Раздел процедур или функций (подпрограмм).



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 


Учебное пособие

По дисциплине «Информатика»

для студентов дневного отделения

всех специальностей

 

Нижний Новгород

2008


 

 

Учебное пособие составлено в соответствии с рабочими программами по дисциплине «Информатика» для специальностей «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Менеджмент (по отраслям)», «Программное обеспечение ВТ и АС»

 

 

Автор:           Атмайкина Г.Н. - преподаватель ГОУ СПО «Нижегородский

экономико-правовой колледж»

Рецензент:       Аношкина Н.Б. - преподаватель ГОУ СПО «Нижегородский

экономико-правовой колледж»

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА ПАСКАЛЬ 5

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЯЗЫКА ПАСКАЛЬ 5

ДАННЫЕ В ПАСКАЛЕ 5

ТИПЫ ДАННЫХ 6

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 9

ВЫРАЖЕНИЯ 10

ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА ПАСКАЛЬ 13

ПУСТОЙ ОПЕРАТОР 14

СОСТАВНОЙ ОПЕРАТОР 14

ОПЕРАТОРЫ ВВОДА READ И READLN 15

ОПЕРАТОРЫ ВЫВОДА WRITE И WRITELN 15

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМОЙ ВЫВОДА ДАННЫХ 16

ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ 16

БЕЗУСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР 17

УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР 18

ОПЕРАТОР ВАРИАНТА (ВЫБОРА) CASE 20

ОПЕРАТОРЫ ЦИКЛА 22

СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ 25

МАССИВЫ (РЕГУЛЯРНЫЙ ТИП) 26

УПАКОВАННЫЕ МАССИВЫ 30

СТРОКОВЫЙ ТИП ДАННЫХ (STRING) 30

ЗАПИСИ (КОМБИНИРОВАННЫЙ ТИП) 33

МНОЖЕСТВА (МНОЖЕСТВЕННЫЙ ТИП) 36

ПОДПРОГРАММЫ В ПАСКАЛЕ 40

ПП-ПРОЦЕДУРЫ 41

ПП-ФУНКЦИИ 43

ЛИТЕРАТУРА 46


ВВЕДЕНИЕ

 

Алгоритмический язык высокого уровня Паскаль, названный в честь французского математика и философа Блеза Паскаля, был создан в 1968-1971 гг. Николаусом Виртом в высшей технической школе в Цюрихе.

Созданный специально для обучения программированию язык оказался чрезвычайно удачным и сразу же привлек внимание специалистов. В короткое время язык Паскаль приобрел широкую популярность во всем мире. К основным достоинствам языка следует отнести:

1. Легкость реализации на ПК.

2. Возможность достаточно полного контроля правильности программы, как на этапе компиляции, так и на этапе выполнения.

3. Возможность удовлетворения требования структурного программирования, которое позволяет записывать достаточно сложные алгоритмы в компактной и наглядной форме.

4. Наличие набора структурных типов данных: массивов, записей, множеств, файлов.

К недостаткам можно отнести отсутствие операции возведения в степень.


ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА ПАСКАЛЬ

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЯЗЫКА ПАСКАЛЬ

Алгоритмический язык – это набор символов языка (алфавит языка), система правил составления из этих символов конструкций языка (синтаксис языка) и система правил истолкования этих конструкций (семантика языка).

Алфавит языка Паскаль содержит следующие символы:

- строчные и прописные буквы латинского алфавита;

- арабские цифры от 0 до 9;

- специальные символы ( +, - , *, ; , :, «, /, ‘, =, [ ], ( ), < >, !, ?, пробел и др.);

- буквы русского алфавита (для написания комментариев и подсказок).

Текст программы, записанный с помощью символов алфавита языка, представляет собой последовательность строк.

Для обозначения объекта программы используется идентификатор.

Идентификатор (имя) – это любая последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. Рекомендуемая максимальная длина идентификатора - 8 символов.

ДАННЫЕ В ПАСКАЛЕ

Данные – это формализованное представление информации, пригодной для обработки. Каждый элемент данных в программе является либо переменной, либо константой.

Константа - это величина, значение которой не меняется в процессе выполнения программы. Константы могут быть представлены либо непосредственно своими значениями, либо идентификатором. В последнем случае к ней можно обращаться по имени.

