Мадонна Бенуа / Мадонна с цветком



Леонардо да Винчи (1452-1519) – великий итальянский художник и изобретатель, один из титанов эпохи Возрождения. Живопись, скульптура, архитектура, анатомия, инженерия, литература, философия, поэзия, музыка...

Родители Леонардо не были в браке. Отец безуспешно пытался привить своему первенцу желание стать нотариусом – законы общества юноше были не интересны. Известен случай, когда знакомый крестьянин попросил сэра да Винчи найти для него художника. Нужно было разрисовать деревянный щит. Отец поручил это Леонардо, и тот изобразил на нем голову страшного мифического чудовища – горгоны Медузы. Произведение получилось впечатляющим, и отец решил не отдавать его заказчику – он заменил его купленным у старьевщика, а работу сына продал за 100 дукатов. Едва у сына был замечен талант к живописи, отец принял решение отдать его на обучение к известному живописцу и скульптору Верроккьо. Способности Леонардо развиваются необыкновенно стремительно. В его произведениях тех лет отмечается точное отображение реальных поз человека, жестов, мимики.

Изобретения

Леонардо да Винчи был первым представителем мира творчества, в чьей деятельности искусство и ученые исследования взаимно друг друга дополняли. Он считал, что художник обязан глубоко изучать изображаемые им предметы. Леонардо всегда носил с собой специальную книжку, куда записывал свои мысли и наблюдения. В результате был создан дневник, не имеющий аналогов. 120 дневников да Винчи легли в основу богатейшей энциклопедии. Они испещрены чертежами, рисунками, эскизами, сопровождающимися короткими комментариями по вопросам: военной инженерии; естествознания; медицины; музыки; анатомии; архитектуры и т. п. Все свои разработки Леонардо да Винчи записывал зеркальной тайнописью – справа налево и по вертикали. Для их прочтения требовалось использование зеркал. Полностью «кодексы» еще не расшифрованы. Некоторые записки ученого опубликовали в конце девятнадцатого века. В них содержались описания изобретенных им аппаратов, странных и загадочных для его современников. Низкий уровень технического развития был основным препятствием для воплощения замыслов великого изобретателя. Леонардо да Винчи принадлежат изобретения: колесцового замка; парашюта; велосипеда; танка; легких переносных армейских мостов; прожектора; робота; катапульты; двухлинзового телескопа; автомобиля; колесницы-косы; пулемета; килевидных пушечных ядер; скафандра; мины; подводной лодки; деталей для пистолета; пропорций идеального тела (изображение «Витрувианского человека»); механической лестницы; подшипника; парового оружия; скорострельного арбалета; корабля с двойным дном и др. Все это – не полный список великих изобретений мастера.

 

 Интересные факты

 Известно, что ученый очень любил животных и не ел мяса. Он считал всех мясоедов «ходячими кладбищами» и верил, что в будущем к убийству животных будут относиться так же, как к убийству людей. Леонардо да Винчи носил льняную одежду, никогда не использовал кожу и натуральный шелк.

В попытках разгадать тайны строения человеческого организма мастером было расчленено множество трупов. Им официально было получено разрешение на проведение вскрытий казненных преступников. Нередко современников приводил в замешательство вид ученого, делающего зарисовки повешенных.

Леонардо да Винчи был достаточно медлительным человеком, не любил торопиться.

Известно, что у великого художника была дислексия (нарушение способности к чтению).

Он одинаково владел обеими руками, правой и левой.

В 2000-м англичанину Николасу удалось прыгнуть с парашютом, созданным по разработкам Леонардо да Винчи, с высоты 3000 м. Это еще раз указывает на то, что мастер мыслил намного дальше своего времени. В ходе строительства каналов, Леонардо да Винчи сделал вывод о настоящем возрасте Земли – по мнению ученого, он намного превышает библейский. Леонардо да Винчи – гениальная личность. Он намного столетий опередил в развитии своих соплеменников и подарил человечеству множество великих открытий.

Мадонна Бенуа / Мадонна с цветком

Картина "Мадонна Бенуа", также известная под названием "Мадонна с цветком" - одна из первых полностью самостоятельных работ Леонардо да Винчи.

В первые годы творчества тема Богородицы с младенцем Иисусом занимала Леонардо более всех прочих.

Да Винчи создал достаточно большое количество рисунков и этюдов и несколько картин, посвященных Деве Марии и Иисусу, причем, трактовка канонических образов в исполнении Леонардо, безусловно, обогатилась рядом нововведений - не только образных, но и технических в том числе.

Так, в картине "Мадонна Бенуа", как несложно заметить, Леонардо более занимает скорее человеческая, нежели божественная суть Марии и младенца. Перед нами не Богородица и Спаситель мира, но мать и сын - в самом универсальном общечеловеческом смысле.

Совсем не случайно Леонардо одел свою Мадонну по флорентийской моде тех лет и "причесал" ее соответствующим образом. Это общее для всей эпохи Гуманизма стремление явить на первом плане именно человеческую суть, то есть, возвысить Человека, как часть творенья Божьего - и вообще характернейшая черта работ Леонардо.

И сама сцена, где Мария играет со своим сыном, выглядит глубоко личной и естественной, давая зрителю возможность осознать, что далекие недоступные божества тоже когда-то были обычными людьми - правда, с уникальной миссией, которая и возвела их в ранг небожителей.

Мадонна Литта

Картина "Мадонна Литта в настоящий момент находится в коллекции Эрмитажа (Санкт-Петербург).

Надо отметить, относительно авторства картины среди искусствоведов имеются определенные расхождения.

Никто не отрицает, что сам Леонардо участвовал в создании этой картины, однако некоторые детали свидетельствуют о том, что закончить картину или написать значительную ее часть мог кто-либо из учеников Леонардо да Винчи - тот же Марко д'Олджоно или Джованни Больтрафио.

