Моим стихам, написанным так рано»
Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я — поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, | Моим стихам о юности и смерти, — Нечитанным стихам! Разбросанным в пыли по магазинам, Где их никто не брал и не берет, Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. |
1913 г.
Жанр: стихотворение
Общие темы: поэт и поэзия, поэт и толпа.
1) пророчество: ЛГ предвидит свою известность: она уверена, что ее «...нечитанным стихам...», «...как драгоценным винам, / Настанет свой черед»;
2) оценка собственного творчества: ЛГ, не получающая признания как поэтесса в настоящее время (её стихи «никто не брал и не берет»), уверена, что в будущем её творчество будет оценено по достоинству: «Моим стихам, как драгоценным винам, / Настанет свой черед»
Лирический герой видит свою поэзию бунтарской, необычной, её стихам нет преград – они искрометные, вызывающие (образ чертей в храме это подтверждает: «Ворвавшимся, как маленькие черти, / В святилище»). Сравнение своего творчества с драгоценными винами усиливает мотив ценности творческого наследия поэтессы, а осознание невостребованности её стихов современности сменяется уверенностью в обязательном признании в будущем.
2. « Имя твое — птица в руке…»
Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое — пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. | И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок. Имя твое — ах, нельзя! — Имя твое — поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое — поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток… С именем твоим — сон глубок. |
Жанр: послание Направление: модернизм
|
|
Темы: поэт и поэзия. Обращение к поэту.
Краткий анализ: - своеобразный гимн Блоку. - ЛГ очень эмоционально (в цветаевском духе) и совершенно искренне восхищается поэтом, говорит о том, что он для нее много значит. - творчество Блока для нее есть одновременно нечто легкое, едва уловимое, тонкое, хрупкое ("птица в руке", "льдинка на языке") и резкий манифест, устрашающий вызов.
В строках активно используется символизм (простите за повтор). Птица в руке – это умение держать свою свободу под контролем, чего Марине не хватало. Льдинка на языке – это глубина блоковских строк, при чтении которых хочется молчать, а серебряный бубенец – это кисло-сладкое послевкусие после прочтения произведений Блока. Цветаева находит символы, с которыми сравнится имя поэта, вокруг себя. Это и щёлканье ночных копыт, и звук камня, брошенного в пруд, и даже щелчок курка возле виска.
|
|
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
3. «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти — Тем гроб и надгробные плиты… — В купели морской крещена — и в полете Своем — непрестанно разбита! | Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня — видишь кудри беспутные эти? — Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена — веселая пена — Высокая пена морская! |
Жанр: лирическое стихотворение
Общая тема: поэт и поэзия.
1) жизнеутверждение : несмотря на все жизненные трудности, ЛГ, как и морская пена, с которой она себя сравнивает, находит силы продолжать жизнь и радоваться ей: «Дробясь о гранитные ваши колена, / Я с каждой волной — воскресаю!»;
2) свобода личности: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети / Пробьется мое своеволье. / Меня - видишь кудри беспутные эти?- / Земною не сделаешь солью»;
|
|
3) море: автор сравнивает себя с морской, необузданной стихией: «Я — бренная пена морская», которая, несмотря на трудности, «воскресает» после ударов: «Я с каждой волной — воскресаю!»
Краткий анализ: Лирический герой ассоциирует себя с морской волной, которая искрит светом, легка в полете, но непременно разбита. Она сталкивается с земной стихией в образе гранитных колен, глины она рисует толпу, которая не понимает ни её саму, ни её творчество. Но, разбиваясь, она тут же воскресает. Мотив бессмертия, искрометности, своеволия и противостояние внешнему миру раскрывают тему протеста творческой личности толпе.
4. « Тоска по родине! Давно»
Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно — Где — совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что — мой, Как госпиталь или казарма. Мне все равно, каких среди Лиц ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной — непременно — В себя, в единоличье чувств. Камчатским медведем без льдины Где не ужиться (и не тщусь!), Где унижаться — мне едино. Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным. Мне безразлично, на каком Непонимаемой быть встречным! | (Читателем, газетных тонн Глотателем, доильцем сплетен…) Двадцатого столетья — он, А я — до всякого столетья! Остолбеневши, как бревно, Оставшееся от аллеи, Мне все — равны, мне всё — равно; И, может быть, всего равнее — Роднее бывшее — всего. Все признаки с меня, все меты, Все даты — как рукой сняло: Душа, родившаяся — где-то. Так край меня не уберег Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей — поперек! Родимого пятна не сыщет! Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё — равно, и всё — едино. Но если по дороге — куст Встает, особенно — рябина… |
Жанр: лирическое стихотворение
|
|
Общая тема: одиночество, Родина.
Также: 1) одиночество: ЛГ нет дела до страны и места, где она будет жить, ведь абсолютно везде она встречается непониманием, которое и порождает чувство одиночества: «Мне совершенно все равно — / Где совершенно одинокой / Быть…»
Основная тема стихотворения выражена в первой строчке - ностальгия по России. - дает понять, что в счастливый конец своей истории она не верит. - героиня от боли и отчаяния пытается отречься от края. - в конце признается в любви к Родине. Лирическая героиня утверждает, что не чувствует тоски по родной земле, ведь Родина не спасёт от одиночества. Она утратила дом как место, где могла чувствовать себя защищённой. Встречи с людьми — это только необходимость держать оборону и полная невозможность когда-либо стать для них своей. Усталость накопилась: героиня ждёт от жизни только обид и унижений. По всей видимости, она скучает по родному языку, но и его отвергает: её не понимают ни на одном из языков. Свой конфликт с окружающими она обозначает так: они принадлежат двадцатому веку, она же — вечности. Героиня упрекает родную землю в том, что Родина не уберегла её, и теперь они расстались навсегда. Но последние строки опровергают всё: «Но если по дороге — куст / Встаёт, особенно — рябина…». И сразу становится ясно, как героиня тоскует по России. Она щетинится пленным / Львом и сопротивляется любви к Родине, но это сильное чувство всё же берёт верх над её самозащитой.
КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ
Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете, Неизменившие друзья В потертом, красном пререплете. Чуть легкий выучен урок, Бегу тот час же к вам, бывало, — Уж поздно! — Мама, десять строк!..- Но, к счастью, мама забывала. Дрожат на люстрах огоньки… Как хорошо за книгой дома! Под Грига, Шумана и Кюи Я узнавала судьбы Тома. Темнеет, в воздухе свежо… Том в счастье с Бэкки полон веры. Вот с факелом Индеец Джо Блуждает в сумраке пещеры… 1908 г. | Кладбище… Вещий крик совы…. (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки Приемыш чопорной вдовы, Как Диоген, живущий в бочке. Светлее солнца тронный зал, Над стройным мальчиком — корона… Вдруг — нищий! Боже! Он сказал: «Позвольте, я наследник трона!» Ушел во тьму, кто в ней возник. Британии печальны судьбы… — О, почему средь красных книг Опять за лампой не уснуть бы? О золотые времена, Где взор смелей и сердце чище! О золотые имена: Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий! |
Жанр: лирическое стихотворение
Общая тема: любовь к литературе, роль искусства.
Также:
1) любовь к книгам: поэты выражали свою любовь к чтению, видели их источником новых знаний о волшебных мирах, чувствовали в каждой книге особую прелесть: «Как хорошо за книгой дома! / Под Грига, Шумана и Кюи…», «О золотые времена, / Где взор смелей и сердце чище! / О золотые имена: / Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!»;
2) воспоминания / детство: на ЛГ навевают воспоминания «книги в красном переплете», которые она читала в детстве: «Из рая детского житья / Вы мне привет прощальный шлете…»
ЛГ переносится в детство. Воспоминания об этом золотом времени связаны в её сознании с книгами, с проводниками в разные миры. Зачитываясь ими, ребенок живо рисовал в своём воображении образы героев, сюжеты. Чистота детского восприятия, живость воображения – эти качества человек, взрослея, утрачивает, о чем и сожалеет лирическая героиня Цветаевой.
6. Бабушке
Продолговатый и твердый овал, Черного платья раструбы… Юная бабушка! Кто целовал Ваши надменные губы? Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли… По сторонам ледяного лица Локоны, в виде спирали. Темный, прямой и взыскательный взгляд. Взгляд, к обороне готовый. | Юные женщины так не глядят. Юная бабушка, кто вы? Сколько возможностей вы унесли, И невозможностей — сколько? — В ненасытимую прорву земли, Двадцатилетняя полька! День был невинен, и ветер был свеж. Темные звезды погасли. — Бабушка! — Этот жестокий мятеж В сердце моем — не от вас ли?.. |
Жанр: лирическое стихотворение
События, связанные с созданием: стихотворение написано под впечатлением от настоящего портрета своей бабушки по материнской линии – М. Бернацкой.
Общая тема: связь поколений.
Также: 1) преемственность поколений: ЛГ, разглядывая портрет своей молодой бабушки «Юная бабушка», пытается осознать связь поколений: «Юная бабушка, кто вы?» - пытается понять судьбу предков, «— Бабушка! — Этот жестокий мятеж / В сердце моем — не от вас ли?..» - пытается постичь связь между собой и предком. В образе бабушки ЛГ пытается отыскать себя и понять, не передались ли основные черты характера ей по наследству.
7. «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
Семь холмов — как семь колоколов! На семи колоколах — колокольни. Всех счетом — сорок сороков. Колокольное семихолмие! В колокольный я, во червонный день Иоанна родилась Богослова. Дом — пряник, а вокруг плетень И церковки златоголовые, | И любила же, любила же я первый звон, Как монашки потекут к обедне, Вой в печке, и жаркий сон, И знахарку с двора соседнего. Провожай же меня весь московский сброд, Юродивый, воровской, хлыстовский! Поп, крепче позаткни мне рот Колокольной землей московскою! |
Жанр: лирическое стихотворение
Темы: Москва, патриотизм.
1) смерть: ЛГ просит проводить ее в последний путь «весь московский сброд, юродивый, воровской, хлыстовской». Отдельно она обращается к попу с просьбой запечатать умершей рот «колокольной землей московскою»
2) любовь к городу (Москве): Москва для М.И. была дорогим сердцу городом, в стихотворении её образ раскрывается через мотив православной веры – ЛГ связывает себя с городом на семи холмах духовно: город для неё – это церкви, монашки, юродивые, святая московская земля «И любила же, любила же я первый звон, / Как монашки потекут к обедне». Финальные строки с просьбой отправить героиню в последний путь с землей во рту символичен: на тот свет она хочет забрать с собой самое ценное, самое святое: «Провожай же меня весь московский сброд, / Юродивый, воровской, хлыстовский! / Поп, крепче позаткни мне рот / Колокольной землёй московскою!»
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!