Человек и природа в творчестве Тютчева. Философская лирика поэта.

18.05

Домашняя работа

Практическое занятие № 33

Философская и общественно-политическая лирика Ф.И.Тютчева

Цель занятия: комплексный анализ произведений философской и общественно-политической лирики Ф. И. Тютчева.

Система вопросов и заданий

ПИСЬМЕННО

Выполнить анализ одного из стихотворений Ф.И.Тютчева (по выбору):

«Silentium»,

«Умом Россию не понять»,

«Не то, что мните вы, природа»,

«День и ночь»,

«Эти бедные селенья»

План комплексного анализа лирического произведения

1. Кем и когда написано стихотворение? Историко-литературный комментарий.

2. Центральная тема стихотворения. Идея стихотворения.

3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к… и др. жанры).

4. Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)

5. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.

6. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой.

7. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.

8 Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.

9. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики).

а) Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя (метрика (размер стихосложения); фоника (аллитерация, ассонанс); рифмика (точная, неточная, мужская, женская, диалектическая рифма);строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие, октава, сонет, Онегинская строфа).

б) Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь.

в) Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.).

г) Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, инверсия, анафора, эпифора, риторическое обращение.

10. Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог,звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д.

11. Смысл названия стихотворения.

12. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

УСТНО

«Видение» (1829)

1. Сколько строф в стихотворении?

2. Проследите, как в них развивается поэтическая мысль – смысл. Прокомментируйте художественные образы и поэтические особенности первой строфы.

3. Что символизирует образ древнегреческой колесницы?

4. Почему колесница катится в «святилище небес»?

5. Каким образом открывается вторая строфа?

6. С чем ассоциируется ночь? Почему?

7. Каким видит автор сотворение мира?

8. Почему это стихотворение относят к философской лирике поэта?

«Тени сизые смесились» (1836)

1. Какова композиция стихотворения?

2. Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек в первой строфе.

3. Оцените значение эпитетов.

4. Проанализируйте значение глагола «смесились».

5. Проанализируйте значение глагола «разрешились».

6. Чем символичен образ «полета незримого» мотылька?

7. К кому обращается автор во второй строфе?

8. Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака?

9. В чем необычность этого стихотворения?

10. В чем особенность композиции?

11. О чем это стихотворение?

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

В творчестве Тютчева большое место занимают патриотические и морально–философские темы. Его стихи более всего гармоничны. Неизменную устойчивость убеждениям поэта придавала неизменная сыновняя любовь к России. Тютчев считал, что духовная жизнь страны сложна и противоречива, внутри происходит непрестанная борьба за справедливость, за достоинство, за выживание.

В общественно-политической поэзии Тютчева на протяжении всего творчества со всей очевидностью прослеживается несколько социальных мотивов:

• выражение и предопределение своего отношения к понятиям власть и государство, феномену свобода (святая вольность), к движению декабристов;

• мотив трепетной, всепоглощающей любви к России, к Родине в её исключительности;

• мотив всеславянского единства, великой роли России, её значение на перепутье Запад – Восток;

• геополитические, государственные интересы России в мире, прежде всего в Европе, защита достойного историко-географического положения страны в борьбе с коалицией «великих держав» европейского континента.

Аналитическая работа со стихотворением «Умом Россию не понять…» (1866)

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить
.

Задания.

Перед вами стихотворная миниатюра – небольшое произведение строго законченной формы, отличающееся глубиной содержания и афористичностью выражения авторской мысли.

Как вы понимаете содержание этого произведения? О чём оно?

(Россия для поэта такая же загадка (сфинкс), как и природа. И эта миниатюра – афоризм поэта посвящена трудным судьбам его великой Родины).

Аналитическая работа со стихотворением «Эти бедные селенья…» (1855)

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймёт и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Задания.

1). Прочитайте стихотворение выразительно.

2). Назовите ключевое слово первой строфы.

Долготерпенье» - ключевое слово, долготерпенье, ставшее национальной добродетелью).

3). Какую картину рисует поэт? Какие художественные средства для этого использует?

(С помощью эпитетов «бедные», «скудная» поэт рисует печальную картину крепостной России, где царит тысячелетняя нищета, где сёла бедны, а природа скудна и сурова).

