A. Режиссерский комментарий на уроке в общеобразовательной школе как ключ к пониманию драмы.

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Историко-филологический факультет

Кафедра славянской филологии

 

 

РЕФЕРАТ

На тему:

«Изучение пьесы А.Н. Островского «Гроза» на уроке литературы в школе и режиссерский комментарий как ключ к пониманию драмы»

 

 

Выполнила:

Волкова Анастасия Сергеевна

ИФ04-1-06

 

 

Москва 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

a. Анализ пьесы А.Н. Островского «Гроза». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

b. Режиссерский комментарий как ключ к пониманию драмы на уроке в общеобразовательной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12


1. ВВЕДЕНИЕ

Целью моего реферата является анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза».

 В ходе работы следует выполнить ряд задач:

-изучить работы, связанные с анализом пьесы А.Н. Островского «Гроза»

-проанализировать пьесу А.Н. Островского «Гроза»,

-изучить работы, связанные с понятием режиссерского комментария при изучении драматических произведений в школе.

В ходе работы были исследованы несколько научных источников, а именно:

1. Басенко А.С. Режиссерский комментарий как методический прием на уроке литературы (на материале финала пьесы «Гроза» А,Н. Островского) // Вестник ТГУ. 2009. С. 53-56.

2. Журавлева А.И. «Гроза» А.Н. Островского // Русская трагедия: Пьеса А.Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002. С. 378-395.

3. Ларионова М.Ч. «Народная драма» А.Н. островского «Гроза» // Известия ТРТУ 2006. № 2(57). С. 49-54.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ   

A. Анализ пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Мы в нашем реферате при анализе драмы «Гроза» будем опираться на работу М.Ч. Ларионовой.

М.Ч. Ларионова в своей статье «Народная драма А.Н. Островского «Гроза» предлагает анализировать данное произведение с непривычной для традиционного литературоведения точки зрения, а именно – опираясь при анализе на фольклорный жанр сказки и обряда.

Причину этого М.Ч. Ларионова указывает в том, что, по мнению современников Островского «Гроза» - это драма «из народной жизни»[1] не только по причине того, что действие в ней происходит в купеческом городе и мещанском обществе, а так же потому, что эта пьеса явно имеет очень сильный фольклорный подтекст.

«Гроза» соотносится с народной лирической песней. В пьесе проявляются следующие фольклорные образы: калина – параллель образу героини, которую выдали замуж насильно за немилого человека, образ Калинова моста, перекинутого через «смрадную» речку Смородину, прямо соотносящегося с мрачным городом Калиновым, истинно «темным царством». Смрадному миру Калинова противопоставлен мир Катерины до её замужества, сказочный, светлый.

Конфликт в пьесе развивается по сюжету сказочного: «отлучка, запрет, нарушение запрета, похищение»[2]. Отлучка в пьесе – это отъезд мужа, соответствующий отъезду в сказке купца или отца по торговым или иным делам. Катерина, в отличие от сказочных героинь, предчувствует опасность и беду. «Тиша, на кого ты меня оставляешь? Быть беде без тебя!»[3] Катерина существует параллельно в двух мирах: в мире «темного царства» и в мире своего девичьего чистого и беззаботного «тридевятого царства».

Образ Катерины явно соотносится с образом Кабанихи, как считает А.И. Журавлева: «Обе они – максималистки <….> обе верят одинаково, только Кабаниха вся прикована к земле, а Катерина воплощает дух этого мира»[4].

Так же обе они наделяют предметы сакральным значением, особенно это явно видно в их отношении к ключу от садовой калитки. М.Ч. Ларионова утверждает, что мотив запирания двери для любовницы исходит отнюдь не из европейской литературы, а из русского фольклора. Кабаниха – как Яга стоит на страже входа в иное царство, ежедневно запирает его от посягательства чужих людей. Каждодневное запирание калитки является ритуальным действием. В сказках такая дверь является особой – её нельзя отпирать. Открывшего её ожидают несчастья. Катерина чувствует именно это свойство запретного ключа и поэтому боится его, поначалу стараясь всячески избегать взаимодействий с ним. Когда она соглашается с тем, что ключ можно взять и берет его – она обрекает себя на погибель так же, как девушка, «нарушившая запрет»[5] уходит ночью в сад и там происходит её похищение и, следовательно, гибель.

