Методические работы над репортажем на уроках русского языка

Репортаж как жанр публицистического текста

Жанр репортажа является одним из самых оперативных, привлекательных и популярных в журналистике. Благодаря своему главному качеству – созданию «эффекта присутствия» – читатель становится свидетелем события вместе с журналистом.

Существует множество определений понятия «репортаж». А.В. Колесниченко дает следующее определение: «Репортаж (от лат. reportare – передавать, сообщать) – это рассказ очевидца, написанный так, чтобы дать возможность читателю почувствовать себя на месте события» [15, с. 76]. По М.Н. Киму, репортаж – это «наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица» [14, с. 233]. В работе «Телевизионная журналистика» Г.В. Кузнецов пишет, что репортаж – это «жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент» [33, с. 193].

В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста – создание целостного впечатления об эпизоде жизни.

А.В. Колесниченко выделяет два основных правила, которые должен соблюдать репортёр в своем рассказе.

1. Точность. Для того, чтобы добиться доверия читателей и в дальнейшем его сохранить, для того, чтобы сформировать лояльную аудиторию, репортер должен добиться репутации человека, которому можно верить. Репортажи, вызывающие доверие, – это обоснованные и точные рассказы о том, что же случилось на самом деле.

Для достижения доверия зрителей репортер должен сообщать только проверенные факты. Таким образом, задача репортера – сбор ключевых фактов, имеющих отношение к освещаемой теме, и доведение их до читателя с указанием источников информации.

2. Ясность. Чтобы читатель мог воспринять материал, репортер обязан изложить его ясно и вразумительно. Это требование является чрезвычайно важным. Без фактора ясности все остальные аспекты репортажа становятся бессмысленными.

Основными признаками репортажа как жанра публицистического стиля М.Н. Ким считает эффект присутствия, достоверность, фактографичность, оценка журналиста, сведения очевидцев, подведение итогов, анализ информации. Детали должны быть точны, правдивы. Читатель должен почувствовать звуки, запахи, цвет того места, где происходит событие.

Фиксируя впечатления, реплики, речевые эпизоды, фрагменты портретов, передавая цветовое и световое ощущение увиденного, репортёр создает публицистический образ и колорит события.
Репортеру нужно учитывать, что нарушение баланса приводит к тому, что репортаж становится скучным. Если в сообщении журналиста преобладает художественность, то утрачивается ощущение реальности.

Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается само событие, а не его итог. В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. В сообщении репортера всегда присутствует личность автора, раскрывается его отношение к событию (радость, гордость, сочувствие и т.д.) Для выражения этих чувств журналист использует различные синтаксические конструкции: вопросительные предложения или цепь вопросительных предложений, восклицательные предложения, обращения и вводные слова. Основная задача журналиста – создание целостного впечатления об эпизоде жизни.

Текст репортажа строится из трёх структурно-образующих частей: зачин, центральная часть и концовка.

Зачин – начало репортажа. В этой части содержится описание места действия, описание состояния, окружающей среды и др. Зачин должен быть динамичным. Динамика достигается при помощи односоставных предложений, безглагольных конструкций. Репортаж может начинаться с прямого обращения к читателям.

Центральная часть репортажа – это рассказ о событии. Обычно эта часть представляет собой тип повествования. Организуют повествовательный текст глаголы, которые чаще всего употребляются в форме настоящего времени. Это создает впечатление «сиюминутности» происходящего. Реже используются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего вида и др.

Темой репортажа может быть не только какое-то событие или действие, но и экскурсия по городу, например, знакомство с историческими местами, архитектурными памятниками, музеями, парками и улицами. В этом случае ведущим типом речи в тексте репортажа будет описание (описание места, описание предмета, описание состояния окружающей среды).

Концовка – это заключительная часть репортажа. В ней чаще всего содержится оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

Таким образом, репортаж строится по принципу пирамиды.

В первом абзаце содержится основная мысль сообщаемого, второй абзац расширяет эту информацию, делает ее более пространной, третий углубляет, затем следует подведение итогов.

