Николай Крамской. Майская ночь

Портретная живопись в России во второй половине 19 века.

Портрет (фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей.

 

В живописи второй половины 19 в. преобладало реалистическое направление. Характер русского реализма определили вышедшие в 1863 из Академии художеств молодые живописцы, которые взбунтовались против насаждавшегося в академии классического стиля и историко-мифологической тематики. Эти художники в 1870 организовали Товарищество передвижных выставок (Передвижники), задачей которого было предоставление членам товарищества возможности выставлять свои работы. Благодаря его (Товарищества) деятельности произведения искусства стали доступны более широкому кругу людей. Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) с 1856 собирал произведения русских художников, преимущественно передвижников, а в 1892 передал свое собрание картин вместе с коллекцией брата С.М.Третьякова в дар Москве. Находясь в оппозиции к Академии и проводимой ею художественной политике, передвижники обращались к т.н. «низким» темам; в их работах появляются образы крестьян и рабочих. Создается ряд значительных произведений портретного искусства, образов выдающихся людей того времени (художников, писателей, музыкантов, критиков, людей благородного происхождения, монарших особ и т.д). Художники пытались в духе реализма изобразить человека сильного, вдохновленного какой-то идеей, самоотверженного, мужественного. Во всяком случае, в лучших русских портретах этого времени сквозит вера в человека.

 

Иван Николаевич Крамской
08 июня 1837 — 05 апреля 1887

Иван Крамской участвовал в известном студенческом бунте Академии художеств: отказался писать конкурсную работу на заданную тему. Отчислившись из Академии, он основал сначала Артель свободных художников, а позже стал одним из учредителей Товарищества передвижников. В 1870-х годах Иван Крамской стал знаменитым художественным критиком. Его полотна покупали многие коллекционеры, в том числе — Павел Третьяков.

Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя. Родители надеялись, что сын станет писарем, как и его отец, однако мальчик с раннего детства любил рисовать. Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов научил юного Крамского рисовать акварелью. Работать с портретами Крамской начал даже раньше, чем с собственно живописью дело иметь. В то время фотография только набирала популярность, и без ретуши не обходилось, в этом направлении и делал первые шаги Иван. Из маленького городка Острогожска ему помог вырваться случай в лице заезжего харьковского фотографа. Юноша состоял при нем в качестве ретушера и акварелиста. До того он успел окончить с отличием Острогожское училище и немного учился рисовать у местного иконописца.

Двадцать лет исполнилось Крамскому, когда он оказался в Петербурге, да там и остался. Нимало не смущаясь, подался прямиком в Императорскую Академию художеств. И с первого раза сдал экзамены и был зачислен. Может, не столь плохи дела в Академии были, раз разночинец без гроша в кармане мог прийти с улицы и поступить? Впрочем, о пропитании Крамскому думать очень даже приходилось, и здесь кстати пришлись навыки обработки фотографий. Его взял в одно из первых российских фотоателье бывший выпускник Академии художеств Андрей Деньер. Побывавшие в руках Крамского фотографии, казалось, начинают светиться. Очень скоро он прослыл «богом ретуши». Да, портреты Крамского не отпускали уже тогда. «Писать только портреты, сегодня, завтра и т. д., из года в год, и не видеть выхода – это может подействовать удручающе на талант. От этого положения я устал…», – позже признается художник. Исследователи подсчитали, что он написал около 3 тысяч «голов».

В 1863 году у Ивана Крамского уже было две медали — Малая серебряная и Малая золотая. Впереди оставался творческий конкурс — те, кто проходил его с успехом, получали Большую золотую медаль и заграничную пенсионерскую поездку на шесть лет. Для конкурсной работы совет предложил студентам сюжет из скандинавской мифологии — «Пир в Вальхалле». Однако в это время в обществе рос интерес к жанровым работам: становились популярными картины, изображающие повседневную жизнь. Студенты Академии разделились на новаторов-жанристов и историков, верных старым традициям. 14 из 15 претендентов на Большую золотую медаль отказались писать конкурсные полотна на мифологический сюжет. Сначала они подали несколько прошений в совет: хотели самостоятельно выбирать темы, требовали, чтобы экзаменационные работы рассматривали публично и давали аргументированные оценки. Иван Крамской был «депутатом» от группы четырнадцати. Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен. Товарищи последовали его примеру. Так свершился так называемый "Бунт 14-ти"

Оскорбленные игнорированием их требований и вдохновленные новыми демократическими веяниями, бунтари под предводительством Ивана Крамского вышли из Академии и организовали независимую Артель художников. Она просуществовала восемь лет, хотя сам Крамской считал, что расцвет был достигнут на пятый год, дальше дело неотвратимо близилось к упадку.

