Происхождение государства. Теории происхождения государства

Власть, ее происхождение и виды

Властью   называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Существенными признаками отношений власти можно считать:

1) наличие не менее двух партнеров;

2) приказ, который является выражением воли от­дающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за непови­новение;

3) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать, а тот, к ко­му относится приказ, должен его исполнить;

4) подчинение воле, выраженной в приказе.

С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов (конф­ликтный аспект власти), с другой — организацию для достижения общих целей (целевой аспект влас­ти). Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функциониро­вания как социальной системы, и поэтому возникает вместе с ним.

Политической называет­ся такая власть, которая основана на принужде­нии одной группы людей в отношении другой. Поли­тическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на отдельные общественные груп­пы и общество в целом.

Для осуществления полити­ческой власти необходимо:

1) общественное разделение между группой, осу­ществляющей власть, и группами, в отношении ко­торых эта власть осуществляется;

2) организованное принуждение в общественном масштабе.

Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: средств (ресурсов) воздействия, которыми располагает субъект и от мотивации подчинения: любовь, страх за свою безопасность, привычка к повиновению, апатия, убеждение в необходимости подчинения или заинтересованность в повиновении, чувство долга.

Политическая власть обладает свойствами обяза­тельности и принудительности для всех членов обще­ства, правом узаконенного применения силы по отно­шению к ним. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. д.

Власти не может быть без подчинения объекта. Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления до добровольного принятия власти.

Ресурсы власти подразделяются в зависимости от сфер жизнедеятельности.

Экономические ресурсы - материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, плодородные земли, продукты питания и т.д.

Социальные ресурсы - способность повышения или понижения социального статуса в социальной стратификации, а также образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Посредством этих институтов контролируется формирование общественного мнения. Кто контролирует СМИ, тот и обладает ресурсами убеждения и внушения. Особенно велика роль СМИ в формировании предпочтений электората (избирателей).

Силовые ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения (армия, полиция, спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами).

Демографические ресурсы - это "человеческий потенциал", люди, которые создают все остальные ресурсы.

Эффектив­ность власти во многом зависит и от ее легитимности (от лат. legitimus — законный). Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а при­нимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предпо­лагает, что одна из взаимодействующих сторон тре­бует повиновения, а другая добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчине­ния Вебер выделял три типа легитимного господ­ства.

Традиционное господство обусловлено традиция­ми, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в свя­тость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.           

Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. При таком типе легитимности законам подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.

Харизматическое господство (от греч. charis­ma — божественный дар) опирается на авторитет ли­дера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и спо­собность, дарованные Богом, природой, судьбой. Ха­ризматический лидер руководствуется в своей де­ятельности не действующими юридическими нор­мами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в не­обыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические ли­деры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому хариз­матическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного суще­ствования. После общественной стабилизации ха­ризматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и ра­ционально-легальный типы легитимности более долговременны.

Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной полити­ческой практике они переплетаются и взаимно до­полняют друг друга.

Легитимность может быть как обретена властью, так и утрачена. Поэтому предметом постоянной забо­ты правящих групп является легитимизация власти, т.е. обеспечение ее признания и одобрения со сторо­ны управляемых. О степени легитимности власти можно судить по уровню принуждения, необходимо­го власти для проведения собственной политики, по силе проявления гражданского неповиновения (как в активных, так и в пассивных формах), по результа­там выборов и т. д.

Легитимность следует отличать от легальности (законности), которая понимается как формальное, правовое закрепление власти в соответствующих го­сударственных актах. Получить юридическую закон­ность (легальность) для тех, кто взял в свои руки власть, несложно. Легальность может быть присуща и нелегитимной власти.

Функции политической власти:

· обеспечение господства определенных социальных групп в обществе; управление общественной жизнью, поддержание общественного порядка;

· мобилизация населения для достижения поставленных целей (мобилизация - побуждение людей действовать определенным образом, вовлечение населения в политический процесс);

· разрешение конфликтов, поддержание единства и целостности общества.

Функциональный аспект политической власти проявляется в ее способности выступать фактором как интеграции, так и дезинтеграции общества.

