Через нравственное преображение.
ИЗУЧЕНИЕ ОБЗОРНЫХ ТЕМ В СТАРШИХ КЛАССАХ
ПЗ
Прослушайте лекцию (см. прикрепленный файл), ознакомьтесь с главой, посвященной изучению обзорных тем в старших классах, в учебниках З.Я.Рез и О.Ю. Богдановой и ответьте на вопросы / выполните задание:
1) дайте определение обзорной темы;
Обзор – указание на степень «развернутости» рассмотрения объекта (историко-литературные сведения, творчество писателя, художественное произведение);
Обзор (по Н.И. Кудряшову) – урок особого вида, требующий сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е. репродуктивного, эвристического и исследовательского методов.
Обзорные темы включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе урока-лекции с элементами беседы, диалога, выразительного чтения, самостоятельных выступлений. Перед учителем стоит задача объединить весь материал, в том числе наглядный, придав ему тематическую стройность и завершенность.
2) каково место и назначение обзорных тем в курсе литературы в старших классах?
Обзорные темы – неотъемлемая часть учебного курса литературы старших классов, которая обеспечивает целостное представление об историко-литературном процессе в целом.
· учащиеся учатся видеть незнакомое в знакомом, четче устанавливать связь писателя с эпохой и определять его место в литературном процессе.
|
|
· Обзоры помогают учащимся понять отечественную литературу как явление движущиеся и меняющееся, увидеть процесс ее развития.
· Способствуют развитию таких умений, как обобщать, сравнивать, делать выводы, т.е. развивают самостоятельность мышления.
· Задача обзора: выявление пафоса, стиля, героя времени изучаемого периода
3) каковы основные разновидности обзорных тем (обзоров)?
· Обзорные темы установочного характера;
· Обзорное изучение творчества писателя;
· Концептуальные обзоры этапов развития литературы.
Типы уроков-обзоров:
· урок-пролог;
· обзорная тема;
· итоговое обзорное занятие;
· обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии;
· обзор-веха, характеризующий условные этапы в развитии истории литературы;
· проблемно-тематический обзор
4) каковы требования к изучению обзоров всех типов?
· Обзорные темы установочного характера.
- Учитель-словесник продумывает план изучения обзорных тем.
- Прежде всего, нужно заглянуть в программу по истории, в которой есть целый ряд тем, соприкасающихся с программой по литературе.
- определить основную идею, объединяющую между собой уроки обзорной темы.
|
|
- В работе над темой можно опереться на имеющиеся у учеников знания по истории.
- Будет ошибкой ограничиться перечислением исторических фактов или, наоборот, дать чрезмерно подробный анализ их: ведь в обзоре предметом нашего изучения, прежде всего, остается литература.
- И очень важно, чтобы исторические и литературные события эпохи не представляли двух параллельных рядов, а выступали в единстве и рождали у школьников представления об изучаемом времени.
- нужно опираться на межпредметные связи и привлекать знания, полученные в курсе истории.
- рассказ об исторических событиях целесообразно сопровождать демонстрацией произведений искусств, выразивших данное время.
- Необходимо очень кратко включить в обзор и творения гениальных художников, композиторов, скульпторов, демонстрируя репродукции, фотоснимки, привлекая аудио- или видеозаписи.
- После этого наступает время подвести итоги литературного развития за эти годы или десятилетия, оценив вклад художников слова в сокровищницу национального мирового искусства, отметить, что, созданное в изучаемую эпоху, сохраняет огромное значение и в наше время.
· темы, которые завершают изучение конкретного периода или эпохи
|
|
- Оглядываясь на пройденный литературный путь, учитель напоминает ученикам, что, о каком бы русском писателе в течение года ни шла речь, всегда отмечалась теснейшая связь его творчества с требованиями современной общественно-политической жизни.
- Особенность русской литературы – в ее стремлении не только правдиво отражать жизнь, но, отмечая и поддерживая в ней ростки будущего, всемерно содействовать ее развитию.
· концептуальные обзоры этапов развития литературы
- Например, в обзоре, посвященном литературе Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет, где рассматривается поэзия, проза и драматургия этого периода, можно отчетливо обнаружить присущую русской литературе связь с основными проблемами времени (в 20-е годы - это проблема героического труда, здесь – борьба за освобождение Родины).
- В то же время литература военных лет несла в себе новые качества: она с особой остротой поставила проблему единства русского народа, его массового героизма, показала нравственное величие русского человека.