Вскоре Иван Крамской стал одним из основателей нового творческого объединения — Товарищества передвижных художственных выставок.

«Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Из Устава Товарищества передвижных художественных выставок

На первой же выставке передвижников в 1871 году Иван Крамской представил свою новую работу — «Майскую ночь». Картину с русалками, залитыми лунным светом, живописец написал в Малороссии по мотивам повести Гоголя. Полотно с мистическим сюжетом не соответствовало программе передвижников, однако работы имела успех и у художников, и у критиков, а сразу после выставки его купил Павел Третьяков.

В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне». «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной; я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву. За это полотно Академия художеств хотела присудить Крамскому звание профессора, однако он отказался. Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей.

 

Николай Крамской. Майская ночь

 


Николай Крамской. Христос в пустыне


В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе», на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба. Художник работал над ним около четырех лет: делал карандашные наброски и эскизы, несколько раз менял композицию. Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову.

Ивана Крамского не стало в 1887 году. Художник умер в своей мастерской, когда писал с натуры доктора Карла Раухфуса. Врач пытался реанимировать его, но безуспешно. Живописца похоронили на Смоленском православном кладбище в Петербурге.


Иван Крамской. Неутешное горе

«Никакая книга, ни описание, ничто другое не может рассказать так цельно человеческой физиономии, как её изображение» (И. Крамской).

Портрет – наиболее близкий Крамскому жанр. Портреты кисти Крамского отличаются не только похожестью лиц, в них присутствует его душа и душа оригинала. Художником создана целая галерея портретов его современников: выдающихся деятелей искусства и простых крестьян, детей, родных и близких.

Автопортрет

И. Крамской. Автопортрет (1867). Холст, масло. 52 x 44 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Это самый известный автопортрет художника. Таким он был во время учёбы в Академии художеств. Автопортрет окрашен дымкой романтизма: взбитые ветром волосы, энергично наклоненная как бы в сопротивлении чему-то голова... Чувствуется, что внешние черты соответствуют внутреннему состоянию личности. Лицо сосредоточенное и собранное. Одежда его говорит о человеке, привыкшем следить за своей внешностью.

 

Портреты И. Шишкина

Крамской писал Ивана Шишкина трижды, и каждый портрет открывал какую-то новую черту художника-пейзажиста. Это вполне понятно: меняется время, менялись и сами художники.

И. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина (1869). 103, 6 × 79 см. Белила, итальянский карандаш, соус, проскребание, бумага
Первый портрет был графическим (1869), и в нём сильное сходство с оригиналом: плотно сбитая фигура, крупный лоб, проницательный взгляд слегка прищуренных умных глаз. Есть в этом портрете фотографическая точность, но почти нет художественности.
Четыре года спустя Крамской пишет новый портрет Ивана Шишкина на фоне любимого им пейзажа.

И. Крамской. Портрет художника И. Шишкина (1873). Холст, масло. 110 х 78 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Шишкин изображен на фоне солнечного пейзажа в свободной позе, опираясь на палку от зонта. На нём рабочая одежда, дорожные сапоги и этюдник на плече. Ему легко и привычно в этом мире лесов и полей, деревьев и трав.
Непринужденная и естественная поза отражает и характер персонажа – простой и сильный, словно позаимствованный у природы.
Портрет кисти Крамского стал воплощением гармонии человека и природы.
Третий портрет Шишкина предельно прост: стоит человек, внимательно смотрит на зрителя. Но это та высокая простота, которой отмечается зрелость таланта.

И Крамской. Портрет Ивана Шишкина (1880). Холст, масло. 115,5 x 83,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Поза художника естественна и непринуждённа. Руки в карманах. Не ощущается, что человек позирует – он просто приостановился. И при этом минимуме деталей мы вполне понимаем сущность того, кто изображён на портрете – того, кто всем известен как «дедушка лесов». И тут же перед нашим мысленным взором всплывают созданные им образы корабельных сосен, могучих дубов...