4). Перечитаем вторую строфу. Как вы её понимаете?

(В неяркой смиренной жизни русского народа, понять которую не может «Гордый взор иноплеменный»(ср. «Умом Россию не понять…»), светит огонёк, огонёк веры).

5). Почему это огонёк веры?

(Эту землю благословил «царь небесный», скитаясь по ней в «рабском виде», то есть не отличаясь от простого народа).

6).Чьи традиции продолжает этим стихотворением Тютчев?

(Вслед за Пушкиным и Лермонтовым, вместе с Тургеневым Тютчев пишет о крепостной крестьянской России. Это стихотворение, написанное в год смерти императора Николая I и севастопольской катастрофы, призывало к коренным переменам в народной жизни, как и «Записки охотника»).

Выводы.

Ф.И.Тютчев – поэт патриот и гражданин. Общественно – политические мотивы занимают в его творчестве не меньшее место, чем пейзажная и любовная лирика. События российской и мировой истории, общественная жизнь страны – всё это проникало в душу поэта и находило воплощение в его стихах, выражающих мировоззрение поэта.

Человек и природа в творчестве Тютчева. Философская лирика поэта.

«Стихи Тютчева о природе – почти всегда страстные признания в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, - любоваться многообразными проявлениями жизни природы.» (В.Я. Брюсов)

«Так проникнуться самоощущением, чтобы почувствовать себя неотделимою частью природы, – вот что удалось
Тютчеву более, чем кому-либо…»
(А. Г. Горнфельд)

Попробуем определить, в чём своеобразие пейзажной лирики Ф.И.Тютчева. Обратим внимание на названия или первые строчки стихов: «Весенние воды», «Первая встреча весны», «Летний вечер», «Осенний вечер», «Чародейкою зимою», «Декабрьское утро», «Полдень», «Ночные голоса», «Весенняя гроза», «Грохот летних бурь», «Радуга», «Дождь», «Зарницы». И времена года, и времена суток, и природные явления – всё волнует поэтическое воображение поэта, но более всего его привлекают «стихийные споры» природы, особенно бури и грозы. В. Я. Брюсов писал, Что Тютчева привлекает «гармония стихийных споров». Это связано с тем, что Тютчев – поэт-мыслитель. Философскую основу его мировоззрения составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием действительности; мучительная тревога, вызванная мыслью о кратковременности человеческого бытия, вот что заставляет поэта всматриваться в природу, в которой он видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться. Иногда природа кажется поэту силой, сочувствующей человеку, иногда враждебной, но чаще всего – глубоко безучастной. Отсюда такое, казалось бы, парадоксальное заключение:

Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Отсюда и благоговейное отношение к природе («Не то, что мните вы, природа…»). Отсюда особые взаимоотношения человека и природы: подлинное бытие имеет лишь природа в целом. Человек лишь «грёза природы». Отношение к природе, которая жива сама по себе, одушевлена сама по себе, приводит к излюбленному у Тютчева приёму описания: природа показана в переходные моменты своей жизни. Это особенно хорошо видно при изображении, например, времён года.

Аналитическая работа со стихотворением «Ещё земли печален вид…»

Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…
Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

1. Какую мысль важно передать при выразительном чтении данного стихотворения?

(Старое ещё живо, но появляется новое.)

2). Давайте разберёмся в особенностях композиции. Сколько частей можно выделить в стихотворении?

(Две части)

3). Чему посвящена первая часть?

(В первой части говорится о пробуждении природы от зимнего, уже «редеющего» сна).

4). В чём своеобразие изображения пробуждающейся природы?

(Поэт изображает печальную, даже мёртвую природу, но в то же время он искусно рисует приметы пробуждения: «воздух уж весною дышит» и это «дыхание» колышет даже «мёртвый стебль» в поле, шевелит ветви елей).

5). Какой литературный приём завершает первую часть стихотворения?

(Развёрнутое олицетворение: «весну послышала она и ей невольно улыбнулась»).

6). Какова тема второй части?

(Во второй части говорится о пробуждении души).