Наклон головы Мадонны типичен для Леонардо, кроме того, существует также рисунок этой части картины, находящийся в Лувре, который определенно сделан рукой самого да Винчи. Однако ученые, изучавшие картину, отмечают, что Младенец Христос на этой картине не имеет большого сходства с другими работами Леонардо, где изображен младенец.

Поэтому вполне вероятно, что Леонардо разработал композицию для этой работы и завершил голову Богородицы - а остальную часть картины выполнил другой художник под наблюдением наставника.

На этой работе изображена Мадонна, кормящая грудью Младенца Христа. Следует обратить внимание на отсутствие ореолов на этой картине; несколько Мадонн, приписываемых Леонардо, демонстрируют ту же черту - что лишний раз свидетельствует в пользу авторства да Винчи.

Мария и младенец Иисус изображены в драматический, в определенном смысле, момент отлучения младенца от груди. Хорошо видны вертикальные разрезы на красной сорочке Мадонны, сделанные специально для удобства кормления - а впоследствии зашитые. Однако правый разрез, как несложно заметить, был второпях разорван, чтобы дать грудь младенцу.

Замечательно просматриваются верхние стежки и обрывок нити - мелкая деталь, тем не менее, очень существенно помогающая восприятию земной сути Богородицы.

Мадонна в гроте

Картина существует в двух вариантах, один из которых находится в Лувре (Париж), другой – в Лондонской Национальной галерее. Художник начал над ней работу в 1483 году, но поначалу оставил картину у себя из-за проблем с заказчиками по поводу оплаты. Завершил он её лишь спустя 10 лет, но замыслил сделать повторение картины

Луврский вариант:

На картине изображена встреча Девы Марии с маленьким Иоанном Крестителем и архангелом Уриилом. Действие происходит в скальном гроте египетской пустыни. Святое Семейство предположительно скрывалось здесь от царя Ирода. Этот эпизод не описан в Евангелии, но он является неотъемлемой частью христианской мифологии. В центре пещеры мы видим Деву Марию, возле которой находятся два младенца. Считается, что ребёнок, который сидит справа от Марии, и которого она обнимает за плечо, — это Иоанн Креститель. С другой стороны от нее — маленький Иисус. Он сидит со скрещенными ножками, и правой рукой как будто благословляет второго мальчика. У Иисуса над головой нависает ладонь Богоматери и вытянутый вперед палец архангела Уриила.

Лондонский вариант:

Фигуры персонажей выглядят несколько крупнее, к их головам дорисованы нимбы. Архангел Уриил больше не указывает пальцем на малыша, сидящего справа от Божьей Матери, который на этот раз держит удлиненный крест – символ Иоанна Крестителя.

 

Мона Лиза

Считается, что изображенная на картине "Мона Лиза" женщина - итальянская дворянка по имени Лиза дель Джокондо, жена богатого флорентийского торговца шелком по имени Франческо дель Джокондо. Картина была заказана для нового дома и в честь рождения их второго сына Андреа.

В те дни в Италии "Мона" означало "Мадонна". Так обращались ко всем женщинам (аналог - миссис) и затем следовало собственно имя: отсюда, соответственно, "Мона Лиза". Итальянское название картины Моны Лизы - «Джоконда», что буквально переводится как «веселая / счастливая». Очевидно, что здесь имеет место быть игра слов - между звучанием этого прилагательного и фамилией Лизы - Джокондо, которой придано женское окончание.

При написании картины Леонардо да Винчи использовал несколько уникальных и новаторских техник. Картина, можно сказать, создала новые правила и методы письма, которые сегодня являются неотъемлемой частью учебной программы школ живописи.

Одним из живописных приемов, созданных да Винчи, стала техника сфумато, что переводится как «без линий и границ, подобно дыму». В то время для художников было типично формировать контур, тогда как Да Винчи не использовал контуры, а вместо этого использовал разные тона / оттенки краски, чтобы создать иллюзию света и тени.

Начиная с темных оттенков, он создавал иллюзию трехмерных объектов посредством наложения слоёв тонкой полупрозрачной глазури. Более темные оттенки использовались Леонардо, чтобы выделить черты и границы объекта. Использование этой техники вызвало интерес в кругах художников в Париже и было признано революционным нововведением в живописи.

Знаменитая улыбка Моны Лизы

Безусловно, одна из главных причин всемирной популярности Моны Лизы - ее знаменитая улыбка. Да Винчи использовал оптическую иллюзию, чтобы создать уникальную улыбку Джоконды посредством перспективы и работы с тенями. Леонардо написал Мону Лизу таким образом, что глаза ее неизменно попадают прямо в центр обзорв, а губы, напротив, оказываются в периферийной области зрения. Использованная им техника сфумато также гарантировала, что глаза и губы станут самыми заметными чертами.

Каждый раз, когда зритель смотрит в глаза Моны Лизы, рот итальянской дамы попадает в область периферического зрения, поэтому его черты становятся гораздо менее отчетливыми. Вместе с небольшим намеренным затемнением скул это создает иллюзию, что Джоконда слегка (очень тонко, загадочно, несколько грустно, а может быть, напротив - хитровато) улыбается.

Однако как только зритель фокусируется на улыбке, она медленно исчезает, растворяется в воздухе и окончкательно перестает существовать - подобно Чеширскому Коту из "Алисы в Зазеркалье". В этом заключается магия мастерства Леонардо, и именно эта чудесная особенность сделала легендарную картину да Винчи уникальной по сравнению с другими шедеврами того времени - не говоря уж о нашей скорбной действительности, явно неспособной порождать гениев.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!