ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ



Фотокопию выполненного в тетради задания отправить

на электронную почту tilyuhina68@mail.ru
или страницу ВКонтакте https://vk.com/ilyuhina_t_v

 

Дата  10 июня 2021 г.
№ занятия по расписанию 2
Группа 1 вг
Учебная дисциплина Литература
№ занятия по плану 139
Тема Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Философичность лирики Бунина. Особенности поэтики И.А.Бунина
Домашнее задание. Форма выполнения. Источник информации 1. Просмотр 1) видео МЭШ Иван Алексеевич Бунин. Биография https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/4072528 2) Литература 11 класс (Урок №2 - «Бунина надо читать, читать самому…», - К.Паустовский.) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3688/main/11408/ ( https://www.youtube.com/watch?v=I5BjODH8VUU) 2. Читать стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель». 3. Учить материал учебника с. 53-60 (Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / [О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред. В.П.Журавлёва. 3-е изд. М.: Просвещение, 2016). 4. Учить теоретический материал для самостоятельного изучения. 5. Письменно. Составить конспект (основные выводы) по теме занятия.
Срок предоставления выполненного задания 16 июня 2021 г.

 

Здравствуйте, ребята.

Ø Проверьте свою готовность к занятию (наличие тетради, ручки).

Ø Не забывайте следить за правильностью посадки за компьютером.

Ø Делайте перерыв каждые 30 минут.

Ø Я желаю вам сегодня учебных успехов!

Ø Запишите в тетрадь дату и тему занятия.

 

10.06

Домашняя работа

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Философичность лирики Бунина. Особенности поэтики И.А.Бунина

Цель занятия: творческое осмысление произведений И.А.Бунина, понимание индивидуальности писателя.

Задачи:

– ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина;

– отметить особенности мировосприятия И. А. Бунина;

– выяснить особенности лирики Бунина на примере анализа языковых, художественных средств.

Сегодня на занятии:

мы узнаем: об особенностях творчества А. И. Бунина;

мы научимся: интерпретировать лирические произведения И.А.Бунина;

мы сможем: определить особенности поэтики стихотворений Бунина.

 

Перечень рассматриваемых вопросов по теме:

1. Сведения из биографии И. А. Бунина.

2. Своеобразие поэтического мира И.А.Бунина.

3. Философичность лирики Бунина.

4. Поэтизация родной природы.

5. Мотивы деревенской и усадебной жизни.

6. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И.А.Бунина.

7. Особенности поэтики И.А.Бунина.

 

Тезаурус

Лирический герой –образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Цикл – группа стихотворений, посвящённых одному лицу, объединённых общей мыслью и темой.

Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, а также наречием («нежно смотреть»), именем существительным («веселья шум»), числительным («первая любовь»), глаголом («желание забыться»).

Сравнение – это художественный приём (троп) при котором образ создаётся посредством сравнения одного объекта с другим.

Олицетворение – стилистический приём, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию приписываются качества или действия, присущие человеку.

Антитеза — это приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов.

Градация — расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

Оксюморон, или оксиморон — сочетание противоположных по значению слов Нелогичность соединения слов приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Например: «седая юность» (А.Герцен), «радостная печаль» (В. Короленко), «сладкая грусть» (А.Куприн), «ненавидящая любовь» (М. Шолохов)

Синтаксический параллелизм — приём, заключающийся в сходном построении смежных предложений прозаического текста стихотворных строк или строф.

Лексический повтор — намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение — специальные приёмы, которые используются для усиления выразительности речи. Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Риторические восклицания усиливают в тексте выражение чувств, а риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.

Перифраз – описательный оборот, применяемый для замены фразы, чтобы избежать повтора, придать повествованию большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено.

Инверсия – нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок.

Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.

Эпифора – повтор слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз.

Звукопись – подбор звуков в стихотворной речи. Различают аллитерацию (повтор одинаковых согласных звуков) и ассонанс (повтор одинаковых гласных звуков).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

«О его книгах писать трудно, почти невозможно, — так же, как и о самом Бунине. Бунина надо читать, читать самому и навсегда отказаться от жалких попыток рассказывать обыденными, не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и чёткостью...», — писал К.Паустовский.