Репортаж имеет синтетический характер. В нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров, в его структуре присутствуют элементы зарисовки, заметки, интервью, отчета, корреспонденции. Он может включать в себя повествование, прямую речь, красочные отступления, характеристики персонажей, исторические отступления и т. д. Большее сходство у жанра репортажа проявляется с жанром заметки: и в том, и в другом жанре сообщается о каком-либо событии. Однако между ними имеется существенное различие: заметка лишь сообщает о событии как о совершившемся факте, репортаж – изображает событие как процесс. В информационной заметке автор сознательно «остается в тени», прямо не раскрывая своего отношения к событию. В репортаже, наоборот, личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется.

Классификации репортажа.

Существует несколько видов репортажей. А.А. Тертычный выделяет событийный, постановочный, путевой, специальный и аналитический репортажи.

Событийный репортаж сообщает о какой-либо торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве. Главным в таком репортаже становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно. Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним.

В постановочном (ситуационном) репортаже передается о незапланированном событии. В нем должны присутствовать живые детали, эмоции участников и публициста, различные мнения по теме - как простых людей, так и официальных лиц, реплики «из толпы», краткие зарисовки с места события, данные статистики.

В путевом репортаже события передаются с места маршрута, по которому двигается репортер.

Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы.

Аналитический (проблемный) репортаж не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу. Репортер сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы. В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, как некий итог уже осмысленных автором данных.

В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный, спортивный, социальный, военный репортажи.

В зависимости от того, для какого источника информации предназначен репортаж выделяют газетный, радийный и телевизионный репортажи.

Таким образом, репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни. Перед автором стоит задача рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели его на самом деле.

Основными признаками репортажа как жанра публицистического стиля являются точность, ясность, эффект присутствия, достоверность, фактографичность, оценка журналиста, сведения очевидцев, подведение итогов, анализ информации. Детали должны быть точны, правдивы.

При написании репортажа публицист должен помнить, что его задача - дать аудитории почувствовать ту атмосферу, в которой разворачивалось событие, дать увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетелем.

Методические работы над репортажем на уроках русского языка

Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся – одна из серьёзнейших и всегда актуальная задача преподавания русского языка в школе. В последнее время существует тенденция обучения речевой деятельности учащихся, овладения определенными типами высказываний в жанровой форме. На уроках русского языка учащимся предлагается познакомиться с различными жанрами текста, с их отличительными признаками и выполнить обучающую письменную или устную работу в том или ином жанре. В таком роде учебном труде развиваются творческие способности, школьники понимают практическую направленность своей работы, а также оценивают собственные возможности, что повышает заинтересованность в результатах.

В 7 классе на уроках русского языка учащиеся могут освоить такое понятие как репортаж, выделить основные черты данного жанра, познакомиться с видами жанра репортажа, а также попробовать себя в роли репортера и написать сочинение-репортаж на заданную учителем тему.

Т.А. Ладыженская в своём труде «Система обучения сочинениям в 5-8 классах» предлагает ввести понятие «жанр репортажа» при подготовке учащихся к написанию сочинения описание действий, т.к. этот жанр ребятам хорошо знаком: многие все увлекаются спортом или «болеют» за какую-нибудь спортивную команду, систематически слушают и смотрят репортажи по телевизору.

В начале урока методист предлагает учителю рассказать о смысле предстоящей работы: описывать можно не только предметы, но и процессы, явления, действия. Например, спортивный репортаж — это описание действий футболистов, хоккеистов, фигуристов и т. п. Далее нужно сказать о трудностях составления репортажа и предложить детям прочитать текст, в котором известный комментатор Н. Озеров дает советы юным журналистам при составлении текста репортажа. Учащиеся должны найти в данном материале эти советы:

«Спортивный репортаж... Приятели часто подшучивают надо мной: что же тут сложного — говори и говори себе!

Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно. Но нужно уметь отобрать самое главное из того, что происходит на твоих глазах.

Каждое спортивное соревнование — это проверка мужества спортсмена, его воли, стремления к победе.

