СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История и методология криминологии»

 

на тему: «Теория конфликтов»

 

 

Выполнил: А.И. Прохорова, студент 1-го курса заочной формы обучения, юридического факультета, группа Юм05/1906з

Проверил: Н.И. Крюкова, профессор кафедры, д-р юрид. наук, профессор

 

                 

Оценка:

__________________________________

Подпись

__________________________________

« » _______________ 2020 г.

 

 

Люберцы

 
2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. Понятие конфликта в криминологии. 4

2. Теория «конфликта культур». 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 11

 

ВВЕДЕНИЕ

Во второй половине XX в. в мировой криминологии продолжали играть заметную роль теоретические построения «социальной дезорганизации» и «дифференциальной связи». Однако они проливают свет лишь на отдельные аспекты воспроизводства преступности. Ощущается потребность в более достоверном объяснении преступности, усилившаяся под влиянием углубления в мире пропасти между добром и злом, грозящим ядерной войной, экологической катастрофой, тотальной наркотизацией и т. д. Преступление – одно из крайних проявлений человеческого зла, и глубокое современное объяснение его имеет немаловажное философское и практическое значение.

После Второй мировой войны заметными теоретическими вехами в развитии криминологии стали следующие концепции: конфликт; интеракционизм; стигматизация; концепция уменьшающих преступность человеческих ценностей и другие теории.

Теория конфликта возникла на основе положений и принципов, разработанных Георгом Зиммелем, который считал, что конфликт является формой взаимодействия в отличие от его содержания. Содержание может быть различным, но форма «социального конфликта» остается одной и той же. Теория конфликта исходит из ориентированного на социальную психологию подхода к формированию личности с позиций социального взаимодействия и представления о коллективном поведении как о социальном процессе. Когда сталкиваются интересы и цели различных групп, возникает конфликт. Чтобы сохранить свое место и положение в постоянно меняющемся мире, группы всегда должны быть готовы к самозащите.

Задачи контрольной работы:

- рассмотреть теорию конфликта в криминологической науке для анализа причин преступности;

- определить характерные черты «конфликта культур» как одной из глобальных проблем борьбы с преступностью.

 


Понятие конфликта в криминологии

Теории конфликта - в криминологии теории, объясняющие преступность наличием в обществе обособленных групп со сталкивающимися интересами и ценностями. Чтобы сохранить свое место и положение в постоянно меняющемся мире, группы всегда должны быть готовы к самозащите. Приверженность каждого члена своей группе имеет большое значение при определении того, на кого можно, а на кого нельзя положиться[1].

Само понятие «группа» при этом употребляется в двух смыслах:

- различные общественные группировки: семья, население небольшого района города, город в целом, национальная группа, группа лиц с одинаковым доходом, общество в целом;

- те или иные группы преступников, несовершеннолетних правонарушителей или делинквентов.

Делинквент (от лат. delinquens — правонарушитель) — субъект, чье поведение характеризуется нарушением правовой нормы, в результате чего возникают правоотношения ответственности. Следовательно, в правоотношениях ответственности делинквентом признается сторона, на которую возлагается обязанность прекратить противоправное поведение и возместить ущерб пострадавшей стороне.

Используя категорию конфликта, под которым понимается столкновение, борьба, спор, криминология опирается как на психологический, так и социологический подходы. Как отмечает немецкий криминолог X. Й. Шнайдер, психические (внутриличностные) конфликты могут быть движущей силой в рамках психо- и социодинамики. Когда психические конфликты выходят из-под контроля, они становятся неврозами и ведут к нарушению отношений с внешним миром. Социальные конфликты между группами людей, классами и обществами возникают в связи с ценностными ориентациями, жизненными целями, статусами, властью и распределением ограниченных благ. В рамках структурного преобразования общества социальные конфликты оказываются мощными импульсами. Если их не разрешать цивилизованными методами, они могут вызвать функциональные нарушения, затормозить прогресс и нанести вред жизни общества. Из непреодоленных конфликтов рождается отклоняющееся и, в частности, преступное поведение. Социальные конфликты играют значительную роль в процессе развития уголовного законодательства и его применения. Однако конфликт краткосрочен, а взаимопонимание, возникающее в результате взаимодействия (компромисса) групп, долгосрочно. Наряду с применением норм уголовного права необходимо преодоление социальных конфликтов. Концепция конфликта применительно к криминологии связана с именами Торстена Селлина, Джорджа Волда, Ральфа Дарендорфа, Остина Терка и других исследователей[2].

