ТЕОРИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК КУЛЬТУРЫ «МАССОВОГО ОБЩЕСТВА»



 

Центральное место в исследованиях данного направления отводится массовому обществу, возникшему в результате процессов индустриализации и урбанизации. Массовая культура при этом рассматривается как особый тип культуры заменившей собой традиционные формы народной культуры (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам, Д. Рисмэн, Ф. Ливис, Д. Томпсон, Р. Вильямс, Р. Хоггарт). В трудах этих философов и ученых «массовая культура» трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека. Таким образом, в рамках рассматриваемого направления феномен массовой культуры получает негативную оценку.

Рассматривая критичную точку зрения относительно явления массовой культуры, нельзя не обратить внимание на известного испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, который разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепций массового общества. Согласно его определению, общество – это динамическое объединение меньшинства и масс. Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса – это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным. Масса – это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом. Идеи испанского мыслителя во многом созвучны теориям массового общества К. Мангейма, Э. Фромма и Х. Арендт.

Теории Франкфуртской школы. Здесь основополагающим становится понятие культурной индустрии, гарантирующей устойчивость капитализма. Общий вывод, к которому пришли представители Школы, заключается в том, что массовая культура формирует конформизм, удерживает реакции потребителя в инфантильном, статичном состоянии, позволяет манипулировать его сознанием. Таким образом, оценка феномена массовой культуры в рамках этих исследований так же негативна. Среди наиболее видных представителей Франкфуртской школы следует отметить Т. Адорно, М. Хоркхеймера, В. Беньямина и Г. Маркузе.

Теория феминизма. Исследователи данного направления делают акцент на патриархальной идеологии как основе массовой культуры, в которой эксплуатируется образ женщины в целях достижения коммерческого успеха ее продукции. В их трактовке феномен массовой культуры тоже однозначно отрицателен (Т. Модлески, Н. Ван Зунен, Д.Ж. Дайер).

Теоретики и историки культуры придерживаются далеко не тождественных точек зрения по поводу времени возникновения массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так, Е.П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы говорить о тысячелетней истории массовой культуры не существует[8]. Напротив, американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. Согласно А. Адорно, прототипами современной массовой культуры следует считать формы культуры, которые появились во время становления капитализма в Англии, т.е. на рубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что романы, написанные в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались для рынка и имели явную коммерческую направленность. Следовательно, они тяготели скорее к «массовой»,чем к «элитарной» культуре. Однако, российские оппоненты (Е.П. Смольская и др.) указывают, что эти произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры.

НАПРАВЛЕНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

— индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и др. организации, технологии коллективного воспитания и т.п.), преследующая цели явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и паттернов личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном сообществе[9];

— массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с целевыми установками «субкультуры детства», приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому, социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;

— средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», т.е. фактически формирующие обществ. мнение по тем или иным проблемам в интересах данного «заказчика»;

— система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологических. ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желат. электоральное поведение людей, «мобилизационную» готовность об-ва и т.п.;

— массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерич. «патриотизм», социальная демагогия, квазирелиг. и паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций («наши — не наши»), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастическим объяснениям («мировой заговор», «поиски инопланетян» и т.п.), что в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;

— массовые политические движения, инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им политических программ, на поддержку их мобилизуют методом нагнетания коллективного политического или националистического психоза;

— система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребит. ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы «элитных» образцов, управляющих спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращающая процесс безостановочного потребления различных. социальных благ в самоцель существования;

— индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических. данных индивида, являющаяся специфической областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физические. данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и пр. или на основании идеологических. установок властей на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической. подготовленностью;

— индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную. культуру (приключенческую, фантастическую и «бульварная» литература аналогичные «развлекательные» жанры кино, карикатура и комиксы в изобразит. искусстве, оперетта, эстрадная, рок и поп-музыка, эстрадная хореография и сценография, конферанс и прочие «разговорные» жанры эстрады, виды шоу-индустрии, кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т.п.), массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, индустрия курортных и культурно-туристических услуг, профессиональный спорт (как зрелище) и т.п., являющаяся во многих отношениях эквивалентом «субкультуры детства», только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя, где используются технические. приемы инфантилизированного смыслового и художественного. содержания, адаптированного к невзыскательным. интеллектуальным и эстетическим. запросам массового потребителя, используются средства технического. тиражирования этой продукции и ее «доставки на дом» потребителю посредством электронных СМИ и достигается эффект психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомительной ритмикой социальных процессов повседневности, а также ряд иных, более частных направлений массовой культуры[10].

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе было рассмотрено понятие «массовая культура», изучен вопрос о его происхождении и месте в современной культуре. Были выявлены наиболее яркие аспекты данного понятия, а также даны разъяснения о теории «массовой культуры». Более того, рассматривались примеры подвидов «массовой культуры» и приведено заключение о ее влиянии на современное информационное общество.

Также получено представление о возможном дальнейшем развитии «массовой культуры».

       В результате рассмотренных выше аспектов можно сделать следующие выводы:

 

ü массовая культура – это изначально разновидность культуры капиталистического общества. Культуры развлечений, коммерческая и поп-культура.

ü  массовая культура представляет потребности и интересы «усредненного» слоя общества, распространяется через средства массовой информации, видео- и звукозапись, рекламу и так далее;

ü массовая культура, учитывая особенности сознания человека, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду;

ü массовая культура — это мощное средство воздействия на общественное сознание, формирование его вкусов и наклонностей.

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986

2. Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН, 2000.

3. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997.

4. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. № 3.

5. Флиер А.Я. Культурология. XX век. Энциклопедия,М.,1998.

6. Библиотека Гумер – Культурология, Радугин А.А.  Культурология, официальный сайт: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Rad/05.php

7. Культурология: ХХ век: Словарь. - С.Пб.: Университетская книга, 1997. - с.265-269.


 

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

и т.п. – и тому подобное;

М - г.Москва;

«М. к.» -массовая культура;

пр. –прочее;

С.Пб. –г.Санкт-Петербург;

С.- страница.

 


[1] Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986, С.20

[2] Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997.,С.201

[3] Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997., С.249

[4] Библиотека Гумер – Культурология,

официальный сайт: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Rad/05.php, Радугин А.А. Культурология , 1 раздел, Сущность и предназначение культуры,Глава 5. Массовая и элитарная культура , пункт1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры

[5]  Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН, 2000., С.18

[6] . Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН, 2000.,С.32

[7] . Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН, 2000., С.21

[8] Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986, С.257

[9] Флиер А.Я. Культурология. XX век. Энциклопедия,М.,1998.,С. 369

[10] Культурология: ХХ век: Словарь. - С.Пб.: Университетская книга, 1997. - с.265-269.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!