Список использованных источников

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Педагогика и методика социально- культурной деятельности.»

на тему:

Народное творчество, фольклор и их духовно- нравственный образовательный потенциал.

 

 

Выполнил:

 

студент группы ПФЗ 20219                                             Е.А.Овчаренко

 

 

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

 

Проверил:                                                                                     

 

Ст.преп                                                                                Е.А.Казанцева                                                                                                

                                             

 

 

Курган 2021

Содержание

Введение                                                                                                          3

1 Народное творчество, фольклор и их духовно-нравственный

образовательный потенциал                                                                           4

Заключение                                                                                                    15

Список использованных источников                                                            16

 

Введение

 

В настоящее время приоритетом образования, гарантирующим его высокое качество, является обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание», когда личность учащегося становится центром внимания педагога. Целью образования на сегодняшний день становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование основных компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».

В связи с внедрением федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) главной задачей учителя является воспитание активного, любознательного, позитивного школьника.

Формирование высокого уровня нравственно-этического оценивания младших школьников является актуальной проблемой, поскольку перед школой стоит задача сформировать личностные универсальные учебные действия (далее – личностные УУД), которые обеспечивают учащихся способностью самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях, в которых необходимо делать нравственный выбор. Это также предполагает умение держать под контролем свое поведение, учитывая его возможные последствия и быть ответственным за него; умение высказать оценочное суждение поступка с точки зрения нравственной нормы и ценностей.

 

 

Народное творчество, фольклор и их духовно-нравственный образовательный потенциал

 

Проблема формирования нравственно-этического оценивания в младшем школьном возрасте исследовалась многими учеными и педагогами. Так, особенности нравственно-этического воспитания были заложены в фундаментальных работах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Теорию нравственного развития младших школьников разрабатывали В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. Э. Туриэль описал развернутую характеристику конвенциональных и моральных норм.

А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская отмечают, что нравственно-этическая ориентация – это выбор действия в условиях морального конфликта и выделяют критерии развитости данной ориентации в начальной школе. 

Потенциал фольклора изучался В. П. Аникиным, Л. Н. Бережновым, П. Г. Богатыревым, Г. Н. Волковым, В.Е. Гусевым, Р.О. Якобсоном и др. Работы данных авторов сформировали определённые положения, однако вопросам изучения потенциала фольклора как средства формирования нравственно-этического оценивания уделено недостаточное внимание.

Вследствие этого возникает вопрос: как сформировать умения нравственно-этического оценивания у младших школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности.

Основной задачей современной государственной политики РФ согласно ФГОС НОО является нравственное развитие и гармоничное воспитание личности гражданина России.

В младшем школьном возрасте дети активно накапливают нравственный опыт, а обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное и гармоничное развитие личности. Для формирования нравственно-этического оценивания у младших школьников могут использоваться различные средства, в том числе и фольклор.

Педагогический потенциал фольклора исследовали В.П. Аникин, Л.Н. Бережнова, Г. Н. Волков, В.Е. Гусев и др. [1; 2; 3; 5].

В культурологическом словаре фольклор понимается как народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем (былины, сказки, частушки, пословицы, песни, танцы и т. д.) [4].

Итак, народное творчество, фольклор – это отражение жизни русского народа, его историческое развитие. Словесные иллюстрации жизни народа разнообразны и насыщены. Русские эпические произведения представлены в былинах. Лирическая составляющая – предания и сказы.

Русские народные сказки, их основная мысль – учение о добре и зле, о справедливости. Знакомые с детства персонажи на собственном примере учат нас важным ценностям с самого детства. Также к народному фольклору относятся народная музыка, песни, танцы, игры, забавы, малые жанры устного творчества, что вместе выражает определяющую роль русской культуры.

Фольклор наглядно показывает, как создавался русский язык, все особенности нашего народа, его жизнь можно черпать в произведениях народного творчества.

С самых истоков русского фольклора получили распространение в народе такие малые жанры, как весёлые прибаутки с потешками, задорные частушки, скороговорки, мудрые пословицы, да поговорки. Многие из них мудрости поучат, некоторые советом подскажут, какие рассмешат-потешат, а другие добрым словом прибодрят .

Древние славяне использовали предметы с извлечением музыкальных звуков для проведения обрядов и праздников. Со временем музыкальные инструменты улучшались, многие из которых прошли сквозь историю и до нашего времени. В русской культуре среди славянских музыкальных инструментов вышли и традиционные русские народные инструменты: балалайка, гармошка, дрова и деревянные ложки.

Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразностью, яркими национальными особенностями культуры. Сказочные, былинные и малые жанры фольклора собирались на основе жизненного опыта русского народа. В этих простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизме и самобытности.

Выделяют следующие жанры русского народного фольклора крупных форм, наглядно иллюстрировавшие многогранные стороны жизни русского человека [5] (см. таблицу 1).

