Какие исторические события и лица упоминает Цветаева в цикле «Москве»? Что их объединяет?

С помощью, каких художественных средств С. А. Есенин раскрывает перед нами мир природы?

- Есенинская любовь к Родине, России, родной земле воплощается в любви его ко всему живому и даже неживому – деревьям, растениям, зверям и птицам, пашням и нивам, небу и морю, камням и почве. Во многих его стихотворениях выражается есенинское мироощущение: все вокруг нас живое, все способно ощущать, воспринимать, страдать:

Никому и в олову не встанет,

Что солома – это тоже плоть!..

(«Песнь о хлебе», 1921г.)

Отсюда и есенинская всеохватность в изображении природы, и разнооб-разие языковых средств, и образность, почерпнутая из глубин русского народного творчества, и необыкновенная сила чувства, и проникновенный лиризм.

В стихотворении С.Есенина встречается: «…березы стоят, как большие свечки». Здесь имеются все три элемента сравнения. В сущности, можно было сказать «очень стройные березы», и тогда «тонкие» было бы простым эпитетом. Здесь же эпитет как бы поддерживается еще образным сравнением. Категории сравнений бывают самые различные, даже с чисто формальной стороны.

Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы поэзия Есенина, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение. Природа у Есенина не просто составляет пейзаж: она живет, реагирует на судьбы людей. Такое отношение к природе можно увидеть в стихотворении «Отговорила роща золотая…» (1924г.). Оно построено на развернутой метафоре: роща перед нами как живое существо, которое наделено теми же возможностями и чувствами, что и человек. Одним из средств изображения природы в лирике Есенина является, на мой взгляд, и то, что поэт реален в описании близких сердцу и настроению русских пейзажей:

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски…

(«Мы теперь уходим понемногу…», 1924г.)

Язык Есенина прост и доступен, сравнения подобраны с поэтической точностью, образы многолики и красочны. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой, Есенин – жизнелюб.  И есть что-то сокровенно-родное и близкое в есенинских описаниях родной природы. Зачастую небольшой размер стихотворений о природе говорит, о том, что поэт предельно сконцентрировал мысль свою, и читатель ощущает ее завершенность:

Белая береза и стоит береза

Под моим окном в сонной тишине

Принакрылась снегом, И горят снежинки

Точно серебром. В золотом огне.

На пушистых ветках а заря, лениво

Снежною каймой обходя кругом

Распустились кисти обсыпает ветки

Белой бахромой. Новым серебром.

(«Береза», 1913г.)

 

Всего четыре предложения. Но в них есть и эпитеты («пушистые ветки» «снежная кайма», «сонная тишина», «золотой огонь»), и сравнения («точно серебром», «кисти распустились каймой», «кисти распустились бахромой»), и метафоры («береза принакрылась снегом», «горят снежинки», «заря, обходя кругом», «заря обсыпает ветки серебром»). Вот почему перед нами зримо предстает картина зимнего утра с любимым поэтическим образом Есенина – березой.

Как раскрывается в творчестве Ахматовой тема поэта и поэзии?

- Как известно, юношеские стихи Ахматовой тесно связаны с акмеизмом. Если символисты считали поэта пророком, вещающим о тайнах бытия, ведущим «от реального к реальнейшему», то акмеистическое представление о поэте гораздо более приземлено. Поэзия — ремесло, поэт — мастер, знающий законы этого ремесла. Он не устремляется в заоблачные выси, а живет, как и другие люди, на земле, точно так же, как они, любит, страдает, ждет. Поэтому образ поэта в ахматовской лирике так конкретен и осязаем, воссоздан в бытовых, прозаических подробностях:

И кажется лицо бледней

От миловеющего шелка,

Почти доходит до бровей

Моя незавитая челка.

...В этом сером, будничном платье

На стоптанных каблуках...