Я сам прошел большой и совсем нелегкий путь в спорте. Знаю, сколько пота надо пролить на тренировках, сколько поволноваться, прежде чем чего-нибудь добьешься.

Спортивный комментатор должен прежде всего знать и любить спорт, особенно тот вид, о котором он рассказывает.

Перед матчами, о которых мне предстояло рассказывать по радио, я старался бывать на тренировках команд. Встречался с известными тренерами. Это мне очень помогало.

Советую и вам, юные комментаторы, заранее узнавать обо всех предстоящих соревнованиях, бывать на тренировках, прислушиваться к тому, что говорят тренеры.

Вы должны видеть не только успехи, но и неудачи. Ничего нет страшного в критике. Только она должна быть доброжелательной, а не походить на разнос пли брюзжание.

Когда я веду репортаж с Центрального стадиона имени В. И. Ленина, я вижу перед собой тысячи зрителей. Но я думаю не о них. Я знаю, что сотни тысяч любителей спорта, сидящих у радиоприемников, внимательно слушают комментатора. И я стараюсь, очень стараюсь помочь им «увидеть» все, что происходит на футбольном поле.

Вот и вы должны так писать свои репортажи, чтобы каждый читатель «увидел» ваши соревнования.

Успехов вам, юные комментаторы!»

Ответ: надо хорошо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, говорить (писать) так, чтобы каждый читатель «увидел» соревнования.

После такой вступительной беседы предлагается провести упражнение типа «немого диктанта». Для того чтобы эта работа прошла успешно, необходимо предварительно объяснить учащимся смысл задания. Учитель никаких слов произносить не будет, поэтому диктант немой, учащиеся должны описать то, что делает учитель. Например, учитель выполняет следующие действия: подходит к дверям, выходит из класса и тотчас возвращается, направляется к таблице и поправляет её…

Примеры диктантов, которые написали учащиеся:

1. «Ю. И, стремительно входит в класс. Он взглянул на стены и увидел, что одна из таблиц висит криво. Взяв со стола указку, пытается поправить таблицу. Таблица не слушается» [20, с. 245].

2. «Ю. И. показался в дверях. Он чем-то недоволен, хмурится. Окинув взглядом стены, замечает беспорядок: одна из таблиц висит неровно.
Ю. И. подходит к шкафу, заглядывает за шкаф, на шкаф... Он в недоумении чешет затылок. Вдруг радостно улыбается, хватает длинную указку (она, оказывается, лежала на столе) и начинает поправлять таблицу, но у него ничего не получается»
[20, с. 245].

3. «Дверь открывается, и Ю. И. быстро входит в класс. В руках у него стопка тетрадей, журнал и книги. Сегодня он сердит (наверное, «Спартак» опять проиграл). Ю. И. окидывает класс строгим взглядом. Мы делаем вид, что нам страшно, затихаем. Ю. И. машет рукой — это значит: садитесь. Он смотрит на стену: безобразие, опять таблицы висят криво. Начинаются поиски указки. Напряженное ожидание... указка найдена Ю. И. пытается выровнять таблицу» [20, с. 246].

Чтобы «немой диктант» прошел успешно, нужно заранее наметить его содержание, продумать последовательность действий, например, вначале сесть за стол, полистать книгу, затем направиться к стенгазете, повесить картину, подойти к М., который сидит на задней парте, заглянуть в его тетрадь и т. д.

Далее необходимо предлагает провести лексическую работу, чтобы предупредить повторение слов «учитель», «идти», учащиеся подбирают синонимы и перифразы.

Методист отмечает, что дети описывают это с большим интересом. Так же живо проходит анализ их диктантов-сочинений. Учащиеся убеждаются, как по-разному они видят и описывают одно и то же.

Затем учащимся предлагается написать репортаж на самостоятельно избранную тему — об интересном матче, который состоится в ближайшее время на школьном или большом стадионе, о поведении ребят на перемене и т. п.

