Декоративно-прикладное искусство, стилизация в орнаменте.



ПЛАН

УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

В ГРУППЕ «ЖИВОПИСЕЦ»

Тема урока:

Декоративно прикладное искусство.

Стилизация растительного и животного мира.

Тип урока: Получение новых знаний.

Вид урока: Лекция

                                                    Цели урока:

· Художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими в процессе освоения программы стилизации, умений и навыков воплощать свои замыслы в художественные формы.

· Формировании мировоззрения слушателя , воспитании художественно-образного мышления, вкуса, восприятия красоты в природе.

                                              Задачи урока:

· Знакомство с приемами стилизации.

· Научиться стилизовать растительные формы разными способами.

· Научиться применять графические приемы в стилизации.

· Научиться навыкам самостоятельной работы с эскизами.

· Приобретение учащимися опыта творческой деятельности.

 

 

Учебная- познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширить знания о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре, учить изображать различные предметы.

 Воспитательная-

                                      -воспитывать чувство прекрасного;

                                      -формирование личных качеств;

                                      -аккуратность;

                                      - умение работать в коллективе;

                                      - бережное отношение к материалам и инструментам;

                                      - ответственное отношение к правилам техники безопасности.

 Развивающая – расширить и обогатить знания и представления учащихся в области изобразительной грамоты, цвета, формы;

-развить эстетические способности, формировать художественный вкус учащихся;

-развивать умение анализировать свою работу;

- творческое воображение;

-мыслительные способности;

                                         

Материально – техническое оснащение урока:

ü бумага под акварель формат А4;

ü карандаш простой;

ü ластик;

ü краски гуашевые;

ü кисти круглые № 0,1,2,3;

ü линейка.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент .

 - приветствие группы;

- проверка явки учащихся;

- проверка наличия у них необходимого оборудования.

2. Вводный инструктаж .

- психологическая подготовка к восприятию урока;

- организация внимания, постановка темы урока;

- устный опрос учащихся о пройденном материале по заданной теме;

-объяснение порядка выполнения работы и показ приемов работы над натюрмортом;

- доведение задания учащимся и распределение их по рабочим местам.

3. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся (20мин.)

- проверка правильности выполнения профессиональных приемов и навыков;

-помощь учащимся которые не справляются с заданием;

4. Заключительный инструктаж .

- анализ выполнения практической работы группой в целом и отдельными учащимися;

- разбор типичных ошибок и характерных недостатков допущенных при выполнении учебно-производственных работ, разъяснение путей их предупреждения и устранения;

- подведение итогов и сообщение оценок учащимся.

 

 

                Преподаватель                                         Егорова А.В.

                              Вступительная беседа.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир.

Известно, что природа и искусство тесно взаимосвязаны. Живопись и скульптура основаны на более или менее прямом подражании природе. Орнамент точно также основан на подражании природе и, действительно, для орнамента имеется масса первообразов в природе.

Первообразом для орнамента служат растения, животные, люди и художественные произведения человеческого труда. Каким же образом художник должен преобразовать образец, взятый из природы, в такую форму и цвет, который, в виде орнамента, мог бы соответствовать своему назначению? Что же такое орнамент в сравнении с первообразом в природе? Это есть украшение, исполненное человеческой рукой, преобразованное его фантазией.

Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость.

   Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

Цель орнамента определилась — украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

Орнаменты могут помещаться в различных местах, причем характер орнамента должен сообразовываться с характером той части объекта, которую он украшает.

                                                 Орнамент.

 

Орнамент (украшение)- это узор , построенный на ритмическом повторении геометрических элементов -растительных или животных мотивов, и предназначенный для оформления разнообразных вещей( предметов быта, мебели, одежды, оружия и т.д.), архитектурных сооружений.

В зависимости от мотивов ( мотив- часть орнамента, его главный элемент), орнаменты делятся на несколько групп: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т. д. Наиболее часто встречается у всех народов мотив «древо жизни» - это растительный орнамент. Его изображают и как цветущий куст, и более декоративно - обобщенно. Композиции такого орнамента весьма разнообразны.

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека.

 

Тератологический орнамент. Его мотивами являются персонажи, созданные фантазией человека, могут одновременно иметь признаки разных животных или животного и человека-русалки, кентавры, сирены.

 

Каллиграфический орнамент. Состоит из отдельных букв или элементов текста, иногда в сложном сочетании с геометрическими или растительными элементами.

 

Геральдический орнамент. В качестве мотивов используют знаки, эмблемы, гербы, элементы воинского снаряжения-щиты, оружие, флаги

 

 

Не редко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов. Такой орнамент можно назвать комбинированным.

 

 

По композиции орнаменты делят на несколько видов: в полосе(фризы), в квадрате, в круге, в треугольнике(розетты).

Существуют три типа: линейные, ячеистые, замкнутые орнаменты.

Линейные орнаменты- это орнаменты в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива.

 

Ячеистый или раппортный орнамент- это мотив, который повторяется и по вертикали и по горизонтали ,это орнамент бесконечный во всех направлениях. Раппорт -это элемент орнамента, его главный мотив.

 

Замкнутый орнамент компонуется в прямоугольник, квадрат, круг. Мотив в нем или не повторяется, или повторяется с поворотом на плоскости.

 

 

 

Орнамент может быть симметричным или ассиметричным.

Симметрия (от древнегреческого - соразмерность) - соответствие, неизменность, проявляемые при каких-либо изменениях, при повторах, при воспроизведении. Двусторонняя симметрия, например, означает, что правая и левая стороны относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.