Проблемный вопрос:

Так что же делает произведения И. Бунина столь гениальными?

Иван Бунин — первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе и, пожалуй, главный продолжатель традиций русской классической школы на рубеже XIX-XX веков. Ювелир слова, прозаик-живописец, — так называют этого ярчайшего представителя Серебряного века. По тонкости художественного мастерства произведения Бунина сравнивают с полотнами Васнецова и Врубеля. Потомок древнего дворянского рода, Иван Бунин был воспитан с глубокой любовью к России. Эту любовь он воспел в своей литературе. И даже находясь в эмиграции, писатель не порывал связи с Россией и продолжал творить, сохраняя русскую литературную традицию. «Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет тому назад начали Карамзин и Жуковский...» – с уверенностью говорил о себе Бунин на склоне лет.

«Всю жизнь Бунин ждал счастья, писал о человеческом счастье, искал путей к нему. Он нашёл его в своей поэзии, прозе, в любви к жизни и своей родине и сказал великие слова о том, что счастье дано только знающим…» – так писал в своих воспоминаниях Константин Паустовский.

Иван Бунин родился в 1870 году в Воронеже в старинной дворянской семье. В числе родственников писателя были поэтесса Анна Бунина, литератор Василий Жуковский и другие деятели русской культуры и науки.

Семья жила для своего положения достаточно скромно. Благодаря гувернёру, который занимался с Иваном грамотой, он полюбил чтение и иностранные языки. Ещё до учебы в гимназии Бунин неплохо освоил латынь и английский язык. Среди первых книг, прочитанных им самостоятельно, была гомеровская «Одиссея». В 11 лет Бунин поступил в Елецкую мужскую гимназию. Но через несколько лет бросил учёбу и за его образование взялся старший брат Юлий.

В 15 лет Александр пишет роман «Увлечение», но напечатать его не берётся ни одна редакция. Спустя год Бунин пишет стихотворение-эпитафию «Над могилой Надсона», которое печатают в журнале «Родина». Через несколько месяцев в этом же журнале выходит стихотворение «Деревенский нищий». Для Бунина это старт большой литературной карьеры, но до признания ещё далеко.

На него оказали большое влияние такие поэты, как И. С. Никитин,

А.В. Кольцов. Первая книга Бунина «Стихотворения 1889—1891 годов» вышла в Орле в 1891 г. и получила хорошую оценку столичной и провинциальной критики. В 1896 году был издан перевод И.А.Бунина поэмы Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который стал событием в русской поэзии начала XX века и остался до настоящего времени непревзойденным; переводил Бунин и ряд произведений английских поэтов. В его переводах проявились лучшие свойства собственной бунинской поэзии — простота, ясность, живописность.

В столицах писатель достаточно быстро входит в высшие литературные круги: он знакомится с Бальмонтом, Толстым, Чеховым, Брюсовым, Куприным, Горьким, Андреевым. Бунин становится членом литературного кружка «Среда». Однако положительных отзывов от критиков нет. Один из рецензентов пишет: «Стих господина Бунина гладок и правилен, но ведь кто же нынче пишет не гладкими стихами?».

Следующие стихотворения Ивана Бунина были опубликованы в сборнике «Под открытым небом» (1898 г.). Выходят рассказы писателя «Антоновские яблоки», «Сосны».

Определённое признание приходит к Бунину в 1901 году, после выхода поэтического сборника «Листопад», выпущенного символистским издательством «Скорпион». За этот сборник писатель получает Пушкинскую премию. Одно из стихотворений этого периода – «Эпитафия».

Я девушкой, невестой умерла.

Он говорил, что я была прекрасна,

Но о любви я лишь мечтала страстно, —

Я краткими надеждами жила…

Тема смерти играет заметную роль в бунинской лирике. Вот и в этом стихотворении повествование идёт от лица умершей девушки. Стихотворение «Эпитафия» взаимосвязано с рассказом «Лёгкое дыхание», которое Бунин напишет спустя 14 лет в 1916 году. Можно предположить, что лирическая героиня стихотворения и героиня рассказа Оля Мещерская – одно лицо. Рассказ «Лёгкое дыхание» считается жемчужиной творческого наследия Бунина. В нём так лаконично и ярко запечатлён образ главной героини, так трепетно передано чувство прекрасного, несмотря на трагическую её судьбу. В 1909 году Иван Бунин повторно удостоен Пушкинской премии. На этот раз поэт делит её с Александром Куприным.

