Особенности поэтики романа Дж. Джойса «Улисс».



Джеймс Августин Алоизий Джойс (1882 ‒ 1941) ‒ один из крупнейших писателей XX века, смелый экспериментатор в искусстве новейшего времени, в его творчестве выражены особенности нового художественного мышления эпохи, получившие широкий резонанс и во многом определившие пути развития прозы XX века.

Будущий писатель родился в Дублине в небогатой семье налогового служащего. Окончил иезуитский колледж, Дублинский католический университет. Изучал философию, историю, литературу, иностранные языки, был разносторонне образован. Джойс принимает решение посвятить себя искусству уже в годы студенчества. В 1902 году он едет в Париж, где, претерпевая материальные лишения, знакомится с новыми явлениями европейской литературы. В 1903 году в связи со смертью матери Джойс возвращается в Дублин. С 1904 года постоянно живет в Европе, похоронен в Цюрихе.

Ранние произведения Джойса изданы в сборниках стихов «Камерная музыка» (1907) и рассказов «Дублинцы» (1914). Первый роман «Портрет художника в юности» (1916), по словам писателя, навеян «Героем нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Он достаточно традиционен по проблематике (становление художника), имеющей автобиографическую основу, и по поэтике лирического романа воспитания.

Роман «Улисс» (1922), который Джеймс Джойс создавал в течение семи лет (1914 – 1922) и объем которого составляет более 700 страниц, отличает особый стиль и система символов. Впервые экспериментальная книга Джойса была опубликована в 1922 году в Париже, где писатель жил в эмиграции. В Англии и Америке «Улисс» оставался запрещенным «за безнравственность» до 1937 года (критика упрекала автора в натурализме и эротичности, словотворчестве и святотатстве). Существует немало версий прочтения этого «романа-лабиринта»: в нем видели выражение «относительности всех норм и значений» (Е. Курциус), «коллективного бессознательного» и бессмысленности эпохи (К. Юнг), «языковую игру» (Х. Кеннер), «евангелие модернистской эстетики… новый художественный код» (Е. Гениева). Каждое новое поколение читателей воспринимает роман Джойса на уровне нового научного и культурного опыта человечества.

Роман рассказывает лишь об одном дне – 16 июня 1904 года – в жизни трех дублинцев: учителя истории, интеллектуала Стивена Дедалуса, Леопольда Блума и его жены Мэрион Блум. Текст произведения представляет собой подробное описание «жизни сознания» этих трех персонажей. В романе посредством воссоздания внешне бессвязных отражений окружающей реальности в сознании героев воспроизводится реальное течение жизни, в которой отсутствуют органичные связи и торжествует мертвенная механистичность взаимоотношений, остающихся сугубо внешними. «Поток сознания» дает возможность описать потаенные желания и психологические комплексы персонажей, воссоздав сокровенный мир человека целостно и без умолчаний.

В романе уничтожены классические представления о фабуле, сюжете, характере. Стивен Дедалус находится в угнетенном моральном состоянии. Юношеские мечты стать писателем, пользующимся мировой славой, рухнули. Его мучает совесть: он отказался выполнить волю умирающей матери и помолиться о ней. Ему душно в атмосфере провинциальной Ирландии, но участвовать в общественной и политической жизни страны он не желает. В начале романа Стивен уходит рано утром из башни Мартелло, где он живет со своими друзьями, и начинает свои странствия, свою «одиссею» длиною в день по Дублину.

Параллельно в романе развивается линия странствий Леопольда Блума, еврея, агента по сбору объявлений для местной газеты. Блума мучит неверность жены Мэрион, певички в дублинском кабаре; он тяжело переживает смерть маленького сына, свое нестабильное положение в Ирландии, где в ту пору были сильны антисемитские настроения, в конце романа происходит встреча героев. Мэрион Блум тоже совершает свою «одиссею» – при этом она не покидает постели, предаваясь воспоминаниям о своей жизни.

Уже по названию романа можно судить, что для Джойса весьма важно обращение к гомеровскому мифу об Одиссее. Композиция романа трехчастная, подобно эпосу. Часть первая ‒ «Телемахида» ‒ состоит их трех эпизодов: «Телемак», «Нестор», «Протей». Часть вторая ‒ «Странствия Одиссея» ‒ включает эпизоды: «Калипсо», «Лотофаги», «Гадес» (Аид), «Эол», «Лестригоны», «Сцилла и Харибда», «Бродячие скалы», «Сирены», «Циклоп», «Навзикая», «Быки Гелиоса», «Цирцея». Часть третья ‒ «Возвращение домой» ‒ содержит заключительные эпизоды: «Эвмей», «Итака», «Пенелопа».

Стивен соотносится с Телемаком, сыном Одиссея, представляет рациональное, сугубо интеллектуальное начало жизни. Блум – Одиссей, символ материального, чувственного начала. Он – воплощение идеи «маленького человека». Именно поэтому столь значима встреча Блума со Стивеном. Блум становится символическим отцом Стивена: у Блума Стивен должен учиться преодолению рационализма, пониманию жизни. Лишь обретя такое знание, Стивен сможет стать художником. Мэрион Блум соотносится с Пенелопой; она – символ утверждающей, рождающей, дарящей плоти. Стремясь создать эпос, где один день в жизни трех людей превратился бы в символ истории Ирландии и всего человеческого существования во все времена, Джойс должен был найти прием, способный сдержать огромный материал. Таким стержнем стал миф (постоянное присутствие в «Улиссе» мифологических параллелей, при помощи которых описанию обычного дня в жизни обитателей Дублина приданы черты «вечного сюжета», восходящего к Гомеру).

Эпос Гомера у Джойса превратился в своеобразный этический эталон, способ критики современного ему мира, в частности, социально-нравственного состояния современников – людей разобщенных, потерявших духовный стержень. Однако неверно считать, что мир героев Гомера – идеал Джойса. Идеал в том виде, как его понимали писатели XIX века, для Джойса не существует: для него вселенная лишена гармонии и разума, все века одинаковы и все далеки от совершенства.

Своеобразным символом становится место действия романа, столица Ирландии ‒ Дублин, город, по которому Джойс тосковал в эмиграции и который с невероятной тщательностью воссоздал на страницах романа и в комментариях к нему. Символичен каждый эпизод романа, имеющий свои знаки и свой цвет, многозначно почти каждое слово и каждый образ. «Улисс» – это роман-символ, в котором каждая деталь, слово, по замыслу Джойса, отсылают читающего к другому, более высокому плану. Это произведение становится метафорой, обобщившей и скрупулезно воспроизведшей повседневный человеческий опыт.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 476; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!