Персонаж, который ждет Катерину в этом саду – Борис – до сих пор не причислен исследователями однозначно к «темному царству» города Калинова или к его жертвам. Ассоциации с фольклорными нарративами и образами позволяет отнести Бориса в фольклорной «карте» города к персонажу «чужого». Бориса выдает его иностранная манера одеваться, говорить. Также Борис выступает в фольклорном образе «похитителя», змея-искусителя главной героини, молодой женщины. Змей является перед Катериной в образе привлекательного «заморского принца». Связь со змеем в итоге приводит к кончине героини.

Большое значение исследователь придает похожести свадебного и похоронного обрядов в русском фольклоре и находит подтверждение данному в пьесе.

Сцена свидания Бориса и Катерины в овраге является именно таким двойственным «обрядом». Катерина спускается в овраг в белом платке. Для нее он становится и подвенечным нарядом и погребальным саваном. Катерина уже состоит в браке, имеет мужа, свекровь. Но в её браке нет любви. «Настоящий» брак совершается там, в овраге, но он уже имеет поврежденность. Невеста, умирая, возрождается в новой будущей жизни, в новом качестве. Катерина же, «повенчавшись» с Борисом, наоборот, начинает искать смерти. Такой брак, утратив свою природную амбивалентность, ведет главную героиню пьесы к смерти и к обрыву.

 

 

        

 

 

a. Режиссерский комментарий на уроке в общеобразовательной школе как ключ к пониманию драмы.

Изучение драматических произведений в современной общеобразовательной школе сейчас имеет достаточно проблемный характер. А.С. Басенко в своей статье «Режиссерский комментарий как методический прием на уроке литературы (на материале финала пьесы «Гроза» А.Н. Островского)»[6] говорит о том, что пьеса «оживает» только при сценическом исполнении»[7] в силу её двойственной природы, принадлежности и литературе и театру.

Современная методика изучения драматических пьес предполагает их изучение в контексте просмотра различных театральных постановок, режиссерских концепций, фрагментов различных сцен. Однако, существует первоочередная проблема восприятия драматургических текстов: В.Е. Хализев говорит о том, что любое драматургическое произведение в сознании читателя предстает в виде спектакля. Читатель не только воспринимает сам текст, но и погружается в мир произведения, создает воображаемые декорации действия, происходящего в пьесе, неким образом «режиссирует» действие пьесы и впечатление от нее, производимое на читателя полностью зависит от со-творчества читателя и автора. Читатель в таком случае выступает не только в роли зрителя и слушателя, но и режиссера. Такое восприятие и такое прочтение драматургических произведений очень важно для их более глубокого понимания и осмысления.

На уроках литературы в школе в этом может помочь такой методический прием как режиссерский комментарий.

Под режиссерским комментарием А.С. Басенко понимает « интерпретацию произведения от имени воображаемого режиссёра»[8].

Режиссерское комментирование текста может быть полезно и эффективно на таком этапе изучения произведения, когда основная композиция текста уже разобрана, изучен сюжет, образы героев, их жизненные установки, система персонажей. Одним словом, когда уже произошло комплексное узнавание текста на достаточно глубинном уровне. Именно на данном этапе метод режиссерского комментария будет наиболее эффективным.

Что из себя представляет режиссерский комментарий как таковой?

А.С. Басенко говорит о цели режиссерского комментирования, как о «попытке не только найти ключ к пониманию отдельно взятой драматической сцены (явления), но и всего произведения в целом, представить свое видение пьесы».[9] Этому способствует несколько этапов:

Во-первых, необходимо выбрать отдельную сцену и понять её идейное содержание, «сверхценность»[10], определить место и уровень значимости для композиции произведения. Учащимися производится анализ выбранной ими сцены.

Во-вторых,  необходимо «визуализировать» выбранную сцену. Задача - понять мотивировку поступков, реплик героев, авторских ремарок, увидеть декорации, костюмы, внешность персонажей. На данном этапе задача состоит в активизации творческой деятельности у учащихся. Можно использовать данные, выведенные на прошлом этапе, а именно логику драматического действия, образы, характеры действующих лиц, мотивировку их поступков. Все полученные данные ложатся в основу «рисунка роли», - «пластического решения действия в пространстве, то есть расположения и перемещения действующих лиц на сцене, продумывание музыкального и светового оформления действия»[11].

Наконец,  на третьем этапе учащиеся оформляют свои художественные замыслы и предположения в режиссерский комментарий. Он выглядит как «текст, в котором даётся описание и объяснение выбранного сценического решения»[12].