7). А в чём особенности изображения этого пробуждения? Давайте найдём образы, которые являются центральными в строфе.

(«Блестят и тают глыбы снега,//Блестит лазурь, играет кровь…».

Образ тающих снегов, казалось бы, непосредственно рисует «природное» таяние снегов. Но мы часто используем подобные метафоры, говоря, например: «Душа оттаяла». Таким образом, показывая уходящее старое и возникающее новое, Тютчев изображает их в своеобразном единстве. Поэт любуется борьбой старого и нового, рисует её красоту, потому что эта слиянность как бы ограничивает враждебные силы.

8). Какие приёмы использует Тютчев, показывая пробуждение природы?

(Он использует олицетворения, проводит параллели между явлениями природы и состоянием души человека).

9). Назовите стихотворения, в которых поэт тоже использует приём образного параллелизма.

(«Дума за думой, волна за волной», «Слёзы людские, о слёзы людские»)

3. Аналитическая работа со стихотворением «День и ночь».

1) Прочитайте стихотворение выразительно.

2) Какой предстаёт природа в стихотворении?

(Она несёт в себе тайны, в глубине её открывается хаос, грозящий всеобщей гибелью).

3). Какой приём использует поэт для выражения главной идеи в этом стихотворении?

(Контраст)

В тютчевских стихотворениях о природе можно выделить два направления: «дневное» и «ночное» гармоническое и трагическое.

Стихотворения о «мире дневном» в ранней лирике Тютчева:

«Весенняя гроза»(1828), «Летний вечер»(1828), «Утро в горах»(1829), «Полдень»(1829), «Успокоение»(1830), «Весенние воды»(1830), «Зима недаром злится…»(1836), «Душа хотела б быть звездой…»(1836), «Весна»(1836), «Фонтан»(1836).

Начиная с середины 30-х годов всё чаще в стихах Тютчева появляется иной лик природы – хаотический. Тютчев представляет хаос природы как непостижимую тайну. По Тютчеву, «непостижимый строй», господствующий в природе, - это лишь дневной обман, завеса, наброшенная на бездну. Но приходит ночь – «и бездна нам обнажена…»

В стихотворении «О чём ты воешь, ветр ночной?..» (1836) хаос назван «родимым». Чтобы понять, почему он для поэта «родимый», давайте вспомним стихотворение «О, вещая душа моя…» (1855). Согласно тютчевской концепции мироздания, человек отделился от первоматерии бытия, хаоса, бездны, которая особенно обнажается ночью. Он создал цивилизацию – покров над бездной. С одной стороны, оторвавшись от хаоса, человек ощущает себя «сиротой бездомным» и его тянет в родную стихию, с другой стороны – душа человека, оторвавшись от земного, начинает ощущать себя «жилицей двух миров», «двойного бытия». Трагедия человека заключается в одиночестве, которое, как считал Ф. И. Тютчев, и благо, и трагедия человека.

Ночь у Тютчева является царством хаоса, стихии бессознательной и нематериальной, поэтому и человек сливается с хаосом в состоянии беспамятства: во сне или в смерти. Это слияние страшно и трагично, но неизбежно, поэтому хаос и назван «родимым».

Д. Мережковский так объяснил трагедию человека в художественном мире Тютчева:

«Весь мир – полёт к смерти, к небытию. Все явления, все образы, все лики плывут в бездну роковую, как тающие льдины в океан … смерть – уничтожение космоса, уничтожение личности… Он заглянул туда, куда почти никто никогда не заглядывал. И вот всё-таки решил: там никого нет, ни Бога, ни дьявола… Самой страшной и жалкой правды о себе никто никогда не высказывал безжалостнее, бесстрашнее Тютчева. Может быть, эта последняя правдивость – от последнего одиночества…».

Ю. Лотман считал, что противопоставление бытия и небытия – «центральная проблема, центральный вопрос тютчевской картины мира». Человек и природа имеют два лика, две сущности, наделены «двойным бытиём».

Трагическое мироощущение Тютчева наиболее пронзительно выражено в таких стихотворениях, как «Silentium!» (1830), «Вечер мглистый и ненастный…» (1836), «Святая ночь на небосклон взошла…»(1848-1849), «Два голоса» (1850), «Близнецы» (1852), «От жизни той, что бушевала здесь…» (1871).

