Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 62 страница
заработать больше денег, чем сулил первый вариант текста. И тогда депрессия и головная боль, возможно, были связаны с этим самообма ном. Я не успел договорить свою фразу, как пациент вскочил и в бешен стве заорал на меня. Он кричал, что я садист, что я получаю удовольст вие от того, что хочу заранее испортить ему настроение, что я завидую ему и его будущему успеху, что я невежда, не разбирающийся в писа тельском труде, и много других оскорблений в мой адрес. (Следует добавить, что в обычных условиях этот пациент был очень вежливым человеком, который относился ко мне с большим почтением.) Его поведение лучше всего доказывало правильность моей интерпретации. Упоминание о его неосознанных мотивах стало угрозой для его самоува жения и для самооценки его как личности.
|
|
практике психоанализа регулярно наблюдается такое явление, что защита (сопротивление) выстраивается именно тогда, когда дело до ходит до обсуждения вытесненного материала. Но этот феномен встре чается не только в ходе психоаналитических сеансов. Даже в обыденной жизни мы находим тому массу примеров. Все знают, сколь гневной бывает реакция матери, когда ей говорят, что она держит детей под своим крылом не из любви, а ради удовлетворения своего чувства обладателя и повелителя. Ну а если отцу сказать, что его тревога по поводу девственности дочери мотивирована его собственным сексуаль ным интересом? А если кое-кому из патриотов напомнить, что за политическими убеждениями стоят корыстные мотивы? Или некоторым революционерам (определенного типа) доказать, что за их идеологией скрываются личные деструктивные импульсы? Фактически вопрос о мо тивационной сфере других людей ведет к нарушению одного очень
|
|
|
|
|
|
179
важного запрета вежливости. (А вежливость имеет функцию предупреж дения агрессии.)
То же самое можно наблюдать в истории. Во все времена те, кто говорили правду об определенном режиме, подвергались преследовани ям со стороны разгневанных властей. Их изгоняли, сажали в тюрьмы, физически уничтожали. Конечно, эти действия обосновывались тем, что люди эти были опасны для системы и потому их нужно было устранить ради сохранения социального статус-кво. И это правда, но только это не объясняет того факта, что те, кто говорят правду, становятся объектом ненависти и гонений в том числе и тогда, когда они не представляют реальной угрозы для существующего строя. Я думаю, что причину надо искать в том, что говорящий правду мобилизует силы защиты у тех, кто занимаются вытеснением правды. Для них истина опасна не только тем, что она угрожает власти, но и тем, что она расшатывает всю осознан ную систему ориентаций; истина отбирает у них возможности рациона лизаций и даже пытается заставить их изменить свои действия. Только тот, кто сам пережил процесс осознания важных вытесненных импуль сов, знает это чувство крушения и смятения.
Не каждый отважится на подобную авантюру, и уж менее всего те, кому хотя бы на данный момент вьшодно оставаться ’’слепым”.
Агрессия и конформизм
конформистской агрессии относятся различные агрессивные действия, которые обусловлены не разрушительными устремлениями нападающе го, а тем, что ему предписано действовать именно так, и он сам считает своим долгом подчиняться приказу. Во всех иерархических социальных системах подчинение и послушание является, возможно, самой укорени вшейся чертой характера. Пос-1ушание здесь автоматически отождеств ляется с добродетелью, а непослушание — с грехом. Непослушание
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!