Творческая практическая деятельность

Класс Беседа по истории городского пейзажа

 

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века .

Городской пейзаж явился результатом нескольких веков развития пейзажа, который в средние века являлся не самостоятельным видом живописи, а только фоном, на котором разворачивалась фигурная композиция.

Впервые подробное и в то же время условное изображение города появилось в период готики. Затем в итальянском искусстве XV в. получили развитие так называемые архитектурные пейзажи, в которых изображались виды городов с необычайной точностью, но, как правило, с высоты птичьего полёта. Развитие городского пейзажа в эпоху Возрождения связано с изучением прямой перспективы и архитектуры как науки.

«...Итальянский архитектор Филиппо Брунеллески при помощи различных опытов стремился убедить своих сограждан в могуществе перспективы. Так, однажды он сделал изображение нескольких зданий, а в центре перспективного схода линий в этой картине проделал дырочку, сквозь которую предлагал смотреть с обратной стороны картины на её отражение в зеркале. Иллюзия была столь полной, что зрители видели настоящую, а не нарисованную архитектуру. Введение прямой перспективы имело очень большое значение для развития пейзажа. Изображение строилось уже не путём перечисления увиденных фигур, зданий и предметов, когда взгляд мог блуждать по плоскости, а как целое, подчиненное единому смысловому центру

В XV в. получил распространение воображаемый городской пейзаж — так называемый «идеальный город». Это были виды площадей придуманного города, построенные по законам центральной перспективы (Ф. Д. Мартини. Идеальный город).

Виды городов и городских улиц стали особой областью голландского пейзажа XVII в. «Были и целые панорамы городов, были виды, где город рисовался лишь силуэтом на берегу реки, были тщательные перспективные штудии улиц и домов. Именно у голландцев городской пейзаж впервые в истории искусства становится столь разработанным жанром. ...Вехами в развитии этого ви­да пейзажа стали произведения Яна Вермера Делфтского „Уличка" и „Вид Делфта". Вермер посмотрел на свой дом в маленькой улочке и на вид своего города как на мотивы столь же прекрасные, как самые лучшие зрелища, которые может создать природа»

В XVIII в. в Италии стал завоёвывать популярность архитектурный пейзаж — ведута (в переводе с итальянского — увиденная). Этот пейзаж, документально точно изображающий вид города, один из истоков искусства панорамы.

«Подобно тому, как туристы нашего времени покупают на память цветные открытки, путешественники прошлых веков увозили домой из Италии виды её городов, написанные или гравированные художниками»

Стремление утвердить точность в изображении реального вида города привело к подробным, узнаваемым городским пейзажам — видам Венеции, Рима, других городов Европы.

«Самую большую славу завоевали мастера венецианской ведуты. Их город сохранил своеобразие своих нравов и обычаев, в которых было много театрализации. Город каналов в XVIII веке стал городом музыки, театра и карнавалов. Художники опирались на традиции театральной живописи сво­его времени, стремились продемонстрировать своё мастерство в передаче архитектуры и перспективы. Самый крупный мастер венецианской ведуты Антонио Каналь, прозванный Каналетто, передавал светлый и праздничный облик города („Большой канал в Венеции", „Площадь Сан Марко"). В работах Каналетто и его учеников всегда царит хорошая погода, небо ясно, безоблачно, но яркое освещение не „съедает" чётких линий архитектурных фасадов. Для достижения пер­спективной точности ведуисты пользовались камерой-обскурой — специальным прибором, помогающим созданию больших панорамных видов. Каналетто работал во главе большой мастерской.

Одним из его учеников был Бернардо Белотто. Белотто, в отличие от любившего тёплый солнечный свет Каналетто, писал в более прохладной, зеленовато-голубой гамме красок, он чаще пользовался выразительными контра­стами света и тени („Площадь рынка в Новом городе в Дрездене", „Пирна с правого берега Эльбы").

Наряду с ясным и стройным видением Каналетто и художников его школы в Венеции проявились черты более поэтического и непринуждённого обращения с пейзажем. В произведениях Франческо Гварди виды каналов сосед­ствуют с изображениями двориков и жанровых сцен, увиденное сочетается с сочинённым („Вид площади с дворцом"). ...Пейзаж Гварди не обладает топографической точностью, он перекликается с жанром „каприччо" — архитектурной фантазии. В противоположность чёткости линейных построений и ясности перспективных планов пейзажей Каналетто, в работах Гварди большое значение имеет красочное пятно, он умеет показать красоту обыденных мотивов, кото­рые в жизни могли и не привлекать внимания. Тонкие переходы от света к тени, отблески света, которые художник передаёт густыми мазками белой краски, отдельные яркие красочные акценты — всё это передаёт в первую очередь атмосферу Венеции, когда впечатление от влажного воздуха, солнечного света и исторических зданий сливается воедино»

 

Городской пейзаж в русском искусстве родился в виде гравюрных изображений молодой столицы Санкт-Петербурга. Одним из первых мастеров живописного городского пейзажа был Фёдор Алексеев.

