ЧАСТЬ 4. Голландское искусство XVII в.



Попова Мария 217 группа

ЧАСТЬ 1. Искусство Древнего Египта.

1)Выясните, когда жил жрецПадиисет и какие экспонаты связаны с его личностью?

Падиисет жил во второй половине 7 века до н.э. Экспонатами, которые связаны с его личностью, являются:

1.Погребальный комплекс, который включал три антропоморфных деревянных саркофага. Внутренний саркофаг выставлен в витрине справа, средний и внешний – в торцовой витрине в начале зала.

2. Мумифицированное тело жреца, которое можно видеть в центральной витрине.

2)Что изображено на поверхностях саркофагов и зачем нужны эти изображения?

Все поверхности заполнены полихромной росписью с изображениями и погребальными текстами – стандартной жертвенной формулой и фрагментами из глав Книги мертвых. В витрине выставлены папирусы с текстами и изображениями из Книги мертвых. Левый фрагмент посвящен главному испытанию усопшего в загробном мире- суду Осириса. Экспонаты в витрине напротив- погребальный инвентарь и ритуальные предметы.

3)Найдите деревянный ящик с изображением шакала. Выясните, почему на нем изображено именно это животное? Зачем ящик использовался? Каково было назначение того, что там хранилось?

Деревянный ящик с изображением шакала, бальзамировщика Анубиса- хранилище для ушебти (ритуальные статуэтки). Шакал является священным животным Бога. Их назначением была различная работа в загробном мире за место хозяина.

ЧАСТЬ2.ИскусствоДревнейГреции

 

1)В части экспозиции 121.1 найдите и опишите экспонат*, который имеет отношение к медицине.

Экспонатом,связанным с медициной в зале эллинизма является скульптура Гигиеи.

Гигиея— дочь Асклепия (родившего ее уже в своем посмертном божественном состоянии, как бог врачевания) и его жены Эпионы, дарительница здоровья и воплощение его.

В мифах особой роли не играла, зато античные художники часто изображали ее — в виде молодой женщины, которая поит змею из чаши. Этот символ до сих пор сохранился в здравоохранении, а имя Гигиеи — в слове «гигиена» и производных от него.

Гигиея стала богиней здоровья, или превентивной медицины. Вечно сопровождала своего отца, заботилась о его змеях и фактически выступала его женской ипостасью вместе со своими сестрами Панацеей (Панакеей), Иасо и Акесо (были и еще братья-сёстры). Атрибуты Гигиеи определяются ее мифологической функциональностью и аналогичны родительским: чаша и обвивающая её змея, ставшие символом медицины, который так и называется — «сосуд Гигиеи».

Место создания: Древний Рим

Время создания: I в.

 

2)Перейдите в часть экспозиции 113.1, найдите и опишите экспонат, аналогичный предыдущему.

Категория:Скульптура

Страна:Древний Рим

Название: Гигиея

Описание: Статуя богини Здоровья сохранилась без головы и рук, но с нее по-прежнему свисает змея, которая способна отравить ядом любого, кто нарушит закон Гигиеи.

3) Перейдите в соседний «зал Геракла», в части экспозиции 114.3 найдите и опишите экспонат, представляющий бога, в жертву которому приносили петуха. Какой символ объединяет три последних экспоната и какой смысл (предположительно) в него вкладывали древние греки?

Жертвенным животным Асклепия был петух. Именно его приносили в жертву исцелённые в благодарность за выздоровление. Предсмертными словами Сократа, согласно Платону, стали «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте». Таким образом, древнегреческий философ воспринимал смерть как исцеление от земных невзгод. Ряд авторов делают предположения о том, что петух в данном случае является символом «бдительности», необходимой для медицины. Также существует предположение, что «петух для Асклепия» представлял собой обозначение гонорара врачу. Эта тема нашла отображение в искусстве Нового и Новейшего времени.

Все три эти экспоната объединяет змея, которая является символом медицины, исцеления, мудрости.

Змея в мифологии многих народов является символом плодородия, земли, воды, дождя с одной стороны, а также домашнего очага и небесного огня — с другой

 

ЧАСТЬ3. Итальянское искусство эпохи Возрождения.

1)Обратите внимание на часть экспозиции 221.2. Найдите и опишите картину, изображающую святого, к которому жители Италии обращались за помощью во время эпидемии чумы. Раны на его теле напоминают чумные язвы. Это одна из последних работ художника, скончавшегося от чумы в 1576 г.

Категория-Живопись

Автор: Тициан

Страна: Италия

Дата создания: около 1576 г.

Картину «Святой Себастьян» Тициан создал в глубокой старости, когда темы страдания и подвига во имя веры стали излюбленными для художника. Величественная поза Себастьяна, привязанного к стволу дерева, олицетворяет мужество, самообладание и спокойствие, несмотря на все мучения. Он принимает надвигающуюся смерть и с достоинством ее встречает. Это одно из последних его произведений.