Поэт — обычный человек среди людей, но взгляд его на мир необычен в стремлении идти наперекор судьбе, в верности поэта одной лишь поэзии, а не силе власти или толпы. Ахматовой, как и Пушкину, свойственно ощущение драматичности бытия и в то же время стремление укрепить человека и сострадать ему. Поэтический взгляд на мир для Ахматовой — взгляд, соединяющий не связанные в обыденном сознании вещи:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки,

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Ива на небе кустом распластала

Веер сквозной.

Может быть, лучше, что я не стала

Вашей женой.

Какие исторические события и лица упоминает Цветаева в цикле «Москве»? Что их объединяет?

В цикл Марины Цветаевой «Стихи о Москве» вошло девять самостоятельных работ, которые могут существовать самостоятельно, но благодаря объединению их в цикл, стихотворения Цветаевой в цикле «Стихи о Москве» приобретают новые смысловые комплексы.

По крайней мере два (2, 3) из девяти текстов цикла обращены к поэту Мандельштама, а три стихотворения - "На розвальнях, уложенных соломой", "В разноголосице девического хора" и "Не веря воскресенья чуду", написанные в ответ и посвященные Цветаевой (они вошли в книгу Tristia) открывают, в свою очередь, тему "московского текста" у Мандельштама и очень явственно перекликаются с цветаевскими московскими стихами. Внутри самого города Цветаева выделяет самые древние и наиболее чтимые локусы:

- Благовещенский собор

- Спасские ворота

- Иверская часовня (она же "Часовня Звездная", "золотой ларчик")

- Кремль (он же "Пятисоборный несравненный круг")

- Ц. Благовещения (Нечаянная Радости)

Не названный прямо Успенский собор и Москва-река появляются в стихотворении "У меня в Москве - купола горят!".

   Таким образом, создается круг постоянно повторяющихся мест и он почти не выходит за рамки Кремля - древнейшего сердца Москвы.

Не слишком многообразен и круг персонажей, упоминаемых в цикле: в основном это Богородица, издревле почитаемая как покровительница Москвы, Младенец Пантелеймон, Иоанн Богослов.

   Цветаева включает в свой цикл множество православных праздников, как в текстах, так и в подписях дней создания текста:

- Святая Пасха

- День Иоанна Богослова, отдельно она выделяет

- Первый день Пасхи

- Троицын день

- день празднования Казанской иконы Божьей матери.

В этом контексте разрабатываются основные мотивы и сюжеты цикла. Представляя Москву миром традиционного православного уклада, Цветаева во многом находится под влиянием той литературы о Москве, которая во множестве выходила в начале века. Во второй публикации цикла Цветаева преследует уже другую цель - утвердить свое "Я" в московском пространстве и два стихотворение - одно на тему православного праздника и второе, противопоставляющее московскую жизнь жизни петербургской. Один из важнейших образов цикла - образ дома. Он как бы связывает воедино все остальные образы, стягивая их вокруг себя. Москва - "огромный странноприимный дом", похожий на "дом - пряник", в котором родилась героиня. Мотив бездомности теснейшим образом связан с темой странничества и смерти: во втором стихотворении город дарится "странному брату", "чужеземному гостю". В шестом стихотворении героиня заглядывает в свое возможное будущее, где устав  "И от уступчивости речи русской", она отправляется в путь по калужской дороге, вслед за слепцами. В седьмом лирическая героиня вспоминает дом, который она любила и с которым пришлось расстаться, потому что она умерла, а ее провожает в путь "весь московский сброд". В восьмом стихотворении Москва, наконец, напрямую называется "огромным домом", который может вобрать в себя всех бездомных на Руси.

Прочитав все десять циклов «Стихи о Москве» становиться понятно читателю, как безумно и странно любила она свой город, Марина Цветаева, передавая в каждой строчке свое настроение и душевное переживание о Москве. Она вместе с ней переживает все ее изменения.

Так как поэтесса чувствует себя одинокой и не кому не нужной, кроме своего родного города. Она упоминает о рябине, в своем произведении, не спроста, так как рябина для нее стала частичкой родного города. Прочитав произведение, становится понятно, как у поэтессы меняется настроение от озорного и веселого к мрачному и грустному.

Все произведения Цветаевой остались, актуальны и интересны, по сей, день.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!