Синтаксис определения констант – это раздел описания констант, запись которого начинается со служебного слова CONST. Тип константы определяется её записью.

 

 

CONST                                                     

     имя = ± константа;                             

Например:               CONST

E =2.72;

Переменные – это величины, значения которых могут изменяться в процессе выполнения программы. Переменные должны быть представлены в программе идентификатором.

Синтаксис определения переменных - это раздел описания переменных, запись которого начинается со служебного слова VAR (variables – переменные). С помощью описания устанавливается не только факт существования переменной, но и задается её тип. В одном разделе можно описать несколько переменных.

VAR                                                 

идентификатор 1, идентификатор 2, …, идентификатор N:тип;

Например:      VAR

A, B, C: INTEGER;

    

ТИПЫ ДАННЫХ

Любая переменная или константа в программе связана с определением типов данных, причем эта связь не может меняться во время выполнения программы.

Тип - это множество значений плюс множество операций над ними.

1. СТАНДАРТНЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ (скалярные).

1. Целый тип – INTEGER.

2. Вещественный тип – REAL.

3. Символьный тип – CHAR.

4. Логический тип (булевский) – BOOLEAN.

Целый тип - INTEGER

Значение – все целые числа в диапазоне от -32768 до 32767.

Константы целого типа – это любые числа записанные без десятичной точки:

Например: 55, -14.

Переменные, принимающие в качестве своих значений константы целого типа, относятся к целому типу.

Вещественный тип - REAL

Значение – все числа, которые имеют дробную часть.

Константы вещественного типа могут быть представлены в двух формах:

1) с фиксированной точкой (-27.3)

2) с плавающей точкой (4Е – 05 (4*10-5), 0.62Е+02 (0.62*102))

Переменные, принимающие в качестве своих значений числа с фиксированной или плавающей точкой, относятся к вещественному типу.

Символьный тип - CHAR

Константа символьного типа – это любой символ алфавита, заключенный в апострофы:     

Например: ‘W’, ‘№’

Переменные, принимающие в качестве своих значений константы символьного типа, относятся к символьным переменным.

Строковая константа – строка символов, заключенная в апострофы.

Например: ‘TRUE’, ‘Группа 1 курса’

Логический тип - BOOLEAN

Значение – истина или ложь.

Константы логического типа – это TRUE (истина) и FALSE (ложь).

Переменные, принимающие в качестве своих значений константы логического типа, относятся к логическим переменным.

 

2. ТИПЫ ДАННЫХ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ.

В языке Паскаль программист имеет возможность определять новые типы данных. Причем делать это нужно как непосредственно при описании переменных, так и в специальном разделе описания типов, который обязательно должен располагаться перед разделом описания переменных.

TYPE

    идентификатор=тип;

Перечисляемый тип

Определяется, как упорядоченный набор идентификаторов, заданных путем их перечисления.

TYPE

    перечисляемый тип=(значение типа 1, …, значение типа N);

VAR

    идентификатор переменной:перечисляемый тип;

 

Например:           TYPE

                        CHISLA=(0,1,2,3,4,5,6,7,8,9);

              VAR

                        A:CHISLA;

Ограниченный тип

Определяется путем наложения ограничения на стандартный тип или определенный ранее пользователем тип.

TYPE

ограниченный тип::=минимальная константа..максимальная константа;

VAR

идентификатор переменной:ограниченный тип;

: : - могут отсутствовать.

Ограничения определяются заданием диапазона: минимальная константа - нижняя граница диапазона, максимальная константа - верхняя граница диапазона.

Константы должны быть одного и того же типа. Тип константы может быть любым стандартным типом кроме вещественного.

Например:

TYPE

CHISLA=0..9;

VAR

A:CHISLA;

Если константы имеют стандартный тип, то описание ограниченности типа можно делать в разделе переменных.

Например:               VAR

A:0..9;

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа на языке Паскаль состоит из заголовка программы, который начинается со служебного слова PROGRAM и собственно программы. Заканчивается программа точкой.

PROGRAM имя;

     ПРОГРАММА.

Программа содержит разделы описаний и раздел операторов.

Разделы описаний обязательно располагаются в следующем порядке:

Раздел меток.