Портрет Салтыкова-Щедрина

И. Крамской. Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина (1879). Холст, масло. 88 х 68 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Этот портрет был выполнен по заказу П.М. Третьякова. Авторское повторение портрета находится в музее Института русской литературы.
Салтыков-Щедрин изображён сдержанным как бы изнутри, в неподвижной позе. Суровое лицо, холодный и несколько неподвижный взгляд. На его лице отражаются глубокое страдание и боль сердца. Скорбные в своей отрешенности глаза говорят об извечной трагедии сатирика, трагедии великой любви к человечеству и великой боли за него.
Существует мнение, что художник записал изображённую первоначально спинку кресла, чтобы лицо писателя выделялось скульптурнее.

«Неизвестная»

И. Крамской «Неизвестная» (1883). Холст, масло. 75,5 × 99 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
«Неизвестная» – самая известная работа Ивана Крамского. Она полна таинственности и интриги. Ни в письмах, ни в дневниках художник не оставил упоминаний о личности неизвестной.
Существует неподтвержденная легенда, что прототипом героини картины послужила курская крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой.
Героиню полотна — красивую даму, одетую по последней моде, — обсуждали и критики, и публика. Интриговала зрителей ее личность, немного высокомерный взгляд и безупречный по моде тех лет наряд. В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске». Однако ценители искусства отдавали должное мастерству Крамского, который тонко выписал и лицо неизвестной дамы, и ее изысканную одежду. После 11 выставки передвижников, где была выставлена картина, ее купил крупный промышленник Павел Харитоненко.


Молодая женщина проезжает в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Она одета по последней моде 1880-х годов: бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.
Существует множество других версий о личности незнакомки. Например, одни утверждают, что Крамской изобразил главную героиню романа Л. Толстого «Анна Каренина», другие находят сходство с Настасьей Филипповной из романа Ф. Достоевского «Идиот». Считают, что художнику для этой картины позировала его дочь, Софья Крамская. Если сравнить «Неизвестную» с картиной «Девушка с кошкой» – портретом дочери, то внешнее сходство действительно бросается в глаза.

Иван Крамской «Девушка с кошкой» (1882)

Портрет П.М. Третьякова

Портрет П.М. Третьякова (1876). 59 x 49 см. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Портрет Третьякова написан Крамским зимой 1876 г. Произошло это как будто даже случайно – Павел Михайлович не позволял писать с себя портретов. Но хотел иметь написанный Крамским портрет жены, Веры Николаевны. Во время создания этого портрета Третьяков заболел и на предложение Крамского махнул рукой: пишите!
Морально Крамской был уже давно готов к этому, тем более, что у него было достаточно накопленного подготовительного материала, наблюдений. И тут подоспел момент в виде болезни Третьякова.
Через черты лица художник умело передаёт характер и состояние души человека. Третьяков – аристократ, очень сдержанный, уравновешенный, всегда внешне спокойный. В семье его называли «неулыбой». Его умные тёмные глаза выражают глубокую мысль, которая занимает в данный момент портретируемого. Весь его облик олицетворяет благородство, достоинство и особую духовную силу.
Павел Михайлович будто бы и не позирует, а просто задумался о чём-то, а художник лишь поймал нужный момент. В портрете чувствуется сердечная близость этих двух людей:
В это же время был написан и портрет Веры Николаевны Третьяковой.

И Крамской. Портрет Веры Николаевны Третьяковой (1876). Холст, масло. 226 x 148 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Многие художники просили разрешения у Третьякова написать его самого и Веру Николаевну, но, по свидетельству дочери Павла Михайловича, что «выбор его остановился на Крамском, — совершенно понятно».
Холст очень большой. Вера Николаевна изображена в рост, на фоне природы («Я же гуляю по любимому моему Кунцеву, в моем любимом платье с красным платком и простым деревянным батистовым зонтиком»). Но работа над портретом затянулась, т.к. эта масштабность не соответствовала задаче создать домашний портрет для семьи.