Н. Н. Скатов пишет: «В поэзии Тютчева идёт беспрерывный спор не останавливающихся абсолютно ни перед какими преградами точек зрения: утверждение и опровержение духовности природы, утверждение и опровержение личности, утверждение и опровержение Бога».

Вера и неверие – между ними бьётся человеческий разум, неспособный как примкнуть к истинному берегу веры, так и успокоиться в безверии.

Отношение Тютчева к религии было сложным. В повседневной жизни он был равнодушен к официально – обрядовой стороне религии. Незначительное место занимают религиозные мотивы и в его лирике. В Стихотворении «Наш век» (1851) Тютчев восклицает: «Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!..»

Аналитическая работа со стихотворением « Silentium !».

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно – волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью – и молчи!..

Задания.

1) Сравните различные точки зрения об этом стихотворении . Почему так по-разному отзываются о нём? Чья точка зрения вам ближе? Как по-вашему, о чём это стихотворение?

Л. Н. Толстой: «В важных вопросах жизни мы всегда одни, и наша настоящая история почти никогда не может быть понята другими. Лучшая часть этой драмы есть монолог, или, скорее, задушевное рассуждение между Богом, нашей совестью и нами… Временное отрешение от всего мирского и созерцание в самом себе своей божественной сущности есть такое же необходимое для жизни питание души, как пища для тела».

К. Бальмонт отметил, что Тютчев первым из русских поэтов понял великую сущность жизни природы, её полную независимость от человеческой жизни, человеческих помыслов, действий, страстей и изобразил «…её самодовлеющее царство, о целях и законах которого человеческий разум может только подозревать. …Тютчев понял необходимость того великого молчания, из глубины которого, как из очарованной пещеры, озарённой внутренним светом, выходят преображённые прекрасные призраки». По мнению Бальмонта, это стихотворение о сущности творческого процесса, об акте творчества.

Вяч. Иванов утверждал, что в «Silentium!» выразилось «осознание всеобщей правды о наставшем несоответствии между духовным ростом личности и внешними средствами общения: слово перестало быть равносильным содержанию внутреннего опыта». (Отсюда тютчевское: «Мысль изречённая есть ложь».)

(Для Толстого это стихотворение о благодатности человеческого одиночества перед лицом божественного мироздания. Для Бальмонта – о сущности творческого процесса. Для Вяч. Иванова – о невозможности высказать словом духовные помыслы).

2) Проследите, как развивается лирическая мысль поэта в стихотворении.

3) Перечитайте первую строфу. Что в интонации этой строфы обращает на себя внимание читателя?

(5 глаголов из 7 – глаголы повелительного наклонения. Поэт передаёт настойчивое убеждение, усиленное повтором (молчи - молчи) и усиливает повторение союзом («и чувства и мечты»).

4) Почему эта строфа построена как одно предложение?

(Так она произносится на одном дыхании, что придаёт ей энергию убеждения. Использование мужских рифм также придаёт твёрдости и убедительности звучанию).

5) Сравните: в варианте 1833 года вторая строка звучала так: «И мысли и мечты…». В 1836 году – «И чувства и мечты…». В чём смысл замены слова?

(Чувства и мечты таить можно, а вот мысль – нет. Сам убеждающий не таит свою мысль, а энергично её высказывает, почти навязывая собеседнику – читателю).

6). Вывод: таким образом, первая строфа – энергичное убеждение, обращённое к себе ли, к другому, нуждающемуся в помощи словом со стороны более опытного, думающего или себя же, но повзрослевшего. Смысл этого убеждения: твои чувства и мечты не погибнут, они будут жить прекрасной жизнью в душевной глубине, «как звезды в ночи»).

7). Перечитайте вторую строфу. Как вы понимаете её смысл?

(Речь в этой строфе идёт о невозможности передать словом жизнь сердца, души, подсознания, то есть жизнь человеческого духа, которая не сводится к работе разума. Другому человеку сложно (практически невозможно) понять, что происходит в глубине чужой ему души. А пытаясь преодолеть преграды на пути к пониманию (объяснить словом), мы только всё портим, нарушаем красоту и покой собственной внутренней жизни, так и не достигнув цели («Взрывая, возмутишь ключи…»).

