Инсценировка спектакля «Про Мальчиша»



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЦЕНИЧЕСКИХ ИСКУССТВ

 

Ф А К У Л Ь Т Е Т Т Е А Т Р А К У К О Л

 

КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ И АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА ТЕАТРА КУКОЛ

Мастерская доцента, лауреата премий «Золотая Маская», «Золотой Софит»,

Кудашова Руслана Равилевича

 

ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, РЕЖИССЁРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ И ПОСТАНОВКА ДИПЛОМНОГО СПЕКТАКЛЯ

«ПРО МАЛЬЧИША»

Студентки V-ого курса Клириковой Лидии Сергеевны

Осуществлена для татарского государственного театра кукол «Экият»

Инсценировка : Л. Клирикова «Про Мальчиша» (по мотивам повести А. Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»)

Художник : Н. Сальманович

Художник по свету: М. Кирильцев

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2О21

Часть I - ЗАМЫСЕЛ

Вступление

 

Четвёртый курс, второе полугодие, мне и двум моим товарищам мастер курса, Кудашов Р.Р., предлагает мне и двум моим товарищам поехать на режиссёрскую лабораторию в город Казань (этот творческий проект – лаборатория для молодых режиссёров театра кукол – идейное детище О. С. Лоевского и т.к. «Экият» (художественный руководитель – И.Г. Зайниев, директор – И.Т. Ганеев).

Материал предлагает приглашающая сторона. Названия для эскизов такие: А.Гайдар, В. Маяковский, М. Джалиль. Условие: за 5 дней сделать эскиз – этюд по выбранному материалу. Удачные работы смогут войти в репертуар театра.

Идёт подготовительный период, работа с художником, 5 репетиционных дней с артистами труппы, показ трёх эскизов на сценах театра, художественный совет принимает решение дать дальнейшую жизнь работам: «Про моря и про маяк» (по стихотворению В. Маяковского, реж. Марина Хомутова), и «Мальчиш – Кибальчиш» (по повести А. Гайдара, реж. Лидия Клирикова).

Эти 2 эскиза были небольшими по времени – около 30 минут каждый, и на каком-то атмосферном, идейном, художественном уровнях было ощущение рифмы между этими историями.

Поэтому родилась такая мысль: объединить эскизы в один спектакль, отдав первое действие – преданному своему трудолюбию Маячнику, а второе – отважному Мальчишу-Кибальчишу, который до сих пор где-то получает свои приветы и салюты.

О втором действии я хочу сейчас рассказать.

 

 

                                                                                                                                                    1

Рассуждение о материале и авторе

 

Для начала я бы хотела обратиться к биографии самого Аркадия Голикова (по «прозвищу» Гайдар). Мне кажется, его личность и непростую судьбу интересно рассмотреть с точки зрения театра, где важен не столько исторический контекст, сколько образ человека, его внутренний конфликт и драматическое противоречие мира, в котором он жил.

 

Сбросим громкие ярлыки «советского писателя», «патриота», «каждому пионеру примера», встряхнёмся, закроем глаза и начнём воображать.

 

Раннее утро в деревне. Двое сельских учителей, муж и жена, обсуждают своих учеников, а их маленький сын, Аркаша, уже стащил с книжной полки любимого Гюстава Эмара, и сел читать.

Романтическая литература для него самая желанная, он может сколько угодно в неё погружаться. Почему? Ну там же рыцари! Там же благородство, прекрасные дамы, красивые поступки и нескончаемая смелость! Отвага! И такие высокие чувства! Вот ты летишь на коне и кого-нибудь спасаешь! Красота.

Вдохновенных детей обычно завораживают и поглощают такие истории.

 

Идёт время. Мальчик взрослеет и уже становится  подростком. А за окном начинает набирать обороты гражданская война («…Ну, думается, вот перестанет, начнется та жизнь о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится все страшнее и страшнее…»)

Но ни взрослым пониманием, ни предчувствием катастрофы, ни историческим анализом, эта юная душа ещё не обременена.

