Валентин Григорьевич Распутин

Павел Филиппович Нилин

Павел Филиппович Нилин — известный русский советский писатель, драматург, сценарист. Член правления Союза Писателей СССР с 1971 года. Всеобщее признание пришло, главным образом, благодаря повести «Жестокость», переработанной из рассказа 1946 года. Павел Нилин родился в семье ссыльного поселенца в Иркутске. Образования не получил, а грамоте был обучен своей матерью, работавшей воспитательницей в детском доме. Заболевание в детстве полиомиелитом привело к хромоте. Служил в уголовном розыске советской милиции в г. Тулун в Иркутской области.

С 1924 сотрудничает в иркутской газете «Власть труда». Первая заметка: «Иркутские трущобы» (свидетельствующая о знакомстве Нилина с «Петербургскими трущобами» В.Крестовского) давала социальные зарисовки нэпманского «дна», она была подписана псевдонимом Павел Дин. В 1928 Нилин отправляется повидать «остальной» мир. Ненадолго задерживается в различных городах, зарабатывая на пропитание в местных газетах. Так, в Самаре сотрудничал в «Средневолжской коммуне», на Донбассе, в Шахтах заведовал отделом и писал фельетоны в «Красном шахтере».

В 1929 прибыл в Москву. Сначала сотрудничает в «Гудке», затем — в «Известиях», с 1933 — в журнале «Наши достижения». В 1936 в журнале «Новый мир» напечатан роман Нилина «Человек идет в гору (Очерки обыкновенной жизни)». Произведение содержало характерные приметы времени, отличалось достоверностью характеров, в то же время построение сюжета было несколько упрощенным и схематичным. В 1936-37 Нилин создает и публикует рассказы («Первый муж Вари Паниной», «Последняя кража», «Ближайший родственник», «Знаменитый Павлюк» и др.), в которых уже обозначилась точность изображения предметной среды, динамики времени. Нилин был продолжателем бытописательской линии, идущей от XIX в., его прозу отличает простота, не лишенная живописной образности. По-прежнему ощутимы отголоски «Петербургских трущоб» В.Крестовского. Так, в рассказе «Последняя кража» дается несколько социальных срезов, вплоть до тюремного, с подробным описанием их повседневной жизни; в рассказе «Знаменитый Павлюк» приводится вариант текста тюремной песни о Лонцове, приведенной и В.Крестовским. «Знаменитый Павлюк» стал творческой вехой для Нилина. Глубокий нравственный подтекст произведения высвечивается характерными художественными приемами — тексты наполнены пластикой и движением, по художественному эффекту близкими к кинематографическому видеоряду.

Вероятно, Нилин, ощутив эту особенность своего письма, обращается к жанру киносценария. В 1940 дебют первой серии кинофильма «Большая жизнь» (по мотивам романа «Человек идет в гору») принес успех и Государственную премию СССР (1941). Вторая серия того же фильма (1946) подверглась острой критике и задержалась с выходом на экран на 12 лет. В 1940 по мотивам рассказов и повестей был написан сценарий фильма «Любимая девушка».

Во время Великой Отечественной войны Нилин являлся военным корреспондентом газеты «Правда», писал очерки и рассказы о жизни солдат на фронте. Военная проза Нилина отличается сдержанностью, однозначностью коллизий. По следам первых трагических событий войны в нояб. 1941 Нилин создает повесть «Линия жизни». Фактографичность граничит с очерковостью. Столь же лаконичны как в средствах изображения, так и в сюжетном построении военные рассказы: «Дуэль», «Дом господина Эшке в городе Веневе», «Егор или Василий?», «Пятно», «Завтра».

17 лет спустя на военном материале будет написана пронизанная атмосферой напряженного внутреннего спора повесть «Через кладбище». Критика не случайно ставит ее у истоков военной прозы В.Быкова, поскольку драматизм в ней не только событийно-ситуационный, но и психологический. Одна из героинь — партизанская вдова Ева — загадочна для окружающих. Она зарабатывает на жизнь, служа в немецкой комендатуре, сводит там знакомства, с неприкрытым любопытством наблюдает за бытом немцев, отмечая его житейские преимущества. С удовольствием примеряет на себя красивые немецкие вещи. При этом она благородно и бескорыстно помогает партизанам, проявляя неожиданную для такой, казалось бы, легкомысленной красавицы как физическую, так и нравственную силу. В 1965 по сценарию Нилина повесть была экранизирована.

