Задачи и способы реализации досуговых программ в рамках социально-культурной деятельности.



 

Сегодня социально-культурная деятельность может рас­сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу­дарственных структур, сферой приложения усилий многочис­ленных общественных движений и инициатив, средством ис­пользования свободного времени различными группами населе­ния.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви­дуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ­ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвы­шение» духовных потребностей;

• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу­говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель­но и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовер­шенствования;

• создание условий для выявления и развития способно­стей личности, реализации ее творческого потенциала и пози­тивного самоутверждения[6].

В основе сценарного замысла культурно-досуговой программы прежде всего лежит правильное определение темы, то есть тот круг вопросов, о чем автор хочет поведать, рассказать зрителю. Работая над замыслом культурно-досуговой программы, из всего многообразия окружавших автора жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из них он выбирает лишь некоторые. Этот выбор определяется тем, что сценарист считает наиболее интересным и важным, те жизненные явления, которые наиболее адекватно отражают его мировоззрение, те явления и связи, которые он считает наиболее важными и характерными. Поэтому выбор явления, отображение связей, в которые они вступают с другими явлениями, глубоко личностны и индивидуальны, они зависят от оценки автора, его мировоззренческой позиции.

Однако, изображая ту или иную сторону жизни, тот или иной человеческий характер, сценарист заставляет своих героев действовать так, чтобы в их поступках выявились черты наиболее существенные и важные. Через тему автор доносит главную мысль сценария до зрителей, поднимая целый ряд вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее интересам, поскольку сценарий культурно-досуговой программы не пишется абстрактно, а всегда рассчитан на определенную конкретную аудиторию. Автор обычно знакомится с рейтингом популярности тех или иных программ, изучает ее культурные запросы и интересы, возрастные, образовательные, профессиональные особенности аудитории. Вечные темы смысла жизни и смерти, любви и ненависти, войны и мира, власти и капитала и т.д. становятся основой творческого замысла сценаристов, а раскрытие их носит глубоко индивидуализированный, авторский характер.

Определенность и ясность выбранной темы культурно-досуговой программы неразрывно связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос «что я хочу сказать зрителям?», «к каким обобщениям он придет, побывав на предполагаемой программе?» «какое отношение у него (зрителя) сформируется от увиденного и услышанного?», то есть, ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее воздействие на зрителя?

Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария культурно-досуговой программы в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии.

Следующая важная конструктивная деталь замысла - содержание и форма. Идейно-тематический план цепко держит фантазию и воображение автора, направляя творческий поиск содержательного материала по заданному маршруту. Просмотр концертных номеров художественной самодеятельности или профессиональных артистов, увиденный спектакль, танцевальная сюита, услышанная музыка, прочитанная книга - все оказывает влияние на отбор содержания. Авторская мысль ищет наиболее выразительные жанры литературы и искусства, документальные материалы, способные адекватно отразить идейно-тематическую направленность будущей программы.

Выбранная форма предстоящей культурно-досуговой программы активно влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, формирует, как бы лепит форму. Ответ на вопрос, в какой форме будет написан сценарий, не менее важен, чем вопрос о том, каково содержание, то есть основная сущность будущей программы. Работа над содержанием и формой часто идет одновременно. Форма - это способ существования содержания. Поиск известной личности, изучение ее творческой биографии, личное знакомство с ней, окружающими ее людьми - все это может служить своеобразным импульсом к выбору формы. И, наоборот, выбранная форма, ее жанровая окраска заставляют автора сценария более требовательно подходить к отбору содержания, помогают сценаристу наиболее полно раскрыть идею с чувством меры, вкуса и избежать эклектики.

Многообразие форм культурно-досуговых программ: театрализованные представления, праздники, гала-концерты и просто разнообразные концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и конкурсные программы, ток-шоу и т.п., диктует и свои законы в выборе соответствующего драматургического решения.

Например, литературно-музыкальная композиция предполагает включение в канву сценария произведений художественной литературы - поэзии, прозы, публицистики, документальных материалов, инструментальной музыки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих восприятие друг друга.

Тогда как гала-концерт раскрывает содержание через отдельные эстрадные номера, являющимися основными конструктивными составляющими, несущими основной смысл концерта.

Активно развивающиеся формы авторских программ развлекательных ток-шоу, к примеру, таких как телевизионные программы «Угадай мелодию», «Я сама», предполагают каркасную разработку формы, рассчитанной на конкретного ведущего - автора программы, а строгая периодичность выпуска формирует свою аудиторию и позволяет системно воздействовать на развитие культурных интересов зрителей.

Замысел программы требует однажды выбранную форму использовать наиболее полно уже не через поиск выразительных средств или обновление самой формы, а через поиск неординарного содержания, участников - героев программы, разработку «острых» вопросов, умелого и убедительного комментария к ним. Личность ведущего, способная импровизировать, становится важным условием успеха, создавая неповторимый имидж подобных программ.