Портрет Льва Толстого

Портрет Льва Толстого работы Крамского – один из лучших в обширном ряду портретов писателя. Портрет выполнен в спокойной темной гамме. Толстой предстаёт перед зрителями в своей просторной рубахе-блузе. «Мужицкие» черты русского лица, умные проницательные глаза.
Работа над портретом шла легко, а между Толстым и Крамским постоянно шли оживленные разговоры об искусстве и жизни. Толстой также был заинтересован беседами с Крамским и с интересом наблюдал и изучал его. Впечатления от этих бесед и наблюдений он использовал при создании образа художника Михайлова в романе «Анна Каренина», над которым в то время работал. Образ Михайлова отражает взгляды Крамского и сохраняет его облик.
Но к реализации замысла Третьякова о создании портрета писателя для галереи шли долго: Толстой никак не соглашался позировать. Крамской поселился в Козловке-Засеке, неподалеку от Ясной Поляны, и долго убеждал писателя в необходимости позирования.
Вот как пишет об этом В.И. Порудоминский в своей книге «Крамской»:
«В первых числах сентября Крамской снова в Ясной Поляне. Услышав от прислуги, что граф куда-то отлучился, Крамской отправился его разыскивать. В сарае работник рубит дрова.
- Не знаешь ли, голубчик, где Лев Николаевич?
- А вам он зачем? Это я и есть...
В ответ на просьбу о портрете покачал головой:
- Нет, нет, этого не нужно. Но я рад вас видеть, я вас знаю. Пойдемте ко мне...
Крамской сообщает Третьякову: «Разговор мой продолжался слишком два часа, четыре раза я возвращался к портрету и все безуспешно... Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий: я слишком уважаю причины, по которым ваше сиятельство отказываете в сеансах, чтобы дальше настаивать, и, разумеется, должен буду навсегда отказаться от надежды написать портрет, но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее. «Как так?» Очень просто, я, разумеется, его не напишу, и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. Он задумался, но все-таки отказал, хотя нерешительно. Чтобы наконец кончить, я начал ему делать уступки и дошел до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан, и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, затем, время поступления его в галерею вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью вашей... А затем оказалось из дальнейшего разговора, что он хотел бы иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать, и спрашивал о копии и о согласии наконец впоследствии сделать ее, то есть копию, которую и отдать вам; чтобы не дать ему сделать отступление, я поспешил ему доказать, что копии точной нечего и думать получить, хотя бы и от автора, а что единственный исход из того – это написать с натуры два раза совершенно самостоятельно, и уже от него будет зависеть, который оставить ему у себя и который поступит к вам. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра... Не знаю, что выйдет, но постараюсь, написать его мне хочется».
Крамской не оставил словесного описания внешности Толстого, оставил «только» портрет – и в нем все сказал. «Мне всегда казалось, когда я смотрел ему в глаза, что он знает все, что я думаю, и при этом старается скрыть эту свою способность проникновения». В портрете, написанном Крамским, таится постоянно сдерживаемая страстность Толстого и убедительно точно и свободно выраженная внешняя необыкновенность (не обыкновенность) личности его.
Сам Крамской через несколько лет скажет о портрете Толстого: честный портрет.

Портреты Н.А. Некрасова

В 1877 г. Третьяков заказал Крамскому выполнить портрет поэта Н.А. Некрасова, уже неизлечимо больного. В процессе работы над заказом Крамской задумывает ещё один портрет Некрасова в форме большой картины.
От встреч с Некрасовым художник получил сильное впечатление, которое он выразил в картине «Некрасов в период "Последних песен"». Поэт знал, что дни его сочтены. Стихи, которые он сочинял во время болезни, называл «Последние песни». В них он прощался с читателями, с жизнью. Ему было очень тяжело сидеть перед художником. Крамской проводил у Некрасова целые дни, но иногда за день удавалось поработать всего полчаса.

И. Крамской. Портрет Н.А. Некрасова (1877)
На портрете у Некрасова красивое, исхудалое лицо, скорбное и мужественное. Руки скрещены на груди. Современники считали, что портрет получился удачным.
Но Крамской говорил, что хочет создать ещё один портрет.
Он решил написать Некрасова таким, каким видел его каждый день. Больной поэт лежит, накрытый простыней, рядом – столик с лекарствами.

И. Крамской. Н.А. Некрасов в период «Последних песен» (1877-1878). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
До последнего дня Некрасов не расставался с главным делом своей жизни – поэзией. И Крамской изобразил Некрасова в минуты творчества. Лицо и руки его исхудали, он бледен и слаб, но смерть не властна над душой поэта.
Художник стремится к подлинной достоверности изображения. Он интересуется мельчайшими подробностями его жизни, тщательно выписывает интерьер, у изголовья ставит бюст Белинского, на стены вешает портреты Добролюбова и Мицкевича, олицетворяющие собой атмосферу, в которой жил поэт.
Портрет завершен после смерти Некрасова в 1878 г.