Повести «Испытательный срок» и «Жестокость» (обе — 1956) были единодушно оценены критикой как вершинные достижения Нилина. Произведения связаны между собой событийно и через некоторых персонажей, хотя вполне самостоятельны. В основу «Жестокости» положен довоенный рассказ «О любви», некоторые автобиографические подробности. Произведению свойственны особое доверительное звучание, исключительно точные интонации. Г.Бакланов так сформулировал свое первое впечатление от «Жестокости»: «Думал не о книге, а о тех людях, к кому в жизни был несправедлив, вспоминались давние случаи, когда я мог, как мне казалось, гордиться своей правотой, а вот сейчас по другому, более глубокому счету видел, что был не прав и, наверное, жесток... А ведь это о самом главном: о том, как жить» (Цит. по: Потапов А.— С.8). Несмотря на идеологическую определенность, эта книга в полном смысле о ценностях вечных; социальная борьба, которая разворачивается в глухой тайге, предстает не плакатно-агитационно, а глубоко трагедийно, и слова главного героя Веньки Малышева: «Мы за все отвечаем, что есть и что будет при нас» — звучат не пафосно, а как эстетическая доминанта вынесенного писателем жизненного опыта. Ф.Абрамов писал: «Вся послевоенная городская психологическая литература с обостренным подходом к нравственным вопросам, с оценкой тех или иных периодов истории, на мой взгляд, пошла от Нилина, и прежде всего от такой великолепной книги, как "Жестокость"». В 1959 по сценарию Нилина был поставлен одноименный фильм.

Многие произведения Нилина известны прежде всего по фильмам: «Сестры (Две жизни)» (1957, по рассказу «Жучка, или Осень в Жухарях»); «Единственная» (1959, по рассказу «Дурь»); «Впервые замужем» (1980, по одноименному рассказу) и др. Фильмы по сценариям Нилина, как и его литературные произведения, отличает обостренное чувство трагизма человеческой жизни («если иметь в виду неизбежное ее завершение в каждом конкретном индивиде» — Нилин), что помогает ощутить зрителю и читателю, «как упоительна и неукротима жизнь и при крайних ее неожиданностях».

Валентин Григорьевич Распутин

Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы». Русский писатель, публицист, общественный деятель, действительный член Академии российской словесности, почётный профессор Красноярского педагогического университета им. В. П. Астафьева, почётный гражданин города Иркутска, почётный гражданин Иркутской области. Автор многих статей, посвященных литературе, искусству, экологии, сохранению русской культуры, сохранению озера Байкал. Повести, рассказы, очерки и статьи В.Г. Распутина переведены на 40 языков мира. Многие произведения поставлены в театрах страны, экранизированы.

Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье. С 1 по 4 класс Валентин учился в Аталанской начальной школе. С 1948 по 1954 годы – в Усть-Удинской средней школе. Получил аттестат зрелости с одними пятёрками, серебряную медаль. После окончания школы поступил на первый курс историко-филологического факультета Иркутского государственного университета.

В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. 30 марта 1957 г. в газете «Советская молодёжь» появилась первая заметка Валентина Распутина «Скучать совсем некогда» о сборе металлолома учениками школы № 46 г. Иркутска. После окончания университета В. Г. Распутин остался штатным сотрудником газеты «Советская молодёжь». В 1961 г. женился. Его женой стала Светлана Ивановна Молчанова, студентка физико-математического факультета ИГУ, старшая дочь известного писателя И. И. Молчанова-Сибирского.

Первый рассказ Распутина "Я забыл спросить у Лешки…" был опубликован в 1961 году в альманахе "Ангара".

Осенью 1962 г. В. Г. Распутин с женой и сыном уезжает в Красноярск. Работает сначала в газете «Красноярский рабочий», затем в газете «Красноряский комсомолец». В Красноярске написаны яркие, эмоциональные очерки В. Г. Распутина, отличающиеся авторским стилем. Благодаря этим очеркам молодой журналист получил приглашение на Читинский семинар молодых писателей Сибири и Дальнего Востока (осень 1965 г.). В 1966 г. В. Г. Распутин ушёл из редакции газеты «Красноярский комсомолец» и переехал в Иркутск.

Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в 1966 году.

С 1967 года Валентин Распутин являлся членом Союза писателей СССР. В 1986 году он был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР. Был сопредседателем и членом правления Союза писателей России.

В первой половине 1980-х годов Распутин начал заниматься общественной деятельностью, став инициатором кампании за спасение озера Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Он публиковал очерки и статьи в защиту озера, принимал деятельное участие в работе природоохранных комиссий.

