Фредерик Бегбедер «99 франков»

Семинар

Виктор Пелевин «Generation «П»

2 части повествования:

1. историко-литературное;

2. теоретическая.

Интерпретировали в 90-ые годы. Вписан в существующую тенденцию советского времени постмодернистской (неомодернистской) литературы, критикующую советскую реальность. Переход от советской действительности во время существования старой парадигмы к реальности новой. 1999 год – новая реальность, не та реальность, которая была в советское время. Одни вписывают в постсоветское время, другие причисляют к новой литературе.

В. Пелевин застал прежние институты.

Идёт по классическому пути становления писателя: сначала в толстом литературном журнале, потом отдельные публикации.

Советский пласт – память о советском как о большом проекте. Есть некоторые устойчивые идеологические формы, которые приводят к тому, что они становятся пустыми означающими. Можно рассматривать В. Пелевина в этой русской традиции.

Ф. Достоевский – 1-ый русский экзистенциалист, был в большей степени любим экзистенциалистами. Много разговоров о природе человека, как таковой. Бытие человека в этом мире, есть ли он или нет. Ставит вообще вопрос о природе человека: хороший он или плохой, чем он живёт, чем его бытие заканчивается? «А если Бога нет, то всё позволено?», «кто важнее: человек или высшая истина?»

Экзистенциалисты пришли к нам в 1990 годы, при этом отсылаются к русской литературе 19 века, где видят своё вдохновенье. Экзистенциальный Ф. Достоевский «Записки из подполья» (писатель рисует подпольного человека, который постоянно вредничает и делает пакости). Иногда свобода – это свобода делать гадости, убивать и т.д.

Западный постмодернизм.

Русский постмодернизм развивался не совсем так, как на Западе – критика капиталистического общества (люди считали, что каждый из них должен занимать своё место, стремление к всеобщему благу), у нас – вещь на переломе эпох, потом постсоветское, когда выдают полностью общество потребления. В. Пелевин «Общество потребления» – основная философия постмодернизма.

1. Постмодернизм литературоведческий, когда мы говорим о спец текстуальных практиках.

2. Постмодернизм социально-критический, что стоит за чисто литературным выражением.

Когда он продает рекламу, он пытается продать сверх-идею (употребление йогурта = получение чуда в результате, станете красавицей, изображаемой в ролике). Категория иррационального чудесного.

«Карго-культ» – небольшое надувательство, устроенное антропологами. «Карго» – «груз». Впервые его заметил ... Туземцы Меланезии, к которым прилетели белые люди, стали поклоняться самолётам, которые привозили им гуманитарную помощь – груз. Принцип подобия – туземцы стали строить копии взлётно-посадочных полос, аэропортов, вышек, стали делать самолеты из веточек и глины. Феномен был перенесен на другие социальные науки.

· Западный человек верит в то, что с ним произойдет то чудо, которое показывает и предлагает реклама.

 

1. 1993 год – горел парламент, строчка в рекламе сигарет Parliament – «Дым отечества». Метафорический перенос на реальные события;

2. Квас «Никола». Взято из «Generation «П».

 

Продаёт некие образы и символы, у которых нет содержания.

Симулякр«теория референций». Симулякр – это такой знак, который не имеет никакого отношения к действительности. Знак, когда разные продукты не стремятся быть реальными, а более того, переходят в гипер-реальность – несуществующую, дополнительную. Идеального йогурта из рекламы НЕ существует, его вы никогда не видите на полках магазина.

Жан Бодрийяр также считал, что не все знаки являются симулякрами.Любовь – тоже симулякр?

Референция – тот тип отношения между знаком, образом, символом (не только языковой, может, изображение, рекламный ролик или символ в городе) и реальностью, которая у нас есть, то, что в действительности оно означает.

Эрнесто Че Гевара стал частью массовой культуры в 90-ые годы. Мороженое «Черри Гевара» – превращение В. Маяковского и Че Гевары в мороженое и есть своеобразный симулякр. Превращение реальных людей, имеющие значение в культуре и в истории, в симулякры.

Восприятие мира с дополненной реальностью – открытие семиотики.

Огромный спектр интерпретаций!

Фильм « They live» 1988 года. «Волшебные очки», позволяющие увидеть истинную реальность.

То, что мы потребляем в виде рекламы, оторвано от процесса производства (например, булки растут на деревьях, отсутствие правильного представления о производстве, вещи появляются сами собой, есть только прямая связь между продуктами потребления и деньгами)

«Оранус» – существо является одновременно тем, что поглощает продукт, и что испускает.

http://lurkmore.to/%D0%92%D0%B0%D1%83-%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81 – «Вау-импульсы»

«Товарный фетишизм» (термин Маркса, такой же есть, но с отличиями, у Жана Бодрийяра) – говорят о товарных и экономических отношениях как об основе идеологических …Есть потребительная стоимость продукта, включающая те объективные затраты на материалы и человеческий труд, необходимые для того, чтобы часы показывали время. Дальше включается в работу «товарный фетишизм» или «символический обмен» (Жан Бодрийяров) – вещь приобретает дополнительную стоимость, за которой стоят концепции, которых на самом деле нет.

Фетиш – вещь, за которой стоит нечто гораздо большее, получающая сакральный характер. Огромные символические значения у абсолютно простой вещи, вплоть до религиозных. У каких-нибудь племён – деревяшки, например, объекты культы поклонения в некотором роде тоже фетишизм, приобретение огромного культового значения.

Фредерик Бегбедер «99 франков»

В постмодернистской теории В. Пелевина есть экономика культуры, искусства культурных слоёв, входящих в этот состав.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!