Комплексный анализ пьесы А. М. Горького «На дне»

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Максим Горький (1868-1936). Сведения из биографии.

2. Правда жизни в рассказах Горького «Челкаш», «Коновалов».

3. Типы персонажей в романтических рассказах писателя.

4. Тематика и проблематика романтического творчества Горького.

5. Горький-романист.

6. Публицистика М. Горького: «Несвоевременные мысли» (обзор). Поэтика заглавия. Цикл публицистических статей М.Горького в связи с художественными произведениями писателя. Проблемы книги «Несвоевременные мысли».

 

Дата 7 апреля 2020 г.
№ урока по расписанию 2
Группа 2 аб
Дисциплина Литература
№ урока по плану 47
Тема Практическое занятие № 41. «Старуха Изергиль». Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения
Источник информации Текст рассказа Горького «Старуха Изергиль», учебник Михайлов О. Н. Литература. 11 класс, 1 часть, с.189-191, система вопросов и заданий к практическому занятию, информация в сети Интернет
Домашнее задание Михайлов О. Н. Литература. 11 класс, 1 часть, учить с.189-191. Подготовка к дифференцированному зачёту
Форма выполнения Заполнить таблицу к ПЗ № 41 (вопросы 4, 5- вывод) в электронном виде или письменно), остальные вопросы устно
Срок предоставления выполненного задания До 09 апреля

 

Литература ХХ века. Тема 1.3. А. М. Горький

Практическое занятие № 41

Комплексный анализ рассказа А. М. Горького «Старуха Изергиль»

Система вопросов и заданий

1.Проанализируйте рассказ «Старуха Изергиль»; используя материал текста, докажите данные положения; сделайте вывод об особенностях создания пейзажа в отдельных эпизодах, а также в романтическом произведении; проследите, какими художественно-выразительными средствами пользуется автор для создания образа природы (устно).  

Ознакомьтесь с примером заполнения таблицы (вопросы 1, 2, 3) и заполните таблицу ( вопросы 4, 5 - вывод) (письменно).

1. Докажите, что пейзаж имеет свое место в композиционной структуре рассказа. Центральный отрезок (повествование о жизни старухи) находится в двойном обрамлении – легенд о Ларе и Данко и пейзажных фрагментов
2. Прочитайте вступительную часть рассказа. Докажите, что пейзаж передает особое настроение рассказчика; использование различных словесных средств позволяет выразить свое чувство и передать его читателю а) изобразительные эпитеты: печальные вздохи; тени кружевные; сухой голос и т.д..
  б) экспрессивные эпитеты (не просто определяющие то или иное качество, а передающие качество в максимальной степени, во всей его полноте):
  в) субъективные (эмоциональные) эпитеты (выражают, скорее, не объективные признаки предмета, а авторское их восприятие):
  г) метафора: ветер прыгал; ночь и фантазия одевали их все прекраснее; обрывки туч бродили по небу; тени облаков поплыли и т.д.
  д) сравнение: иногда он (ветер) точно прыгал через что-то невидимое; развевал волосы женщин в фантастические гривы; обрывки туч – резкие, как обломки скал; я и старуха покрылись ими (тенями), как сетью и т.д.
Вывод: романтический колорит ощущается с первых строк, но сначала писатель более сдержанно пользуется «романтическими средствами», а далее повествование все более и более эмоционально окрашивается, как бы преломляясь через личное восприятие  
3. Прочитайте описание внешнего облика старухи. Докажите, что существует тесная связь между пейзажем и внешним обликом старухи а) эпитеты: черные глаза старухи; сухие, потрескавшиеся губы; кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами; хрустящий голос и т.д.
  б) сравнения: голос хрустел, точно старуха разговаривала костями; я, как солнечный луч, живая былая и вот должна была сидеть, точно камень; сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы и т.д.
Вывод: благодаря выразительным эпитетам и сравнениям, мы представляем себе сказочный, фантастический облик старухи, который органически вписывается в изображенную картину природы.
 