В XVIII столетии примером для русских, как и многих других европейских мастеров, были итальянские художники. Как и в прошлые века, путешествие в Италию рассматривалось как необходимый этап художественного образования. Фёдор Яковлевич Алексеев отправился в Венецию учиться театрально-декорационной живописи. Там он копировал Каналетто.

«...Отечественные ценители стремились видеть в нём исключительно „российского Канале". Все же копии с иностранных мастеров принесли Алексееву успех, и он сумел перейти к писанию видов русских городов согласно собственным художественным устремлениям. ...Петербург и Москва значительно разнятся в его картинах, как различались они и в сознании современников. Москва - оплот старины, русской истории. Алексеев пишет Красную площадь, Кремль с соборами. Москва у Алексеева всегда более оживлена, чем Петербург. В мос­ковских пейзажах можно увидеть и купчих, и разносчиков, и зевак. Иное дело — Петербург. Это город, наполненный деловой жизнью, обозначивший себя в строгих формах Биржи, Адмиралтейства. ...Речной простор Невы придаёт городу парадность. Приближаясь по своему ощущению к классицистам, Алексеев стремился к идеализации того, что видит в натуре. Отсюда приподнятый радостный строй его пейзажей»

Учащиеся рассматривают картины Ф. Я. Алексеева «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», «Улица в Москве». Желательно их показать и на большом экране.

 

Творческая практическая деятельность

Варианты задания на выбор. Работа над графической композицией «Городской пейзаж».

Вариант-1. Практическая работа: графические зарисовки города; работа над городским пейзажем на следующие темы (по выбору учащихся): «Наш (мой) город (село)», «Улица моего детства», «Города, где я бывал». Можно придумать композицию и самому на тему «Улица, на которой я хотел бы жить». Можно сделать работу на пленэре, т.е. на улице с натуры.

Материалы: простые карандаши, тушь, перо, гелевые ручки, уголь, бумага.

Рассмотрите графические зарисовки города, они выполнены в разной технике. Стоит ещё раз посмотреть на рисунки А. В. Кокорина, Т. А. Мавриной, Н. В. Кузьмина, обратить внимание на характер линии в их рисунках, на то, как изображено городское пространство. Рассмотрите сделанные вами в свободное время несколько зарисовок реальных улиц.

Ваша главная задача - образное решение города, умение по-новому его увидеть. Не надо слишком сосредотачиваться на учебной задаче построения перспективы и перечисления всех деталей. Изучение произведений многих художников, которые прекрасно знали и умели использовать все законы перспективы, показывает, что они порой их нарушали ради выразительности образа: то стены и своды вздымаются выше, чем по правилам, то высокий горизонт уводит нас вглубь двора или уютной улочки. Очень важно умело вы­брать наиболее интересную точку зрения и увидеть все в целом. И помни: умный поэтический вымысел может быть правдивее дотошной точности.

Безусловно, нужно думать о перспективных сокращениях в рисунке, но изображения делаются без вычерчиваний и построений, на глаз. Очень важно выбрать подходящую для замысла точку зрения. В композиции рисунка необходимо улавливать главное, опускать некоторые детали.

Можно остановиться на серии зарисовок. В качестве практической работы учащимся предлагается сделать несколько зарисовок города, желательно попробовать сделать их в различных техниках. Для пейзажей можно выбрать любую технику, в том числе смешанную (цветные мелки, пастель, восковые мелки с акварелью, акварель и гелевые ручки, гуашь). Гуашь с ограниченной палитрой, 3-4 цвета. Цветовая гамма зависит не только от выбранной природной среды, но и от времени года, времени суток, погодных условий

Вариант-2. Дополнительный вариант практической работы: «Город» в технике коллажа или аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза).

Материалы: цветная разнофактурная бумага, большой лист бумаги (ватман) для фона, ножницы, клей. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.