В 1915-м Иван Бунин на пике популярности. Выходят его знаменитые рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви», «Легкое дыхание» и «Сны Чанга». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915 г.).

В 1917 году писатель покидает революционный Петроград, избегая «жуткой близости врага». Революцию 1917 года писатель встречает в Москве. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции. Полгода Бунин жил в Москве, оттуда в мае 1918 года уехал в Одессу. Дневник, который он ведёт с 1918 по 1920 годы, становится основой для книги «Окаянные дни». Книга названа исследователями значимым документом переломного времени. Категорически отказавшись принимать советскую власть, Бунин в своих записях фактически полемизировал с написанной в 1918 году блоковской поэмой «Двенадцать». В революции Бунин слышит «какофонию бунта».

Писателю, столь яростно критикующему новую власть, опасно оставаться в стране. В январе 1920 года Иван Алексеевич покидает Россию. Он уезжает в Константинополь, а в марте оказывается в Париже.

В первые годы в эмиграции Иван Бунин пишет мало, но его книги издаются в Париже, Берлине, Праге.

В биографии Ивана Алексеевича Бунина очень много переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). С лета 1923 года Иван Бунин жил на вилле «Бельведер» в старинном Грассе, где его навещал Сергей Рахманинов.

В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет рассказы «Начальная любовь», «Цифры», «Роза Иерихона», «Митина любовь» (1924 г.), «Солнечный удар» (1925 г.), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927–1929 гг., 1933 г.), принёсший ему Нобелевскую премию. Описание переживаний героя овеяно печалью об ушедшей России, «погибшей на наших глазах в такой волшебно краткий срок». Из произведений напрочь уходит социальный посыл — писатель погружается в мир дореволюционной России, который с каждым годом всё больше превращается в мираж.

И.А.Бунин достиг всемирной славы. В 1933 году первым среди русских писателей он был удостоен Нобелевской премии по литературе «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер» (такова была формулировка Нобелевского комитета).

К этому событию по-разному относятся и в среде русской эмиграции, и в Советском Союзе. Марина Цветаева, например, решительно не согласна с выбором нобелевского комитета. Она считает, что Горький или Мережковский в гораздо большей степени заслуживают награды: «Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи» — пишет она.

Во время Второй Мировой войны писатель заканчивает свой знаменитый цикл «Тёмные аллеи». Книга вызывает много споров. Одни называют рассказы лучшими произведениями о любви в русской литературе, другие ругают Бунина за излишний эротизм в тексте.

В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».

В последние годы жизни И.А.Бунин очень интересовался событиями в Советском Союзе, восхищался героизмом советского народа и его победой в Великой Отечественной войне, тяжело переживал оторванность от Родины. «Конечно, я надеюсь, очень надеюсь, что меня когда-нибудь будут читать в России. Но я до этого не доживу» , — говорил И. А. Бунин одной из своих современниц.

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась неоконченной

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Главная отличительная особенность всего творчества писателя — это универсальность. Его наследие живо, и каждый новый читатель находит в его произведениях нечто необычное, ранее неизведанное. Прав был Паустовский, утверждая, что «Бунина надо читать, читать самому».

Бунин писал стихи на протяжении шестидесяти пяти лет. В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе.

Еще в начале ХХ века он прославился своими лирическими произведениями, выпустив за 20 лет семь сборников стихотворений о родине, жизни, любви. Многие критики отдельно отмечают его любовную поэзию, проникнутую эротическими мотивами.

С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, свою оригинальную манеру.

