Философские школы Древнего Китая



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Факультет телевидения, дизайна и фотографии

Кафедра телевидения

РЕФЕРАТ (КУРСОВАЯ РАБОТА)

По дисциплине «Философия»

на тему: особенности философии Древнего Китая

 

по направлению подготовки 42.03.04 - Телевидение

Выполнила:

Студентка гр. 2031а

Лобанова Алина Олеговна

Проверил:

Доц., к.ф.н.

Веремчук Алла Сергеевна

 

 

Санкт-Петербург

2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….…………..………….…………..…3

ГЛАВА 1. Философия Древнего Китая…………………………….…..………...5

1.1.  Особенности развития философии в Китае………………………………....…

1.2. Философские школы Древнего Китая: конфуцианство и даосизм.……..…...8

ГЛАВА 2. Основные проблемы, поставленные древнекитайскими мыслителями

2.1. Природа знания и логические идеи……………………………………..…....10

2.2. Природа человека ………………………….............…………..……………...14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..………………………………………………..……………..16

Список литературы…………………………………………………........................18

 

ВВЕДЕНИЕ

Китай – очень древняя страна, имеющая богатую культуру и особую философию. Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют цивилизацией Китая.

Культура Древнего Китая заложила основу дальнейшего культурно- исторического развития китайской цивилизации. Характерную особенность древнекитайской цивилизации составлял культ образованности и грамотности. Основные направления философско-теоретического мышления Древнего Китая придавали исключительную важность гуманитарному фактору, признавали человека венцом природы и ставили его вровень с небом и землей. В этой космической триаде человек, как связующее звено, обусловливал единство мира. Непреходящие ценности общечеловеческой морали заключены в идеях раннего конфуцианства об изначальной доброте человеческой природы. Только сейчас человечество стало осознавать актуальность экологического мышления, которым проникнута вся философия Древнего Китая.

Цель реферата – всесторонне изучить особенности Древнего Китая.

Задачи:

· Изучить особенности древней китайской философии

· Изучить основные философские школы Древнего Китая

· Познакомиться с основными проблемами, поставленными древнекитайскими мыслителями

· Познакомиться с философией древних китайских мыслителей

 

 

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Особенности развития философии в Китае

Китайская философия берет свое начало с XIII-VII веков до нашей эры. Развитие философской мысли в Древнем Китае можно разделить условно на два периода: этап зарождения философских воззрений VIII‒VI вв. до н. э., этап соперничества «ста школ» VI‒III вв. до н. э. Именно в эти периоды времени зарождаются первые философские идеи и мировоззренческие представления. Природные, общественные явления и сам человек объясняются существованием небесного существа. Для древних китайских мудрецов небо представлялось родоначальником и силой, определяющей жизнь человека и общества.

Тенденция материализма нашла свое развитие в своеобразном натурализме, представлениях о взаимосвязи природного, физического и социального, человеческого мира. В «Книге истории» описано положение древнекитайской философии о пяти природных стихийных началах, которые в своем сочетании создают все чувственно воспринимаемые качества и свойства вещей. Этими началами являются огонь, вода, металл, дерево, земля.   

Следующее важное положение – учение о противоположных и одновременно с этим дополняющих друг друга силах – инь и ян. Инь – это космическая сила, представляющая из себя женское начало, мрак, холод, пассивность, но вместе с тем влажность, мягкость. Ян же обозначает космическую силу мужского начала – активного, жаркого, яростного, твёрдого, сухого. Стоит так же сказать об эфире – «ци», который, сгущаясь, образует тяжелые женские частицы – «инь-цы», а воспаряясь, очищаясь, – легкие, мужские частицы – «ян-ци». Взаимодействие и взаимосвязь сил – инь и ян – порождают сначала пять первостихий, а после становятся источником существования всех вещей и предметов мира.

Специфические особенности китайской философии связаны с ее особой ролью в острой общественно-политической борьбе, которая была в многочисленных государствах Древнего Китая периодов «Весны и осени» и «Сражающихся царств». Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов, как это было, например, в Древней Греции. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Философы, первооснователи и распространители разных школ, странствующие конфуцианские проповедники, представлявшие весьма влиятельный общественный слой, нередко являлись министрами, сановниками, послами. Это привело к тому, что вопросы управления страной, отношений между различными классами и социальными группами населения в обществе, регламентации отношений между «верхами» и «низами», а также внутри господствующего класса, вопросы этики, ритуала заняли господствующее место в китайской философии и определили сугубо практический подход к жизни общества. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами — вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Поэтому китайские мыслители и древности и средневековья уделяли много внимания проблемам управления страной, построению различных социальных утопий, выработке планов идеального общества, причем эти утопии, как правило, основывались на идеализации глубокой древности, на призывах возврата к «золотому веку» совершенно мудрых правителей — Яо, Шуня и Вэнь-вана.

Таким образом, оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузила ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснение природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большого развития. Они лишь были поставлены в общем виде представителями материалистического направления, прежде всего представителями школы «инь — ян», или натурфилософами, моистами и в известной мере даосизмом.

Обособленность древнекитайской философии от естествознания и неразработанность вопросов логики являются одной из главных причин того, что формирование философского понятийного аппарата шло довольно медленно. Для большинства китайских философских школ метод логического анализа остался фактически неизвестным. Лишь поздние моисты и в какой-то мере Сюнь-цзы и Хань Фэй-цзы приблизились к его пониманию и практическому использованию в своих рассуждениях. К этому надо добавить, что и иероглифический характер китайской письменности также является определенным сдерживающим фактором в выработке абстрактных категорий и философско-логической терминологии.

Наконец, для китайской философии была характерна тесная связь с мифологией.