 

Дмитрий Быков в лекции о Гайдаре, говоря о революции, использует удивительно точное словосочетание: «восторг людей, перекраивающих мир». Представив эти горящие глаза (которые горят от прекрасных идей лучшей жизни, равенства, братства и т.д.), понимаешь, почему эта революция вообще стала возможна. Люди уверовали в «новую жизнь». И, видимо, им очень её хотелось.

 

Не имея опыт участия в гражданской войне, но читая книги и мысля, неминуемо понимаешь, что эти процессы, процессы войны – страшны, беспощадны и неуправляемы.

 

 

И здесь хотелось бы отметить 2 момента.

 1. Юноша, воспитанный на героическо-романтической литературе, конечно, становится влюблён в войну. Потому что именно в таких обстоятельствах он начинает ощущать себя тем самым героем из книжки. Враг однозначно враг, родина – однозначно родина, и ты её защищаешь. Но! Что же происходит с душой подростка, когда он, беря оружие \ записываясь в гвардию \ совершая первый военный поход сталкивается с фактом смерти?

С фактом убитого им человека? (из дневников зрелого Гайдара: «…мне часто снятся люди, убитые мною в детстве…»)

История о том, что Гайдар командовал полком в 16 лет, преувеличена. Факт рассказывает, что в один из боёв, на его глазах был убит командир, и в тот момент у мальчика не было выбора, кроме как взять на себя командование. И что происходило с юным Гайдаром в тот момент? Какое внутреннее противоречие? Ведь в книгах, в святых представлениях романтической прозы, не написано, что смерть, находящаяся так близко, так страшна. На животном уровне страшна…

 

                                                                                                                                                 2

 2. Факт войны сам по себе парадоксален. Но это какой-то неминуемый закон: ты начинаешь ценить и любить жизнь особенно остро, потому что за плечами постоянно фонит смерть. Ты всем нутром ощущаешь, что тебя может не стать в любой момент, поэтому каждый момент настоящей жизни становится особенно ценен. (Поэтому порой так драматичны истории людей, вышедших живыми из этой катастрофы войны: познав максимальную остроту восприятия жизни, они уже не способны жить в мире без войны. Они не вписываются в этот новый и спокойный мир, и находятся в полной растерянности; кажется, это называется «афганский синдром»).

«Праздник выпуска молодых курсантов, сопровождает похоронный марш» - не образ, а исторический факт.

 

Это ощущение парадоксальности Гайдар перенёс в свои произведения: в «Угловом доме», главная революционерка умирает с улыбкой счастья на губах. Мальчиш – Кибальчиш, находясь в шаге от смерти, прислоняется ухом к холодному камню и улыбается («…ты поверишь ли, о Главный Буржуин, улыбнулся он так, что вздрогнули мы, буржуины, и страшно нам стало…») Я думаю, что в интересах советской власти было читать Гайдара плоско. Читать в нём фанатика, читать в нём «красного», навязывать ему имя «Советского писателя», славящего великую страну, ставить всем «пионерам» в пример!Создавать из него МИФ.Нужно сказать, что людям, видимо, вообще свойственно создавать мифы и легенды. В это верить проще (примером такого мифа является история Жанны Дарк; миф о «пастушке, дочери фермера» был создан в 19 веке, исключительно с политическими целями). Нельзя говорить о том, что это явление мифотворчества негативно. Интерпретация факта и не отменяет сам факт. Но стоит задумываться – а совпадает ли реальная жизнь с нашим представлением о ней? Мальчиша-Кибальчиша принято представлять как произведение узкое: «Красная армия – молодец, буржуины – враги». Но мне кажется, что это произведение шире.Во-первых, его написал Гайдар зрелый, видевший жизнь с разных сторон. Во-вторых, сколько в повествовании красоты и добра (имею ввиду пейзажи этой волшебной, неназванной страны, в которой живут персонажи, и эпизод с немощным дедом: «Сжалось сердце Мальчиша», что говорит нам о нём, как о человеке, умеющем сострадать. А какая мелодика слова в письме Гайдара!)Когда я читаю, как Мальчиш сидел на крыше и ждал «спасительную Красную Армию» - я вспоминаю своё детство, лето и дачу. Так в выходные ждёшь маму с электрички. Преданное сердце только и живёт ожиданием драгоценной встречи.Любовь, чистую и невинную, которую Мальчиш испытывает к жизни, я бы назвала «с большой буквы».Любовью автора, мне кажется, пропитано всё произведение. Он любит эту страну. В образ отца он вкладывает любовь к земле и труду. В Мальчиша он вкладывает любовь к семье (семье в широком смысле, когда семья – вся твоя родина, каждый жучок и дедушка, а всё вместе это - сильная, красивая и великая страна).                                                                                                                                                3 Я бы даже набралась смелости и сказала, что Гайдар, как автор, любит здесь и Плохиша, и буржуинов (потому что звучит что-то ласковое в том, что «Плохиш подтягивает штанишки», а «буржуищи», они на самом деле «трусищи», слышите, какие слова она выбирает?) Эти размышления стали призмой, через которую я смотрю на материал. Призма души юного мальчика, который очень любит жизнь, и который попал в парадокс войны.

