Что главное в образе старика?

ОДБ 02. Литература

Дата проведения 06.05.21

Курс 1            

Группа 97

Тема урока: Эрнест Хемингуэй. Повесть «Старик и море»

Цель: знакомство с жизнью и творчеством писателя, знакомство с содержанием и проблематикой повести «Старик и море».

Продолжительность 2 часа

Ход работы

Мотивационный модуль

      Наверное, вы не раз задумывались над вопросом: ,,В чем смысл жизни? Для чего появился человек на земле?” ( Это то, ради чего человек живет, во что он верит, к чему стремится).

Ответ – решение Хемингуэя содержится в повести ,,Старик и море “.

2. Актуализация знаний.

Для успешной работы на уроке нам необходимо повторить ряд теоретических положений:

* притча - произведение с четко выраженной моралью, поучительной идеей;

* подтекст - скрытый смысл произведения, вытекающий из словесных значений;

* пафос произведения - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя;

* лейтмотив - ведущий мотив, который повторяется на протяжении всего произведения.

Объясняющий модуль.

Прочитать текст статьи. Составить тезисный план.

Э. Хемингуэй. Краткая биография.

Эрнест Хемингуэй (Хэмингуэй) (1899-1961) - американский писатель и журналист, лауреат Нобелевской премии.  Получил широкую популярность благодаря своим романам и рассказам, а также благодаря активному и наполненном приключениями жизни. Его лаконичный и насыщенный стиль повествования сыграл значительную роль в литературе XX века. В 1993 году в его честь был назван малую планету 3656 Хемингуэй.

Хемингуэй родился в Оук-парке, пригороде Чикаго, в семье врача, не раз сбегал из дома, работал поденщиком на фермах, официантом, тренером по боксу, был репортером. В первую мировую войну уехал на фронт санитаром; в армию его не взяли: у него был на уроках по боксу поврежден глаз. В июле 1918 года был тяжело ранен: накрыла австрийская мина, на его теле врачи насчитали 237 ранений. С 1921 по 1928 год как европейский корреспондент канадских изданий жил в Париже, где и были написаны его первые «военные» рассказы и повесть «Фиеста».

Участие в войне определило его мировоззрение: в 20-х гг.; Хемингуэй выступил в своих ранних произведениях как представитель «потерянного поколения». Война за чужие интересы отняла у них здоровье, лишила психического равновесия, вместо прежних идеалов дала травмы и ночные кошмары; тревожная, сотрясаемая инфляцией и кризисом жизнь послевоенного Запада укрепляла в душе мучительную опустошенность и болезненную надломленность. Хемингуэй рассказал о возвращении с войны (сборник рассказов «В наше время», 1925), о сущности неприкаянной жизни фронтовиков и их подруг, об одиночестве невест, не дождавшихся возлюбленных («Фиеста», 1926)

В 1929 году Хемингуэй, работающий в Европе корреспондентом канадской газеты «Торонто-стар», выпускает свой второй роман «Прощай, оружие!». В романе переплетаются 2 темы - тема войны и тема любви, обреченной на гибель.

Успех романов дал возможность писателю не связывать себя больше газетной работой, он поселяется во Флориде, выезжает на охоту в Африку, посещает Испанию, изучая свой любимый бой быков, выпускает 2 очерковые книги «Смерть после полудня» (1932) и «Зеленые холмы Африки» (1935).

В 1936 году Хемингуэй, снарядив на свои деньги санитарные автомашины, отправляется на гражданскую войну в Испанию.

В 1940 году он издает роман «По ком звонит колокол» о борьбе испанских республиканцев с фашизмом, показанный на небольшом участке в тылу противника, в горном партизанском крае.

Во время второй мировой войны Хемингуэй участвует в 1944 году в высадке войск во Франции, присоединяется к партизанам французского сопротивления, доходит с ними до Парижа. Был арестован американской полицией за неположенное для корреспондента участие в боевых действиях, был награжден медалью «За храбрость», дважды ранен в голову во время боев в Арденнах. После войны по-прежнему живет под Гаваной

 

Повесть «Старик и море»

Внешне сюжет повести достаточно несложный. Утомленный неудачами, которые преследуют его уже долгое время, старый рыбак Сантьяго уплывает далеко в море в поисках добычи. После 84 дней плавание без улова он наконец поймал огромную рыбу, победил ее, привязал к баркаса, но акулы растерзали ее, оставив только скелет. Едва добравшись до хижины, где его ждал мальчик-ученик, старый засыпает.

В этом небольшом произведении последнего периода творчества писатель соединил лаконизм реалистической рассказы с глубиной философских размышлений над вопросами человеческого бытия. Повесть имеет два уровня: обыденный и символический, которые сосуществуют параллельно, исходя друг из друга. Сам Хемингуэй писал: «В «Старике и море» я пытался изобразить реального старика, реального мальчика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул. Если я их показал достаточно правдиво, они многое будут значить».