Происхождение государства. Теории происхождения государства

И в прошлом, и в настоящем ученые пытались объяснить причины возникновения такого важней­шего института человеческого общества, как госу­дарство.

V Из всех существующих сегодня теорий происхож­дения государства самой старой является теологиче­ская, или религиозная теория. Наиболее авторитет­ным ее представителем считается средневековый мыслитель Фома Аквинский. Суть теологической те­ории сводится к тому, что государство, как и все зем­ное, имеет божественное происхождение. По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Преж­де чем приступить к руководству миром, Бог решил придать ему стройность и организованность, для чего и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть от Бога. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.

Теологическая теория утвердилась и в юридической науке многих мусульманских стран, где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата — идеальной формы организации мусульманской общины. Соглас­но исламским догмам, идея о создании такого госу­дарства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом.

Теологическая теория весьма уязвима в научном отношении. Но в то же время ее особенность именно в том и состоит, что приверженцы такой версии про­исхождения государства апеллируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины бо­жественного замысла и поэтому должны просто ве­рить, что все на Земле создано Богом — в том числе и государство.

X Родоначальником патриархальной теории воз­никновения государства является греческий фило­соф Аристотель. В XVII в. основные положения этой теории развивал в своих трудах англичанин Фильмер, а в конце XIX в. схожие идеи высказывал рус­ский социолог и общественный деятель Н. К. Михай­ловский. Суть патриархальной теории состоит в том, что, по мнению ее авторов, государство является продуктом естественного развития семьи, в процес­се которого семья разрастается в род, род — в пле­мя, а племя эволюционирует в государство. Соот­ветственно власть главы семьи — отца (патриарха) — превращается во власть главы государства, власть монархическую, которой следует подчиняться как отеческой.

Патриархальная теория отражала одну из особен­ностей развития общества в эпоху родового строя — концентрацию власти в руках старейшин и вождей. Однако и она имеет ряд существенных недостатков. Так, историками установлено, что патриархальная семья появляется в результате разложения родового строя, а не наоборот. К тому же государство и семья выполняют в обществе различные функции: если главными функциями семьи является воспроизводство рода и организация совместного потребления, то государственная власть призвана решать иные задачи (обеспечивать безопасность населения сглаживать возникающие в обществе конфликты и др. )

P Авторами договорной теории происхождения государства принято считать голландского философа Г. Гроция, английских мыслителей Т. Гоббса и Д. Локка, французских ученых Ж.-Ж. Руссо и П. Гольбаха. В России ее основные положения разде­лял А. Н. Радищев. Согласно их взглядам, государ­ство возникло в результате общественного договора, в соответствии с которым люди, находившиеся до этого в естественном, первобытном состоянии, отка­зались от части своих прав и свобод в обмен на гаран­тии личной безопасности. Но это был не договор-сделка с монархом, а основополагающее соглашение, создавшее гражданское общество и государство. Об­щественный договор представлял собой не конкрет­ный документ, а определенное состояние общества. В случае нарушения его условий одной из сторон дру­гая имела право на ответные действия: монарх — на наказание виновного, а народ — на восстание против деспота.

Таким образом, договорная теория рассматривала государство исключительно как искусственный про­дукт сознательной деятельности людей, не принимая во внимание объективные процессы, приводящие к его образованию. Представляется сомнительным тот факт, что различные группы людей со специфическими интересами могли договориться в условиях отсутствия государственно-властных структур. К тому же, не имея опыта государственно-правовой жизни, лю­ди вряд ли могли создать такой сложный механизм, как государство. Однако теория общественного дого­вора во многом способствовала борьбе поднимающейся буржуазии с абсолютизмом.

D Теория насилия утверждает, что государство - это результат завоевания. Немецкий марксист К. Каутскнй и австрийский ученый Л. Гумплович утверж­дали, что государство возникает в результате за­воевания одного племени (или народа) другим, на­вязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над покоренными. Действительно, в истории челове­чества были государства, возникновение которых представляло собой результат завоевания одного народа другим (государства лангобардов, вестготов и т. д.). Но так процесс складывания государства происходил далеко не во всех регионах мира. К тому же насилие часто являлось не причиной, а лишь ус­коряющим образование государства фактором. Заво­евание одного народа другим зачастую происходило в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур.