Основные темы лирики Бунина:

§ Пейзажная лирика. Тема красоты, прекрасного и в природе, и в душе лирического героя, их гармония, слияние ( «Догорел апрельский светлый вечер...», «В степи», «Листья падают в саду», «Гроза прошла…»;

§ Тема России. Мотивы деревенской и усадебной жизни. Ностальгия («Родине», «Родина», «У птицы есть гнездо…», цикл «Русь»);

§ Философская лирика. Тема жизни и смерти, бренности существования человека, мотивы одиночества («Настанет день – исчезну я…», «…Зачем и о чём говорить?», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «Не устану воспевать вас, звезды!», «Вечер», «Последний шмель» );

§ Тема поэта и поэзии («Поэту»);

§ Любовная лирика (« Мы встретились случайно на углу...», « Я к ней вошёл в полночный час…», «Я простая девка на баштане…», «Одиночество» )

Главной темой в творчестве писателя становится борьба двух начал: жизни и смерти. Противопоставление смерти писатель видит в любви. Эта тема ярко звучит в стихотворении «Свет незакатный».

Там, в полях, на погосте,

В роще старых берёз,

Не могилы, не кости —

Царство радостных грёз.

Летний ветер мотает

Зелень длинных ветвей —

И ко мне долетает

Свет улыбки твоей…

По убеждению Бунина, любовь – это прекрасные мгновения, озаряющие жизнь человека. Стихотворение пронизано ностальгией о прошедшей любви. В стихотворении автор филигранно использует эпитеты и метафоры, а риторические вопросы создают ощущение потерянности. Несмотря на то, что в стихотворении много слов о радости и счастье, ощущение тоски и потерянности не исчезает на протяжении всего текста.

В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Он не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные переживания.

Бунин-поэт не устает восхищаться красотой окружающего мира, но при этом не оставляет надежды понять его и постичь величие того, что создано смой природой. В лирических стихах Бунина присутствуют не только описательные моменты, но и философские размышления, что придает его произведениям глубинный смысл.

В 1901 году поэт написал стихотворение «Не устану воспевать вас, звезды!».

Не устану воспевать вас, звезды!

Вечно вы таинственны и юны.
С детских дней я робко постигаю
Темных бездн сияющие руны.

В детстве я любил вас безотчетно, –
Сказкою вы нежною мерцали.
В молодые годы только с вами
Я делил надежды и печали.

Вспоминая первые признанья.
Я ищу меж вами образ милый…
Дни пройдут – вы будете светиться
Над моей забытою могилой.

И быть может, я пойму вас, звезды,
И мечта, быть может, воплотится,
Что земным надеждам и печалям
Суждено с небесной тайной слиться!

Вид лирики. В анализируемом стихотворении переплелись признаки интимной и философской лирики.

Жанр. Элегия.

Мотивы: жизни и смерти, вечности и таинственности мироздания.

Композиция. Стихотворение по смыслу можно разделить на две части: воспоминания лирического героя о детстве и юности, размышления о будущем. Обе части связаны с мотивом вечности и таинственности звезд и природы. Формально произведение состоит из четырех катренов. Каждая часть раскрывается в двух из них.

Тема произведения. Обращение к звездам, откровение лирического героя о своих чувствах и надеждах.

Автор не просто восхваляет красоту небесных светил, но и удивляется тому, что они вечно «таинственны и юны». Автор признается, что пытался постичь их суть с самого детства, и с упоением любовался ночным звездным небом, которое «любил безотчетно». Прошли годы, и из робкого мальчика поэт превратился в пылкого юношу, для которого небесные светила стали верными спутниками жизни и молчаливыми собеседниками. «В молодые годы только с вами я делил надежды и печали», – отмечает Бунин, подчеркивая при этом, что и по сей день созерцание ночного неба дарит ему воспоминания о первых любовных признаниях. Обращаясь к звездам, поэт с грустью признается: «Я ищу меж вами образ милый…».

Иван Бунин прекрасно знает, что человеческая жизнь быстротечна, и в глобальном масштабе она представляет собой лишь короткое мгновение. Поэтому он предрекает: «Дни пройдут – вы будете светиться над моей забытою могилой». При этом автор отмечает, что при жизни ему вряд ли удастся разгадать тайну звезд и понять, почему именно они дарят земле свой мягкий и прохладный свет. В нем он видит какое-то высшее предзнаменование, однако людям не дано постичь секрет Вселенной и найти ответы на вопросы, которыми задаются многие поколения. Себя Бунин не считает гением, однако надеется, что после смерти его «мечта, быть может, воплотится» и небесная тайна, некая загадка Природы, откроется.