 

 

Тема. Идея Затронутые выше темы сложные и непростые, в то время, как спектакль рассчитан на детскую аудиторию.Тему, проходящую красной нитью, я бы обозначила так: «О ценности жизни». О ценности жизни каждого из нас, каждого живого существа.А идея режиссёрского замысла – показать, что для того, чтобы любить, ценить и уважать жизнь, не обязательна война. Драматургический разворот. Режиссёрские акценты Вступая в диалог с Гайдаром, я изменяю центральный образ.Заглавного персонажа зовут Мальчиш (никакой не «Кибальчиш»). Мальчиш – образ ребёнка, нового человека, чистой души, приближенной к Богу, который пришёл в этот мир, чтобы жить и заниматься миротворчеством (так я бы определила сверхзадачу каждого из нас, кому Бог даровал Жизнь).Но Мальчиш рождается в мире, который полон войны. И пока возможно следовать пути любви, сострадания и примирения, он следует, но когда обстоятельства складываются так, что ему нужно встать на защиту своего дома и взять в руки оружие – он поступает так.(такой разворот затрагивает темы, о которых будут думать уже взрослые: тема детей, из-за войны лишённых детства, тема детских подвигов, и цены этих подвигов; и имеем ли право мы, взрослые, доводить мир до такого состояния, что ребёнку приходится брать оружие в руки?)Гайдар говорит о нравственных качествах Мальчиша: преданности, смелости, стойкости, сострадании. А мне бы хотелось говорить о том, что его таким сделало. Конечно, сделало его таким воспитание.Читая «Мальчиша-Кибальчиша» мы можем только догадываться, как воспитывал его отец и брат (видно, что хорошо воспитывал, давая Мальчишу побыть ребёнком и поиграть в «палки-скакалки», но при этом, приучая к труду и любви к земле, на которой он живёт).Здесь я добавляю ещё один драматургический разворот.                                                                                                                                                    4В повествовании Гайдара совершенно нет женщин (скорее всего потому, что Родина заменяет мужчинам женщину). В спектакле ключевой, действенный, смысловой образ – образ Матери.Мать – сыра земля. Мать в широком смысле. Наша Родина, воплощённая в человеческом лице. И все: и красные, и буржуины, и Мальчиш – они все её дети. Дети, которых она любит одинаково, растит, вскармливает и воспитывает так, чтобы они выросли настоящими и достойными людьми.Она как «общая мировая Душа» из пьесы К.Треплева.Она образ скорее метафизический, и потому является носителем определённого знания. И разворот номер три: уравнять «красных» и «буржуинов», дав им образ двух братьев (ведь если посмотреть на факт революции, находясь немного сверху, как бы «над ним», формулировка «брат идёт на брата, сын на отца» обретает ужасающую плоть).По этой же причине уравнивания в спектакле нет персонажа Плохиша, потому что в таком развороте его линия не несёт драматургического действия. Для таких идейных разворотов, требуется оригинальная инсценировка. Я её написала.

 

 

 

                                                                                                                                                    5

Инсценировка спектакля «Про Мальчиша»

По мотивам повести А. Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердое слово»

 

1. Зачин

На вход зрителя в зале создаётся ощущение космоса (приглушенный голубоватый свет, горят огоньки звёзд, ходят разноцветные зайчики от фонариков, звучит «звук поющих чаш»).