Так, исследования супругов Шел и Элеоноры Глюк показали, что почти все делинквенты (правонарушители) предпочитают находиться вместе с другими делинквентами. Именно в «группе» сторонники этой теории ищут ответ на все вопросы относительно причин преступности, ее предупреждения и даже карательной политики.

Дж. Волд, разработавший теорию «группового конфликта» (1958), считал, что личности соединяются в группы потому, что они являются социальными животными с такими нуждами, которые легче удовлетворить при коллективной деятельности. В группе, состоящей из трех и более человек, люди связаны общими нормами, их социальные роли замкнуты друг на друга. Группа имеет определенную внутреннюю структуру и внешние связи. Жизнь человека – это элемент и результат взаимодействия внутри группы и между группами, а социализация – процесс обучения в группе. В своей теории этот автор пользуется категорией статуса. Статус – это выражение социальной стоимостной оценки. Он связан с положением в обществе, соответственно профессии, доходу, происхождению, образованию и т. д.). Человек ведет постоянную борьбу за статус, который не является раз и навсегда данной величиной, он может возрастать, снижаться, утрачиваться. Борьба за статус находит выражение в конфликтах внутри группы и между группами по ходу развития общества[3]. Волдом употребляется также категория «групповой интерес», отображающий основные потребности и притязания группы в целом. Группа выживает, если она поддерживает своих членов. Если нет – формируются новые группы, занимающие ее место.

 


Теория «конфликта культур»

 

Как отмечают Дж.Фирон и Д.Лейтин, «полноценная теория этнического конфликта должна объяснить, почему, несмотря на серьезные напряженности, этнические отношения, основанные на мире и интеграции, представляют собой более типичное явление, чем крупномасштабное насилие».

В 1938 году появилась работа Торстона Селлина «Конфликт культур и преступность». Т.Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ. Основой его гипотезы стали результаты чикагских исследователей, установивших повышенный уровень преступности в кварталах некоренных американцев (афроамериканцев, пуэрториканцев, итальянцев). Т. Селлин своей теорией конфликта культур попытался объяснить этот феномен[4].

По существу, Т.Селлин трансформировал марксистскую теорию классовых противоречий, устранив ее наиболее острые и революционные аспекты, несколько уменьшив ее масштаб, что позволило применять ее не только к анализу противостояния двух частей общества, но и к противоречиям более мелких социальных формирований.

На основе этой теории американский социолог А.Коэн в 1955 году разработал концепцию субкультур. А.Коэн еще более уменьшил масштаб социальных групп и рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок). В этих микрогруппах могут формироваться свои миникультуры (взгляды, привычки, умения, стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработанных такой микрогруппой) - этот феномен получил название субкультуры. Как правило, криминальная субкультура находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями. Попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от иных социальных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм криминальной субкультуры.

Практические выводы из этой теории заключались в необходимости контролировать процессы эммиграции, принимать меры по сближению культур различных социальных слоев и групп, устранять элементы, вызывающие их противоречия. Коррекция криминогенных качеств правонарушителей подчас невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая, подобно стенам средневекового замка, защищает криминальное сознание от воспитательных воздействий общества.

Особенно заметен внешний конфликт культур на примере мигрантов, испытывающих трудности адаптации к условиям жизни, сложившимся у коренного населения. Как известно, в США, например, доля мигрантов среди преступников значительно превышает их долю среди населения в целом. Преобразование одной культуры, одной системы ценностей гомогенного и хорошо интегрированного типа в другую, гетерогенную и слабо интегрированную культуру и систему ценностей обязательно сопровождается конфликтом ценностей. Конфликт между культурами может быть и побочным следствием процесса развития одной культуры[5].

