Но вернемся к старшему из братьев Чаадаевых — Михаилу.



Михаил Чаадаев оставил службу в 1820 году и поселился в Москве. Но, как старший из братьев , будучи наследником с.Хрипуново, основного родового имения Чаадаевых, Михаил часто совершает туда поездки по хозяйственным делам и подолгу задерживается там.

После декабрьского восстания 14 декабря 1825 года у него, как и у брата, был произведен обыск. Однако камердинер Захар успел вовремя уничтожить компрометировавшие Михаила Чаадаева бумаги. В благодарность за это в 1831 году Михаил женится на дочери камердинера Наталье Захаровне и в середине 1834 года переезжает с ней из Москвы на постоянное жительство в родовое поместье село Хрипуново Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Здесь в  Хрипуново он и скончался 10 октября 1866 года и был похоронен близ родителей.

В ряде популярных изданий, посвященных Чаадаевым, отмечается, что все 32 года проживания в Хрипуново Михаил Яковлевич вел нелюдимую жизнь. Однако в материалах Нижегородской Губернской Ученой Архивной Комиссии (НГУАК) автор данной статьи нашел выписки из письма, направленного 15 октября 1886 года руководителю ученой комиссии А.С.Гацисскому от Павла Логиновича Бетлинга, который в 50-х годах XIX века служил Ардатовским уездным исправником. Там говорилось следующее: “Служа в мою молодость в Ардатове, я имел лучшего знакомого в Михаиле Яковлевиче Чаадаеве и часто бывал и обедал у него”. Следовательно, нелюдимость Михаила Чаадаева была преувеличена. И скорее всего такое мнение пошло от его соседей, с большинством из которых он имел мало чего общего из-за пропасти в образовании. Далее в письме П.Л.Бетлинга было написано: -“…М.Я. был честен в денежных расплатах до мелочи с любым мужиком; вежливости он был чрезвычайной, времен екатерининских: если бы кто ему сказал случайно грубое слово, то М.Я., приподняв фуражку, самым вежливым образом попросил бы собеседника извиниться или выбрать оружие, назначить час и место для разрешения обиды.” Кроме того, из письма П.Л.Бетлинга можно узнать, что Михаил Чаадаев имел обширную и прекрасную по содержанию библиотеку; выписывал московские журналы для себя, и второй экземпляр для дарения соседям; что Михаил Чаадаев много читал, писал стихи, много времени отдавал писанию мемуаров и вел широкую переписку. Так в письме П.Л.Бетлинга сказано, что “…он читал мне переписку его с графом Закревским (Московским губернатором) об уплате им, Михаилом Яковлевичем, за Петра Яковлевича тысяч около десяти долгу графу. Младший брат Михаила (Петр Яковлевич Чаадаев) все свое имение прожил. Поэтому Михаил Яковлевич определил раз и навсегда давать из своих личных доходов на содержание младшему брату Петру 7000 рублей ассигнациями.

Результаты проведенного автором исследования показывают, что биография Петра Чаадаева, занявшего с тридцатых годов XIX столетия в обществе выдающееся положение одинокого мыслителя, к голосу которого прислушивалась вся московская и российская интеллигенция, оказалась гораздо сильнее переплетена с биографией его старшего брата Михаила, чем это трактуется сегодня в популярных изданиях. И хотя Михаил Яковлевич находился в тени сравнительно с блестящими дарованиями своего младшего брата Петра, тем не менее, выявленные в материалах НГУАК сведения показывают, что Михаил Чаадаев создал в c.Хрипуново один из замечательных  культурных  очагов юго-запада Нижегородской губернии.

Материалы НГУАК свидетельствуют также о том, что Михаил Яковлевич Чаадаев оказал значительное влияние на происходившие в нашем крае социальные процессы XIX века, связанные с отменой крепостничества.

Вот почему в середине XIX века, когда взгляды к крепостничеству в обществе и государстве стали уже меняться, Михаил Чаадаев стал смело, также, как и ранее Федор Шаховской, вводить в нашем крае в практику новые отношения со своими крепостными крестьянами.

Так, в томе VIII сборника НГУАК приводятся слова, сказанные в 1866 году служителем Хрипуновской Знаменской церкви отцом А.Вилковым. В них говорится, что …“Михаил Яковлевич задолго до отмены крепостного права объявил крестьянам своим, что они лично свободны; что кто из них не захочет брать участки земли, им умеренно расцененные, то может отлучаться куда захочет и, конечно, не обязан будет никакою платою ему, как помещику. Михаил Чаадаев устроил у своих крепостных крестьян вроде самоуправления под его наблюдением. Он торговался с обществом крестьян как с людьми ему посторонними, например, о выкупе родственника его (крестьянина) жены от рекрутчины. Землю всю он считал своею собственностью. Отпустить крестьян на волю документально было невозможно: остающимся или владельцу за них пришлось бы до ревизии платить подати и отвечать рекрутами. Так в его имении из 200 душ сто было отпущено на волю, а оставшиеся сто платили за двести душ и подати и рекрутчину. Крестьяне под его управлением жили счастливы, довольны и спокойны. Любили, боялись, гордились им. До сего времени (1886 год) воспоминание о нем вызывает у них невольное и неподдельное чувство гордости и приятности, сознания мощи, веры, надежды и разума”.

Приведенные слова красноречиво говорят о том, что Михаил Чаадаев практически своим примером по отношению к крепостному крестьянству влиял на окружающую помещичью среду уезда и края, подготавливая ее к событиям 1861 года - года отмены в России крепостничества.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!