С.А. Ташлыков в своей работе «Сочинение: секреты жанра» предлагает начать овладение понятием «репортаж» с обращения к спортивным репортажам, репортажам с мест происшествий, репортажам из других стран, репортажам из «горячих точек», звучащим с телеэкрана. По мнению методиста, это поможет понять учащимся технологию ведения репортажа.

В дальнейшем ученый советует написать различные виды репортажа. В качестве образца С.А. Ташлыков предлагает репортажи В.А. Гиляровского, выдающегося русского репортера, для произведений которого были характерны правдивость, оперативность, высокая осведомленность. Ученый обращает внимание на то, что жанровая форма репортажа, подходит для сочинений на свободную тему.

На этапе закрепления понятия «жанр репортажа», а также в качестве домашнего задания С.А. Ташлыков предлагает следующие темы для сочинения-репортажа:

· репортаж с урока (возможно, с одного, что позволит видеть урок разными «репортерами»; возможно, с разных уроков, при этом каждый пишущий получает индивидуальное задание; например, репортаж с урока физкультуры поможет овладеть формой спортивного репортажа);

· репортаж с вечера, праздника, спортивного мероприятия и т.п.;

· репортаж с улицы (рассказ об интересном событии, свидетелем/участником которого был учащийся);

· репортаж с семейного, домашнего торжества (данная жанровая форма может быть освоена и при создании пародийного репортажа, когда на обыденное, домашнее событие накладывается форма спортивного репортажа).

С.А. Котельникова в своей статье «Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж» предлагает методический материал для проведения уроков развития речи.

Автор статьи предлагает начать урок с выяснения специфики жанра «репортажа», основных особенностей жанра.

На следующем этапе учащиеся знакомятся с произведением М.А. Булгакова «У Антона Павловича Чехова». Далее учащимся предлагается проанализировать данный текст, ответив на следующие вопросы:

«1. Озаглавьте текст (он предъявляется ученикам без названия). Сравните свой вариант с авторским. Какое заглавие точнее, уместнее?

2. Каково настроение автора? Что можно сказать об общем впечатлении Булгакова от посещения музея?

3. Определите жанровую принадлежность текста, для чего укажите его основные приметы» .

Учащиеся приходят к выводу, что жанром данного произведения является репортаж, подкрепляют свой ответ основными признаками данного жанра и приводят примеры из текста.

На заключительном этапе работы С.А. Котельникова предлагает написать учащимся близкое к тексту изложение по данному произведению или написание репортажа о посещении другого музея (по выбору ребят). Также педагог предлагает и иной вариант: найти в популярных изданиях репортаж и написать на него рецензию (соответствует или не соответствует материал основным приметам жанра).

 

С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ким, М. Н. Репортаж : технология жанра / М. Н. Ким – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 224 с.

2. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 335 с.

3. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика : учебное пособие / А. В. Колесниченко – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 192 с.

4. Корепина, Л. Ф. Работа над сочинениями разных жанров / Л. Ф. Корепина, Ю. Н. Борисенко // Начальная школа. – 1997. – № 12. – С. 51–57.

5. Корконосенко, С. Г. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для студентов вузов по специальности «Журналистика» / С. Г. Корконосенко, Л. Е. Кройчик – Спб. : Знание, 2000. – 272 с.
18. Котельникова, С. А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж / С. А. Котельникова // Русский язык в школе. – 1995. – №5. – С. 23-26.

6.  Ладыженская, Т. А. Система обучения сочинениям в 4-8 классах / Т. А. Ладыженская. – М. : Просвещение, 1972. – 367с.

7.  Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества : учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 320 с.

8.  Скиргайло, Т. О. Репортаж-сочинение газетного жанра / Т. О. Скиргайло – Казань : ИПКРО РТ, 2002. –  47 с.

9.  Ташлыков, С. А. Сочинение: секреты жанра : учебное пособие / С. А. Ташлыков – Иркутск : Изд-во Иркут. ун-т, 2001. – 103 с.

10.  Кузнецов, Г. В. Телевизионная журналистика / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский – Мск. : Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 304 с.

11.  Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : учебное пособие / А. А. Тертычный – М. : Аспект Пресс, 2000. – 235 с.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!