Q Представителями психологической теории проис­хождения государства являются французский уче­ный Г. Тард и русский юрист Л. И. Петражицкий. Оба мыслителя полагали, что основные причины воз­никновения государства коренятся в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях. У од­них людей есть психологическая потребность повеле­вать слабыми, у других — подчиняться более силь­ным. Осознание людьми справедливости определен­ных моделей поведения в обществе и есть причина возникновения государства. Однако современная психология исходит из того, что человеческая психи­ка не первична по отношению к социально-политиче­ской действительности, а, наоборот, формируется под воздействием последней.

J Суть ирригационной теории происхождения госу­дарства, которую сформулировал немецкий ученый К. Витфогель, состоит в том, что государство возни­кает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных соору­жений (Междуречье, Египет, Китай). Осуществить же такие работы, мобилизовать огромные массы лю­дей может только государство. Теория Витфогеля имеет локальный характер, т. е. может служить для объяснения процесса происхождения государства только в отдельных местностях земного шара. К тому же некоторые ученые полагают, что государство по­явилось до начала ирригационных работ и позволило организовать столь крупные и скоординированные действия населения.

N Основоположником расовой теории можно счи­тать французского ученого Ж. А. де Гобино. Боль­шой вклад в ее разработку внес и немецкий философ Ф. Ницше. Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Пер­вые, к которым прежде всего относятся арийцы, при­званы господствовать в обществе, вторые — "недоче­ловеки" (славяне, евреи, цыгане и др.) — слепо пови­новаться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими. Одна­ко современная биологическая наука не видит ника­кой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями. Сама расовая теория носит не научный, а политический характер: не слу­чайно ее положения об изначальном неравенстве раз­личных рас и народов использовались нацистами для обоснования права арийской расы на захват террито­рий других народов и уничтожение последних во вре­мя Второй мировой войны.

& Создателем органической теории происхождения государства является английский ученый Г. Спенсер. Ее появление во многом было обусловлено успехами естествознания в XIX в. Согласно построениям Спен­сера, общество и государство похожи на человече­ский организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анато­мии и физиологии. Данной теорией государство рассматривается не как продукт общественного разви­тия, а как произведение сил природы, некое непости­жимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении опре­деленных функций, например деятельность пра­вительства аналогична функциям человеческого моз­га и т. п.

M Создателями классовой теории происхождения государства, долгое время господствовавшей в отече­ственной исторической и юридической науках, яв­лялись К. Маркс и Ф. Энгельс. Основная ее идея заключалась в том, что возникновение государства есть результат раскола общества на классы с непри­миримыми интересами. Производительные силы на определенном этапе своего развития позволили до­стичь такого роста производительности труда, при котором стало возможным производство прибавоч­ного продукта. В новых экономических условиях семья могла не только обеспечить себя средствами к существованию, но и создавать определенные из­лишки. Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредоточивать в своих руках определенные материальные ценности, что влекло за собой появление имущественного неравенства. Так возникает частная собственность, а общество расслаивается на имущих и неимущих. В этих условиях стало возможным использовать чу­жой труд и получать прибавочный продукт, эксплу­атируя труд других людей (пленных или разорив­шихся членов рода). Происходило деление общества на классы, занимавшие противоположные позиции в обществе. Между этими классами началась ожес­точенная борьба, в ходе которой господствующий класс стремился сохранить и упрочить свое положе­ние, а эксплуатируемый — изменить свое. Старый родоплеменной строй не мог разрешить эти противоречия. Необходима была иная организация власти, которая смогла бы:

1) сохранить и поддержать господство одного класса над другим;

2) обеспечить существование и функционирование общества как целостного организма.

Такой организацией и стало обособленное от обще­ства и обладавшее мощной силой государство.