 

Философские школы Древнего Китая

Самыми влиятельными в древнекитайской философии были конфуцианство, даосизм, школа натурфилософии и школа имен.

Конфуцианство

Конфуций (551-479 гг. до. н. э.) является основателем самого значительного философского учения в Китае. Это учение сохранилось в книгах, записанных его учениками («Великая наука», «Учение о Середине», «разговоры Конфуция»). В сферу интересов мыслителя входили — моральное поведение и образ морального человека, которого он именовал благородным мужем (цзюань цзы). Именно идеальная добродетельная личность, согласно учению философа, должна была управлять обществом. Самая краткая формулировка учения Конфуция содержится в словах: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Этой мыслью философ хотел сказать, что все сместилось со своих традиционных мест и теперь должно вернуться в прежнее состояние.

Конфуций высшей целью существования человека видел в поиске и осуществлении в жизни воли Бога, закона Его, то есть в проявлении истинной, нравственной сущности нашего «я». А самым важным считал – знать смысл жизни, цель ее, к которой нужно стремиться, ее истинное назначение, а потом уже, исходя из этого, принимать решение о том, какой избрать себе путь.  Когда дух спокоен и невозмутим, человек будет обладать тем счастьем и благом, которых ничто не в состоянии будет нарушить: «Все вещи находятся в нас. Нет большей радости, чем при самопостижении обнаружить искренность…». И только тогда человек может размышлять о сущности вещей и составлять правильно свои суждения.

Конфуцием сформулировано золотое правило этики, которое гласит: Есть такое слово, и это слово «шу», которое означает то, чтобы не делать другим того, чего не желаешь себе. Мыслитель первым описал совесть и даже дал ей собственное название – жень (человеколюбие, гуманность). Благородный муж думает о долге, а низкий человек – о корысти. Человек духовный в другом человеке видит то же, что заложено в нем самом. Зло ошибки заключается не в том, что она бывает, а в том, что люди, совершив ошибку, не стремятся ее исправить. Другая добродетель – ли – категория, которая регулировала отношения между людьми в различных сферах жизни и означала следование порядку, этикету, ритуалу, соблюдение полного послушания. Важнейшим для конфуцианства был принцип сяо – сыновней и братской почтительности. Он строго регламентировал отношения отцов и детей, начальников и подчиненных, а для соблюдения субординации был выработан принцип справедливости и исправности – и. Благородный муж так же должен был обладать качеством чжи, то есть мудростью, знанием и ученостью.

Основные положения своего философско-этического учения Конфуций переносит на область политики и управления государством на основе добродетели и ритуала.

Даосизм

Даосизм представляет собой важнейшую традицию Китая, единую в двух уровнях – религиозном и философском. Главными направлениями и объектами философии даосизма являются онтология (природа, космос), антропология (человек как телесное и духовное существо), этика (поиск идеальной формы поведения), политическая философия (учение об идеальном правителе).

Основателем даосизма является Лао-цзы (VI-V вв. до н. э.). В основе этого, по сути дела, натурфилософского мировоззрения положено учение о дао. Дао – это первоначало, первооснова, порождающая все сущее, субстанция всех вещей и завершение всего происходящего в мире. Дао как бы порождает вещи; это «глубочайшие врата рождения», «корень неба и земли». Дао выступает как жизненная сила, путь и закон, которому следует небо, земля и человек. Постоянное и бесконечное в своем движении оно означает возвращение к своему истоку. Дао, скорее, сила физическая. Натурфилософское понимание дао переносится его сторонниками на представления об обществе, государстве и нравственном идеале.

    Общественные конфликты и расстройства социума даонисты объясняют тем, что люди и прежде всего правители перестают следовать природному дао. Нравственный идеал виделся в совершенно мудром человеке, достижении добродетели через познание дао, освобождение от страстей и желаний, отказ от славы и знатности. Действовать следует в соответствии с законами природы, не переступая в своих поступках пределов необходимого, меры. Избегайте желаний и стремлений, так как это принесет покой, и порядок в стране установится сам собой.

Парадокс феномена не деяния состоит в том, что управление осуществляется через не управление, это действие как бы автоматическое, стихийное, когда не отдается приказаний, а действие совпадает с естественным ходом вещей, с природными процессами. Налицо обращенность к природно-социальному идеалу, к укорененному ритуалу поведения. Совершенно мудрый человек вырабатывает способность видеть естественное дао, проникать в сущность вещей и жизненные принципы переносить на человеческую, Поднебесную, государство, правителей. Принципы: не деяние, не учение, не именование, ненасилие. Они позволяют человеку восстановить телесное, духовное и идеальное триединство. Категории бытия и небытия имеют фундаментальное значение в философии и культуре всех народов.

Три идеи, которые составляют основу учения даосистов, по мнению специалистов:

1) все явления (включая человека) сплетены в единую суть взаимовлияющих сил, как видимых, так и невидимых. С этим связана даосская идея «потока» – всеобщего становления и изменения;

2) примитивизм (представление о том, что человек и общество улучшатся, если вернуться к первозданной простоте с ее минимумом дифференциации, учености, активности);

3) вера, что люди посредством различных методов – мистического созерцания, диеты, различных практик, алхимии – могут достичь совершенства, которое проявляется в долголетии (бессмертии), сверхъестественных способностях, возможности познать силы природы и овладеть ими.

Даосская этика утверждала следующие правила: экономно расходовать жизненные силы; следовать жизненному пути животных; совершить 1200 добрых дел подряд; воздерживаться от насилия, лжи, зла, краж, излишеств, алкоголя.

Достигших идеала в даосизме называли совершенномудрыми старцами, или шэнь жэнь. Согласно легендам, они победили время и обрели бесконечное долголетие.

 

     

 

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!