Вопрос 2. Базовые концепции развития современного образования



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

кафедра социально-философских и психолого-педагогических дисциплин

Дисциплина «Превентивная педагогика»

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Начальник кафедры

лейтенант полиции,

канд. псих. наук, доцент

_________ А.И. Чеботарева

ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ № 1

Тема: «Общие основы педагогики, система педагогических наук»

 

 

для студентов, слушателей

 всех форм обучения

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры

социально-философских и психолого-педагогических дисциплин

протокол № ___ от «__»___ 2020 г.

Донецк 2020

 

ТЕМА № 1 Общие основы педагогики, система педагогических наук.

План:

1. Общественно-исторический характер педагогики.

2. Базовые концепции развития современного образования.

3. Система педагогических наук: класcификация.

4. Основные категории педагогической науки.

 

 

Основные понятия : педагогика, образование, воспитание, цели и принципы воспитания.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Питер, 2001. – 304 с.

2. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ.ред. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.- 480 с.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

4. Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник / М.: Норма, 2011.- 432 с.

5. Пуйман С.А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 1999. – 128 с.

6. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 574 с.

7. Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: курс лекций / С.Е. Борисова. – Орѐл: ОрЮИ МВД России, 2011. – 160 с.

8. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2000. – 496 с.

9. Юридическая педагогика: учебник для студентов вузов./ М.: ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2004. – 896 с.

10. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования: Пособие для сдачи экзамена: Высшее образование; Москва, 2006. / http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=178890


Вопрос 1. Общественно-исторический характер педагогики

Педагогика - слово греческого происхождения и буквально означает детовождение. Как известно, в далеком прошлом педагогом назывался слуга-раб, который сопровождал в школу сына своего господина, охранял его, нес сумку. Впоследствии это понятие переосмыслилось и педагогами стали называть людей, которые занимались воспитанием и обучением детей и молодежи - «вели» по дороге знаний. Воспитание и обучение выделилось в особую общественную функцию и стало осуществляться в специальных государственных и других заведениях.

Все люди, так или иначе, являются воспитателями. Кто-то, получив специальное педагогическое образование, занимается воспитанием и обучением детей и взрослых профессионально, остальные — неосознанно или сознательно, ориентируясь на свой жизненный опыт и индивидуальные представления о должном поведении человека. Рождаясь чисто биологическим существом, индивид в процессе социализации, т. е. усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности, приобретает социально значимые качества, становится личностью. Такое усвоение принятых в обществе норм поведения происходит путем подражания, идентификации с каким-то образцом в результате перенимания социального поведения тех, кто служит примером.

Естественно, преступные взгляды и способы поведения также могут формироваться на основе подражания успешным примерам и ситуациям в ходе социального взаимодействия. Отсюда вытекают необходимость и важность изучения фонда востребованных педагогических знаний, умений и навыков педагогических основ воспитательной деятельности, юридической педагоги и ее направлений для студентов ДАВД ДНР и применения их в практической деятельности.

В современном понимании педагогика - наука о закономерностях процесса воспитания, обучения, образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации детей, молодежи, взрослых людей, разрабатывающая теорию и методику организации и управления этим процессом.

Но вернемся к истории и как говорилось ранее понятие «педагогика» употреблялось в общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем, накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия сомнения развеялись окончательно — в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Поэтому педагогика рассматривается уже как общая наука о воспитании. Все чаще употребляются новые названия — андрогогика (от греч. andros — мужчина и ago — вести) и антропогогика (от греч. anthropos — человек и ago — вести).

Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но сама наука сформировалась гораздо позднее. 

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 до н. э.) писал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы». Педагогика долгое время была частью философии и только в XVII в. выделилась в самостоятельную науку.

Первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Вопросов педагогически касались древнегреческие мыслители: Демокрит (460—370 гг. до н.э.), Сократ (469—399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческоримской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35—96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.

В эпоху Возрождения (XIV— XVI вв.) заметно и плодотворно развиваются педагогические учения в трудах итальянского педагога Витторино да Фельтрэ (1378-1446), французского писателя Франсуа Рабле (1478-1533), французского философа Мишеля Монтеня (1533-1592), немецкого гуманиста Эразма Роттердамского (1469-1536).

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., — одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах»; «Слух необходимо соединять со зрением и слово — с деятельностью руки»; необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума». Разве не созвучны нашему времени эти обобщения великого педагога?

В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк (1632—1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.

Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811—1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г.Чернышевского (1828-1889), НА Добролюбова (1836—1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н. Толстого (1828—1910), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810—1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания. Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский, который считал, что руководящая роль принадлежит школе и учителю.