 
 
 
4. Прочитайте легенду о Данко. Докажите, что образ природы создан писателем как образ живого существа, имеющего свой характер и свое отношение к людям Олицетворение: там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями; плотно обняв друг друга могучими ветвями; ветер бил по вершинам деревьям и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям; и деревья казались живыми, простирающими вокруг людей корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей, и т.д.
Вывод: …  
5. Прочитайте последнюю картину. Докажите, что все элементы данной пейзажной зарисовки имеют символический смысл Тьма разлетелась от света; освещая им (сердцем) путь; окунулись в море солнечного света; а тут сияло солнце; золотом сверкала река
Вывод:  

 

Дата 7 апреля 2020 г.
№ урока по расписанию 6
Группа 2 аб
Дисциплина Литература
№ урока по плану 48
Тема Практическое занятие № 42. Комплексный анализ пьесы А. М. Горького «На дне»
Источник информации Текст пьесы А. М. Горького «На дне», учебник Михайлов О. Н. Литература. 11 класс, 1 часть, с.193-199, система вопросов и заданий к практическому занятию, информация в сети Интернет
Домашнее задание Михайлов О. Н. Литература. 11 класс, 1 часть, учить с.193-199. Подготовка к дифференцированному зачёту
Форма выполнения Вопрос 29 ПЗ № 42 в электронном виде или письменно, остальные вопросы устно
Срок предоставления выполненного задания До 09 апреля

 

Литература ХХ века. Тема 1.3. А. М. Горький

Практическое занятие № 42

Комплексный анализ пьесы А. М. Горького «На дне»

Система вопросов и заданий

План анализа пьесы

1. История создания пьесы.

2. Жанровое своеобразие.

3. Конфликты пьесы: социальный, любовный, философский.

4. Актуальность проблематики.

5. Действующие лица и их группировка.

6. Речевая характеристика персонажей.

7. Авторская позиция. Роль ремарок.

Выявите позицию героев и автора пьесы по отношению к вопросу о правде.

Вопросы и задания:

1. Что придает движение пьесе? Что является предметом изображения?

2. В чем проявилось новаторство Горького как драматурга?

3. Перебрав множество заглавий, Горький остановился на очень лаконичном: «На дне». Как выдумаете, почему?

4. В чем же заключается «правда» ночлежников? В том, что у людей отнято будущее, надежда, смысл?

5. О чем мечтают герои?

6. До какого героя персонажи спорят, ругаются на бытовом уровне, оскорбляют друг друга?

7. Серьезные изменения внутреннего состояния действующих лиц драмы начинаются с появлением в конце первого акта Луки. Почему?

8. Расскажите о Луке. Кто он такой?

9. Как меняется ситуация в ночлежке?

10. Перечитайте совет Луки Актеру о поездке в лечебницу для алкоголиков.

11. Какие советы он дает Ваське Пеплу? (акт 2)

12. Найдите цитату в тексте, что он говорит Сатину?

13. Каким образом рассказ Луки о том, как он сторожил дачу, подтверждает его уверенность в изначальной положительности человека?

14. Может ли человек жить без веры? Как на этот вопрос отвечают герои пьесы?

15. Согласны ли вы с мнением Сатина: «Человек может верить и не верить … он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он свободен»?

16. Во что заставил поверить Лука героев пьесы?

17. Нужна ли правда человеку, если «не всегда правдой душу вылечишь», то, может быть, ложь нужна человеку?

18. Какой смысл вкладывает Лука в притчу о праведной земле? Кому и зачем он ее рассказывает?

19. Какой смысл придает притче Наташа?

20. Какова позиция автора?

21. Сатин и Лука… Кто из них более вдохновенный утешитель?

22. Что кроется за равнодушием Сатина? Что о нем говорит Лука?

23. Какими словами сострадает, утешает людей Лука? О чем говорит Сатин?

24. Как ведет себя Сатин после ухода Луки?

25. Кто из героев - Лука или Сатин - положительный, а кто -отрицательный персонаж. Как выдумаете, почему читатели и критики не могут прийти к однозначному ответу? Возможна ли однозначная оценка образов этих героев? Почему?

26. Почему же после ухода Луки из ночлежки все происходит не так, как он обещал героям?

27. В чем обманул обитателей ночлежки Лука?

28. Мог ли кто-то что-то противопоставить пассивной идеологии Луки?


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!