В 1992 году Распутин был избран сопредседателем Русского национального собора (РНС), на первом соборе (съезде) РНС был переизбран сопредседателем. В 1992 году входил в политсовет Фронта национального спасения (ФНС).

С 2009 года писатель был сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.

9 июля 2006 года в результате авиакатастрофы, произошедшей в аэропорту Иркутска, погибла дочь писателя, 35-летняя Мария Распутина, музыкант-органист. 1 мая 2012 года в возрасте 72 лет умерла жена писателя — Светлана Ивановна Распутина.

Писатель умер в Москве 14 марта 2015 г. Похоронен 19 марта 2015 г. в некрополе Знаменского монастыря (Иркутск).

 

 

Борис Соломонович Ротенфельд

Родился в Киеве в 1938 году. Во время войны семья жила в Саратове, затем снова вернулась в Киев. После школы Б.С. Ротенфельд работал на стройке слесарем-сантехником, затем, в 1957, поступил в Тульский педагогический институт на историко-филологический факультет. Закончив, приехал в Иркутск, год работал в Нижнеудинске учителем вечерней школы, потом занялся журналистикой: сотрудничал в усть-ордынской окружной газете, усольской районной.

С 1966 работал в областной газете «Советская молодежь», сначала литературным сотрудником, затем ответственным секретарем, спецкором. Много ездил по Сибири и СССР. Первая сказка «Розы», была опубликована в 1962, первые рассказы — во второй половине 1960-х печатались в альманахе «Ангара» («Сибирь»). В то же время стали появляться очерки, публицистические и литературно-критические статьи. Небольшая книга рассказов «Польская кукла» (1971) и последующие журнальные публикации обозначили пристрастие автора к точному, неторопливому слову, достоверные детали, движениям души обыкновенного, ничем особо не выдающегося человека. В 1973 увидела свет повесть-сказка «Трое в стране заводных человечков». Как журналист Б.С. Ротенфельд всегда находился в гуще событий.

На протяжении десятилетия проходит через его жизнь и творчество Байкало-Амурская магистраль. Первая наиболее романтичная книга на бамовскую тему — «Эта удивительная трасса» (1976) — адресована детям. Очерки и публицистические статьи Бориса Ротенфельда отличались остротой затронутых проблем, внимательным отношением к судьбам тружеников- сибиряков, вопросам охраны природы. Автором написаны: «Земля доброй надежды» (1983), «Я это видел, или Жизнь российского губернатора [О Юрии Ножикове]» (1998), «Эти встречи с оттенком печали…» (2006). Произведения разных лет печатались в иркутской прессе, а также в журналах «Советская литература» (на иностранных языках), «Смена», «Аврора», «Звезда востока». Большую часть жизни Борис отдал хлопотной газетной работе, любимой им «Молодёжке». Но даже в нелёгкие годы, когда над газетами довлела двойная цензура, он хотел и мог работать так, чтобы не кривить душой, не прославлять дутых героев, никогда не вставать на сторону дела неправедного. Когда надо было вступиться за слабого, несправедливо обиженного, он, не задумываясь о собственном благополучии и покое, выступал против сильных мира сего. Если он писал о людях, то это были не просто герои ударных строек или колхозных полей, но прежде всего — люди честные, принципиальные, добрые. И они нередко становились для него не просто героями публикаций, но друзьями — на всю жизнь. Да он и сам был таким — принципиальным, добрым, всегда готовым прийти на помощь не только близкому, но даже малознакомому человеку. И работал он всегда на совесть. Борис был не только талантливым, грамотным журналистом, но и скрупулёзным, дотошным. Его материалы всегда были выверены до последней точки. Кажется, за всю долгую журналистскую практику он не совершил ни одной ошибки.

Последние два года Борис Соломонович Ротенфельд возглавлял Иркутское отделение Союза российских писателей. Собратья по перу, особенно молодые, знали: у них есть добрый товарищ, который всегда поможет словом и делом, никогда не откажется прочесть рукопись, и совет его неизменно принесёт пользу. Награжден знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».

 

 

Иосиф Павлович Уткин

Родился на станции Хинган (ныне на территории городского уезда Якэши, Китай), на Китайско-Восточной железной дороге, которую строили его родители. После рождения сына семья вернулась в родной город Иркутск, где Иосифпрожил до 1920 года. Учился в трёхлетнем начальном училище, затем — в четырёхклассном высшем начальном училище. Из последнего класса был исключён за плохое поведение и вольномыслие. Иосиф Уткин одновременно нанимался на разные работы: от разносчика газет до «мальчика» в ресторане и разнорабочего на кожевенном заводе. Еврейская многодетная семья перебивалась с хлеба на воду и видела в Иосифе свою главную опору. Революция, по его словам, полностью перевернула жизнь, дала смысл самому существованию.