Обо всех работах Крамского в портретном жанре рассказать в пределах одной статьи невозможно, мы можем лишь напомнить о некоторых из них: Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе (1880-е годы), «Девушка с распущенной косой» (1873), «За чтением. Портрет С.Н. Крамской (1873), Портрет императора Александра III (1886), Портрет философа Сергея Владимировича Соловьёва (1885), Портрет актёра Василия Васильевича Самойлова (1881), Портрет издателя и публициста Алексея Суворина (1881), Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского (1876), Портрет художника Фёдора Васильева, Портрет Николая Крамского, сына художника (1882), Портрет поэта Якова Полонского (1875), Портрет доктора Сергея Петровича Боткина (1880), Портрет Анатолия Крамского, сына художника (1882), Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника (1879), Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника (1882) и др.

 

Валентин Александрович Серов

1865-1911

Валентин Серов создал несколько сотен портретов, и каждый из них имел свои особенные способы передачи характера портретируемого.

Художник говорил: «Надо так писать, чтобы и без лица портрет был похож, одной фигурой».
Серов владел всеми техниками живописи и рисования, в том числе и графической. Его карандашные портреты стали полноценными произведениями искусства. Но его творчество не ограничивалось только лишь портретным жанром – он также был мастером пейзажа, анималистики, исторических и мифологических сюжетов. Говорить о всём масштабе творчества В. Серова в одной статье невозможно, поэтому мы ограничились лишь жанром портрета.

Начало жизни и творчества

В. Серов. Автопортрет (1880). Холст, масло. 23 х 29,5 см. Частное собрание
Валентин Александрович Серов родился в 1865 г. в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой.
Рисованию учился сначала у немецкого гравёра К. Кёппинга в Мюнхене, где жил с матерью, а затем у И. Репина, который в 1880 г. направил его в Академию художеств к знаменитому преподавателю Павлу Чистякову. Чистяков позже, вспоминая о Серове, говорил, что он еще никогда ранее не встречал в другом художнике такого всестороннего художественного развития в искусстве: «И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция – всё было у Серова, и было в превосходной степени». Помимо таланта, Серов обладал и ценными человеческими качествами: честностью, открытостью и прямотой, доброжелательным отношением к людям.

Абрамцево

Усадьба Абрамцево расположена в Сергиево-Посадском районе Московской области. Её владельцами были писатель С.Т. Аксаков, а c 1870 г. – промышленник С.И. Мамонтов. При Мамонтове в усадьбе гостили и работали знаменитые русские художники И.Е. Репин, В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, В.Д. Поленов, П.П. Трубецкой, И.С. Остроухов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, К.А. Коровин, И.И. Левитан, музыканты, актёры, певец Ф. И. Шаляпин. Здесь были организованы столярная и керамическая мастерские.
Абрамцево сыграло важную роль в судьбе многих людей русской культуры XIX в., в том числе и в формировании художественных и творческих взглядов Валентина Серова. Он с юных лет полюбил русскую природу Средней России с ее березовыми и осиновыми рощами, заброшенными оврагами, перелесками, близлежащими деревнями. В доме Мамонтова ставились частные оперы, художники подолгу жили здесь, имея возможность творческого общения. Именно в Абрамцеве Серов написал портрет 12-летней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками».

В. Серов «Девочка с персиками» (1887). Холст, масло, 91 x 85 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
«Девочка с персиками» – образец импрессионистической живописи. Портрет наполнен светом и свежестью, восхищением юностью и красотой, чувством радости бытия. Он как будто соткан из солнца и воздуха, наполнен одухотворенностью и поэтичностью. Этот портрет сразу сделал художника знаменитым.

 

Домотканово

В следующем, 1888 г., Серов пишет другой портрет, ставший также вехой в его творчестве, – «Девушка, освещённая солнцем». Этот портрет был написан в Домотканове Тверской области. Домотканово называли «тверским Абрамцево». В своё время Домоткановым владели представители известнейших дворянских фамилий Российского государства: Ржевские, Озеровы, Давыдовы, Головины и др. В 1886 г. Домотканово приобрёл у помещика Воробьёва художник Владимир Дмитриевич фон Дервиз, до октябрьской революции 1917 г. усадьба была в собственности дворянского рода Дервизов. По его приглашению усадьбу часто посещал Валентин Серов. Природа Домотканова вдохновляла его: здесь созданы его лучшие произведения, ставшие классикой мирового и русского искусства: пейзажи «Осенний вечер. Домотканово», «Заросший пруд. Домотканово», «Октябрь. Домотканово»; «Баба в телеге», «Баба с лошадью» и другие работы «крестьянского» цикла, иллюстрации к басням И.А. Крылова и др.

