Запись в тетрадь общих положений периодизации
Тема урока: Русская литература 20 века.
Мая
1. Размышляем над ВОПРОСАМИ (устно):
- Для чего человек читает? Что он может узнать из книг?
- Можно ли взять из книг какой-либо жизненный опыт, не повторять ошибок других?
- Как на примере героев можно воспитатель в себе какие-либо качества?
- Каких героев мы встречаем в произведениях?
2. Литературоведческий диктант. Раскрыть понятия (письменно):
Автор -
Художественный текст –
Художественный мир –
Читатель –
3. Сделайте конспект материала:
Всех писателей начала 20 века объединяет общая тема осмысления революции, которая соприкасается с проблемой интеллигенции, народа и культуры. Все писатели ищут истоки катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию, говорят о вине интеллигенции, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за свою страну.
Исторические события, последовавшие после Октября 1917 года, заставили многих писателей изменить свои взгляды: М.Горький был вынужден приспособиться к большевистской идеологии. И.Бунин и В.Короленко еще более утвердились в своих убеждениях и до конца дней не признавали советскую Россию.
Назовите известные вам литературные направления начала 20 века?
После 1917 г. в литературной жизни продолжали существовать литературные организации и группы писателей: футуристы, акмеисты, Пролеткульт и другие, сложившиеся в начале 1910-х годов. Появляются новые литературные группы и направления: «Кузница» (1921), «Серапионовы братья» (1919—1921), ЛЕФ (1923) и т.п.. Каждое из многочисленных литературных объединений старалось в своих декларациях утвердить право на существованиеи доказать, что именно оно способно наилучшим образом решить стоящие перед литературой задачи.
|
|
Каковы были причины возникновения столь многочисленных и разнохарактерных литературных групп? На первый план выдвигаются материально-бытовые: «Вместе было легче выжить в тяжелых обстоятельствах русской жизни тех лет, преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы и профессионального общения людей, причастных к литературе и искусству». В годы революции и гражданской войны активизировались «устные» формы литературной жизни.
Общество любителей русской словесности, среди председателей и членов которого были почти все известные русские писатели: Л. Толстой, В. Соловьев, В. Короленко, В. Вересаев, М. Горький, К. Бальмонт, Д. Мережковский, В. Брюсов, А. Белый, Вяч. Иванов, М. Волошин, Б. Зайцев, А. Куприн, Н. Бердяев.
Символизм как течение после Октября не развивался. А. Белый и Вяч. Иванов преподавали в Пролеткульте; молодые пролетарские писатели заимствовали у Белого символику, идеи космизма, урбанизма, но многое, разумеется, в том числе антропософия Белого, оставалась невостребованным. В 1921 г. ушел из жизни А. Блок, а в 1924 - В. Брюсов.
|
|
После Октября революция мыслилась ими как размах революционной стихии, как крестьянский социализм.
Акмеисты, в свое время объединившиеся в группу «Цех поэтов» (1911-1914), после Октября возобновляют активную организационную деятельность. Задача акмеизма - обретение равновесия между «земным» и «небесными» мирами.
Истинным вождем, душой этого направления был Н. Гумилев - поэт, прозаик, драматург, критик, солдат и путешественник.
Эстетика акмеизма с ее возвращением слову его предметного содержания, «эстетизацией земного» находила свое развитие у его признанных оставшихся в России мастеров - А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина, В. Нарбута, С. Городецкого.
«Ко двору» революционной власти пришлись футуристы. «Центрифуга», куда входили Б. Пастернак, Н. Асеев, существовала и в первые годы советской власти.
ЛЕФ. В этих условиях в конце 1922 г. образовалась группа ЛЕФ (Левый фронт искусства), куда входили В. Маяковский, Б. Арватов, В. Каменский, Б. Пастернак, Н. Асеев, В. Шкловский, О. Брик,
|
|
Лефовцы выдвинули теорию «социального заказа», идею «производственного» искусства. Эта группа афишировала себя как «гегемона» революционной литературы и нетерпимо относилась к другим группам. Они пришли к отрицанию художественной условности, а из литературных жанров признавали только очерк, репортаж, лозунг; отрицали вымысел в литературе, противопоставляя ему литературу факта. Отвергая принцип литературного обобщения, лефовцы тем самым умаляли эстетическую, воспитательную роль искусства. Характерное для Лефа социологическое понимание искусства обусловило интерес писателя к документальному, хроникальному кино. «Кинематограф и футуризм как бы идут навстречу друг другу», - отмечала критика тех лет. Движение киноленты ассоциировалось с движением истории или человеческой жизни.