X.Й.Шнайдер иллюстрирует внешний конфликт ценностей совершенным в ФРГ убийством турком своей жены в ответ на ее супружескую измену. В этом преступлении проявляется реакция более жестких, чем в ФРГ, правил поведения, усвоенных обиженным мужем у него на родине. По мнению этого автора, еще более криминогенна ситуация, когда внешний ценностный конфликт приводит к внутреннему – конфликт между культурами интернализуется (глубоко усваивается), превращается во внутриличностный, или когда конфликт переносится на какую-либо социальную группу, например семью, и вызывает ее дезорганизацию.
X.Й. Шнайдер выделяет конфликты внутри личности, внутри группы и между двумя социальными образованиями.

Помимо прагматических выводов данная концепция направила внимание криминологов на анализ взаимосвязи культуры общества и преступности. Эта теория показывает, насколько глубоки корни преступности. Изменение культуры - процесс достаточно длительный, поэтому и процесс воздействия на преступность не может носить моментный характер, и рассчитывать на скорые результаты здесь не приходится.

Р. Дарендорф полагает, что модель согласования утопична. Он верит в вооруженное противостояние, а не в сотрудничество. Общественная формация в данном случае не важна; кто-то будет иметь власть, а остальные будут ему подчиняться. Интересы общественных групп не совпадают.

Теория конфликта не пытается всеобъемлюще объяснить преступность, она только указывает на социальный конфликт как на основной факт жизни и как на источник дискриминационного обращения уголовной юстиции с группами и классами. Теоретики конфликта – сторонники управляемой эволюции, а не революции в целях улучшения существующей системы правосудия[6].

Рациональные моменты концепции конфликта российской криминологией оценены еще не в полной мере, хотя они были бы полезны для познания природы существующих преступлений на межнациональной почве, а также преступлений, вытекающих из противоречий между различными слоями появившихся после распада СССР предпринимателей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личности постоянно сталкиваются, так как они пытаются защитить интересы их собственной группы перед всеми остальными. Результатом является общество постоянного конфликта, одного из принципиальных и значительных социальных процессов, от которого зависит положение общества.

Социальные перемены постоянны, социальный конфликт присутствует всегда, разобщение и изменения продолжаются, и все общества характеризуются насилием одних людей над другими. Наиболее важные характеристики класса: сила и власть. Неравноправие определяет общественный конфликт.

Конфликт может быть конструктивным и деструктивным, в зависимости от того, ведет ли он к развалу общественной структуры или к позитивным изменениям в социальном порядке.

Источником конфликта культур могут быть различия в расовых, этнических, религиозных, экономических, профессиональных, философских и любых других аспектах культуры.

Люди хотят принадлежать к какой-либо группе, особенно если они отчуждены от главного потока общества и им приходится искать защиту и понимание в преступной среде.

Кроме того, при раскрытии преступлений, анализ поведения насильственных преступников требует обязательного изучения широкого спектра социальных связей и в первую очередь – системы взглядов, убеждений, мировоззренческих установок культурной среды.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Шестаков Д.А. Теория преступности и основы отраслевой криминологии: Избранное. СПб.: Издательство «Юридический центр», 2015. 432 с.;

2. Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп.. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. — 561 с.;

3. Комлев Ю.Ю. Постмодернистский синтез знаний о причинах преступности — новый вектор в развитии криминологии // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. №3 (21);

4. Комлев Ю. Ю. Теории девиантного поведения: от классических построений к модернистско-постмодернистскому синтезу // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. №6;

5. Попов М.Е. Современные теории конфликта этнических идентичностей // ПОЛИТЭКС. 2015. №1;

6. Шалагин А.Е., Хрусталева О.Н. Теории преступного поведения: от истоков к современности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. №4 (34).

 


[1] Шестаков Д.А. Теория преступности и основы отраслевой криминологии: Избранное. СПб.: Издательство «Юридический центр», 2015. 432 с.

[2] Комлев Ю.Ю. Теории девиантного поведения: от классических построений к модернистско-постмодернистскому синтезу // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. №6

[3] Шалагин А.Е., Хрусталева О.Н. Теории преступного поведения: от истоков к современности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. №4 (34)

[4] Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп.. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. — 561 с.

[5] Комлев Ю. Ю. Теории девиантного поведения: от классических построений к модернистско-постмодернистскому синтезу // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. №6

[6] Попов М.Е. Современные теории конфликта этнических идентичностей // ПОЛИТЭКС. 2015. №1


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 465; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!