LABEL

число 1, число 2, …, число N;

где число 1, …, число N - целые числа без знака;

Любой оператор в программе можно выделить, поставив перед ним метку – целое число без знака, содержащее не более 4 цифр (от 1 до 9999). Метка от оператора отделяется двоеточием (метка: оператор;).

Раздел констант.

CONST                                                 

имя = ± константа;

Раздел типов.

TYPE

идентификатор = тип;

Раздел переменных.

VAR                                                       

идентификатор 1,идентификатор 2,…,идентификатор N:тип;

Раздел процедур или функций (подпрограмм).

PROCEDURE (FUNCTION);                                                    

Этот раздел присутствует в программе, если программист помимо стандартных процедур и функций определяет свои, являющиеся самостоятельными программными единицами, к которым осуществляется обращение из основной программы с помощью указания имени этой процедуры или функции и ее параметров.

Любой из вышеперечисленных разделов может отсутствовать.

Раздел операторовпредставляет собой так называемый составной оператор, который включает в себя последовательность выполняемых операторов, разделенных точкой с запятой, и ограниченных операторными скобками – BEGIN и END.

 

В любое место программы могут быть включены комментарии. Комментарий – это любая последовательность символов, заключенных в фигурные скобки – {комментарии} или в ограничители вида – (*комментарий*). Комментарий не определяет никаких действий программы и является лишь пояснительным текстом. Программист пишет комментарии не для ПК, а для себя. Комментарий придает тексту программы большую ясность. Хорошо откомментированные программы называют самодокументированными. Во многих таких программах объем комментариев превышает объем вычислительных операторов.

ВЫРАЖЕНИЯ

Арифметические выражения.

Арифметическое выражение задает правило вычисления значения переменных. Выражение строится из констант, переменных, операций, функций, разделенных знаками арифметических операций и круглыми скобками. Тип выражения совпадает с типом результата.

При составлении выражений следует выполнять следующие правила:

1. Нельзя записывать подряд два знака арифметических операций.

        нельзя: A+-B 

        нужно: A+(-B) 

2. Не допускаются верхние и нижние индексы, «двухэтажные» дроби.

        нельзя:  x1, x2,     

        нужно: x1, SQR(X), 1/2

3. Можно использовать скобки только круглого типа.

4. Вычисления выполняются слева направо, в соответствии со старшинством операций. Если присутствуют круглые скобки, то сначала выполняются действия в скобках.

Порядок выполнения действий в арифметическом выражении:

1. Вычисление значений функций.

2. Смена знака (-).

3. Умножение, деление, операции DIV, MOD.

4. Сложение, вычитание.

Операция возведения в степень в языке Паскаль отсутствует. Для выполнения этой операции используется следующая математическая формула:

На Паскале это будет выглядеть так:

   XY =EXP(Y*LN(X))                     

Например:               X5 = EXP(5*LN(X))

Логические выражения.

Логическое выражение задает правило для вычисления логического значения TRUE и FALSE. Выражение строится из логических данных (логических функций, констант, переменных, операций отношения (сравнения)), связанных логическими операциями.

Порядок выполнения действий :

1. Операция отрицания - NOT.

2. Умножение, деление, операции DIV, MOD, логическое умножение – AND.

3. Сложение, вычитание, логическое сложение – OR.

4. Операции отношения (<, >, <=, >=, =, <>) - имеют самый низкий приоритет, поэтому их следует заключать в круглые скобки.

