Понятие стиля, жанра, школы, течения, направления в искусстве.



Стиль (от лат. stilus - “палочка для письма”) отмечает своеобразие и отличает друг от друга разные явления в искусстве. Совокупность средств художественной выразительности, которые образуют определенную образную систему, дает возможность выделить искусство Античности или Возрождения, китайское или русское искусство, народное или профессиональное искусство. Художественным стилем называется единство содержания, образной системы и художественной формы, которая свойственна ряду произведений искусства, выделенных на основе общности происхождения (территориальной, эстетической, национальной, временной или авторской). Стиль в искусстве выражает эстетическое отношениеопределённой культурной общности через ее представителей к различным элементам и аспектам бытия. Кроме исторически-культурных ценностей, произведение искусства фиксирует также индивидуально-ценностные ориентации своего автора. Это обусловливает содержательную емкость и многозначность понятия стиля. В нем выделяются различные слои, которые фиксируются понятиями национального стиля, направления, течения, школы, авторского стиля, стиля творческого периода художника, стиля произведения, стиля элементов произведения искусства. Жизненный опыт конкретной исторической или географической общности людей формирует специфику стилевого решения созданных на его просторах художественных произведений. Искусство отдельных народов, стран, географических регионов характеризуется с помощью понятия национального стиля (например, китайский или мавританский стиль). Стиль исторической эпохи обозначает общность, сходство художественно - образных принципов, средств, способов создания художественной инновации, которая присуща многим народам в определенное время. В европейском пластическом искусстве различается, например, архаика, классика, эллинистическое искусство эпохи античности, романский стиль и готика в культуре средневековья, Возрождение, маньеризм, барокко, рококо, классицизм и др.

Стиль исторической эпохи чаще всего в истории искусства называется художественным направлением. Он объединяет ряд художественных произведений, сходных по принципам творчества (идейно - эстетическими ориентациями, принципами формотворчества, идейно-тематическим нагрузкой). Направление охватывает творчество художников какой-то эпохи или периода, в которых прослеживается сходство творческого метода, оригинальность системы средств художественной выразительности, сходство техники и т.п.

Художественная школа - организационно оформленное явление искусства, существование которого основывается на специфической теоретической основе (программе, манифесте, принципах и подобном). Представители школы осознают свое единство и принадлежность к формальной группе, которая очертила свои границы в художественно-культурном процессе. Как правило, начинается она одним или несколькими художниками, которыми изобретается своеобразная техника, избирается необычная тематика произведений, формулируется эстетическая программа и т.п., к которым впоследствии присоединяются единомышленники. Например, в художественной жизни Нидерландов второй половины XVII века большую роль играла так называемая делфтская школа (Эмманюэль де Витте, Питер де Хох, Карел Фабрициус, Ян Вермеер). Ее представители были сторонниками бытового жанра и проживали в небольшом городке Делфте.

Понятие художественного течения тоже обозначает отдельный вариант художественной концепции. Но этот вариант базируется не столько на сходстве социальных позиций и идейно-эстетических ориентаций его сторонников, сколько на формообразующем, техническом своеобразии отбора средств реализации замысла. Он складывается стихийно, не всегда автор идентифицирует себя сторонником этого течения. Так, в рамках европейского авангардизма XX века различается ряд течений: фовизм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм и тому подобное. Их объединяет неприятие устоявшейся художественной традиции, абсолютизация формально-технического аспекта художественного творчества. Этих же принципов придерживались приверженцы дадаизма и футуризма, которые зародились как художественные авангардистские школы.

Стиль можно рассматривать и с точки зрения индивидуально-творческого процесса, в результате которого рождается произведение искусства. Именно в таком значении употребляется понятие индивидуального стиля художника или авторской манеры (от франц. maniere – «ловкость рук»). Это существенная черта творчества живописца, скульптора, графика, которая основывается на особенностях его мировоззрения, идейно-эстетических ориентаций, уровня технического мастерства, характера моральных качеств. С течением времени ценностные убеждения, направленность художественного мышления, идейно-культурные ориентиры человека могут измениться. В таком случае для характеристики конкретного этапа творчества художника используется понятие “стиль периода творчества”. Например, в творческом наследии известного французского художника - постимпрессиониста Поля Гогена выделяют картины «парижского» и «гаитянского» периодов.


 

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 353; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!