Имажинизм. В январе 1919 г. С. А. Есенин, Р. Ивнев, А. Б. Мариенгоф, В.Г.Шершеневич и др., именовавшие себя «Верховным Советом Ордена имажинистов», выступили с изложением принципов нового, альтернативного футуризму (это оговаривалось специально) литературного направления - имажинизма. Предпосылками платформы этой группы были еще дореволюционные статьи В. Шершеневича об «имажионизме».
|
|
В отличие от футуристов, искавших стыка между искусством и социальной практикой, имажинисты провозглашали «победу образа над смыслом»: imagо (лат.) - образ.
«Поэт - это тот безумец, который сидит в пылающем небоскребе и спокойно чинит цветные карандаши для того, чтобы зарисовать пожар. Помогая тушить пожар, он становится гражданином и перестает быть поэтом», - писал В. Шершеневич.
Конструктивизм. Главным теоретиком литературного центра конструктивистов, созданного в конце 1924 г., стал К. Зелинский. Он полагал: «Конструктивизм - это математика, разлитая во все сосуды культуры». Декларация группы вышла под претенциозным названием: «ЗНАЕМ. Клятвенная конструкция (Декларация) конструктивистов-поэтов». В ней, в частности, говорилось:«Конструктивизм как абсолютно творческая (мастерская) школа утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы порознь вопят: звук, ритм, образ, заумь и т.д., мы, акцентируя, И, говорим: И - звук, И - ритм, И - образ, И - заумь, И - всякий новый возможный прием, в котором встретятся действительная необходимость при установке конструкции».
«Серапионовы братья». В начале февраля 1921 г. несколько молодых писателей при Петербургском Доме Искусств - образовали группу «Серапионовы братья» (по названию кружка друзей в одноименном романе Э. Гофмана). В нее вошли Вс. Иванов, К. Федин, Н. Тихонов, М. Зощенко, В.Каверин, Н. Никитин, М. Слонимский. Атмосфера была дружественной. «В комнате Слонимского каждую субботу собирались мы в полном составе и сидели до глубокой ночи, слушая чтение какого-нибудь нового рассказа или стихов, и споря о достоинствах или пороках прочитанного, - вспоминал К. Федин.- Мы были разные. Наша работа была непрерывной борьбой в условиях дружбы».
«Серапионы» уделяли большое внимание многообразию творческих подходов к теме, занимательности сюжетостроения
Пролеткульт. Ведущее место в литературном процессе послеоктябрьских лет заняла, как говорили тогда, пролетарская литература. Пролеткульт - это культурно-просветительные организации, студии литераторов, художников, актёров. Наиболее активную деятельность в первые годы революции развивали поэты и прозаики Пролеткульта. Оформившись 19 октября 1917 г. (т.е. за неделю до Октябрьской революции), он ставил своей целью развитие творческой самодеятельности пролетариата, создание новой пролетарской культуры.
Запись в тетрадь общих положений периодизации
Русская литература XX века прошла несколько периодов своего развития, каждый из которых отмечен своеобразием общественно политических условий и эстетических направлений.В периодизации литературы XX века учитываются эстетические, внутрилитературные и общественно-идеологические факторы. Рамки нового периода развития русской литературы XX века определяются началом века до 1916 г. 1917 г. – это не только год революции, перевернувшей все сферы действительности. К этому году дошли до своего завершения художественные процессы, начавшиеся еще на рубеже веков.
Второй период – 1917 – начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.
Третий период – 1930-е – первая половина 1950-х годов – отмечен утверждением административно-командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).
Вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х годов – новый этап, связанный с начавшимся кризисом политической системы (то «оттепель», то «застой»). В это время литературная практика ломает каноны соцреализма, выходит за его рамки. Происходит поворот к новым темам и проблемам, углубление психологизма, повышение внимания к нравственному миру человека.
Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!