В. Серов «Девушка, освещённая солнцем» (Портрет М.Я. Симонович), 1888. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Эта картина написана уже несколько по-иному, чем «Девочка с персиками», хотя так же наполнена солнцем и воздухом. Но возраст изображаемой девушки уже другой, поэтому и темп жизни другой, и пластика художника меняется. Игра цветовых пятен в картине напоминает мозаику, что было характерно для Врубеля (а в то время Серов присматривался к врубелевской манере письма). Но по сути Валентин Серов никогда никому из художников не подражал и всегда находил своё собственное решение в создании нового полотна.
И. Грабарь вспоминал, как незадолго до своей смерти В. Серов рассматривал в Третьяковской галерее эту свою картину: «Он долго стоял перед ней, пристально её рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся».
Смерть художника была неожиданной и потрясла его современников. Утром 22 ноября 1911 г. он спешил на портретный сеанс к Щербатовым. Упал и умер от приступа стенокардии. Умер в самом расцвете сил, в возрасте 46 лет.

 

Лучший портретист

В конце XIX-начале XX вв. Серов стал одним из лучших портретистов России. Его живописное и колористическое мастерство, точность в передаче внешнего и внутреннего образа удивляли современников. Он умел найти точные изобразительные средства для каждого портрета и в совершенстве воплотить жизненный образ. Его портреты – не только талантливое воспроизведение физических черт определённого лица, но и точная передача внутреннего мира, в котором жил изображаемый человек.
Он создал около 300 портретов.
Его живописные портреты отличаются разнообразием поз, неповторимостью положений, поворотов, жестов. Портреты художник создавал с учётом различия каждого человека, его неповторимой индивидуальности. Он сажал человека для позирования так, чтобы эта позабыла для него наиболее характерной. Например, для портрета Л. Бакста он берет только одну голову, чтобы фигура не помешала задуманной им тонкой характеристике выражения её лица, глаз, движений и тех неуловимых особенностей, которые есть у каждого человека. А Семёнова-Тян-Шанского он посадил по-стариковски, как ему в восемьдесят лет и подобает.

В. Серов. Портрет Л. Бакста (вторая половина 1900-х гг.)

В. Серов. Портрет Семёнова-Тян-Шанского (1905)

В. Серов. Портрет художника К.А. Коровина (1891). Холст, масло. 111,2 х 89 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Серов и Коровин были друзьями. Савва Мамонтов прозвал их «Коров и Серовин». Они были очень непохожи характерами, привычками и образом жизни, но обычно противоположности сходятся. Серов был обычно серьёзен и аккуратно одет. Коровин же отличался непостоянством (Серов говорил о нём: «вихлястый») и художественной небрежностью в одежде. Портрет написан в стиле самого Коровина – размашисто, ярко. Но в то же время зритель сразу понимает, что на портрете – творческая личность. Князь Сергей Щербатов в своих мемуарах писал о Коровине так: «... Коровин был одним из наиболее "красочных", ярких людей, которых мне приходилось встречать...». Эта «красочность» личности замечательно выражена в портрете.

В. Серов «Дети (Саша и Юра Серовы)» (1899). Холст, масло. Государственный Русский музей (Петербург)
И. Грабарь считал этот портрет лучшим в творчестве Серова. Он был написан в Финляндии на даче В. Матэ. Мальчики изображены на фоне морского пейзажа, на веранде. Старшему Саше было 7 лет. Он сосредоточенно смотрит вдаль. А младший, 5-летний Юра, наивно по-детски смотрит на зрителя. В этом портрете, полном нежности, дети изображены в естественном для них состоянии непосредственности, но в то же время художник тонко изобразил формирующиеся черты их характеров.

