Проза Д. Фаулза в контексте постмодернизма.



Джон Фаулз (1926 ‒ 2005) ‒ английский писатель, романист и эссеист, один из выдающихся представителей постмодернизма в литературе. Писатель окончил престижную школу в Бедфорде, а затем Эдинбургский университет, где прошел курсы подготовки моряков. В 1945 г., незадолго до окончания Второй мировой войны, он бросает университет и отправляется на службу в Королевскую морскую пехоту. Однако после двух лет на флоте Фаулз решает отказаться от военной карьеры и поступает в Оксфордский университет. Во время учебы он специализировался на французском и немецком языках, а также на литературе этих стран. В 1950 г. Фаулз получает степень бакалавра гуманитарных наук и следующие 13 лет работает преподавателем английского языка. В 1968 г., уже будучи известным писателем, Фаулз поселился в небольшом городке Лайм-Реджис на юге Англии. Большую часть жизни он провел в своем доме на берегу моря и снискал славу замкнутого человека. Писатель возглавил городской музей и занимал этот пост в течение десяти лет.

П роизведения Фаулза – романы «Коллекционер» (1963), «Волхв» (1966), «Женщина французского лейтенанта» (1969), «Дэниел Мартин» (1977), «Мантисса» (1982), «Каприз» (1985), сборник повестей и рассказов «Башня из черного дерева» (1974), сборник стихов (1973), книга афоризмов «Аристос» (1964, 1980) – получили широкую известность во всем мире, создав вкупе удивительный, многоликий художественный мир, в котором занимательность сюжета дополняют сложные философские рассуждения, литературные ассоциации.

Прозу Фаулза называют «интеллектуальной», «психологической», но при
этом неизменно указывают на присущий ей особый, экспериментальный характер ‒ своеобразное сочетание традиционных и новаторских, реалистических и модернистских элементов. Как отмечает В. В. Ивашева, роман Фаулза ‒ это «роман-эксперимент: автор как бы беседует с читателем, вмешиваясь в повествование, демонстрируя свое присутствие в нем и создавая иллюзию романа в романе. Он воскрешает прозу XIX века, персонажи его копируют известных героев Диккенса, Теккерея, Харди, Бронте и других классиков реализма, но в свете ХХ века»; пристальное же прочтение романа «обнаруживает типичные черты художественной прозы нашего времени ‒ философическую тенденцию, осложнённость структуры, искания в области формы». Герои Фаулза всегда несут в себе тайну сложной, подчас весьма странной, подчас не очень обаятельной – но неизменно завораживающей личности. Многое в его романах остается до конца «нерасшифрованным», Фаулз никогда не предстает в облике некоего всеведущего мудрого автора, предлагая читателю вместе с ним разгадывать тайны человеческого подсознания.

Как романист Фаулз заявил о себе романом «Коллекционер» (1963). Произведение написано по канонам реализма, однако за обыденными, на первый взгляд, событиями ощущается присутствие зловещей силы. Простому клерку Фредерику Клеггу судьба подбрасывает неожиданный выигрыш на скачках. Коллекционер бабочек, он задумывает жуткий план похищения и заключения в темницу молодой девушки Миранды Грей. Фаулз не случайно сделал Клегга коллекционером бабочек: у древних греков одно и то же слово обозначало бабочку и душу. Клегг никак не может привести созданный им идеал в соответствие с реальностью: Миранда – живая, ее мир – мир движения, поиска, творчества. Она тип «анимы» – «души», одухотворенной красоты. Мир Клегга – мир подполья, замкнутого пространства, в котором творческая личность жить не в состоянии. Миранда – носительница идеалов живого творческого человека, которые противопоставляются нарочито серым, искусственным идеала Клегга, как будто специально, в насмешку, хотя и бессознательно, присвоившего себе имя Фердинанда из шекспировской «Бури». Победа Клегга, уморившего Миранду – псевдопобеда: его душа так и не вылупилась из кокона, не стала бабочкой.

