Социологическая концепция П. Бурдье.



А) Основные понятия социологии П.Бурдье: актор, габитус, капитал, поле, социальное пространство.

Основная теорема структуралистского конструктивизма Данная теорема позволяет изучать характер социальных практик в контексте интегрального учета весьма различных факторов социальной жизни. В самом общем виде сам Бурдье представляет её следующим образом: + поле = практики Её суть станет понятной при рассмотрении конкретных составляющих данной формулы.

Согласно теории П. Бурдье, общество — это не столько структура, сколько итог активных действий «агентов», или «акторов» процесса. Актор - это субъект с имманентной внутренней активностью. Множество таких акторов составляет массу, или то, чему можно придать форму и чему придается форма, — вождями, государством, партиями, начальниками и т.д. Введение «актора» (или, как вариант «агента», действия), по мнению Бурдье, подчеркивает современную роль и новое понимание массы, которая своей деятельностью влияет на результат социального изменения.

Габитус — habitus — по П. Бурдье — "система прочных приобретенных предрасположенностей", которые в дальнейшем используются индивидами как исходные установки для социальной импровизации, которая порождает и организует инновационные практики индивидов.

Как правило, эти предрасположенности не предполагают сознательной нацеленности на достижение определенных целей, ибо на протяжении длительного времени они формируются возможностями и невозможностями, свободами и необходимостями, разрешениями и запретами. Естественно, что в конкретных жизненных ситуациях люди исключают наиболее невероятные практики.

Габитус позволяет в социальных практиках связывать воедино прошлое, настоящее и будущее. Что бы не обещали наши политики, будущее России так или иначе сложится путем воспроизведения прошлых структурированных практик, их включения в настоящее, независимо от того, нравятся они нам или нет сегодня.

Естественно, что предрасположенность агента к тому или иному действию во многом зависит от средств, которыми они располагают. Для того, чтобы обозначить средства, с помощью которых агенты могут удовлетворять свои интересы, Бурдье вводит понятие капитал.

В работе «Социальное пространство и генезис “классов”» Бурдье выделяет четыре группы капиталов. Это экономический капитал, культурный капитал, социальный капитал и символический капитал.

Культурный капитал — cultural capital — по П. Бурдье — одна из основных форм капитала, которая определяет положение индивида в социальном поле.

Символический капитал — symbolic capital — по П. Бурдье — одна из форм капитала, которая определяется символической значимостью индивида, его общественным авторитетом.

Социальный капитал — social capital — по П. Бурдье — форма капитала, существующая внутри отношений между индивидами, что позволяет им иметь доступ к ресурсам других людей, а также количество и качество этих ресурсов.

Экономический капитал — economic capital — по П. Бурдье — различные экономические ресурсы, которые могут быть задействованы агентом — деньги, разнообразные товары и т.д. в том или ином социальном поле.

Практически все капиталы обладают способностью конвертироваться друг в друга. Так, обладая символическим капиталом, можно подниматься вверх по социальной лестнице, обретая тем самым и социальный капитал. Только культурный капитал имеет относительную самостоятельность. Даже имея большой объем экономического капитала, не так то просто обрести культурный капитал. Конверсия капиталов осуществляется по определенному обменному цензу, который зависит от культуры общества, состояния рынка. Спроса на нем на тот или иной вид капитала. Капиталы дают агентам власть над теми, у кого их меньше или у кого их вовсе нет. Естественно, что характер действий у индивидов, обладающих бóльшим объемом капитала, будет иной по сравнению с теми, у кого капитала меньше. Объем и структуру капиталов не так уж сложно вычислить эмпирически. Этот факт придает теории структуралистского конструктивизма практическую направленность.

Социальное поле — social field — по П. Бурдье — это логически мыслимая структура, своего рода среда, сфера реальной социальной, экономической, политической и другой жизнедеятельности, в которой осуществляются социальные отношения.

Вводя данное понятие, социолог делает акцент на том, что его интересуют не институциональные структуры сами по себе, а объективные связи между различными позициями, интересами, задействованных в них людей, их вступление в противоборство или сотрудничество друг с другом за овладение специфическими выгодами поля. Выгоды поля могут быть самые разные – обладание властью, экономическими или интеллектуальными ресурсами, занятие доминирующих позиций т.д.

Представление социальной жизни через призму социального поля оказывается эффективным инструментом при анализе реального противоборства. Поле предстает как пространство борьбы, компромисса, союза самых различных сил, которые выражаются в конкретных социальных практиках. В немалой степени отношение борьбы и союзов, их характер зависит от различий собственных характеристик агентов. Социолог особо подчеркивает, что в поле всякая компетентность (экономическая, социальная, интеллектуальная и т.д.) является не просто технической способностью, а капиталом, необходимым, чтобы пользоваться потенциальными правами и возможностями, формально существующими для всех.

В заключении вернемся к формуле Бурдье: + поле = практики Она отображает суть методологической стратегии, предложенной Бурдье. Если мы имеем данные о габитусе агента, объемах и структуре его капиталов, знаем в каком конкретно социальном поле агент действует, мы можем получить желаемое – знание о характере его социальных практик, способностях конструировать те или иные структуры.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!