Исторически сложились и развивались разные формы драматической литературы, разные жанры драмы: комедия, трагедия, мелодрама, водевиль, фарс и драма в узком смысле слова.
Специфические особенности драмы как рода литературы
Эпос – слово древнегреческое. Оно означает — «песня». Эпос восходит к древним временам, когда не было письменности и когда исторические повествования о прошлом, связанные чаше всего с военными подвигами, сохранялись в памяти народа в мифах, вспоминались в песнях. Эпические песни древности знают, однако, и любовную, трудовую и даже спортивную тематику.
Предметом изображенияэпоса является тот или иной насыщенный значительными событиями период общественного развития.Эпос воплощает в героях образ эпохи. (Н-р: «Иллиада» Гомера. «Война и мир», Толстого. Образы – Ясон, древнегреческие цари. В Войне и мире – Болконский, Пьер Безухов, Наталья Ростова)
Даже небольшие рассказы или повести через героев раскрывают образ времени, в котором те живут. Вспомним повесть Л. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гам вроде бы все замкнуто на одном герое, на истории Гринева. Но через нее раскрывается время, эпоха пугачевского движения.
Лирика – (греч. «лира» - музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихотворные произведения, песни и др.) – литературный род, характеризующийся особым типом построения художественного образа, представляющий собой образ – переживание, где герой выступает как субъект («я»).
Лирика, в отличие от эпоса, создает преимущественно образ внутреннего состояния человека, изображает переживание, как правило, одномоментное, которое человек испытывает в данный момент.
|
|
Вспомним стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». В нем изображено определенное состояние души, которое мы узнаем, потому что каждый из нас, вероятно, испытывал подобное философское настроение, находясь как бы один на один с огромным миром вселенной. Великий поэт тем и велик, что он вмещает в себя и может выразить те настроения, которые свойственны и понятны множеству людей.
Драма – (др.греч. - действие, действо) – возникнув как театральное действо, драма дала на протяжении веков множество произведений, живущих не только сценической, но и самостоятельной жизнью. Поэтому драму следует рассматривать, подобно эпосу и лирике, как один из родов литературы. В отличие от лирики и подобно эпосу, драма воспроизводит прежде всего внешний по отношению к автору мир – взаимоотношение м/у людьми, их поступки, возникающие между ними конфликты. Но в отличие от эпоса, она имеет не повествовательную, а диалогическую форму, герой драмы выступает как предмет исследования – «ты», «сейчас». Диалог в драме – это не преддверие к действию, это само действие, не проявление конечного характера, а открытие, развитие и познание характера. Драматизм предполагает взгляд на мир с точки зрения возможности изменить его.
|
|
У драмы много общего и с эпосом, и с лирикой. Драма, как и эпос, изображает человека в ту или иную эпоху, создает образ времени. Но при этом драма имеет существенные отличия от эпоса и свои специфические особенности. Во-первых, драма в принципе лишена речи повествователя, авторских характеристик, авторских комментариев, авторских портретов. Но это правило знает известные исключения. Например, в современной драматургии все чаще появляется лицо от автора — ведущий, который берет на себя авторский комментарий к событиям, характеристику героев, где ведущий определяет композиционную структуру. Ведущий определяет весь ход действия, композицию, говорит от лица автора, комментирует. В этих случаях мы имеем соседство драматического действия, драматургии, и элементов эпоса (прозы), которые сосуществуют, но не смешиваются.
Выделяются несколько особенностей драматического произведения:
1. Драматические произведения организуются высказываниями персонажей. Как писал М.Горький: «Пьеса требует, чтобы каждая действующая единица характеризовалась словом и делом самосильно, без подсказывания автора».
|
|
2. Нет развернутого повествовательно-описательного текста.
3. Авторская речь вспомогательная и эпизодична: с ее помощью идет изображение, которое характеризуется героев, место действия и их действия персонажей вспомогательно и эпизодично (название пьесы, жанровый подзаголовок, указание на место и время действия, основной текст – цепь диалогов и монологов действующих лиц).
4. Некоторая ограниченность художественных взаимоотношений драмы:
- писатель-драматург пользуется лишь частью предметных изобразительных средств (диалоги, монологи, ремарки);
- характеры действующих лиц раскрываются в драме с меньшей свободой и полнотой, чем в эпосе.
5. Сюжетное время в драме должно поместиться в строгие рамки сценического времени. (Отсюда триединство места времени и действия на сцене – все действие в одном времени, в одном месте. Н –р: Вампилов «Утиная охота». Островский «Свои люди сочтемся», Грибоедов «Горе от ума»)
6. Время воспроизводимых драматургом событий на протяжении сценического эпизода не сжимается и не растягивается. (Грибоедов «Горе от ума»).
7. Действие драмы протекает перед глазами читателя или зрителя. Конфликт здесь и сейчас разворачивается, здесь и сейчас заканчивается.
|
|
Исторически сложились и развивались разные формы драматической литературы, разные жанры драмы: комедия, трагедия, мелодрама, водевиль, фарс и драма в узком смысле слова.
Комедия изображает порочное и безобразное как выражение внутренней человеческой неполноценности, которая сама себя выдает в жертву смеху. Комедия избегает моменты, выражающие глубокое сострадание, иначе она перерастет в драму. В силу ослепленности пороком, иллюзорности сознания, комические персонажи как бы ниже окружающей действительности, лишаются разумной формы существования и действия. Отсюда использование в комедии гротеска, гиперболы, карикатуры как средств комед.характеристики. В столкновении с реальностью такие персонажи терпят поражение, неизбежно разоблачая самих себя.
Трагедия: В трагедии персонажи внутренне не развиваются, а освещаются с разных сторон, действие дает возможность увидеть особую динамику равенства всех перед судьбой. В трагедии главный герой (или герои) умирают.
Драма (в у.с.с.) – пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагедии, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма соединяет в себе и трагическое, и комическое начала. Основоположником драмы считается Дидро (18в.), он выделяет три типа драмы: мещанская драма (или еще мещанская комедия), слезная комедия, серьезный драматический жанр.
Особенностью драматургии
Драматургия – от слова драма, т.е. произведение для постановке на сцене. Драматург, тот кто пишет для сцены. В праздничной культуре драматург – это сценарист.
Драматургия, так же как и эпос, изображает исторические события и события современности, происходящие в определенной социальной общности. Но предмет изображения драматургии всегда конкретизирован. Драматургическое произведение создает образ конкретного социального конфликта. Конфликт выстраивается на взаимоотношении между действиями героев. Это дает движением конфликта.
В драматургическом произведении конфликт выстраивается от начала до конца как творение самих героев. Исход изображаемого конфликта целиком зависит от поведения, от образа мыслей и поступков героя. Социальный конфликт любого масштаба, скажем, та же война (гражданская, ВОВ), раскрывается в драматургическом произведении отражением в «капле воды».
Таким образом, предмет изображения:
Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!