Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 129 страница
Такое выдающееся решение проблемы человеческого существования недоступно среднему человеку. Однако в большинстве общественных систем — включая нашу — представители даже самых низших ступеней социальной лестницы имеют возможность властвовать над более сла бым. У каждого в распоряжении есть дети, жены, собаки; всегда есть беззащитные существа: заключенные, бедные обитатели больниц (осо бенно душевнобольные), школьники и мелкие чиновники. В какой мере руководство всех перечисленных учреждений способно проконтролиро вать и ограничить властные функции чиновников, зависит от конкретной социальной системы. Если этот контроль недостаточно эффективен, то всегда остается возможность для злоупотреблений властью и для прояв лений садизма по отношению к слабым. А кроме того, существуют ведь еще и религиозные и этнические меньшинства, которые всегда могут стать объектом садистских издевательств со стороны любого представи теля большинства народа (государственной религии и т. д.).
|
|
|
|
Садизм — один из возможных ответов на вопрос, как стать челове ком (если нет других способов самореализации). Ощущение абсолютной власти над другим существом, чувство своего всемогущества по отноше нию к этому существу создает иллюзию преодоления любых экзистенци альных преград (пограничных ситуаций), особенно если в реальной жизни у человека нет радости и творчества. По своей сущности садизм не имеет практической цели: он является не ’’тривиальным”, а ’’смирен ным”. Он есть превращение немощи в иллюзию всемогущества. То есть это — религия духовных уродов.
|
|
|
|
Однако не надо думать, что любая ситуация, в которой индивид или группа облечены неограниченной властью над другими людьми, обяза-
252
тельно дает проявление садизма. По-видимому, большинство родите лей, тюремных сторожей, учителей и чиновников — все-таки не садисты. По самым различным причинам даже при благоприятных для садизма внешних условиях сама структура личности многих людей препятствует развитию садизма. Человека с жизнеутверждающим характером не лег ко совратить властью. Однако было бы опасным упрощением, если бы мы всех людей разделили только на две группы: садистские дьяволы
несадистские святые. Все дело в интенсивности садистских наклон ностей в структуре характера каждого индивида. Есть много людей, в характере которых можно найти садистские элементы, но которые в результате сильных жизнеутверждающих тенденций остаются урав новешенными; таких людей нельзя причислять к садистскому типу. Нередко внутренний конфликт между обеими ориентациями приводит к особенно острому неприятию садизма, к формированию ’’аллергичес кой” установки против любых видов унижения и насилия. (Однако остаточные элементы садистских наклонностей могут просматриваться в незначительных, маргинальных формах поведения, которые настолько незначительны, что не бросаются в глаза.) Существуют и другие типы садистского характера. Например, люди, у которых садистские наклон ности так или иначе уравновешиваются противоположными влечениями; они, быть может, и получают определенное удовольствие от власти над
слабым существом, но при этом они не станут принимать участия
настоящей пытке, а если окажутся в такой ситуации, то она не доставит им радости (за исключением, быть может, ситуации массового психоза). Это можно доказать на примере гитлеровского режима и массовых акций уничтожения. Так, истребление евреев, поляков и русских прово дилось руками только небольшой элитарной группы СС, а от населения все эти акции содержались в строгой тайне. Гиммлер и другие исполни тели этой ужасной ’’кампании” постоянно подчеркивали в своих речах, что убийства должны производиться ’’гуманным” способ *м, без садистс ких эксцессов, чтобы избежать ожесточения людей прошх СС. В некото рых случаях отдавался приказ, что русских и поляков, которые уже были обречены, нужно сначала подвергнуть стандартному допросу: это да вало палачам ощущение ’’законности” совершаемого преступления. Как ни абсурдно выглядит вся эта лицемерная игра, но она свидетельствует
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!