На сцене натянуты канаты : 3 в виде треугольников, тянущихся от пола до колосников, 2 других закреплены в кулисах и провисают через всю сцену 2умя параболами. Посередине стоит большой прямоугольный куб, на котором лежит актриса. За ней весит большая белая тряпь, на которой появляются и исчезают теневые предметы (лошадка, шарик, листик).

Третий звонок, звучит фонограмма старческого голоса.

Трек – М. Кабардоков «Концерт для арфы с орекстром»

Голос: «Здравствуй, мой Малыш. С тобой говорю я, твой Отец.

Я в твоем сердце и в твоем воспоминании, – больше меня нигде нет.

Мне ничего не надо… Но я хочу сберечь тебя от горя, от ненужного отчаяния и от ранней гибели – от всех бедствий жизни, которые с тобой могут случиться.

Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности. До революции я был мальчиком, a после нее уже некогда быть юношей, некогда расти, надо сразу нахмуриться и биться…

Мой отец родил меня и велел быть только добрым и терпеливым. А я хотел, чтобы ты стал знающим и смелым. Но ты должен теперь стать мудрым и счастливым. Ты должен быть моим идеалом! Но кто поможет тебе быть таким человеком, и будет ли это так? Ведь меня, твоего отца, уже нет.

 Всякий человек имеет в мире невесту, и только потому он способен жить. У одного ее имя Мария, y другого - приснившийся тайный образ во сне, y третьего - весенний тоскующий ветер.

 Что нужно делать, чтобы и тебе, мальчику, и мне жилось хорошо? как назвать ту ласковую силу, которая в нас бьется и ведет к счастью?

 Один мальчик отвечал: эта сила - моя мама».

 

 

2. Разрыв

Из-за куба появляются 2 актёра, играющие братьев, в светлом исподнем. Они ласково смотрят на женщину, укрывают её концами тряпки, которая висит за ними, создавая подобие колыбели. Из-за куба вырастает зелёная травинка. Они её срывают.                                                                      

Трек «яблочко».

Один брат садится у куба и собирает из бумаги кораблик. Второй достаёт зелёную, синюю, серую ткани, кладёт их на женщину, превращая её тем самым в Мать-Землю.

У братьев начинается конфликт – одному нравится кораблик, другому не нравится.

Они разыгрывают пантомиму посева земли, и снова начинают конфликтовать.

Один из братьев злится, берёт поперёк натянутый канат, садится на ящик. Второй садится рядом и они разыгрывают пантомиму езды на лошади.

На заднике видеопроекция – нарезка скачущей красноармейской конницы.

Трек – Леонид Фёдоров «Жертвоприношение».

 

 

                                                                                                                                             6                 

Братья едут, из-за кулис к ним прилетают элементы одежды. Одному – красный фартук и красные нарукавники, другому чёрный цилиндр, чёрная бабочка, очки и ремень. Они надевают это на себя.

Сзади них появляется пиджак. Они бросаются к нему, и борются. Пиждак разрывается пополам. Из него вылетают игрушечные солдатики – красные и белые. Братья быстро их собирают. Расставляют на женщине (добавляется звуки выстрелов, взрывов, рёва самолётов). Начинают играть солдатиками в бильярд. Расходятся.

Женщина сжимается в комок.

 

3. Очищение

На штанкете спускаются нити синего цвета. На них идёт видеопроекция дождя.

Трек - шум дождя.

Женщина смотрит на нити, собирает с них воображаемую воду. Находит силы, чтобы встать, и начинает умываться дождём.

Собирает нити, вытирает себя, спускается на землю, укутывает нити, тряпки и солдатиков в один большой свёрток, прижимает к себе как ребёнка.

 

 

4. Рождение

Трек - Анна Герман  «Колыбельная».

На передней стенке куба – теневой театр.

В одном луче Мать-Земля. В другом по очереди появляются солдатик, цветок и лошадка. Мать-Земля с ними прощается, потом из чистого пространства создаёт Мальчиша. Мальчиш бежит (в теневом плане), вокруг него появляются силуэты мельницы, лошадки и листика.

