Органическая и механическая солидарность



Механическая – свойственна более ранним обществам. Эти общества объединялись, главным образом нематериальными фактами (мораль, коллективная совесть). Механическая солидарность, или солидарность по сходствам. Механическая социальная солидарность присуща традиционному обществу. Она основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество моделей. Индивид здесь не принадлежал себе: «Я — это только МЫ». Социальное принуждение выражалось в репрессивных мерах;

Механическая - характеризует примитивные, недифференцированные обстоятельства и создается коллективным сознанием кланов.

Механическая солидарность, существующая вначале одна или почти одна, утрачивает почву, мало-помалу берет верх органическая солидарность, таков исторический закон.

Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. Предполагает поглощение индивида коллективом

 

О рганическая солидарность – возникает на более поздних этапах развития общества. Порождается разделением общественного труда, основана на различии индивидов. Органическая солидарность порождается общественным разделением труда и основана на разделении индивидов. Органическая - формируется вместе с разделением общественного труда, с развитием которого индивиды, выполняющие частичные функции, становятся все более зависимыми друг от друга.

Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме. Предполагает развитие личности, основанное на разделении труда.

Таким образом, разделение труда выступает источником социальной солидарности, а наличие проблем и конфликтов в современном обществе объясняется ученым как простое отклонение от норм, вызванное недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества.

 

Разделение труда – основной фактор перехода от механической к органической солидарности.

Причина разделения труда – рост народонаселения.

Функция разделения труда – создание солидарности между личностями.

Аномия»

Важное значение для развития социологического знания имело понятие аномии, которым Дюркгейм обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.

Самоубийства»

Исследование Дюркгейма <Самоубийство> в отличие от остальных его исследований основано на анализе статистического материала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах [24]. Прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам, Дюркгейм устанавливает зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества (группы). Он выделяет три основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и анемическое.

A. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни.

B. Альтруистическое самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего ее смысл вне ее самой.

C. Аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. аномия.

D. Фаталистский тип самоубийства, который должен служить симметричным антиподом анемического самоубийства, но не рассматривает его специально вследствие его незначительной распространенности.

 

Религия как социальный факт

Религия – крайняя форма нематериального социального факта.

Изучение примитивных обществ с целью найти корни религии. Отвержение определения религии через веру в Бога.

Общество – есть источник религии. Поскольку определяет ряд вещей как религиозные, остальные – как мирские.

Религия – связная система верований и обрядов, относящихся к священным, т.е. отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками.

Последний и самый значительный по объему труд Дюркгейма - <Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии> [23]. Исследование основано на анализе этнографических описаний жизни австралийских аборигенов. Обращение к этим <элементарным> формам позволяет, с точки зрения автора, исследовать религию в <чистом виде>, без последующих теологических и прочих наслоений. Дюркгейм поставил перед собой цель, опираясь на этот материал, проанализировать социальные корни и социальные функции религии.

Дюркгейм отвергает определения религии через веру в бога (так как существуют религии без бога), через веру в сверхъестественное (последнее предполагает противоположную веру - в естественное, - возникающую сравнительно недавно вместе с позитивной наукой) и т. п.

Он исходит из того, что отличительной чертой религиозных верований всегда является деление мира на две резко противоположные сферы: священное и светское. Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной, как необычная, так и самая заурядная. Дюркгейм определяет религию как <связную систему верований и обрядов, относящихся к священным, то есть отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками> [23, 65].

Автор детально анализирует социальное происхождение тотемических верований, обрядов, их социальные функции. Будучи порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы.

Религия - это символическое выражение общества; поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу - <реальному> объекту всех религиозных культов. Дюркгейм подчеркивает сходство между религиозными и гражданскими церемониями, он фиксирует внимание на общих чертах сакрализации как социального процесса. Поэтому его работа явилась вкладом не только в становление социологии религии в собственном смысле, но и в изучение гражданской религии и светских культов. Подобно предыдущим работам книга <Элементарные формы религиозной жизни> явилась выдающимся достижением социологической мысли; научное сообщество единодушно относит ее к разряду социологической классики. Соответственно, бесспорным классиком социологии считается и ее автор.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!