Праздник - комплексная форма массовой досуговой работы, включающая в себя несколько одновременно происходящих мероприятий, объединенных темой и идеей, сочетающая активное действие участников с восприятием ими зрелища. «Праздный» - «пустой», «незанятый». Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось «событием», совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или пос елке, а за пределами житейского бытового круга. В году было пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц, осеннего равноденствия 24 сентября).

Характер многих языческих празднеств был настолько связан со всей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота, холмы и горы); что отыскать места древних хороводов, купальских костров, жертвоприношении воде, различных «игрищ межю селы» почти невозможно. Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, «красных горках», которые очень часто при археологических обследованиях дают интересный материал о древних языческих культах. «Красные горки», «красные холмы», где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье яиц на фоминой неделе были около каждого села. Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом - «Братчины», помогающие восстановить душевные и физические силы и выполняющие функции единения.

По мере развития праздники обогащались культурным содержанием (песнями, плясками, музыкой, сказаниями, играми). «Ряженье» же можно считать первым театральным действием. Из игр популярны были борьба, кулачный бой, беганье взапуски, метание копья. Драматическое действие в сценарии культурно-досуговой программы, решаемое в художественных образах, отражает движение действительности во всех ее противоречиях и взаимосвязи, а драматический конфликт, построенный на борьбе и столкновении героев, движет развитие сюжета. Природа конфликта в культурно-досуговых программах многогранна, и борьба героев развертывается через столкновение идей, мировоззрений, мнений, характеров. Поиск и нахождение сюжета (в театрализованных представлениях, праздниках) или сюжетного хода (к примеру, сюжетно-игровые программы, концерты и т.п.), композиционного построения конкретизируют решение замысла.

Характер сценария культурно-досуговой программы предполагает, что автор выступает не только в качестве сценариста, но и режиссера-постановщика предстоящей программы и работа над его замыслом соединяет в себе литературную и режиссерскую линии. Автор мыслит образными категориями, он как бы «прокручивает» в мыслях зримые образы, ориентируясь на привлечение различных служб, предполагая решение организационных вопросов[7].

 

 

Заключение.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Типология досуговых программ зависит от сложившихся общественных отношений, форм функционирования и развития общества, способа жизнедеятельности самого человека.

Социально-культурная деятельность - это процесс, осуществляемый в социальной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей.

Социально-культурная деятельность характеризуется отражением интересов государства. Сущность культурно-досуговой деятельности определяется состоянием всего комплекса социально-экономических, политических и культурных факторов, обеспечивающих жизнь общества.

Форма социально-культурной деятельности - это внутренняя структура содержания воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой. К формам социально-культурной деятельности можно отнести: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка.

Выбранная форма предстоящей культурно-досуговой программы активно влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, формирует, как бы лепит форму.

Работая над замыслом культурно-досуговой программы, из всего многообразия окружавших автора жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из них он выбирает лишь некоторые.

Список используемой литературы.

1. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.-- М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.-- 712 с.

2. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 2008. - 248с.

3. Жарков А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность. - М.: МГУК,2008. - 462 с.

4. Исмаев Д. К. Основная деятельность туристкой фирмы (на примере российского туризма). - М.: ООО «Книгодел», 2005. - 158 с.

5. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. 320 с.

6. Комисаренко С. С. Культурные традиции русского общества. -- СПб.: СПбГУП , 2003. - 304 с.

7. Морозова Е. Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. - с.

8. Никитина Е. М. История социально-культурной деятельности / Е. М. Никитина. Электронный учебник. Режим доступа: - http://www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=22 . Дата обращения 10.06.2021.

9. Попов В.В. Теория социально-культурной деятельности / В. В. Попов. Электронный учебник. Режим доступа: - http://www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=19 Дата обращения 10.06.2021.

10. Свирбутович О. А. Роль социокультурной деятельности в процессе социализации учащихся.

 

 


[1] Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.-- М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.-- 712 с.

[2] Жарков А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность. - М.: МГУК,2008. - 462 с.

[3] Никитина Е. М. История социально-культурной деятельности / Е. М. Никитина. Электронный учебник.

[4] Никитина Е. М. История социально-культурной деятельности / Е. М. Никитина. Электронный учебник. Режим доступа: - http://www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=22 . Дата обращения 10.06.2021.

[5] Попов В.В. Теория социально-культурной деятельности / В. В. Попов. Электронный учебник. Режим доступа: - http://www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=19 Дата обращения 10.06.2021.

[6] Свирбутович О. А. Роль социокультурной деятельности в процессе социализации учащихся.

[7] Морозова Е. Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. - с.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 475; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!