2)Перейдите в зал 214. Найдите и опишите картину, на которой изображена мадонна, кормящая младенца грудью. Пользуясь любыми интернет источниками, найдите дополнительную информацию об этом произведении и ответьте на вопрос – почему именно это изображение мадонны (среди других, находящихся в зале) можно считать в наибольшей мере выражающей идею материнской любви, доброты и милосердия?

Категория: Живопись

Автор: Леонардо да Винчи. 1452-1519

Страна: Италия

Дата Создания: середина 1490-х гг.

На картине изображена женщина, держащая на руках младенца , которого она кормит грудью. Фон картины- стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более темной. 

Фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребенка нежно, тепло и задумчиво. Воплощением женского идеала становится Мадонна с младенцем Иисусом Христом- возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Да Винчи в образе Мадонны объединил чувственное, земное,высокое и духовное в один гармоничный непоколебимый образ красоты. Лицо Мадонны безмятежно, наклон головы и поза выражают бесконечную нежность к ребенку.

ЧАСТЬ 4. Голландское искусство XVII в.

1)В зале 249.3 найдите и опишите картину с «медицинским сюжетом». Ответьте на вопрос: больна ли «больная» и каким способом врач «привел ее в чувство»?

 

Картина голландского живописца Яна Стена «Больная и врач». Эта работа художника приобретена императорским музеем по распоряжению Екатерины II из парижского собрания барона Л. А Кроза де Тьера в 1772 году.

«Больная и врач» — это один из излюбленных сюжетов голландских жанристов. К нему не раз обращался и Ян Стен. Яркие цвета в костюме героини сообщают картине жизнерадостный тон, да и сама молодая дама, пышнотелая, с румянцем во всю щеку, мало похожа на больную. Она только что оправилась от небольшого обморока, возможно, поддельного. В чувство её привели испытанным народным средством — запахом сжигаемого шерстяного шнура. Его полуобгоревший конец еще торчит из стоящей на полу грелки. Из-за полога выглядывает ухмыляющийся парнишка, старая сплетница-служанка нашептывает что-то на ухо доктору, и тот явно больше заинтересован её рассказом, чем состоянием пациентки. Да и что он может сделать, ведь, как гласит голландская поговорка, «там лекарство не поможет, где виной всему любовь»! Потухшая свеча, очевидно, намекает на потухшие чувства возлюбленного, по которому тоскует девушка. Будучи талантливым рассказчиком, Стен не упускает случая передать и красоту окружающих человека вещей. Блестяще передана фактура ткани и пушистого меха. На столике рядом с женщиной из разных предметов сам собой складывается изысканный натюрморт: прозрачный графинчик на оловянной тарелке, фаянсовая чашечка на фиолетовой бархатной скатерти, серебряная ложка, пергаментный и сафьяновый переплеты книг… Поздний период творчества мастера отличает характерная цветовая гамма: звучное сочетание красного, зеленого и белого цветов.

 

2) В зале 245.4 найдите и опишите картину, изображающую сцену лечения больного знахарем-шарлатаном. Ответьте на вопрос: чем болен «больной»?

В этой картине больного лечит шарлатан прямо на улице. Под дружный смех окружающих лекарь-шарлатан лечит голову больного, которому явно не до смеха, хотя он изо всех сил показывает вид, что ему тоже смешно. Улыбается и сам лекарь. Как бы разделяя мнение окружающих о своих способностях.

Художник здесь все-таки скорее веселится вместе с окружающими, чем огорчается в данной ситуации. Абсурдность происходящего подчеркивает дополнительная сцена за спиной шарлатана, где из 2-го этажа мужчина льет воду из кувшина, которую пытается поймать руками другой мужчина снизу.

 

4)В зале 254 найдите и опишите картину, отражающую христианскую идею всепрощения и милосердия. Ответьте на вопрос: к какому евангельскому сюжету она восходит?

Название: Возвращение блудного сына

Автор: Рембрандт Харменсван Рейн.

Страна: Голландия

Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств.

Перед нами сюжет из библейской притчи. У отца было два сына. Младший потребовал часть своего наследства. Получив лёгкие деньги, он поехал смотреть мир и наслаждаться жизнью. Пирушки, карточные игры, море выпивки. Но деньги быстро растаяли. Жить стало не на что. Дальше – голод, холод, унижения. Нанялся свинопасом. Чтобы есть еду свиней. Но эта жизнь оказалась настолько впроголодь, что сын понял. Единственный выход – вернуться к отцу. И попросится к нему в работники. Ведь они более сыты, чем он, его родной сын. И вот он у отчего дома. Встречается со своим отцом. Именно этот момент притчи многие художники выбирали для своих картин. Но работа Рембрандта совершенно не похожа на работы его современников

«Возвращение блудного сына». Старый отец вновь обрёл покой. Его младший сын вернулся. Он, не колеблясь, прощает ему растраченное наследство. Никаких упреков. Только милосердие. Всепрощающая отцовская любовь. А что же сын? Он дошёл до крайней степени отчаяния. Нищий и оборванный, он забыл о гордости. Он упал на колени. Почувствовав невероятное облегчение. Потому что его приняли. На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, «осердился и не хотел войти».Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!