 

Таблица 1 – Жанры русского народного фольклора крупных форм

Жанр Характеристика  
1 2
Трудовые песни Сопровождали какой-либо рабочий процесс (посев, вспашку поля, сенокос, сбор ягод или грибов), имели вид разнообразных выкриков, напевов, напутствий, незамысловатой мелодией и несложным текстом, которые помогали настроиться на рабочий лад, задавали ритм, сплачивали народ и духовно помогали выполнять тяжелый, порой непосильный крестьянский труд.
Календарные обрядовые песни, заклички, заговоры. Для привлечения удачи и благополучия, повышения плодородия, улучшения погодных условий, увеличения приплода домашнего скота.
Свадебные песни. Исполнялись в день сватовства, прощания родителей с невестой, на передаче невесты в руки жениха и непосредственно на свадьбе.
Устные прозаические произведения (легенды, предания, былички, бывальщины). Рассказывали об исторических и эпических событиях, героями в которых выступают легендарные русские воители, князья или цари, а также описывающие какие-либо невиданные или необычные события, имевшие место в реальной жизни знакомого рассказчика, причем сам он не был их свидетелем и не принимал в них участие.  
Поэтический фольклор для детей (прибаутки, потешки, дразнилки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы и колыбельные песни). Исполнялись обычно в краткой стихотворной, шуточной форме, понятной и интересной для детского восприятия.  
Песенный или героический эпос (былины, исторические песни). Рассказывают о когда-то происшедших исторических событиях в виде песни, в них обычно прославлялись подвиги русских легендарных героев и богатырей, совершенных ими во благо Земли Русской и ее народа.

Продолжение таблицы 1

Художественные сказки (бытовые, волшебные, про животных), баллады, небылицы, частушки. Представляют собой самый распространенный вид устного творчества, в котором народ рассказывал о вымышленных событиях и персонажах в интересной и доступной форме, таким образом, отображая свои понятия о добре и зле, жизни и смерти, бедности и богатстве, окружающей природе и её обитателях.
Фольклорные театральные представления драматического характера. Выступления скоморохов на ярмарках, праздниках и народных гуляниях.  

 

Помимо крупных форм фольклора (песен, сказок, мифов и т. д.) в русском устном народном творчестве есть целый ряд малых фольклорных жанров или необрядовый фольклор [5] (см. таблицу 2).

 

Таблица 2 – Жанры русского народного фольклора малых форм

Жанр Характеристика
1 2
Загадки. Вопросы с описанием предмета, живого существа или явления в образной форме («Два кольца, два конца, а посередине гвоздик»).
Скороговорки и чистоговорки. Специальные фразы с повторяющимися звуками и сочетаниями звуков, с помощью которых вырабатывают дикцию.
Пословицы. Меткие назидательные высказывания в стихотворной форме («На чужой каравай рот не разевай»).
Поговорки. Краткие, отличающиеся меткостью, фразы, характеризующие окружающую действительность и людей («Два сапога пара»).
Считалки. Их использовали и до сих пор используют дети во время игр, когда определяют роль каждого игрока.
Заклички. Призывы весны/лета/праздника в рифмованной форме.
Потешки (пестушки). Напевались в процессе игры матери или другого взрослого с маленьким ребёнком (ярчайший пример – игра «Ладушки» с потешкой «Ладушки-ладушки, где были...»).

 

Также к малым фольклорным жанрам относятся колыбельные песни, непосредственно игры и прибаутки.

Фольклор выполняет следующие функции:

1) эстетическая;

2) воспитательная;

3) познавательная.

Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.

Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».

Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром.

Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое – наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством в воспитании гуманизма, показе роли семьи и труда в жизни каждого человека.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Так, черта трудолюбия достигает предельной яркости изображения в результате гиперболизации (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т. п.).

На основе народного фольклора был создан огромный пласт этико-педагогических идей: уважение к старшим, трудолюбие, толерантность, доброжелательность, терпимость к чужому мнению. Фольклор с воспитывающим содержанием, бытовые традиции, праздники, классическая литература – это те понятия, которые оказывают огромное влияние на формирование национального характера.

Рассмотрим, как фольклор учит младших школьников нравственно-этическому оцениванию.

Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего народа.

Во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, ребенок понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.

В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения, как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.

В-четвертых, фольклор способствует развитию этического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность на сегодняшний день является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной жизнедеятельности. Внеурочная деятельность – важная, неотъемлемая часть процесса обучения и воспитания младших школьников. Это проявляемая вне уроков активность учеников, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и свежим взглядом на образовательные результаты. Школа и учреждение дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора [6].

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

В связи с новыми целями на должном уровне меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы обучения. Стандарты второго поколения и переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков на развитие ребенка, на обеспечение условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового общаться, думать, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

– оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

– улучшить условия для развития ребенка;

– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся [7].

Основными принципами организации внеурочной деятельности для младшего школьного возраста являются: соответствие возрастным особенностям обучающихся; преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования каждая образовательная организация определяет самостоятельно. В начальной школе они могут быть следующие:

– факультативы;

– кружки познавательной направленности;

– интеллектуальные клубы (по типу клуба «Что? Где? Когда?»);

– библиотечные вечера;

– дидактические театры;

– познавательные экскурсии;

– олимпиады (классные, школьные, районные, областные);

– конкурсы и викторины и т.п [6].