Первые впечатления, давшие материал для стихов Иосифа Уткина, связаны с тяжёлым, нищенским детством в многодетной семье, оставшейся в годы Первой мировой войны без кормильца.

После революции 1917 вместе со страшим братом вступил в народную дружину, участвовал в восстании против А. Колчака, организованном большевиками. В мае 1920, будучи одним из первых иркутских комсомольцев, отправляется добровольцем на Дальневосточный фронт.

В 1922 становится репортером иркутской газеты «Власть труда», позднее переименованную в «Восточно-Сибирскую правду». На ее страницах были напечатаны его первые стихи. По его инициативе и при его активнейшем участии в Иркутске появилась первая советская молодежная газета «Комсомолия», которая стала называться «Советской молодежью».

В 1924 был отправлен на учебу в институт журналистики в Москву.

В 1924-1925 стихи И.П. Уткина были напечатаны в московских журналах «Огонёк», «Прожектор» и «Смена».

С 1925 работал в «Комсомольской правде» заведующим литературным отделом. Окончив институт в 1927, был послан вместе с поэтами Жаровым и Безыменским за границу, где пробыл два месяца.

В годы Великой Отечественной войны Иосиф Уткин добровольцем ушел на фронт.

В сентябре 1941 года, в бою под Ельней, был ранен осколком мины — ему оторвало четыре пальца правой руки. Был отправлен на лечение в Ташкент, где, несмотря на ранение, не прекращал литературной работы. Менее чем за полугодовое пребывание Уткина в Ташкенте им были созданы две книжки фронтовой лирики — «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях», а также альбом оборонных песен, написанных совместно с московскими композиторами.

Летом 1944 вышла последняя прижизненная книжечка его произведений «О родине. О дружбе. О любви». Остался незавершенным опыт Иосифа Уткина в области прозы — «Рассказ майора Трухлева».

Иосиф Уткин погиб в авиакатастрофе под Москвой.

В 1967 решением Иркутского горсовета улица Кузнецовская была переименована в улицу имени Иосифа Уткина. Имя Иосифа Уткина присвоено Иркутской областной юношеской библиотеке.

Елена Викторовна Жилкина

Родилась в 1902 году в семье управляющего судоверфи. Окончила Иркутский университет, работала учительницей в с. Хилок Читинской области, Иркутске. Сотрудничала в газете «Восточно-Сибирская правда», «Советская молодежь». Первые стихи написала в 1925. В 1930-е печаталась в коллективных сборниках, альманахах – «Переплав», «Стремительные годы», журналах «Будущая Сибирь», «Сибирские огни». В 1936 Жилкиной была вручена кандидатская карточка члена СП СССР, подписанная М. Горьким, вступление в СП СССР состоялось в 1958.

В годы Великой Отечественной Е.В. Жилкина много работала в иркутских «Окнах ТАСС». Вместе с другими писателями выступала со стихами в школах, сельсоветах, в госпиталях перед фронтовиками. Первая книга стихов «Верность» вышла в 1943 в Улан-Удэ. Искренность переживания, тонкая лиричность в стихах Е.В. Жилкиной сочетаются с разнообразием тематики. Байкальский пейзаж, трудности военных лет, образы воинов Великой Отечественной, детали повседневности стали содержанием поэзии. С конца 1940-х по 1958, после постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», Е.В. Жилкина оказалась в опале у местной партийной власти – иркутской поэтессе было отказано в публикации книг как последовательнице А. Ахматовой. После снятия запрета книги выходят одна за другой; в 1963–1986 издано восемь сборников стихов, в том числе два в Москве. Критика отмечает заметный рост мастерства.

В 1960–70-е Е.В. Жилкина – в центре литературной среды Иркутска. Проводит встречи с читателями, принимает участие в судьбах молодых писателей. Избирается депутатом районного и городского советов. Последняя книга «Берег мой» обозначила путь сибирской поэтессы за пять десятилетий, вобрала ее монологи о «прощаниях, разлуках и утратах», любви и надежде. Умерла она в сентябре 1997 года в Москве.

В 2010 году в Иркутске Государственной телерадиокомпанией «Иркутск» при поддержке Министерства культуры и архивов Иркутской области, а также библиотеки имени Молчанова-Сибирского в рамках проекта «Как слово наше отзовётся…» снят телевизионный фильм, посвященный Елене Жилкиной.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!