- Каждый период в развитии русской литературы выдвигал писателей, в чьем творчестве данное историческое время с его проблематикой находило особенно яркое выражение. В первые послереволюционные годы это были В. Маяковский, Д. Бедный, Д. Фурманов, А. Серафимович и др. В годы Великой Отечественной войны – М. Шолохов, А. Твардовский, К. Симонов, А. Толстой и др. Невозможно вместить в обзор рассказ о каждом из писателей и рассмотреть даже наиболее крупные произведения авторов. Поэтому учителю дается право выбора имен и произведений для показа характерных тенденций литературы каждого периода.
|
|
- Однако вариативность в выборе художественного материала и сосредоточенность внимания на отдельных произведениях не должны приводить к отказу от освещения общих проблем, объединяющих, например, прозу военного времени или поэзию, родившуюся в те годы.
5) как можно проверить знания учащихся, полученные ими на уроках по обзорной теме?
Раскрыв и отработав содержание обзорной темы определённого периода, переходим к изучению тем монографических, т.е. тем, изучающих творчество отдельных писателей.
Монографические темы, как уже отмечалось, преподносятся учащимся на фоне предшествующего обзора. Поэтому в уроки «по персоналиям» обязательно включаются задания, направленные на установление связи художника с эпохой, принципами школы, рассмотрение творчества в контексте школы, в рамках которой сформировался поэт.
ЛЗ
Вводный урок – лекция в 11 классе по теме:
Литература начала ХХ века.
Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
Цели урока: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чём особенности развития литературы в начале ХХ века, отметить своеобразие реализма в литературе рубежа эпох, познакомить с новым направлением в искусстве – модернизмом, его содержанием, направленностью. Развивать навыки конспектирования лекционного материала. Воспитывать интерес к русской классической литературе.
Содержание лекции.
1. Истоки и характер литературных исканий начала ХХ века.
2. Направления философской мысли начала ХХ века.
3. Характеристика литературного процесса начала ХХ века.
4. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века.
5. Многообразие литературных направлений, школ, групп.
6. Декаданс. Модернизм.
Эпиграф к уроку.
Начало века было у нас временем большого умственного и духовного возбуждения… Целые миры раскрывались для нас в те годы… Начало ХХ века ознаменовалось для нас ренессансом (возрождением) духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности.
Н. Бердяев
1.Условно историки разделяли страны всего мира к началу ХХ века на три эшелона:
первый – страны с высоким уровнем развития капитализма. В нем движутся правовые государства с развитой демократией, те страны, в которых на ранних стадиях прошли буржуазные революции. Англия. Франция. Второй эшелон – страны, в которых революции произошли несколько позднее, буржуазия потерпела поражение и вынуждена была делить власть с дворянством, но это были устойчиво развивающиеся по капиталистическому пути государства. Германия. Италия. Япония. В третьем эшелоне двигались страны, в которые капитализм завезли «извне». Америка. Африка. Страны Азии. Политически и экономически эти страны были подчинены сильным капиталистическим державам.
Куда поместить Россию?
Умом ее не понять, аршином общим не измерить…
Основная часть населения — крестьяне. В городах живет 16-18% населения.
Дворянский класс к тому времени деградирует окончательно. Остались совсем небольшие группы помещиков Шереметьевых, Голицыных, Долгоруковых. Земли их закладывались и перезакладывались. Сами они большую часть жизни проводили за границей. Поднимается новый социальный пласт купечества и буржуазии. Капиталисты Рябушинские, Прохоровы, Морозовы, Мамонтовы. Рождается еще один новый социальный класс – пролетариат. К тому времени в России проживало 60% грамотных мужчин и 40% грамотных женщин.
На рубеже веков Россия вступила в период войн и революций. Ожидание перемен, казалось, пропитало саму атмосферу общественно-политической жизни России. Как хотелось отбросить прошлое и ворваться в новый неизвестный мир. Поднимающийся пролетариат казался таким привлекательным. Освобождение личности казалось возможным. Искусство и литература развиваются под воздействием ожидания и свершения надвигающихся больших событий. Три революции в начале века. Две войны.
1905-1907
1917 - февральская
1917 - октябрьская
Война 1904-1905 - Русско-японская
Война 1914-1918 - Первая мировая.
Таких стремительных перемен и изменений в общественной жизни. В политической, в психологии народа не знает ни одна страна.
В это бурное и грозное время противоборствовали 3 политические позиции:
- сторонники монархии,
- защитники буржуазных реформ,
- идеологи пролетарской революции.