Внеклассная работа позволяет детям общаться с наиболее широким, чем на классном занятии, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой внеклассной деятельности является интерес. Если рабочий процесс на уроке регламентирован единой и обязательной для всех программой, то внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что он хочет и может: пробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и т.п.

Таким образом, различные формы организации внеурочной деятельности создают условия для развития у обучающихся младших классов познавательных интересов, формируют стремление к размышлению и поиску, вызывают у детей чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время внеурочной деятельности происходит становление у обучающихся начальной школы развитых форм самосознания и самоконтроля.

Ведущая педагогическая идея использования русского фольклора во внеурочной деятельности – пробудить у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа, развивать способности детей средствами всех видов народного искусства. Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде художественной деятельности.

Целью использования русского фольклора во внеурочной деятельности является формирование у учащегося способности к полноценному восприятию фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством, к принятию нравственных ценностей и норм.

Задачами использования русского фольклора как средства формирования нравственно-этического оценивания во внеурочной деятельности являются:

– развивать устойчивый интерес к русской народной культуре;

– дать знания о различных видах народного творчества;

– развивать практические навыки эффективного использования народного творчества на основе интеграции разных видов художественно-творческой деятельности;

– формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности в процессе художественной деятельности;

– формировать у учащихся такие базовые национальные ценности, как гуманность, семья, труд.

Рассматривая гуманность как ценность русского фольклора, можно отметить, что она включает в себя такие бесценные качества и нормы поведения как дисциплинированность и трудолюбие, гостеприимство, доброжелательность и культуру общения, уважение к старшим, доброту, щедрость и др. Испокон веков русский народ выражал в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Они были основаны на многовековом жизненном опыте и мудрости, и передавались из поколения в поколение в своеобразной художественной форме.

Следующая ценность, которую следует прививать у учащихся – это семья. В семье происходит развитие этнического самосознания человека, в ней он усваивает родной язык, приобщается к традициям своего народа. Семья является и продолжает оставаться важнейшей основой для развития общенациональных форм сознания. Она образует собой культурное, ценностное, информационное пространство, уже с ранних лет во многом предопределяющее формирование личности ребенка. Семья является ядром национальной системы воспитания. Именно в этнопедагогике семьи в наибольшей мере представлены духовные и прежде всего идейно-нравственные богатства народа, его идеалы добра и красоты, его нравственно-эстетическое восприятие действительности – начиная с отношения к семье, к роду как к ближайшему окружению человека, пронизанному родственными узами, и кончая отношениям к этносу и межэтническими взаимоотношениями.

Рассматривая труд как моральный фактор, этнопедагогика подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение. Из комплекса идей о трудовом воспитании на первом месте оказываются идеи о воспитательном значении труда. Только в процессе труда вырабатываются такие нравственные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела. Принимая участие в трудовой коллективной деятельности, подрастающее поколение перенимает и закрепляет нравственные принципы, выработанные этнокультурой русского народа [3].

Таким образом, в основе использования русского фольклора во внеурочной деятельности лежит идея формирования нравственно-этического оценивания на основе разнообразных жанров фольклора и творческой деятельности.

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-этических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-этического развития детей. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры.

Таким образом, критериями сформированности нравственно-этического оценивания у младших школьников являются: структура ценностного сознания; уровень развития морального сознания; присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования формирования духовно-нравственных качеств младших школьников, рассмотрение различных подходов по данной проблеме позволил выделить важные для исследования положения.

Было выяснено, что духовно-нравственные качества – это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств применяются добровольно и правильно.

Также были определены различные методы и приемы формирования духовно-нравственных качеств младших школьников, сформулированные многими известными авторами и методистами, были проанализированы основные компоненты, критерии и их показатели духовно-нравственных качеств.

Было отмечено, что одним из методов формирования духовно- нравственных качеств является фольклор и его средства.

Таким образом, мы считаем, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования духовно-нравственных качеств посредством выделенными нами методами и приёмами, так как именно в этот возрастной период происходят важнейшие психологические, физиологические и психические изменения организма ребёнка.

 

Список использованных источников

 

1. Аникин, В. П. Русский фольклор: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. Москва: Высшая школа, 1987. – 285 с.

2. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования – 3-е изд. – Москва: Академия, 2007. – 240 с.

3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

4. Гуревич, П. С Культурология / П. С. Гуревич. – Москва: Проект, 2003 –336 с.

5. Гусев, В. Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев. – Санкт-Петербург.: Наука. Ленинградское отделение, 196 . – 319 с.

6. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа:1-4 классы. Программа внеурочной деятельности в начальной школе. – Москва: Астрель, 2014.

7. Харсеева, Т. Н. Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС [Электронный ресурс] / Т.Н. Харсеева // Начальная школа: сайт. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya- rabota/2012/02/12/statya-organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!