 

 

Ось симметрии - воображаемая линия, разделяющая фигуру на две зеркально равные части. По количеству осей симметрии фигуры бывают: с одной осью симметрии, с двумя, с четырьмя, а в круге вообще бесконечное количество осей симметрии.

В изобразительном искусстве симметрия - средство создания художественной формы. Она присутствует в орнаментальной композиции и является одной из форм проявления ритма в орнаменте.

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повтора мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное свойство любой орнаментальной композиции. Характерной чертой орнамента является ритмический повтор мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты.

Ритмическое построение - это взаимное расположение мотивов в орнаментальной композиции. Ритм организует определенное движение в орнаменте: переходы от малого к большему, от простого к сложному, от светлого к темному или повторы тех же форм через определенные промежутки.

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

Неравномерный ритм придает композиции динамику, а равномерный делает ее спокойной.

 

 

 

Декоративно-прикладное искусство, стилизация в орнаменте.

Художники декоративно-прикладного искусства во все времена уделяли большое внимание изучению различных форм растительного мира и их изображению на предметах быта: посуде, тканях, изделиях из дерева и другое.

Народные мастера создавали на плоскости или на объемной форме совершенно различные образы растительного мира , исходя из своего видения и сообразуясь со своим вкусом. Цветы и растения могли ими изображаться как в виде линейного рисунка , так и в виде сложной пространственной формы. Это зависело от степени стилизации природного мотива. Художник не использует мотивы природы для украшения предметов без какой либо степени стилизации. Стилизация, преобразующая реальный облик изображаемого, всегда достигается его обобщением. Цель стилизации- представить обобщенный и упрощенный образ изображаемого предмета, сделать мотив более понятным, максимально выразительным для зрителя , при этом, что важно удобным для исполнения художником. Материал , на котором будет исполнено изображение и место, отведенное для декора, заставляют художника выбирать те или иные варианты стилизации.

Растения- цветы, листья , плоды могли быть упрощенно стилизованы , переданы в натуралистической манере или их изображение могло быть усложнено. Листья изображались как масса листвы, иногда отдельно как лист папируса в Египте, лавровый и акантовый лист в Греции. Цветы были излюбленным мотивом, например, лилия в эгейском искусстве, роза в готическом, лотос и лилия в искусстве Египта, хризантема в Японии и др.

В 18 веке мастер сам придумывал изделие и сам исполнял его до последней операции. При создании орнаментального рисунка он всегда ориентировался на наглядный канонический образец. Крупные мастера эпохи Возрождения в Италии изготавливали рисунки для шпалер, тканей, керамических изделий. Изобразительные мотивы этого периода отличаются реалистичностью и праздничной цветовой гаммой.

В начале 19 века в Европе возрастает интерес к растительным мотивам. Изображение растений становится отдельной темой в искусстве. Получают широкое распространение художественно-промышленные школы. Обслуживание быстро развивающегося производства изделий, украшенных орнаментом, привело к появлению первых методов изображения различных мотивов, таких как метод "определения совершенных форм растений" и стилизация натурных зарисовок растений под орнаменты прошлого. При этом сохранялось копирование рисунков- образцов. Этот метод относится к классическим и существует в первой половине 19 века. Он был основан на применении в качестве орнаментального мотива идеализированной формы растения или его части, полученной в результате творческого обобщения природных форм. Растительная форма , согласно методу"совершенных форм" трактовалась художником с учетом орнаментов прошлых веков и определенных законов построения художественного изображения растений. Под творческим обобщением в нем понималась элементарная стилизация- схематизация на основе схожести очертания цветка , листа, плода с различными геометрическими фигурами ( треугольник, квадрат, круг и т.д.).

Ко второй половине 19 века большая часть произведений прикладного искусства была перенасыщена растительным орнаментом, что вызывало повторы наработанных ранее мотивов. Надежды на обновление орнаментальных мотивов стали связывать с нараставшим движением "возврата к природе". Появляются задания по рисованию растений с натуры.

В Германии и Австрии издаются книги и пособия по рисованию и стилизации растений, в частности: "Цветы и орнамент" Карла Крумбольца, "Растения в искусстве" Иосифа Риттер фон Штока, "Рисование растений стилизованных и натуральных" Иоганна Штауффагера, "Формы растений. Образцы и применение растений в орнаменте" Меурера.

Делали зарисовки двух видов. Первый вид охватывает зарисовки групп растений с сохранением всех случайных ракурсов, пропорций, окраски. Второй вид отличается тем что , ракурсы для изображения растений выбираются с учетом большего выявления особенностей. Работа идет с большим анализом конструкции и прорисовки. Орнаментальность достигалась уплощением натурного изображения за счет введения контура одной толщины, ровной заливки цветом, без передачи светотени.

Совместить в едином методе все накопленные достижения удалось М. Меуреру. Курс сравнительного изучения растительных форм Меурера включал: теоретическое изучение основ ботаники, рисование растений с натуры, рисование гербария , копирование прошлых орнаментов. Затем ученики могли переходить к видоизменению естественных растительных форм в художественные на основе своей фантазии. При этом в процессе трансформации форм растений нужно было думать не только о красоте, но и учитывать материал в котором будет выполнен орнамент, а сами растения, цветы и листья, должны быть узнаваемы.

Таким образом, цель творческой стилизациив декоративно-прикладном искусстве – это создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность и стоящего над природой, над реальными объектами окружающего мира.

 


Дата добавления: 2021-04-06; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!