В. Серов. Портрет императора Николая II (1900-е годы). Холст, масло. 70×58 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Портрет написан в стиле импрессионизма. В 1900-м году, когда писался портрет, Валентин Серов испытывал симпатию к императору. Работая над этим портретом, Серов разговаривал с государем, просил заступиться за С.И. Мамонтова, который находился под следствием. Император распорядился, чтобы того отпустили под домашний арест. Затем Серов просил Николая материально поддержать журнал «Мир искусства», и тот снова не отказал. Художнику нравились и умение царя держаться просто и с достоинством, и его человеческое обаяние.
Портрет предназначался в подарок императрице, поэтому он не является парадным: Николай II изображён в повседневной военной форме, в его позе чувствуется простота, спокойствие, а в глазах светится ум. Искусствовед А. Эфрос говорил, что Серов «ласковой кистью написал тихого светловзорого мечтателя в полковничьих погонах».
Но отношение Серова к государю постепенно изменилось. В 1902 г. художник писал очередной портрет царя, и императрица Александра Федоровна, взглянув на полотно, начала давать Серову советы. Он вспылил и предложил ей окончить портрет вместо него. Государыня вспыхнула и вышла из комнаты. Этот портрет остался недописанным. Восстановить отношения с художником Романовым не удалось. Николай попробовал помириться с Серовым через Сергея Дягилева, но Серов сказал: «В этом доме я больше не работаю».

В. Серов «Мика Морозов» (1901). Холст, масло. 62,3 х 70,6. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В этом портрете замечательно передана детская неусидчивость и любознательность. Мальчик что-то увидел и вот-вот вскочит с кресла и убежит исследовать то новое для него, что он увидел.
Мика Морозов, которого изобразил на портрете художник Валентин Серов, – 4-летний сын известного мецената, промышленника и коллекционера живописи Морозова Михаила Абрамовича.
В будущем Михаил Михайлович Морозов (1897-1952) – советский литературовед, театровед, педагог, переводчик, посвятивший всю жизнь изучению творчества Шекспира, один из основателей советского научного шекспироведения. Английский язык и литературу изучал в Великобритании. Вернувшись в Россию, окончил филологический факультет Московского университета. Работал режиссёром, читал лекции по истории театра, занимался переводами, преподавал английский язык.
Но это всё в будущем, а сейчас Мика изображён в своем любимом кресле, порываясь вскочить. Трудно было художнику работать с таким непоседой, но ему это удалось.
Портрет построен на контрастах: на тёмно-коричневом фоне выделяется белая одежда мальчика, а его фигуру обрамляет золотистое сияние. Сходство изображенного на картине мальчика прослеживалось даже во взрослые годы Михаила: те же пытливые блестящие глаза, подвижность лица.
Серов долго готовился к написанию портрета, наблюдал человека в жизни в различных условиях. Делал наброски, искал идею портрета. Ярким примером его исканий стиля служит известный портрет обнажённой Иды Рубинштейн.

В. Серов. Портрет Иды Рубинштейн (1910). Холст, темпера, уголь. Государственный Русский музей (Петербург)
Ида Рубинштейн – знаменитая танцовщица и актриса, современница Серова.
Впервые Серов увидел Рубинштейн на парижской сцене. Она показалась ему воплощением Древнего Востока. «Монументальность есть в каждом её движении, – восхищался художник, – просто оживший архаический барельеф». В портрете Серов использовал новые изобразительные средства, близкие к символизму.
В 1910 г. он попросил Иду Рубинштейн позировать ему для портрета. Готовую картину современники не поняли и встретили неоднозначно: даже учитель Серова, Илья Репин, не одобрил портрета. Художника обвиняли в модернизме.
Валентин Серов написал свою модель в одной плоскости с фоном, создав образ, напоминающий египетские фрески. Художник говорил о портрете, что его модель «смотрит в Египет». Ольга Валентиновна Серова, дочь живописца, писала в своих воспоминаниях: «Ида Рубинштейн была совсем не так худа, как её изобразил папа, по-видимому, он сознательно её стилизовал».
Серов не стремился воссоздать реальный образ танцовщицы, он действительно стилизовал образ, создавая ощущение сложности характера. Но в то же время его картина была портретом с конкретными чертами личности: узнаваемы манера поведения, внешний облик, характер, пластика актрисы. Художник воспроизводит фигуру танцовщицы в сложном повороте гнутыми линиями, предельно заостряя ее контур. Фон картины воспринимается как часть изображения, напоминающего древневосточные рельефы. Модель кажется одновременно и экстравагантной, и незащищенной, чему способствует её нагота