На формирование стиля и метода Д. Фаулза значительное влияние оказали идеи экзистенциализма. Специалист по французской литературе, Фаулз был увлечен творчеством Ж.-П. Сартра и А. Камю, которое, по словам писателя, воспринималось английской интеллигенцией в конце 40-х годов как «глоток свежего воздуха». Самобытный художник, Фаулз не копировал имеющиеся образцы, а создавал собственные вариации на уже известные темы и «на английской литературной почве развивал ситуации и проблемы, остро поставленные французскими экзистенциалистами». Соответственно, его интересовали прежде всего проблемы духовного кризиса, в котором оказывается человек, проблема свободного выбора и детерминированности человеческой жизни.

Одним из самых значительных произведений Д. Фаулза стал роман «Женщина французского лейтенанта» (1969). Это произведение, которое одновременно реконструирует и деконструирует викторианский роман, подвергает сомнению понятия о персонаже и обществе, историческом прогрессе и эволюции, законах художественного повествования. Сознание человека викторианской эпохи – один из основных объектов художественного исследования в романе. Фаулз рассматривает викторианскую эпоху как определенную социокультурную систему, предписывающую человеку жесткий набор норм поведения и способов моделирования действительности. Люди, опутанные сетью запретов, приличий, правил этикета, начинают бояться самих себя. Они вынуждены лгать, лицемерить, играть роли, прятаться за фасадом благопристойности.

Главный герой ‒ Чарльз Смитсон, молодой ученый, дарвинист, интеллектуал. В меру ироничный, обладающий трезвым взглядом на жизнь, Смитсон критически оценивает английское общество, находя его «слишком серьезным» и «слишком моралистичным». И одновременно это человек, который подчиняется общепринятым нормам, истинное дитя своего века. Свободомыслие и аристократическое происхождение не мешают ему обручиться с богатой наследницей из буржуазной семьи. Будущее представляется Чарльзу вполне определенным: добропорядочная семейная жизнь, партнерство в торговой фирме тестя. Все это делает фигуру героя достаточно банальной. Однако Чарльз не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд (как неоднозначно и время, сформировавшее его характер). Фаулз помещает своего героя в положение необычное, для викторианской эпохи – даже катастрофическое. Он сводит его с прекрасной и загадочной героиней по имени Сара.

«Женщина французского лейтенанта» ‒ так в городке Лайм-Риджис называют Сару Вудраф. Бедная гувернантка из провинции, она не хочет и не умеет (в силу своей незаурядности) принять роль, уготованную ей обществом и обстоятельствами. Выдумав историю о своей несуществующей связи с французским лейтенантом, Сара сознательно создает себе двусмысленную репутацию. Мотивы ее поступков подчас трудно объяснимы и становятся понятными лишь в общих чертах. Но несомненно одно: и мистификация, и игра героини ‒ это своеобразный вызов лицемерию, лживой морали, надуманным условностям, это единственная, доступная ей, женщине викторианской эпохи, форма протеста. Она сознательно эпатирует добропорядочных жителей, добровольно принимая на себя роль местной парии, но ее внутренний мир остается неразгаданной тайной на протяжении всего романа.

В магический круг своей игры героиня вовлекает Чарльза Смитсона, ставит его перед необходимостью принимать самостоятельные решения, побуждает по-новому оценить мир и себя в нем, осознать собственную раздвоенность, она пробуждает в нем желание быть свободным. В отношении к Чарльзу Сара играет в романе роль воспитателя, наставника, спутника в поиске самого себя.

Автор затевает игру с читателем, предлагая его вниманию три варианта финала
романа: «викторианский» (проявив благоразумие, Чарльз возвращается к своей невесте, женится на ней, чтобы прожить счастливую благопристойную жизнь), «беллетристический» (счастливый союз Чарльза и Сары после нескольких лет разлуки) и «экзистенциальный» (самая неожиданная и далекая от счастливого разрешения развязка: Чарльз после нескольких лет поисков находит Сару, но она не соглашается стать его женой, боясь потерять свою независимость).

Комментируя окончательный разрыв героев, Фаулз пишет: «Пусть несколько извилистым путем, но я вернулся к моему исходному тезису: божественного вмешательства не существует, и, следовательно, нам остается только жизнь ‒ такая, какой мы, в меру своих способностей, ее сделали сами». Этот вывод вполне можно отнести и к судьбе Чарльза Смитсона, который утратил все, но взамен обрел «частицу веры в себя, обнаружил в себе что-то истинно неповторимое, на чем можно строить».


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!