В качестве примера режиссерского комментария А.С. Басенко приводит фрагмент из седьмого явления пятого действия пьесы А.Н. Островского «Гроза».

«Явление седьмое.

Те же и Кулигин.

Ночь. Издалека слышна кукушка. Ярко светит луна. На водной глади серебрится лунная дорожка (явление природы), символизируя мирное течение жизни. Луч лунного света освещает только тело Катерины в центре сцены, бросая чёрную тень на всех стоящих вокруг (Кабаниху, Тихона, калиновцев). Кабанова стоит поодаль, рядом с ней Тихон, народ толпится на другом краю сцены.

К у л и г и н (Кабанихе, не боясь её гнева). Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! (Кладет на землю и убегает.)

Кукушка замолкает. Повисает пауза.

К а б а н о в (после паузы, опомнившись, бросается к Катерине, исступленно кричит). Катя! Катя!

К а б а н о в а (грозно). Полно! Об ней и плакать-то грех!

К а б а н о в (полушёпотом, смотрит на Катерину). Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы...

К а б а н о в а (гневно, но не кричит). Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь!

К а б а н о в (во весь голос, громко, поворачиваясь к матери). Вы ее погубили! Вы! Вы!

К а б а н о в а (сыну, сквозь зубы, зло). Ну, я с тобой дома поговорю. (Низкокланяется народу, не сводя глаз с толпы, совершенно спокойным голосом).Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу! (Все кланяются. Кабанова готова уходить со сцены, поворачивается спиной к происходящему).

К а б а н о в (в глубоком потрясении, смотрит на Катерину) Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (смотрит на луну, тихо плачет от бессилья). Луна заходит за облако. Сцена (весь город Калинов) медленно погружается в темноту. Занавес»[13]

Таким образом, режиссерский комментарий является хорошим помощником в изучении драматических произведений в школе благодаря более глубокому погружению в структуру пьесы, являющееся не только литературным произведением, но и театральным.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение научной литературы по теме «Изучение пьесы А.Н. Островского «Гроза» на уроке литературы в школе и режиссерский комментарий как ключ к пониманию драмы» позволяет нам сделать несколько выводов:

1. Возможен анализ пьесы А.Н. Островского «Гроза» с использованием фольклорных мотивов и традиций.

2. Режиссерский комментарий, используемый на уроках литературы в школе, применяемый во время изучения драматических произведений, помогает сформировать читательскую культуру, развить творческую фантазию, художественный взгляд.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Источники:

1. Гроза : Бесприданница / А. Н. Островский. Магнитогорск, 1999. 140 с.

Научная литература:

1. Басенко А.С. Режиссерский комментарий как методический прием на уроке литературы (на материале финала пьесы «Гроза» А,Н. Островского) // Вестник ТГУ. 2009. С. 53-56.

2. Журавлева А.И. «Гроза» А.Н. Островского // Русская трагедия: Пьеса А.Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002. С. 378-395.

3. Ларионова М.Ч. «Народная драма» А.Н. островского «Гроза» // Известия ТРТУ 2006. № 2(57). С. 49-54.

 


[1] М.Ч. Ларионова, «Народная драма» А.Н. островского «Гроза» // Известия ТРТУ 2006. № 2(57). С. 49

[2] Там же. С. 49.

[3] Гроза : Бесприданница / А. Н. Островский. Магнитогорск, 1999. С. 23.

[4] Журавлева А.И. «Гроза» А.Н. Островского // Русская трагедия: Пьеса А.Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002. С. 379.

[5] М.Ч. Ларионова, «Народная драма» А.Н. островского «Гроза» // Известия ТРТУ 2006. № 2(57). С. 50.

[6] Басенко А.С. Режиссерский комментарий как методический прием на уроке литературы (на материале финала пьесы «Гроза» А,Н. Островского) // Вестник ТГУ. 2009. С. 53.

[7] Там же. С. 53.

[8] Там же. С. 54.

[9] Там же. С. 55.

[10] Там же. С. 55.

[11] Там же. С. 55.

[12] Басенко А.С. Режиссерский комментарий как методический прием на уроке литературы (на материале финала пьесы «Гроза» А,Н. Островского) // Вестник ТГУ. 2009. С. 55.

[13] Басенко А.С. Режиссерский комментарий как методический прием на уроке литературы (на материале финала пьесы «Гроза» А,Н. Островского) // Вестник ТГУ. 2009. С. 56.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!