Создайте городской пейзаж (панораму города) в технике аппликации, т. е. нужно вырезать и наклеить силуэты, при этом нужно осмысленно подобрать бытовую бумагу разной фактуры двух - четырех цветов (их не должно быть много, лучше всего 2-4). В декоративном изображении тоже нужно думать об общем колористическом решении. Как всегда, в аппликации следует поискать наиболее удачное расположение на листе всех частей композиции, передвигая вырезанные детали, добиваться ярко выраженного образа города. Необходимо об­ратить внимание на ритмическую организацию листа. Вырезая силуэты, совмещая и накладывая их друг на друга, дополняйте более мелкими ажурно вырезанными деталями или графическими дорисовками. А еще лучше включить в коллаж и объемную бумажную пластику. Это задание может быть выполнено как коллективное панно.

2. Объяснение порядка работы с графическим пояснением задания

Изображение пейзажа начинается с определения формата и положения листа бумаги. Затем проводят линию горизонта, определяющую соотношение земли и неба, выбрать точку схода. Используя т.с. на земле рисуют основные элементы пейзажа, начинают с самых больших и важных. Отмечают их обобщенную, пространственную форму по внешним контурам светлыми линиями, стремясь к тому, чтобы они образовали четкие пространственные планы. Используйте прием загораживания и повышения уровня оснований предметов. Это ведет к появлению уже на первом плане глубины. Намеченное в обобщенном виде прорисовывается и детализируется. Тут нужно учитывать кроме линейной перспективы и законы воздушной.

Нарисовав основные части пейзажа, перспективное линейное изображение желательно подкрепить элементами воздушной перспективы.

Проложите обобщенно тон земли, неба и дали. Добейтесь их правильного тонового соотношения, сравнивая между собой. Проложив основной тон крупных частей пейзажа, наметьте более мелкие его детали, начиная от переднего плана и посте­пенно переходя вглубь, к горизонту. Передайте кажущееся посветление тона земли по направлению вдаль и разницу освещения первого и дальнего планов. Не следует рисовать облака на небе в виде плоских светлых или темных пятен. Мы видим облака снизу как объемные формы, имеющие не одну сторону.

Постарайтесь передать и другие элементы воздушной перспективы: по мере удаления в глубину пространства очертания предметов как бы смягчаются, объем ощущается менее определенно. Сравните тон ближних элементов пейзажа с тоном удаленных, и вы увидите, что самые темные тени будут на переднем плане. Запомните: свет и тень предметов на переднем плане контрастнее, а на удаленных предметах, разница между светом и тенью слабее. Такое постепенное ослабление тонов при удалении предметов должно быть передано на рисунке. Кроме того, на первом плане мы видим больше деталей, рельефнее воспринимаем их форму, поэтому на рисунке надо конкретнее прорабатывать ближний план пейзажа и более обобщенно, мягко - удаленный. В конце работы проверьте рисунок: верно ли передано общее освещение, соотношение планов пейзажа, верно ли изображена перспектива отдельных его элементов.

Цветовая гамма зависит не только от выбранной природной среды, но от времени года, времени суток, погодных условий. Т.о. в соответствии с выбором природной среды, времени года, времени суток, погодных условий выберите себе 3-4 цвета гуаши которыми вы будете работать. Т.о. рисовать можно:

1. Зимние, летние, осенние и весенние пейзажи.

2. Утренние, дневные и вечерние пейзажи.

3. Солнечные, дождливые, туманные и снежные пейзажи.

 

Последовательность выполнения работы

1. Сначала наметить линию горизонта, выбрать точку схода.

2. Определить место здания школы, дороги.

3. Наметить расположение других предметов (дома на улице, деревья, ограды), с учетом законов перспективы. Основание ближних предметов на листе бумаги будут ниже, чем основания дальних.

4. Когда все готово можно рисовать детали (окна, сучья деревьев и т.п.). Если будете рисовать ограду – наметить звенья, учесть, что с удалением они на рисунке должны сужаться.

5. Работа в цвете (гуашь с ограниченной палитрой).

Обратить внимание на цветовой, тоновый контраст ближних и дальних предметов, деревьев, построек.

Обратить внимание, как изменяется цвет предметов от их расположения вблизи и вдали от нас, как выглядят деревья, постройки, находящиеся близко к линии горизонта. Как изменяется цвет предметов в зависимости от освещения в различное время дня.

1. Завершаем работу над пейзажем.

 

Практическая работа

Вариант-1. Практическая работа: графические зарисовки города; работа над городским пейзажем на следующие темы (по выбору учащихся): «Наш (мой) город», «Улица моего детства», «Города, где я бывал».

Материалы: простые карандаши, тушь, перо, гелевые ручки, уголь, бумага.

Вариант-2. Дополнительный вариант практической работы «Город» в технике коллажа.

Материалы: цветная разнофактурная бумага, большой лист бумаги (ватман) для фона, ножницы, клей.

 

Домашнее задание: Приготовить репродукции с пейзажем.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!