 

Трек – М. Кабардоков «Экспромт»

Голос: « У меня глаза белые, и слёзы в них плачут, малыш. Глаза мои от света выцвели и слабые стали, мне глядеть ведь долго пришлось. Посмотри на этот голубой цветок, который терпеливо растёт корнем из мелкого чистого песка. Тут самое главное тебе и есть! Ты видишь – песок мёртвый лежит, он каменная крошка и более нет ничего. А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мёртвого праха. Стало быть, он мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть откуда всё берётся. Цветок этот – самый святой труженик, он смерть превращает в жизнь. И мы с тобой. Мы пахари, сынок, мы хлебу расти помогаем»

На теневом экране лошадка и Мальчиш смотрят как вырастает цветок.

 

 

5. Знакомство

Набирается свет. На ящике лежат цветы. Появляются Мальчиш (кукла) и Мать-Земля.

Мальчиш изучает поле и слушает цветы. Каждый цветок имеет звук (дыхание, сердцебиение), а в последнем сидит пчёлка. Мать предлагает Мальчишу помогать расти цветам (согревать их дыханием). На её ладони расцветает ещё один цветок от дыхания Мальчиша.

Трек – Сёстры Фёдоровы «Ой, у лесе на юресе, соловей защебетал»

                                                                                                                                                 7

Мать надевает часть разорванного пиджака, один сапог, берёт канат как удила и едет с Мальчишом на воображаемой лошади. Представляет пиджак как отца, сапог как брата.

Мальчиш: брат… Отец… мама… я!

 

6. Война

Трек - Ильсур Минкеев «Без названия»

На авансцене, в разных сторонах появляются братья. На них направлены точечные лучи, которые включаются по очереди.

Старший брат (в цилиндре и бабочке) сидит на полу, собирает кубики.

Младший (в красном фартуке и нарукавниках) вываливает кубики на землю, затягивает фартук.

Старший держится за бабочку, как будто она его душит. Снимает её. Бросает кубик вперёд.

Младшему прилетает кубик. Пытается собрать башенку, но у него не получается, и он агрессивно бросает кубик вперёд.

Кубик падает на постройку старшего. Он начинает снимать ремень.

 

Далее братья существуют параллельно, в рапиде снимают с себя элементы одежды, закатывают рукава, готовятся к бою.

В центре высвечивается Мальчиш с Матерью. Они смотрят на враждующих братьев, Мальчиш достаёт звёздочку, запускает её в небо.

Все останавливаются.

Загорается звёздное небо на заднике.

 

 

7. Примирение

Мать начинает петь «Нежность» Анны Герман. Братья оставляют свои игры, присаживаются рядом с ней, слушают, начинают подпевать.

Их песня прерывается голосом, похожим на Левитановский.

Голос 2: Эй, вставайте! Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Черных Гор проклятый буржуин. Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды. Бьются сбуржуинами наши отряды, и мчатся гонцы звать на помощь далекую Красную Армию.

(Они продолжают петь, снова песня прерывается голосом)

Голос 2: Эй, вставайте!Было полбеды, а теперь кругом беда. Много буржуинов, да мало наших. В поле пули тучами, по отрядам снаряды тысячами. Эй, вставайте, давайтеподмогу!

(Пытаются допеть, снова голос)

Голос 2: Эй, вставайте! И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцовмало. И помощь близка, да силы нету. Эй, вставайте, кто еще остался! Только бы нам ночь простоять да день продержаться.

 

Мальчиш (вылезая из-за мамы): Эй же, вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть, да в скакалки скакать? И отцы ушли, ибратья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтоб буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство?

 

                                                                                                                                                 8

8. Сборы

Трек – М. Кабардоков «Глубокие реки»

                                                                                  

Братья встают и начинают перемещать канаты. Из треугольников и параболы они создают подобие дороги. Концы веревки уходят в проходы зрительного зала, середина соединена и закреплена в центре задника.

Мать достаёт Мальчишу маленькие сапожки и пиджак. Одевает его.