8) Какой художественный приём использует поэт?

(Опять, как в первой строфе, используется сравнение: жизнь души сравнивается с незамутнёнными ключами, чистейшей водой. (В первой строфе – чувства и мечты со звёздами). Кроме того в этой строфе появляется не только мир души, но и человеческий мир, который может нарушить мир внутренний, дешевный. Так возникает конфликт, который развивается в третьей строфе).

9). Перечитаем третью строфу. О каких двух мирах говорит поэт? Как они взаимодействуют? Каким предстаёт внешний мир?

(Здесь два мира – внешний с наружным шумом и светом и внутренний, «таинственно – волшебный». Они вступают в противоречие, последствия которого могут быть опасны. Поэт призывает сохранить свой внутренний мир. Сказать, каким предстаёт внешний мир в стихотворении, невозможно. Это не плохой и не хороший мир, а просто – «наружный». Главное помнить, что если ты позволишь себя оглушить этим «шумом», то можешь не сохранить своей души, не услышать «пенья» своих дум).

10). Каким словом начинается и заканчивается стихотворение? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?

(Призывом «Молчи!..» начинается и заканчивается стихотворение, и этим же рефреном заканчивается каждая из трёх его строф. В этом слове содержится основная мысль стихотворения).

11). Слова какого стиля доминируют в стихотворении?

(В основном стихотворении использована нейтральная лексика с небольшими вкраплениями слов высоко стиля: «оне», «звезды`», «изреченная»).

12). Каким стихотворным размером написано стихотворение? Каковы особенности ритмики?

(I строфа написана трёхударными строками. II строфа начинается двумя четырёхударными строками, подготавливающими третью – пятиударную: «Поймёт ли он, чем ты живёшь?» Отрывистость спондея подчёркивает горечь вопроса. Затем следует опять четырёхударная строка: «Мысль изречённая есть ложь». Только так, с ударением на первом безударном ямбическом слоге, со спондеем в последней стопе может быть произнесена эта строка. И опять две трёхударные строки завершают II строфу, ритм которой напоминает ритм начала стихотворения. Трёхударные строки завершают и III строфу. Особенностью ритмики стихотворения является и то, что почти всегда ударная гласная подкрепляется такой же ударной гласной в глубине строки:

МолчИ, скрывайся и таИ
И чувства и мечты своИ

Особую музыкальность фразе придают и безударные гласные «и».

Пускай в душЕвной глубинЕ
Встают и заходят онЕ…

Таким образом созданию музыкальной гармонии служит такой приём, как ассонанс.

13). Стихотворение Тютчева касается внутреннего мира поэта, но имеет и общечеловеческое значение. Обращение к риторическому собеседнику усиливает это впечатление.

Человек перед лицом Мира – одна из важнейших тем творчества Тютчева – получила в «Silentium!» своё развитие.

8. Общий вывод. Какие ключевые понятия лирики Тютчева вы могли бы выделить?

(Космос и хаос, день и ночь, свет и мрак, радость и скорбь, гармония и бездна).

Подведём итоги. Поэтическое сознание Тютчева обращено прежде всего к «двойному бытию», к раздвоенности сознания и мира в целом, к катастрофической дисгармоничности всего сущего. Это обнаруживает мятежность бытия, лежащую в его основе. Такой мятежностью обладает и сам дух человека. Познание мира возможно, во-первых, в единичном, частном явлении, а во-вторых, во время перелома, в миге, во вспышке… Только миг даёт ощутить целостность и безграничность бытия. Понятно, почему Тютчева не привлекает процесс движения к идеалу. Поэт жаждет ощущения идеала как такового в едином мгновении. Он как бы сливает возможное и действительное. Лирик – мыслитель Тютчев был непревзойдённым мастером малой поэтической формы, его лучшие произведения состоят из 1-3 строф. Это не отрывки и не лирические фрагменты – каждое из них целостно, завершено внутри себя, вмещает содержание, равное по масштабу обобщений роману.

До встречи на занятиях.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 390; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!