О. Мальденштам «Природа – тот же Рим»

Технология поиска образного решения пространства

Зрительный (сценографический) образ представления

 

Сценографическое решение представления (спектакля) есть модель среды обитания героев, воссозданная средствами зрелищных видов искусства в сценическом или другом пространстве.

Отточенная формула сценографического решения сравнима с поэтической метафорой. Двумя-тремя словами выражен целый мир, в котором существуют герои драматических, комических или трагических событий:

На груде дорожных камней (А. Белый «Шоссе». См. Приложение №1)

В глубине резных церквей (М. Волошин «Тангейзер». См. Приложение №2)

В колоннаде рощи (О. Мандельштам «Природа – тот же Рим…». См. Приложение №3)

Названая подобным образом модель среды существования персонажей реализуется в наглядных образах тех или иных предметов во взаимосвязи с действиями актеров или реальных героев зрелища.

В работе над образным решением сценария следует обозначить три круга задач основных поисков. 

Первый (точечный) – указывающий место и время действия (комната, перекресток улицы, набережная, утро, вечер и пр.). Изучение авторских ремарок, реплик персонажей и др.

Второй (средний круг) – раскрывающий окружение места действия (название города, страны, состояние погоды, время года и т.д.). Также указывают авторские ремарки, реплики персонажей, содержание событий и др.

Третий (большой круг) ­– описывающий атмосферу событий (светлая, душная, агрессивная, лирическая и пр.). Изучение и расшифровка названия драмы, жанра, авторских ремарок, реплик персонажей, характера событий, их содержания, композиционной структуры и пр.

При поиске образного решения представления нужно выполнить следующие пункты:

 

1. Расшифровать название представления и его жанр. Название иногда бывает «говорящим».

2. Назвать основные места действия, их количество, порядок смены мест действия, временной отрезок, порядок предъявления событий. Иногда возможно хронологическое смещение. Выяснить, по каким причинам места действия и хронология подчиняются тому или иному порядку. По сути, предстоит определиться с художественным приемом. Где, когда такое сгущение событий по времени и месту действий возможно в реальной жизни человека.

3. Назвать степень остроты происходящих событий и определить, насколько решающим в исходе событий являются место и время действия. Возможно ли влияние места действия на исход событий.

4. Распределить враждующие (противостоящие) силы по их потенциалу.

5. Описать ассоциации прочитанного текста с возникающими в сознании образами предметов, явлений, событий. Назвать основные предметы образного ряда.

6. Сформулировать основную боль автора, высказанную в данном произведении и понять ее причинно-следственные связи.

 

При формировании образа представления учитываются его функциональные возможности, а именно:

· Степень выраженности идейно-художественного замысла представления, спектакля или игровой программы;

· Объединяющий монтаж разрозненных элементов зрелища;

· Потенциал пластической выразительности объемно-конструктивных или живописных декораций в создании образных мизансцен;

· Приспособляемость к созданию темпо-ритмической основы зрелища (изменения в декорациях – показатель времени);

· Декоративно-эстетизирующая в преобразовании окружающей среды;

· Степень участия в образном решении (интерпретации) действия;

· Информационная насыщенность времени, места действия и т.п.

 

 

Приложение №1

А. Белый «Шоссе»

 

За мною грохочущий город
Па склоне палящего дня.
Уж ветер в расстегнутый ворот
Прохладой целует меня.

В пространство бежит – убегает
Далёкая лента шоссе.
Лишь перепел серый мелькает,
Взлетая, ныряя в овсе.

Рассыпались по полю галки.
В деревне блеснул огонёк.
Иду. За плечами на палке
Дорожный висит узелок.

Слагаются темные тени
В узоры промчавшихся дней.
Сижу. Обнимаю колени
На груде дорожных камней.

Сплетается сумрак крылатый
В одно роковое кольцо.
Уставился столб полосатый
Мне цифрой упорной в лицо.

 

Приложение №2

 

М. Волошин «Тангейзер»

 

Смертный, избранный богиней,
Чтобы свергнуть гнет оков,
Проклинает мир прекрасный
Светлых эллинских богов.
Гордый лик богини гневной,
Бури яростный полет.
Полный мрак. Раскаты грома…
И исчез Венерин грот.
И певец один на воле,
И простор лугов окрест,
И у ног его долина,
Перед ним высокий крест.
Меркнут розовые горы,
Веет миром от лугов,
Веет миром от старинных
Острокрыших городков.
На холмах в лучах заката
Купы мирные дерев,
И растет спокойный, стройный,
Примиряющий напев.
И чуть слышен вздох органа
В глубине резных церквей,
Точно отблеск золотистый
Умирающих лучей.

 

Приложение №3

 

О. Мальденштам «Природа – тот же Рим»

 

Природа – тот же Рим и отразилась в нем.

Мы видим образы его гражданской мощи

В прозрачном воздухе, как в цирке голубом,

На форуме полей и в колоннаде рощи.

Природа – тот же Рим! И, кажется, опять

Нам незачем богов напрасно беспокоить –

Есть внутренности жертв, чтоб о войне гадать,

Рабы, чтобы молчать, и камни, чтобы строить!

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!