Таблица основных стандартных функций языка и некоторых операций

Функция Назначение Тип аргумента Тип функции
PI Число p=3,1415926536 - REAL
ABS(X) Абсолютное значение Х ( |x| ) REAL INTEGER REAL INTEGER
SQR(X) Квадрат Х (х2) REAL INTEGER REAL INTEGER
SIN(X) Синус Х REAL INTEGER REAL REAL
COS(X) Косинус Х REAL INTEGER REAL REAL
ARCTAN(X) Арктангенс Х REAL INTEGER REAL REAL
EXP(X) Экспонента Х (ех) REAL INTEGER REAL REAL
EXP10(X) 10 в степени Х (10х) REAL INTEGER REAL REAL
LN(X) Натуральный логарифм Х (ln x) REAL INTEGER REAL REAL
LOG(X) Десятичный логарифм Х (lg x) REAL INTEGER REAL REAL
SQRT(X) Квадратный корень из Х ( ) REAL INTEGER REAL REAL
TRUNC(X) Ближайшее целое, не превышающее Х по модулю REAL INTEGER
ROUND(X) Округление Х в сторону ближайшего целого REAL INTEGER
ODD(X) TRUE – если Х – нечетное FALSE – если Х– четное INTEGER BOOLEAN
ORD(X) Определение номера символа языка Паскаль в десятичной системе счисления CHAR INTEGER
CHR(X) Определение символа языка Паскаль по его порядковому номеру INTEGER CHAR
A DIV B Вычисление частного при делении А на В INTEGER INTEGER
 A MOD B Вычисление остатка при делении А на В INTEGER INTEGER
INT(X) Целая часть Х INTEGER REAL REAL REAL
FRAC(X) Дробная часть Х INTEGER REAL REAL REAL
PRED(X) Нахождение элемента, являющегося предыдущим для данного (в перечне допустимых элементов) INTEGER BOOLEAN CHAR INTEGER BOOLEAN CHAR
SUCC(X) Нахождение элемента, являющегося следующим для данного (в перечне допустимых элементов) INTEGER BOOLEAN CHAR INTEGER BOOLEAN CHAR

 

PRED(TRUE)=FALSE

SUCC(FALSE)=TRUE

Если аргумент целый, то Y:=PRED(X) ≈ Y:=X-1

Y:=SUCC(X) ≈ Y:=X+1

 

 

ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА ПАСКАЛЬ

Операторы языка Паскаль предназначены для обмена информацией между пользователем и ПК. Все данные, поставляемые компьютеру, организуются в файлы. Файлами являются:

                        программа пользователя;

                        наборы исходных данных, для этой программы;

                        наборы результатов выполнения программы;

Для ввода в программу исходных данных и вывода результатов используются два стандартных файла:          INPUT   – для ввода данных;

                             OUTPUT – для вывода данных.

Можно считать, что вычислительный процесс осуществляется преобразованием текстового файла INPUT в файл OUTPUT. Эти файлы могут записываться в заголовке программ.

PROGRAM P1 (INPUT, OUTPUT);

 

 

По умолчанию они имеют следующие описания.

TYPE

TEXT = PACKED FILE OF CHAR;

VAR

INPUT, OUTPUT: TEXT;

ПУСТОЙ ОПЕРАТОР

Синтаксис оператора:

N:;                             где N – метка.

 

Пустой оператор не задает в программе никаких действий, чаще всего встречается с меткой и ставится в конце составного оператора или программы.

СОСТАВНОЙ ОПЕРАТОР

Синтаксис оператора:

 BEGIN

     оператор 1;

     оператор 2;

     ………….. ;

     оператор N

END;

Составной оператор задает последовательность операторов, заключенную в операторные скобки BEGIN и END. Точка с запятой не ставится после слова BEGIN, между последним оператором составного оператора и словом END. Выполнение составного оператора заключается в последовательном выполнении входящих в его состав операторов. Выход из составного оператора осуществляется либо через его закрывающуюся операторную скобку, либо с помощью оператора перехода по метке, находящейся вне составного оператора.

ОПЕРАТОРЫ ВВОДА READ И READLN

Синтаксис операторов:

READ (V1,V2, ...,VN);

READLN (V1,V2, ...,VN);                     READ LINE (читать строку)

где V1, V2, …, VN – список переменных

 

 Оператор ввода обеспечивает чтение данных из стандартного файла INPUT и присвоение прочитанных значений соответствующим переменным в порядке их следования. Типы вводимых значений должны соответствовать типу соответствующих переменных.

В качестве элементов списка ввода можно использовать только переменные вещественного, целого и символьного типов. Вводимые значения отделяются друг от друга пробелами или располагаются на строках разного уровня.

Оператор READLN выполняет действия, аналогичные оператору READ, но после ввода последней переменной из списка ввода осуществляется переход к началу новой строки файла INPUT. Оператор READLN без списка ввода реализует переход к началу новой строки.

ОПЕРАТОРЫ ВЫВОДА WRITE И WRITELN

Синтаксис операторов:

WRITE (E1,E2, ...,EN);

WRITELN (E1,E2, ...,EN);                   WRITE LINE (писать в строку)

где E1, E2, ..., EN - список выводимых выражений.