. В.Серов. Портрет Ольги Орловой


На первый взгляд, все в этом портрете совершенно – изображена представительница высшего света, которая слыла самой модной дамой Петербурга, в роскошном наряде, во всем блеске и великолепии своей красоты. Создается ощущение, что она присела лишь на минутку, готовая ехать на очередное светское мероприятие. Поэтому так неустойчива ее поза – она очень занята, ее уже где-то ждут, она остановилась на мгновение и вскоре упорхнет. Однако при более детальном изучении картины становятся заметны и другие немаловажные детали. Художник запечатлел модель в момент ее сборов на очередной бал, в ее образе подчеркнута присущая ей легковесность мыслей и чувств, пустое высокомерие и напыщенность, за которыми нет ни глубины переживаний, ни интеллекта. Все ее помыслы сосредоточены исключительно на предстоящих удовольствиях и развлечениях. При этом художник не может сдержать улыбки и даже насмешки: как же бессмысленно и ничтожно такое существование!
Серов намеренно уходит от любования стройностью и грациозностью модели – он изобразил ее сидящей на низком пуфике, да так, что ее острые колени торчали вверх и вперед. Княгиня будто невзначай играет ниткой жемчуга на шее, но этот жест – не что иное, как указание на себя, подчеркивание значительности и важности собственной персоны. Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова, и мне все позволено, и все, что я делаю, хорошо».
Композиционный центр картины – роскошная шляпа княгини, огромная до такой степени, что эта непропорциональность бросается в глаза: она словно прихлопывает модель, опуская ее композиционно еще ниже. За спиной княгини стоит большая ваза, тень от которой на стене намеренно искажена – она повторяет очертания модели в огромной шляпе. Критики отмечали: это тонкий намек на то, что княгиня так же пуста, как и ваза у нее за спиной.
Серов сам не раз сознавался в том, что его интересует в первую очередь не внешность человека, а его сущность, проявляющаяся во внешних чертах. Увиденные им особенности часто бывали неожиданными и для позирующих, и для их знакомых. Художника часто упрекали в том, что он создает шаржи, а не портреты, на что он отвечал: «Что делать, если шарж сидит в самой модели, я-то чем виноват? Я только высмотрел, подметил». Серов намеренно подчеркнул надменность, манерность и неестественность модели, и это не могло скрыться от наблюдательных глаз. Несмотря на то, что художник со всем тщанием изобразил и складки дорогого платья, и переливы меха, и шикарную обстановку вокруг модели, чувствовалось его ироничное отношение к позирующей. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею)

Илья Ефимович Репин
1844-1930

Илья Ефимович родился в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте. А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины. В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение. Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской. Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы. 1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена. Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта. Предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. Поэтому-то Репин и был первоклассным портретистом.

Портретное творчество Репина -- новый этап в развитии русского портрета. Портреты Репина подкупают своей подлинностью, способностью художника в непосредственном, казалось бы, случайном состоянии человека увидеть проявление существенных сторон его натуры, умением тонко подметить специфику позы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством передачи ощущения живой плоти человеческого лица и фигуры. Исключительно широк был круг портретируемых художником -- от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом») до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского). Мастером группового портрета Репин показал себя в картине «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901--1903). Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника -- «Отдых», «Осенний букет» и др.

Вопросы к лекции и план ответа на экзамене:

1. Что такое портрет? Дать определение.
2. Какое направление было ведущим в живописи второй половины 19 века, и кто задал это направление?
3. Какие образы можно увидеть в портретном искусстве втор.пол. 19 века?
4. И.Н. Крамской
-годы жизни
-где и в какой семье родился
-когда начал заниматься портретом и в какой области
-как поступил в Академию Художеств
-почему Академию не закончил?
-в каких объединениях состоял
-какое место портрет занимал в творчестве Крамского
-перечислить наиболее известные произведения, в том числе портреты известных людей
P.S Подробные описания портретов, конечно, вам на экзамене рассказывать не нужно, но о каких-то портретах (допустим, о "Неизвестной") можно сказать пару слов подробнее, чем просто назвать.
5. В.А.Серов
-годы жизни
-где и в какой семье родился
- в каких жанрах работал, помимо портрета?
-у кого учился?
-перечислить наиболее известные произведения, в том числе портреты известных людей
6. И.Е.Репин
-годы жизни
-где родился
-перечислить наиболее известные произведения, в том числе портреты известных людей
-найти и записать 7 картин художника

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!