Марксизм исходит из того, что указанный путь происхождения государства является типичным и характерным для всех регионов. Однако раскол об­щества на классы был ведущим государственно-об­разующим фактором лишь в Европе. Самые же пер­вые государства возникли на рубеже IV—III тыс. до н. э. в долинах крупных рек — Нила, Тигра и Евфра­та, Инда и Ганга, Янцзы. В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (ка­налов, дамб, водоподъемников и др.). Объем работ по созданию таких сооружений был велик и сущест­венно превышал возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопре­делило необходимость их объединения под единым началом государства. Таким образом, основными причинами возникновения государства на Востоке были:

1) потребность в осуществлении масштабных ир­ригационных работ в связи с развитием орошаемого земледелия;

2) необходимость объединения для  достижения этих целей значительных масс людей на больших территориях;

3) необходимость централизованного руководства

этими массами.

Ученые отмечают и особенности возникновения государства у древнегерманских племен. Процесс появления государства здесь был ускорен завоева­нием значительных территорий Римской империи, которое со всей очевидностью показало неспособ­ность радоплеменного строя обеспечить господство на большой территории и необходимость создания го­сударственных административно-территориальных структур. Данная форма возникновения государства не была исключительной: таким же путем появилось государство в Древней Руси, Ирландии и некоторых других странах Европы.

Типичным считается путь возникновения государ­ства на Древнем Востоке. Появление же феодальных государств (германцы и славяне) представляло собой уникальное явление.

R В современной юридической науке существует и иная концепция происхождения государства — эко­номическая. Ее сторонники полагают, что государ­ство сформировалось в процессе перехода общест­ва от присваивающей экономики к производящей. Еще в 1930-е гг. известный английский археолог Г. Чайлд предложил назвать этот переход неолитиче­ской революцией (от «неолит» — новый каменный век). При этом он имел в виду качественные измене­ния в экономике, подобные промышленной револю­ции XVIII—XIX вв. Причиной неолитической рево­люции были экологические кризисные явления (по­этому данную теорию еще называют «кризисной»), наблюдавшиеся на рубеже XII—X тыс. до н. э., кото­рые поставили под угрозу само существование чело­века прежде всего из-за вымирания многих видов животных, бывших основным источником питания. Эти явления вынудили людей заняться такой трудо­вой деятельностью, которая была бы направлена на производство пищи. Переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству привел к устойчивости обеспечения человеческих коллективов продуктами питания и способствовал росту населения. Производящая экономика объединила значительные массы людей и создала новые формы их существования оседлость, производство, обмен.

Усложнилась организация первобытного общества: из представителей богатых и знатных семей сформировался особый слой людей, основным занятием которых стало управление. Эти люди составили специальный аппарат, который для решения важнейших задач в необходимых случаях стал использовать при­нуждение. Власть приобрела политический характер и начала передаваться по наследству либо покупать­ся за деньги. Родоплеменную организацию общества сменило государство.

Несмотря на различие в объяснении причин воз­никновения государства, и марксистская, и экономи­ческая концепции сходятся в том, что государствен­ная власть вырастает из власти родоплеменного строя в исторический период, когда отношения обще­ственного производства и воспроизводства человека начинают нуждаться в определенном упорядочении, а уровень экономического развития позволяет обще­ству содержать специальный аппарат людей, осу­ществляющих данную функцию.

Все перечисленные выше теории происхождения государства имеют один общий недостаток — ограни­ченность. Каждая из рассмотренных концепции представляет собой субъективный взгляд ее авторов на объективный процесс развития общества, выде­ляя в качестве причины возникновения государства . какой-то один фактор. Современные же подходы к этой проблеме основываются на том, что весьма труд­но, если вообще возможно, выделить фактор, опреде­ляющий процесс возникновения государства во всех регионах и у всех народов. В современной науке су­ществует определенное согласие в характеристике предпосылок образования государства, среди кото­рых выделяют экономические (неолитическая революция, производство прибавочного продукта), экологические (необходимость ирригационного земледе­лия), демографические (рост численности населения и усложнение социальной структуры), психологические (образ жизни различных наций) и внешние (угрозы обществу, исходящие извне, а также опыт развития других стран) факторы.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!