Мальчиш стоит одетый в центре куба. Вокруг - его семья.

Мальчиш : брат. Брат. Мама. Отец. Я.

 

Трек «Полюшко- поле»

Сверху спускаются звезды на красных нитях. Братья и Мать подвязывают нити к Мальчишу. Дают ему в руки флажок.

Он начинает маршировать (без помощи людей на сцене)

Братья и Мать маршируют вместе с ним. На заднике высвечиваются пиджаки. Видеопроекция - хроники детей во время войны. Белые лучи начинают гулять по залу.

 

ЗТМ

 

 

                                                                                                                                                    9

Драматическое противоречие. Основной конфликт

В каком внутреннем противоречии оказывается человек, когда гражданская война застала его врасплох?

Скорее всего, это противоречие Законов (закон есть связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной действительности). Что я имею ввиду:

«А на войне как на войне». Военное время диктует свой закон, который отличается от закона Вселенной. К примеру, военное время предписывает тебе (если ты являешься солдатом) убивать человека ни за что, только за то, что на нём стоит клеймо «враг».

Или, например, в периоды голода, ради выживания, совершать те поступки, которые в мирное время и не пришли бы в голову: мародёрство, каннибализм, съесть всех собак в Петербурге и т.д.

Закон перестраивает людей на новую взаимосвязь явлений: то, что раньше было немыслимо, теперь становится необходимостью. Иначе в «проигравших» будешь ты.

Военный закон предписывает выживать.

Тогда, как закон мирного времени предписывает ЖИТЬ.

 

В силу возраста мне трудно говорить о Законе Вселенной полноценно.

Но наиболее точный образ этого закона для меня звучит в интонациях Андрея Платонова (текст, который читает голос – это тексты Платонова из пьесы «Отец» и сказки «Цветок на земле»)

 

Основной конфликт в спектакле будет разворачиваться между двумя законами. Законом военным и законном жизненным. Полем для конфликта станет вопрос о ценности человеческой жизни.

Одна сторона (за которую в спектакле отвечают персонажи братьев) с чужой жизнью не считается. «Пушечное мясо», «расходный материал» и другие эпитеты изобрела культура, чтобы передать масштаб катастрофы обесценивая жизни другого человека.

«Дети не только чуткий, но и жестокий народ» сказал Дмитрий Быков. И действительно, чем-то детско-подростковым, незрелым, несформированным, звучит эта слепая война, когда кроме «я» и желаний этого «я», человек мало что видит вокруг.

 

Другая сторона, более зрелая, знает, что закончится война – и наступит мирная жизнь. Что из праха родится цветок, а цветок – даст семя. Что в силах Человека цветок этот беречь или загубить. Но имеет ли право Человек губить, ведь он, цветок, как и человек сотворён Тем, кто создал весь этот мир.

Человек есть подобие Бога. И эту частичку Бога в себе нужно беречь, хранить и взращивать. 

Это знание в себе несут персонажи Матери и Голоса Отца. Этому знанию они учат Мальчиша.

 

Анализ персонажей Голос Отца – Отца в широком смысле. Голос нежный, ласковый и мудрый, как дедушка, который знает, что времени ему отведено немного, он своё уже отжил, и единственное, что он может делать – передавать своё знание будущим поколениям.                                                                                                                                                   10Голос 2 – Голос, пришедший на смену Отцу. Стальной, беспощадный, таким только и призывают на войну Мать – действенный передатчик знания Отца. То, что Отец говорит – она обращает в действие. Её действия – сострадание, любовь, воспитание. Именно она показывает Мальчишу, что такое жизнь. Как она прекрасна, и как разрушительна война.(наверное, здесь можно говорить о том, что Жизнь – детище Бога, а война – это детище людей). Братья («красный» и «белый») – изначально равные, внешне неотличимые. Но борьба за внимание матери, рождение личных границ, собственных интересов и индивидуальных способов выражения себя заставляет их встать на разные стороны. Хотя по сути они хотят одного и того же – лучшей жизни (но их представления о лучшей жизни различаются; один считает, что лучше спокойно и вдумчиво сделать кораблик, другой считает, что лучше носиться, суетиться, успеть как можно больше) Мальчиш - юная душа, которой приходится повзрослеть. Несмотря на возраст, приходится взять на себя ответственность, принять решение и из мальчика превратиться в мужчину. Событийный ряд

