Взаимосвязь педагогики восприятия произведений духовной музыки с другими научными дисциплинами



 

Восприятие не может существовать отдельно от человека. Человек, человеческое общество и взаимодействие людей являются объектом исследования множества наук: философии, социологии, экономики, физиологии, генетики, психологии, медицины и множества других. Процесс восприятия как междисциплинарная отрасль теснейшим образом переплетается со всеми перечисленными отраслями науки. Педагогика восприятия произведений духовной музыки объективно связана также со всеми видами искусств, историей.

Философия определяет онтологические и гносеологические принципы педагогики восприятия. Социология – факторы и условия развития способностей восприятия. Экономика и право предоставляют экономическую и правовую базу развития способностей восприятия. Этнография дает характеристику специфических методов развития восприятия у разных народов. Генетика и биология формулируют природные и биологические основы восприятия. Психология – закономерности развития различных психических процессов, влияющих на восприятие. Общая педагогика определяет сущность, тенденции, закономерности воспитания, средства организации и управления, деятельность институтов воспитания.

Педагогика формирования восприятия музыкальных произведений, как составная часть общей педагогики, использует общие исследовательские подходы:

- системный – раскрытие целостности объекта и его внутренних связей;

- комплексный – анализ группы явлений в совокупности;

- целостный – несводимость целого к простой сумме частей;

- личностный – отношение к личности как к субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия;

- деятельный – признание единства психики и деятельности, единства внутренней и внешней деятельности.

Педагогика восприятия музыкальных произведений , опираясь на закономерности, выявленные названными отраслями наук, формулирует собственные принципы, категории, закономерности, перспективы, содержание, формы и методы работы.

Педагогика восприятия произведений духовной музыки может быть разделом общей педагогики, т. к. ее предметом является процесс восприятия, а объектом могут быть все возрастные группы.

В пределах общей педагогики педагогика восприятия музыки может затрагивать и общие основы, и дидактику, и теорию воспитания. Поэтому нам представляется, что педагогику восприятия музыкально – духовных произведений целесообразно выделить в отдельную отрасль педагогики музыки (как это, например, произошло в свое время с педагогикой высшей школы), учитывая два обстоятельства:

· наличие огромного теоретического и практического материала, накопившегося в разных отраслях науки – в психологии, социологии, искусствоведении и др.;

· целесообразность сохранения сложившейся «архитектуры» педагогической науки.

Педагогика восприятия произведений духовной музыки опирается как на категории общенаучного характера и общей педагогики, так и на свои, присущие ей категории. К общенаучным и общепедагогическим относятся «развитие», «воспитание», «обучение», «образование», «формирование». При этом каждая категория может рассматриваться в широком плане. Например, «воспитание» традиционно рассматривается как передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Однако по нашей концепции это понятие рассматривается шире: к «старшему поколению» мы относим все живущие до нас поколения, а не только пожилых лиц, живущих в настоящее время. Образование – это результат обучения или, в буквальном смысле, формирование образа. Формирование – процесс становления личности как социальной единицы в результате воздействия всего комплекса окружающих факторов: социологических экономических, идеологических, психологических и др. поэтому в формировании образа, его образовании имеет значение умение адекватно воспринимать не только учебные дисциплины, но разнообразные явления жизни. И именно сформированное умение воспринимать делает человека образованным. Сам же процесс обучения при отсутствии умения воспринимать материал и делать правильные выводы не принесет никакой пользы. В этом процессе важнейшую роль играет умение адекватно воспринимать и адекватно реагировать на воздействующие факторы. Формирование личности невозможно без адекватного восприятия.

Рассмотрим, сформировались ли к настоящему времени условия, позволяющие считать «педагогику восприятия произведений духовной музыки» самостоятельной наукой?


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!