадикторными) называются суждения, в одном из которых что-либо утверждается (или отрицается) о каж­дом предмете некоторого множества, а в другом — то же самое отри­цается (утверждается) о некоторой части этого множества. Эти суж­дения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: если одно из них истинно, то другое ложно, и наоборот. Например, если суждение «Каждому гражданину Российской Федерации гарантирует­ся право на получение квалифицированной юридической помощи» истинно, то суждение «Некоторым гражданам Российской Федера­ции не гарантируется право на получение квалифицированной юри­дической помощи» ложно. Противоречащими являются также два суждения об одном предмете, в одном из которых что-либо утвержда­ется, а в другом то же самое отрицается. Например: «П. привлечен к административной ответственности» и «П. не привлечен к админи­стративной ответственности». Одно из этих суждений необходимо ложно.

    Закон непротиворечия выражает одно из коренных свойств логи­ческого мышления—непротиворечивость, последовательность мыш­ления. Его сознательное использование помогает обнаруживать и ус­транять противоречия в своих и чужих рассуждениях, вырабатывает критическое отношение ко всякого рода неточности, непоследова­тельности в мыслях и действиях. Умение вскрывать и устранять логические противоречия, нередко встречающиеся в показаниях свидетелей, обвиняемого, потерпевше­го, играет важную роль в судебной и следственной практике.

    В процессе судебного разбирательства обвинитель и защитник, истец и ответчик выдвигают противоречащие друг другу положения, отстаивая свои доводы и оспаривая доводы противной стороны. Поэтому необходимо тщательно проанализировать все обстоятельст­ва по делу, чтобы окончательное решение суда основывалось на до­стоверных и непротиворечивых фактах. Недопустимы противоречия в судебных актах.

    3). Закон исключенного третьего. Закон непротиворечия действует по отношению ко всем несовместимым друг с другом суждениям. Он устанавливает, что одно из них необходимо ложно. Противоречащие мысли не могут быть одновременно истинными, одна из них обязательно ложна, другая – истинна. Вопрос о втором суждении считается открытым: оно может быть истинным, но может быть и ложным. Закон исключенного третьего действует только в отношении проти­воречащих (контрадикторных) суждений. Он формулируется следующим образом: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно: а есть либо Ь, либо не-Ь. Истинно либо утверждение некоторого факта, либо его отрицание. Третьего не дано. «Н. виновен в ограблении банка» и «Н. не виновен в этом ограблении»; «Все свидетели допрошены» и «Некоторые сви­детели не допрошены»; «Некоторые юристы — адвокаты» и «Ни один юрист не адвокат». В символической записи: р v ip, где р — любое суждение, ip — от­ рицание суждения р, v — символ дизъюнкции (логическая связка «или»).

    Выражает последовательность, непротиворечивость мышления, не до­пускает противоречий в мыслях. Закон исключенного третьего не может указать, какое именно из данных суждений истинно, одно из них (и только одно) необходимо истинно. Закон исключенного третьего требует ясных, определенных отве­тов, указывая на невозможность отвечать на один и тот же вопрос в одном и том же смысле и «да» и «нет», на невозможность искать нечто среднее между утверждением чего-либо и отрицанием того же самого. Важное значение имеет закон в юридической практике, где требу­ется категорическое решение вопроса. Юрист должен решать дело по форме «или — или». Данный факт либо установлен, либо не установ­лен.    4). Закон достаточного основания. Наши мысли о каком-либо факте, явлении, событии могут быть истинными или ложными. Высказывая истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, т. е. доказать ее соответствие действительности. Так, выдвигая обвинение против подсудимого, обвинитель должен привести необходимые доказатель­ства, обосновать истинность своего утверждения. В противном случае обвинение будет необоснованным. Требование доказанности, обоснованности мысли выражает закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Если есть Ь, то есть и его основание а. Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт чело­века, показания свидетелей, законов науки, аксиом. Истинность некоторых суждений подтверждается путем их непосредственного сопоставления с фактами действительности. Так, для человека, явившегося свидетелем преступления, обоснованием истинности суждения «Н. совершил преступление» будет сам факт преступления, очевидцем которого он был.

    Если из истинности суждения а следует истинность суждения Ь, то а будет основанием для b, а b — следствием этого основания. Связь основания и следствия является отражением в мышлении объективных, в том числе причинно-следственных, связей, которые выражаются в том, что одно явление (причина) порождает другое яв­ление (следствие). Суждение «Недавно был дождь» можно обос­новать суждением «Крыши домов мокрые»; след протекторов автомо­бильных шин — достаточное основание суждения «В данном месте прошла автомашина». Между тем мокрые крыши и след, оставленный автомашиной, — не причина, а следствие указанных явлений. Поэто­му логическую связь между основанием и следствием необходимо отли­чать от причинно-следственной связи. Обоснованность — важнейшее свойство логического мышления. Ошибки: противоречивость аргументов, ложность аргументов, недостаточность аргументов.

