Нравственная проблематика пьес А.Вампилова.



Творчество этого автора принято считать новаторским, перевернувшим все представления, существовавшие в драматургии до него. Писатель предлагает нашему вниманию своего современника, человека молодого и амбициозного, но столкнувшегося с крахом всех надежд и идеалов.

Пьесы Александра Вампилова «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Провинциальные анекдоты» на первый план выдвигают нравственную проблематику. Драматург пытается «подтолкнуть» своих героев к осмыслению их жизни, помещая их в воспоминания, сны, житейские привычные ситуации.

Основное внимание автор уделяет будничным, обыденным ситуациям, что сближает его с В. Шукшиным. Герои Вампилова – обычные люди, помещенные в заурядные события, но проявляющие себя по-разному. Героев Вампилова «окрестили» «инфантилами» за их специфические черты характера («жизненно» неприспособленный Зилов, живущий мечтой, но не желающий ее осуществлять).

Сложно определить жанровую принадлежность пьес Вампилова: они сочетают в себе элементы водевиля, драмы и даже трагедии, что отражает все перипетии описанного автором времени.

Особенность пьес Вампилова состоит в том, что все его герои переживают некий перелом, результатом которого становится открытие нравственных основ жизни. Так, герой «Старшего сына», сыгравший злую шутку с хозяевами случайного ночного пристанища, открывает для себя тепло их семьи, радость взаимной любви и заботы, в которые молодой человек не верил.

В основе пьес Александра Вампилова отнюдь не драматический конфликт, этим он и выбивается из ряда других авторов. Его пьесы несут в себе исповедь, но герои бездействуют. Ничего трагического в его произведениях нет. На сцену выходит действующее лицо, которое на протяжении всех сцен пытается разобраться в самом себе и в том мире, который его окружает. Вся суть заключена в том, что герой пытается постичь свое самосознание. Это рефлексирующий герой.

4. «Старший сын».

Пьеса «Старший сын» Вампилова была написана в 1967 году и первоначально имела несколько вариаций с разными названиями: «Мир в доме Сарафановых», «Женихи», «Предместье».

Жанр: комедия в двух действиях.

Жанровые особенности. Пьеса А. Вампилова «Старший сын» обозначила переход писателя к философско-психологической драматургии. «Старший сын» сочетает в себе признаки комического и трагического, что позволяет говорить о совершенно особой жанровой природе этого произведения. Философская «пьеса жизни» сочетает смешное и печальное так же естественно, как и сама жизнь, и создаёт впечатление своеобразной философской притчи.

Проблематика:

· нравственная (совесть, справедливость, добро);

· семейная (родство по духу и по крови).

Время и место действия: действие пьесы происходит в маленьком посёлке, время действия — середина 1960-х гг.

Сюжетная линия пьесы основывается на странном стечении обстоятельств, драматических моментов, являющихся движимой силой в развитии повествовательного действия, выстроенного вокруг семейства Сарафановых.

Все персонажи произведения представляются писателем в качестве ключевых образов, начиная с двух молодых людей — торгового агента Сильвы (Семена Севостьянова) и студента-медика Владимира Бусыгина, провожавших девушек и опоздавших на электричку. Молодые люди едва сами знакомы, но их сближает несчастье: они замёрзли, но никто не пускает их на ночлег. Бусыгин, посещающий лекции по физиологии и психоанализу уверен: «У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить».

Парни увидели, как пожилой мужчина, назвавшийся Сарафановым Андреем Григорьевичем, разговаривает с соседкой Макарской, и решили воспользоваться удобным случаем, дабы в отсутствие Андрея Григорьевича побыть у него в квартире и немножечко согреться. Они застают дома расстроенного Васю, который является сыном Сарафанова, он пережил неудачу в любви. Бусыгин сделал вид, что знает его папу давно. Вася держится достаточно настороженно, а Бусыгин старается усовестить его, говоря о том, что все люди являются братьями, и что необходимо друг другу доверять. Это навело хитрого и умного Сильву на мысль о том, Бусыгина можно представить Васеньке в качестве его неведомого старшего брата, который наконец решил отыскать папу.

Сарафанов – глава небольшой семьи в составе заканчивающего школу Васеньки и дочери Нины, планирующей вскоре выйти замуж за курсанта Кудимова. Бусыгин влюбляется в Нину.

Вернувшийся Сарафанов неожиданно узнает в Бусыгине своего старшего, незаконнорожденного двадцать один год назад сына, а остальные члены семейства впоследствии видят их внешнее сходство.

Старший Сарафанов является пожилым интеллигентным мужчиной с несостоявшейся карьерой, давно брошенным женой, в одиночку воспитывавшим детей, которые не планируют связывать свою дальнейшую жизнь со стареющим отцом, мечтая уехать на Сахалин и в тайгу.

Владимир постепенно свыкается с придуманной ролью сына и начинает принимать активное участие в жизни семейства, давая советы младшим детям в их обустройстве личной жизни, порой грубо вмешиваясь в частные отношения. Бусыгин, являясь совершенно посторонним для Сарафановых, неожиданно для себя начинает ощущать между ними родственную связи и чувствует свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Несмотря на юношескую браваду и цинизм, в молодом человеке рождается способность на проявление истинных чувств в виде любви, прощения, сострадания.

В Бусыгине Сарафанов надеется обрести потерянную сыновью любовь, не чувствуя обмана и лжи, а впоследствии и не желая их замечать, когда Сильва говорит об обмане. Сарафанов твёрдо заявил, что не верит. Он верит только в то, что Бусыгин – его любимый сын, и предлагает переехать к ним из общежития. Бусыгин его успокаивает: он их будет навещать. И тут же открывает, что снова опаздывает на электричку.

В пьесе мы видим столкновение двух сознаний – трезво-реалистического (Бусыгин) и наивно-утопического (Сарафанов).

Повествовательное содержание пьесы «Старший сын» на всем протяжении развития действия демонстрирует на примере простой бытовой истории общечеловеческие гуманистические проблемы в виде острого дефицита людской доброты, доверия, взаимопонимания и ответственности, а также изображает возможность обретения духовного родства людей, несвязанных между собой формальными близкими отношениями, познакомившимися лишь благодаря счастливой случайности.

Писатель поднимает в пьесе глубоко нравственную проблематику, заключающуюся в мечте каждого человека на обретение общей семейной благостной гармонии. Смысловая нагрузка пьесы заключается в изображении писателем острой человеческой необходимости в постоянном ощущении душевного родства и стремлении к обретению родного крова.

Смысл названия: главный герой пьесы Володя Бусыгин, практически случайно выдавший себя за потомка Сарафановых, в конце пьесы фактически принимает на себя все функции старшего сына и заботится о каждом члене семьи. Бусыгин вполне оправдал взятую на себя роль старшего сына. Володя Бусыгин помог понять детям Сарафанова, как много значит для них отец и вносит в их непростую жизнь доверие, уважение, сострадание, теплоту.

По сюжету пьесы создан двухсерийный цветной художественный телефильм, роли в котором исполнили Е. Леонов, Н. Караченцов, М. Боярский, С.Крючкова.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 4710; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!