Программы перестройки страны
«сверху» «снизу»
Средствами «самых путем «ожесточенной,
исключительных кипучей войны классов,
законов» (Столыпин) которая называется рево
люцией» (Ленин)
Однако русское искусство и литература, в том числе, никогда не принимала идей насилия и буржуазного практицизма. (Вспомним героев Достоевского, Толстого, Гончарова, Тургенева).
Спасение не
«сверху» и не «снизу»,
а только
«ИЗНУТРИ»,
через нравственное преображение.
Ощущение всеобщей катастрофичности, разобщенности и мечта о духовном возрождении человека, всеобщем единении, гармонии с природой – проблемы, которые пытается решать философская и литературная мысль России, суть характера философских и литературных исканий.
2. Острые противоречия жизни, растерянность, отчаяние, потеря веры в близкие социальные перемены во многом определили не только общественную атмосферу в России, но и развитие философских течений. Преодоление всеобщего разобщения и дисгармонии восходило к духовному возрождению человека и человечества. Болезненная реакция на призыв к борьбе, к насилию породила НЕОрелигиозные искания эпохи. (См. приложения из «Рабочей тетради» на стр. 6)
Религиозные мыслители Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев призывали к пробуждению «в себе» божественного начала. «Благая весть» Христа привела Федорова к убеждению: «сыны человеческие могут стать воссоздателями разрушенной связи поколений и самой жизни, превратив слепую силу природы в сознательное творчество гармоничного духа. Соловьев защищал идею воссоединения омертвелого человека с вечным божественным началом. Достичь такого идеала, считал он, возможно силой разных прозрений – в религиозной вере, высоком искусстве, совершенной земной любви.
Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, Д.С. Мережковский. Всех их согревала греза о приобщении слабого, заблудшего человека к божественной истине. Они мечтали не о социальной деятельности, которая приведет к переменам, а о «религиозной общественности», способной разбудить сонную душу современников, нравственно преобразить страну.
Целые литературные, поэтические объединения тяготели к своим кумирам:
символисты - к Соловьеву, футуристы - к Федорову. Аналогичные тенденции наблюдались в музыке, живописи, театре.
3. Литературу «золотого века» и литературу века Серебряного всегда сближало чувство трагической ответственности за общую судьбу. Идет сознательный анализ вечных проблем: духовность, смысл жизни, культура и стихия. В ХХ веке (в самом его начале) это происходит на фоне сложных общественно-политических (разрушительных) процессов. «Старым мастерам», по мнению Анненского, было присуще «чувство гармонии между элементарной человеческой душой и природой». А художники начала ХХ века искали потаенную силу противодействия «инертному состоянию».
Выделяются:
«Я», которое хочет стать целым миром. (И. Анненский)
«Я», замученное сознанием одиночества и неизбежности конца. (А. Блок)
«Я», угнетенное загадкой и бесцельностью земного существования.
(Б. Зайцев)
Творческое преображение действительности характерно для литературного процесса начала ХХ века, зримо проступает оно в поэзии.
Сторонники революционного движения создали новое направление в литературе. Появилась группа «пролетарских поэтов», которые связывали поэзию с конкретными задачами социальной борьбы. Среди них были интеллигенты Кржижановский, Радин, Богданов, рабочие и крестьяне Шкулев, Нечаев, Гмырев, Демьян Бедный. Это было стихийное творчество масс традициями народного фольклора. Воспевались жизнь и труд фабричных рабочих. Исторический оптимизм характерен для этой поэзии. Они старались пробудить гордость, самосознание, желание восстать против убожества окружающей жизни, изменить эту жизнь. Поэты прибегали к условно-романтическому стилю, употребляя его характерные элементы: эпитеты «праведная кровь», «роковой гнет», «святое рабочее дело», «светлый путь»; аллегорические образы восхода, зари, весны. Они использовали известные народные русские песни, переделывали европейские, придавая им новое звучание.
Ведущие жанры – песни, стихи, памфлеты, басни, фельетоны, эпиграммы, открытые социальные призывы. Организация «Пролеткульт» старалась создать новую литературу силами самих рабочих и для рабочих, отрицая всю предшествующую культуру и классическое наследие. (См. учебник стр. 11-12, хрестоматия Баранникова).
Русская литература рубежа веков.
Последнее десятилетие 19 века открывает в русской литературе новый этап. Радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, культура, искусство. Н.Бердяев так сказал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности…» Русская литература стала многослойной. Появились различные литературные направления.
Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.
Периодизация русской литературы
- серебряный век (1900-1917)
-первые десятилетия советской литературы (1917-1941)
-литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
-литература середины века (50-70-е годы)
- литература 80-90-х годов
- современная литература
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!