 

Оператор вывода осуществляет вывод значений выражений, указанных в списках вывода, в стандартный файл OUTPUT. Вид печатаемой единицы данных определяется типом соответствующего выражения.

Оператор WRITELN выполняет те же действия, что и оператор WRITE, но после вывода последнего выражения из списка вывода осуществляется переход на новую строку. Для того чтобы пропустить на экране строку нужно использовать оператор WRITELN без параметров, т. е. WRITELN.

При выводе на экран нескольких чисел в строку они не отделяются друг от друга пробелами.

 

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМОЙ ВЫВОДА ДАННЫХ

Если программиста не устраивает стандартная форма вывода, то он использует средства управления печатью (указатели форматов вывода). Для этого в Паскале используют две положительные целые величины:

ширина поля вывода (количество позиций на экране, отводящихся для вывода данного выражения), которая указывается через двоеточие после соответствующего выражения в операторе вывода;

точность представления (количество цифр в дробной части числа), которая указывается через двоеточие после ширины поля вывода.

В этом случае оператор вывода имеет вид:

WRITE(LN) (E1:M1:N1,E2:M1:N1, ...,EN:MN:NN);

где   MI (I=1,N) – это ширина поля вывода,

        NI (I=1,N) – точность представления.

Если ЕI – выражение типа CHAR, то выводится символ и столько пробелов перед ним, чтобы общее количество знаков равнялось ширине поля.

Если ЕI – типа INTEGER, то печать производится аналогично типу CHAR.

Если ЕI – типа REAL и не задана точность представления, то число выдается в экспоненциальной форме.

Если ЕI типа BOOLEAN, то печатается TRUE или FALSE и перед ними печатается столько пробелов, какова общая ширина поля.

ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ

Синтаксис оператора:

V:=E;

где V – переменная, Е – выражение.

Оператор присваивания выполняется следующим образом: вычисляется значение выражения Е, стоящего в правой части оператора, и это значение присваивается переменной V, стоящей в левой части.

При использовании оператора необходимо помнить, что тип выражения должен соответствовать типу переменной.

Допускаются следующие различия типов:

1) Переменной вещественного типа можно присвоить значение целого типа.

2) Переменной целого типа можно присвоить значение ограниченного типа.

Пример:

Вычислить процент выполнения плана выпуска продукции по предприятию.

 

PROGRAM PRIMER1;

USES CRT;

     VAR

              P,F,PR:REAL;

     BEGIN

              CLRSCR;

              WRITELN (‘Введите план и фактический выпуск продукции’);

              READLN (P, F);

              PR:=F/P*100;

              WRITELN (‘План выпуска продукции составляет:’,P:5:2);

              WRITELN (‘Фактический выпуск продукции составляет:’,F:5:2);

              WRITELN (‘Процент выполнения плана равен’,PR:6:2)

     END.

 

БЕЗУСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР

Синтаксис оператора:

GOTO метка;

 

Безусловный оператор служит для изменения порядка выполнения операторов и для перехода на оператор с меткой, которая указана в этом операторе.

Оператор GOTO следует применять в исключительных случаях; частое его использование затрудняет чтение программы и свидетельствует о невысокой культуре программирования.

 

С помощью оператора GOTO нельзя:

1. Передать управление во внутрь составного оператора.

2. Передать управление во внутрь оператора цикла.

3. Передать управление во внутрь оператора выбора.

4. Передать управление в процедуру.

5. Передать управление из одной ветви условного оператора в другой условный оператор.

УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР

Синтаксис оператора:

1. Полная форма

 IF условие THEN оператор 1 ELSE оператор 2;

2. Краткая форма

 IF условие THEN оператор 1;

оператор 2;

Условный оператор используется при создании программ, в которых в зависимости от проверки какого-либо условия, определяется один или несколько вариантов возможных действий.

Условие – это логическое выражение, которое может принимать значение истина или ложь. Если условие истинно, то выполняется оператор, следующий за словом THEN, т.е. оператор 1; если условие ложно, то выполняется оператор, следующий за словом ELSE, т. е. оператор 2 - для полной формы оператора, либо оператор, следующий за условным - для сокращенной формы.