    Логическая ошибка возникает в случаях, когда причин­ная связь смешивается с простой последовательностью во времени, когда предшествующее явление принимается за причину последую­щего. Этот закон помогает отде­лить истинное от ложного и прийти к верному выводу. Всякий вывод суда или след­ствия должен быть обоснован. В противном случае обвинение не может быть признано правильным. Вынесение мотивированного приговора или решения суда во всех, без исключения, случаях является важнейшим принци­пом процессуального права.

    Общий алгоритм логического анализа законов мышления:

1. Выделение мыслей как:

-одинаковых (закон тождества)

-несовместимых (законы непротиворечия и исключенного третьего)

-тезис и аргументы (закон достаточного основания)

2. Определение вида закона

3. Проверка соблюдения правила.

Тема: ПОНЯТИЕ

Логика и язык

Содержание и объем понятия.

Виды понятий.

Отношения между понятиями.

    Выявление логи­ческих структур возможно лишь путем анализа языковых выражений. Язык — это знаковая информационная система, выполняющая функ­цию формирования, хранения и передачи информации в процессе позна­ния действительности и общения между людьми. Знак — это любой чувственно воспринимаемый (зрительно, на слух или иным способом) предмет, выступающий представителем другого предмета. Виды: знаки-образы и знаки- символы.

    Знаки-образы имеют определенное сходство с обозначаемыми предметами. Примеры таких знаков: копии документов; дактилоско­пические отпечатки пальцев; фотоснимки; некоторые дорожные зна­ки с изображением детей, пешеходов и других объектов. Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами. Например: нотные знаки; знаки азбуки Морзе; буквы в алфавитах национальных языков. Множество исходных знаков языка составляет его алфавит. Семиотика – общая теория знаковых систем, осуществляющая комплексное изучение языка, которая анализирует язык в трех аспек­тах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.

    Синтаксис — это раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками. Семантика занимается проблемой интерпретации, т. е. анализом от­ ношений между знаками и обозначаемыми объектами. Прагматика анализирует коммуникативную функцию языка — эмоциональные, психологические, эстетические, экономические и другие отношения носителя языка к самому языку.

    По происхождению языки бывают естественные и искусственные. Естественные языки — это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накоп­ленной информации в процессе общения между людьми. Естествен­ные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностями. Искусственные языки — это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Язык, выступающий средством построения или изучения дру гого языка, называют метаязыком, основной — языком-объектом.

    Смешанные языки, научные, базой в которых выступает естественный (национальный) язык, дополняемый симво­ликой и условными обозначениями, относящимися к конкретной предметной области. К этой группе можно отнести язык, условно называемый юридическим языком, или языком права.

    Имя — это имеющее определенный смысл языковое выражение в виде отдельного слова или словосочетания, обозначающее или име­нующее какой-либо внеязыковой объект. Имя имеет две обязательные характеристики или зна­чения: предметное значение и смысловое значение. Предметное значение (денотат) имени — это один или множество каких-либо объектов, которые этим именем обозначаются. Напри­мер, денотатом имени «дом» в русском языке будет все многообразие сооружений, которые этим именем обозначаются. Смысловое значение {смысл, или концепт) имени — это информация о предметах, т. е. присущие им свойства, с помощью которых выделя­ют множество предметов. В приведенном примере смыслом слова «дом» будут следующие характеристики любого дома: 1) это сооруже­ние (здание), 2) построено человеком, 3) предназначено для учебы, работы или жилья.

    Типы имен языка логики предикатов, определяемые спецификой объектов именования и представляющие собой его основные семан­тические категории, это имена: 1) предметов, 2) признаков и 3) пред­ложений. Имена предметов обозначают единичные предметы, явления, со­бытия или их множества. Объектом исследования в этом случае могут быть как материальные (самолет, молния, сосна), так и идеальные (воля, правоспособность, мечта) предметы.

    По составу различают имена простые, которые не включают дру­гих имен (государство), и сложные, включающие другие имена (спут­ник Земли).

    По денотату имена бывают единичные и общие. Единич­ное имя обозначает один объект и бывает предоставлено в языке име­нем собственным (Аристотель) или дается описательно (самая боль­шая река в Европе). Общее имя обозначает множество, состоящее более чем из одного объекта; в языке оно бывает представлено нари­цательным именем (закон) либо дается описательно (большой дере­вянный дом).    Предикаторы - имена признаков — свойств или отношений. В предложении они обычно выполняют роль сказуемого (например, «быть синим», «бегать», «дарить», «любить» и т. д.). Число имен предметов, к которым относится предикатор, называется его местностью. Предикаторы, выражающие свойства, присущие от­дельным предметам, называются одноместными (например, «небо си­ нее»). Предикаторы, выражающие отношения между двумя и более предметами, называются многоместными. Например, предикатор «любить» относится к двухместным («Мария любит Петра»), а преди­катор «дарить» — к трехместным («Отец дарит книгу сыну»).

 

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 529; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!