Повесть «Старик и море» можно с полным правом считать итогом нравственных и философских поисков писателя. Недаром об этом произведении он сказал: «Похоже, что я в конце концов достиг того, над чем работал всю мою жизнь».

В старом Сантьяго удивительно гармонично сочетаются смирение и достоинство. С возрастом из его жизни постепенно ушло все проходящее, что когда-то волновало кровь, и остались чистые и светлые воспоминания. «Ему уже не снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни огромные рыбы, ни драки, ни состязания в силе, ни жена. Ему снились только далекие страны и львята, выходящие на берег. Словно котята, они резвились во мгле, и он любил их так же, как любил мальчика». Этот образ дальнего африканского берега проходит сквозь всю повесть как символ чистоты и незапятнанности природы, простого и гармоничной жизни.

Старый Сантьяго и сам принадлежит к миру природы. Он не только прожил всю свою жизнь в единении с природой, с морем, он - частица этого мира. Старый рыбак чувствует себя частью моря, которое он знает и любит: «...старик всегда думал о море, как о женщине, о живом существе...». С большим нежностью и сожалением он относится и к обитателям моря, с болью осознавая один из парадоксов человеческого существования: человек вынужден убивать тех, кого любит, кто «дороже брата».

На судьбу старика выпали тяжкое испытания. Он ведет свою титаническую борьбу с этой удивительной рыбой сам на сам, как положено герою. И поединок этот со всеми его перипетиями, когда победа склоняется то на одну, то на другую сторону, очень напоминает миф. Герой должен вести борьбу в одиночестве, только тогда у него появляется возможность раскрыть себя полностью, проявить все свое мужество, стойкость, отвагу, сноровку.

Реалистичный уровень рассказа постепенно становится символическим. История старого рыбака перерастает в историю трагической судьбы человека, обреченной жизнью и обществом на одиночество и жестокую борьбу за выживание. Старик терпит поражение, но в высшем смысле он остается непобежденным и тогда провозглашает слова, в которых выражен весь пафос книги: «Человек создан не для поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Эту повесть по праву называют притчей ,аллегорическим и одновременно поучительным произведением, в котором по бытовым содержанием кроется философский подтекст. Это не старик ведет борьбу со своей добычей, а человек сталкивается с жизнью. Море символизирует бытие, исполненное страстей, испытаний, поражений и побед. В образе рыбака писатель воплотил силу, способную противостоять жизненным невзгодам, - это непобедимый дух человека, действует по законам естественного развития - гармонии и красоты. Для старика биться за рыбу- означает биться за жизнь, за свое место в жестоком мире, который не признает неудачников.

Образ рыбы - это судьба человека, его удача, цель, смысл жизни, найти который можно только в ожесточенной борьбе с самим собой и окружающим злом - акулами. Одиночество старика - это не личная проблема, а общая болезнь XX в., когда люди отчуждены друг от друга.

Но человек - часть природы, часть Вселенной. Она чувствует себя хорошо только в гармонии со всем, что ее окружает: с небом, солнцем, морем, птицами, рыбами. Она - не царь, но и не песчинка - она ровная среди равных. Именно такой должна быть мироздание: человек в гармоничном сосуществовании с природой и, в конце концов, со Вселенной.

Символичным в повести есть и образ мальчика. Это надежда на единение поколений, мудрость вечного обновления Вселенной. Мальчик у Сантьяго - это в конце концов его, старика, победы, преодоление трагического одиночества, его ожидания относительно будущего. Именно он обеспечит старом бессмертие, станет его продолжением, получив вместе с опытом и часть его души.

А львы, что снятся рыбалке, символизируют красоту и силу жизни, мужество человека, что верит в собственную победу. Они олицетворяют и память о пережитой борьбу, готовность вступать в бой за жизни. Как и рыба, львы - это недостижимая мечта, что придает смысл человеческому существованию.

 

Вопросы для самоконтроля

ТЕСТ
по творчеству Э.М. Хемингуэя

1. Где родился Э. М. Хемингуэй?

а) в Америке; в) в Германии;

б) в Англии; г) во Франции.

2. Какая тема характерна для раннего творчества?

а) «Потерянного поколения»; в) любви;

б) дружбы; г) смысла жизни.

3. Когда была написана повесть «Старик и море»?

а) 1952 г. в) 1961 г.

б) 1914 г. г) 1937 г.

4. Какое произведение не является творением Э. М. Хемингуэя?

а} «Прощай оружие»; в) «По ком звонит колокол»,

б) «Шинель», г) «Праздник, который всегда с тобой»

5. Как звали главного героя повести «Старики море»?

а) Сантьяго; в) Гамлет;

б) Манолин; г) Фауст.

Что главное в образе старика?

а) вера; в) одиночество;

б) надежда; г) счастье.

6. С кем ведет борьбу Сантьяго?

а) с акулами; в) с китами;

б) с птицами; г) с дельфинами.

7. Кто снится Сантьяго?

а) война; в) море;

б) мальчик; г) львы.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!