Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 28 страница



присутствие жрецов-мужчин... (186, 1967, с. 201)*.

 

Есть интересные факты, свидетельствующие о социальном устрой­ стве общества эпохи неолита, не имеющем явных следов иерархии, подавления или ярко выраженной агрессивности. Гипотеза о том, что неолитическое общество (по крайней мере, в Анатолии ) было в основе своей миролюбивым, становится еще более вероятной в свете того факта, что анатолийские поселения имели матриархальные (матрицент-ристские) структуры. И причину этому следует искать в жизнеутверж­ дающей психологии, которая, по убеждению Бахофена, характерна для всех матриархальных обществ.

Результаты археологических раскопок неолитических поселений

Анатолии дают исчерпывающий материал для доказательства действи­ тельного существования матриархальных культур и религий, о которых заявил Бахофен в своем труде ’’Материнское право”, опубликованном впервые в 1869 г. Только гений мог сделать то, что удалось Бахофену на основе анализа греческой и римской мифологии, ритуалов, символов и снов; практически при полном отсутствии фактических данных он, благодаря своей аналитической интуиции, сумел реконструировать сове­ ршенно неизвестную фазу развития общества и религии. (Совершенно независимо от Бахофена к аналогичным выводам пришел американский этнолог Л. Г. Морган (195, 1870; 1877) при исследовании жизни северо­ американских индейцев.) И почти все антропологи (за редким исключе­ нием) заявили, что рассуждения и выводы Бахофена не имеют никакой научной значимости. Действительно, только в 1967 г. был впервые опубликован английский перевод его избранных трудов (17, 1967).

 

Для отрицания теории Бахофена было, вероятно, две причины. Пер­ вая состояла в том, что для антропологов, живущих в патриархальном обществе, было почти немыслимо преодолеть социальный и психологи­ ческий стереотип и представить, что первенство мужчины не является ’’естественным” и не всегда в истории господствовать и повелевать было исключительной привилегией мужчин (Фрейд по той же самой причине

 

*Матриархальные системы чаще изучались советскими исследователями, чем западными. Это, вероятно, связано с тем, что Энгельс находился (86, 1884) под сильным влиянием Бахофена и Моргана (17, 1967, первая публикация 1861; 195, 1870). Так, Абрамова (1, 1967) исследовала двойную роль матери-богини как покровительницы домашнего очага, животных и зверей. См. также А. П. Оклад­ никова (206, 1972), который обращает внимание на связь между матриархатом

 

культом смерти. Интересные данные можно найти также у А. Маршака (172, 1972), который устанавливает связь богинь эпохи палеолита с лунным кален­ дарем.


 

140


даже додумался до своей концепции женщины как кастрированного мужчины). Во-вторых, антропологи так привыкли доверять только ве­ щественным доказательствам (скелеты, орудия труда, оружие и т.д.), что их невозможно было убедить, что мифы и сказания имеют не меньшую достоверность, чем артефакты. Эта позиция и привела к тому, что силу

 

глубину теоретического мышления Бахофена попросту не оценили по заслугам. Приведу отрывок, который дает представление о том, как Бахофен понимал дух матриархата:

 

Чудо материнства — это такое состояние, когда женщину заполняет чувство причастности ко всему человечеству, когда точкой отсчета стано­ вится развитие всех добродетелей и формирование благородной стороны бытия, когда посреди мира насилия и бед начинает действовать божест­ венный принцип любви, мира и единения. В заботе о своем еще не родивщемся ребенке женщина (раньще, чем мужчина) научается направ­ лять свою любовь и заботу на другое существо (за пределами собствен­ ного Я), а все свои способности и разум обращать на сохранение и укра­ шение чужого бытия. Отсюда берут свое начало все радости, все блага жизни, вся преданность и теплота и всякое попечение и жалость... Но материнская любовь не ограничивается своим внутренним объектом, она становится всеобщей и охватывает все более широкий круг... Отцовскому принципу ограничения противостоит материнский принцип всеобщности; материнское чувство не знает границ, как не знает их сама природа.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!