Для наглядности условный оператор следует записывать, сдвигая альтернативные части по отношению к условию.

IF условие

THEN оператор 1

ELSE оператор 2;

После слов THEN и ELSE могут стоять и условные операторы. Для определения соответствия слов IF и ELSE следует руководствоваться следующим правилом: конструкция ELSE относиться к ближайшему IF , для которого не установлено соответствие.

Например:               IF условие 1

              THEN IF условие 2

                            THEN IF условие 3

                                      THEN оператор 1

                                           ELSE оператор 2

                            ELSE оператор 3

               ELSE оператор 4;

 

Если после слов THEN и ELSE надо выполнить несколько операторов, то для этого используют операторные скобки BEGIN и END. Оператор в этом случае будет называться составным условным оператором.

IF условие

THEN BEGIN

              оператор 1;

              оператор 2;

              ……………;

              оператор N

     END;

 

Пример:

Вычислить переменную Z в зависимости от условия:

        

                   x2,      если x< 3

Z= x2-2x+5, если 3≤ x≤ 4

                   x-2,      если x>4

 

PROGRAM PRIMER2;

USES CRT;

     LABEL

          1;

     VAR

              X,Z:REAL;

              OTV:CHAR;

     BEGIN

       1:    CLRSCR;

              WRITELN (‘Введите произвольное число X’);

              READLN (X);

                        IF X<3

                        THEN Z:=SQR (X)

                         ELSE IF X<=4

                           THEN Z:=SQR(X)-2*X+5

                   ELSE Z:=X–2;

              WRITELN (‘При значении X =’,X:5:2);

              WRITELN (‘Значение Z=’,Z:5:2);

WRITELN (‘Будете вводить новые данные (Y/N)?’);

 READLN (OTV);

IF (OTV=’Y’) OR (OTV=’y’)

      THEN GOTO 1

              END.

ОПЕРАТОР ВАРИАНТА (ВЫБОРА) CASE

Синтаксис оператора:

CASE выражение OF

              список меток 1: оператор 1;

              список меток 2: оператор 2;

              …………………………….…..;

              список меток N: оператор N

END;

 

где CASE – вариант или выбор, OF – из, END – конец;

выражение – это выражение любого скалярного типа, кроме REAL.

список меток – это список разделенных запятыми значений выражения или одно из его значений.

Список меток должен содержать хотя бы одно значение выражения, указанного после ключевого слова CASE, следовательно, метки и выражение должны иметь одинаковый тип. Метка - это необязательно целое число и она не описывается в разделе LABEL и на нее нельзя ссылаться в операторе GOTO.

Оператор выбора является обобщением условного оператора, т. е. дает возможность выполнить один из нескольких операторов в зависимости от значения некоторого выражения.

 Оператор выполняется следующим образом:

1. Вычисляется значение выражения.

2. Среди меток находится это значение.

3. Выполняется тот оператор, метка которого равна значению выражения.

4. После выполнения оператора управление передается в конец оператора CASE.

Пример:

Определить площади различных геометрических фигур:

 

 


S=

 

PROGRAM PRIMER3;

     USES CRT;

     LABEL

                           1;

     CONST

              PI=3.14;

     VAR

              A,B,H,FI,S:REAL;

              N:1..5;

     BEGIN

              CLRSCR;

              WRITELN (‘Введите значения переменных A,B,H,FI’);

              READLN (A,B,H,FI);

              1:WRITELN (‘Введите N от 1 до 5’);

              READLN (N);

                        IF (N<1) OR (N>5)

                                  THEN BEGIN

                                                     WRITELN (‘Повторите ввод’);

                                                     GOTO 1

                                            END;

              CASE N OF

                             1:S:=A*B;

                        2:S:=A*H/2;

                        3:S:=(A+B)*H/2;

                        4:S:=PI*SQR(R);

                        5:S:=PI*SQR(R)*FI/360

                           END;

              WRITELN (‘Площадь фигуры равна',S:7:2)

     END.

ОПЕРАТОРЫ ЦИКЛА

 

В языке Паскаль существует 3 вида операторов цикла:

1. Оператор цикла с постусловием;

2. Оператор цикла с предусловием;

3. Оператор цикла с параметром.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!