Много сделала итальянская учительница Мария Монтессори. Она считала, что главной должна быть самостоятельность ребенка. Надежда Константиновна Крупская настаивала на организации внеклассной воспитательной работы. Антон Семенович Макаренко выступал за трудовое воспитание. Василий Александрович Сухомлинский сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи.

Вопрос 2. Базовые концепции развития современного образования

В современном мире наблюдается значительное многообразие теорий и подходов к развитию образования. Сегодня педагогическая теория и практика представлены тремя базовыми концепциями образования: традиционалистской идеологией в обучении, рационалистической моделью школы, феноменологической моделью (А.Н. Джуринский, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко). Каждая из названных моделей формулирует собственный подход к решению фундаментальных проблем, связанных с образованием человека: определение функции и миссии школы как социального института, выявление общественно значимых целей обучения и воспитания, разработка приоритетов в деятельности школы, формирование содержания образования за счет включения актуальных знаний, реализация интересов и потребностей каждой личности в образовании.

В традиционалистской концепции воспитание и образование рассматриваются как формирование заданных обществом черт личности, что соответствует технократическим целям обучения. Эта концепция образования является базовой в Западной Европе и США, в ее рамках ведущими выступают три постулата.

1. Школьное образование в качестве основной своей цели должно рассматривать овладение учащимися базовыми знаниями, умениями и навыками. Лишь прочно усвоив такие основополагающие «инструменты учения», как чтение, письмо, математическая грамотность, учащиеся смогут потом успешно изучать различные академические дисциплины.

2. Общеобразовательные учебные заведения всех уровней должны нести ответственность за то, чтобы на первый план выдвигалось изучение и усвоение действительно важных и необходимых знаний.

3. Цивилизованная жизнь невозможна без усвоения определенных этических ценностей, следовательно, одна из задач школы – приобщение обучающихся к непреходящим ценностям духовной культуры.

В традиционалистской концепции предлагается решение некоторых проблем образования. В определении целейобразования фундаментальная роль школы заключается в сохранении и передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия человеческой цивилизации – многообразия важных знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка. В формировании содержанияшкольных программ обучения признается необходимым выделение общего ядра знаний, составляющих костяк академических дисциплин. В организации процессаобучения традиционалисты выступают за стабильные, проверенные временем методы обучения и контроля знаний. В соответствии с данной концепцией важную роль в обучении играют четкие стандарты и критерии успеваемости. Академическую успеваемость учащихся обеспечивают такие инструменты интеллектуального труда, как тщательная проработка учебных материалов, опора на память, повторение пройденного.

Рационалистическая концепция образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.) предполагает такую его организацию, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели обеспечивается передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. При этом любую образовательную программу можно перевести в «поведенческий» аспект знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть учащемуся.

В идеологии современной рационалистической модели образования центральное место занимает бихевиористская (от. англ. behavior — поведение) концепция социальной инженерии. Рационалисты исходят из сравнительно пассивной роли учащихся, которые, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают, таким образом, адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет места таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность, естественность и др. Таким образом, поведенческие цели вносят в образовательный процесс дух узкого утилитаризма и навязывают учителю негибкий механический образ действий, что снижает его ценность. Идеалом в этом случается становится точное следование предписанному шаблону, и деятельность учителя, превращается в натаскивание учащихся (например, на выполнение тестов). И вследствие этого такие проблемы, как творческий характер не только учения, но и преподавания, даже не обсуждаются.

В трактовке феноменологической концепциисмысл образования состоит в личностном самовыражении. Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нем уже заложено природой, а не «отливать» в определенную форму, придуманную кем-то заранее, априори. Педагоги данной ориентации создают условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика в соответствии с унаследованной им природой, предоставляют как можно больше свободы выбора и условий для реализации ребенком своих природных потенциалов и самореализации. Сторонники данного направления отстаивают право индивида на автономию развития и образования.

К недостаткам феноменологической концепции образования можно отнести ослабление целенаправленного воздействия, возможность формирования людей с приглушенным чувством ответственности и ослабление социальных связей.

Многие педагоги современности, понимая несовершенство этих моделей, основывают образование на религиозной и философской морали, например в традициях вальдорфской педагогики Р. Штайнера (Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребёнка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками (эпохами), но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделён на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее). Ритм дня может быть подчинён тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье). Кроме того, учебный материал даётся с учётом соответствия развития ребёнка и развития исторического общества. Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы). При этом дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями). В России среди возможных концепций развития школы выделяются концепция национальной школы Е.П. Белозерцева, концепция диалога культур В.С. Библера, концепция личностно ориентированного образования, концепция непрерывного образования и ряд других. Неинституциональная модель образования (П.Гудман, И. Иллич, Ж.Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Internet, в условиях «открытых школ», дистантное обучение и др.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!