 

Исходное событие – война между братьями. Повествование начинается с того, что нет никакого конфликта между «красными» и «белыми», они никак не разделены, не противоположны. У них одна на двоих мама, которую они любят одинаково сильно и хотят о ней заботиться. Но, как обычно бывает в жизни, постепенно в сердце одного закрадывается ревность, в голову другого непонимание, они всё стремительней начинают отдаляться друг от друга, и – как раскат майского грома – они оказываются разделены незримой линией, они стали «красным» и «белым», забыв покой и цену мирной жизни на долгое время.

 

 

Основное событие – рождение Мальчиша. Мать-земля видит сколько беды и праха приносит война. Она плачет и хоронит многочисленных детей (в спектакле это образ советских пластмассовых солдатиков, которые красный и белый сбивали как бильярдные шары, не ведя счёт игре). Но как бы ей ни было больно, она знает, что по Закону Природы за смертью наступает Жизнь. Мальчиш как будто рождается наутро, после бури. С первыми почками и бутонами, на свет появляется «Новая Жизнь» (наступает завтрашний день, в котором ещё нет ошибок). Мать знакомит его с миром и трудом.

 

                                                                                                                                                  11

Центральное событие – примирение братьев \ крик земли

Война братьев продолжается, они не замечают Мальчиша, и вот готовы уже изничтожить друг друга но Мальчиш с Мамой как будто кричат им «Остановитесь! Посмотрите вокруг»

В спектакле этот момент решён так, что Мальчиш наблюдает за братьями, не может ничего сделать, потому что он слишком мал, и в этот момент у него в руке загорается звёздочка (как белорусский белый цветок, как платок матерей, вышедших плакать о потерянных детях), которую он запускает в небо и над всеми персонажами загорается множество звёзд. И вот все герои сидят под этим бесконечным небом, которое больше их во много раз, и Мать-Земля хрустальным голосом, который разносится эхом в пространстве бытия, поёт «мы нежность… мы вечная нежность друг друга».

В этот момент все персонажи обретают «дом». Внутренний дом, потому что чувствуют, что они есть друг у друга. Жизнь обретает ценность.

 

Главное событие – Призыв на войну. Минута покоя прерывается голосом, как будто из репродуктора, увесистостью напоминающего голос Левитана.

Голос призывает собираться на войну «много врагов полегло, да много наших». Этот голос, появившийся из ниоткуда, не отсылает нас ни к каким историческим событиям (хотя, конечно, можно дофантазировать, что это началась первая мировая война, и теперь страна, обретшая внешнего врага должна изнутри объединиться и тд). Суть, что этот голос продолжает драматическое противоречие, в которое попал мир – человеку приходится делать выбор, по какому закону он сейчас живёт, по мирному или военному. И выход для Мальчиша остаётся один - чтобы сохранить «дом», нужно его защищать.

 

Финальное событие – Выбор Мальчиша. Мальчиш первый говорит: я пойду. «Если вопрос становится таким ребром, то я буду защищать свою семью». И здесь есть разительное отличие от действий его братьев. Братья, играя в войнушку, хотели только «для себя». Для себя землю, для себя маму, и т.д. Здесь же речь идёт о защите жизни ближнего.

Мальчиш взрослеет и становится объединителем. Все персонажи следуют его примеру.

 

 

Сквозное действие – обрести мир

Контрсквозное действие – разрушение мира

Сверхзадача – стать одной большой семьёй

Фабула - Эгоистические, самолюбивые желания часто делают нас своими рабами. Хотение власти, хотение состояния, хотение реализации своей идеи, хотение, хотение, хотение… и ради достижения цели в ход могут идти любые средства.

Тогда как самые главные ценности, такие как любовь к ближнему, уважение к чужой жизни и труду начинают исчезать.

Но как и каким способом защищать эти ценности, если жизнь, иногда, не оставляет выбора, и единственным путём становится война?

 

                                                                                                                                               12


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 381; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!