Идея. В этом стихотворении автор хочет нам сказать, что звезды лучшие друзья человека, верные спутники жизни, молчаливые собеседники и вдохновители. Поэт хочет донести до читателя, как огромен Мир и сколько в нём необъятных тайн, которые человек вряд ли способен постичь при жизни. Всё меняется. Глубокая философская мысль Бунина: в жизни есть всё: и радости, и печали, грусть и восторг. Они приходят к человеку «чередой», и вчерашняя печаль сменяется завтрашней радостью. Чувства человека изменчивы. Вечной остается лишь загадка мироздания, найти ответ на которую поэт надеется хотя бы после того, как завершит свой земной путь. Тогда, по его мнению, привычные надежды и печали сольются с небесной тайной, и перед автором предстанет целостная картина мироздания, восхитительная в своем совершенстве и безупречности, а также наполненная высшим смыслом человеческого существования.

Художественные средства выразительностидают прочувствовать то, что чувствовал поэт. Метафора «тёмных бездн сияющие руны» является настоящим украшением стихотворения, так автор называет звёзды. Он сравнивает их со «сказкой», которой они «мерцали» ему в детстве. С помощью эпитетов «таинственны и юны», «сияющие руны», «сказкою нежною», «небесной тайной» автор подчёркивает красоту небесных светил, и даже как будто олицетворяет звёзды. Он использует обращение и восклицание, чтобы полнее выразить восхищение: «Не устану воспевать вас, звёзды!»

В некоторых строках использована аллитерация. Например, слова согласными «с», «з» подчеркивают восторг лирического героя: «Не устану воспевать вас, звезды!»

Стихотворный размер. Стихотворение написано пятистопным хореем, рифма — женская. Интересно, что первые и третьи строки в катренах не рифмуются, но при этом стихотворение не теряет звучности и ритма.

Стихотворение «Вечер» (1909) написано в жанре классического сонета. Шекспир и Пушкин писали сонеты о любви, философские сонеты. У Бунина же в сонете воспеты мир человека и мир природы.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким, чистым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело,

Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Жанр. Сонет.

Вид лирики: Пейзажно-философская лирика.

Проблематика. Поэт поднимает в стихотворении проблему счастья.

Форма стихотворения представляет собой сонет из двух катренов и двух терцетов.

Композиция. В первой строфе автор устанавливает проблему и намечает предполагаемые пути её решения, во второй – тема получает своё развитие, а проблема – объяснение, в третьей – делается окончательный вывод о том, что же делает человека счастливым.

Два катрена раскрывают перед нами мир природы, данный в двух параллелях: мир Земли («сад осенний за сараем») и мир Неба, чистого, «бездонного», с сияющим облаком.

Бунин создаёт целостный Мир: мир вещный, связанный с человеком (молотилка, гумно), мир природный (сад, небо, облако, птичка), построенный на параллели «небо-земля», и мир внутренний – мир лирического героя, вначале стороннего наблюдателя за окружающим миром, затем осознавшего себя неотъемлемой его частью.

Временные рамки стихотворения. Время года – осень, на это указывает относительное прилагательное «осенний», а также «гул молотилки… на гумне». По общепринятым представлениям, осень – пора зрелости человека, обретения им смысла существования, особого мироощущения, которое дается только богатством внутренней жизни. Время суток – вечер, что обозначено уже в названии стихотворения. Вечер – время постижения мудрости, время, когда человек остается наедине с собой и с Богом и перед ним открывается истина.

Тема произведения. Основная тема — счастье. В начале произведения лирический герой представляет счастье в рамках его общечеловеческого восприятия – как воспоминание, как мечту о счастье, а не реальное ощущение. И тут же взгляд автора уходит в открытое окно, где он видит горизонталь осеннего сада и вертикаль бездонного неба с сияющим белым облаком. Осознание красоты окружающей природы приводит лирического героя к мысли о том, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье только знающим дано». Влетевшая в открытое окно птица отвлекает внимание поэта от книг. Он замечает, что день клонится к вечеру, а от белого облака уже давно не осталось и следа. Пустое небо и доносящиеся издалека звуки молотилки через зрительные и звуковые ощущения входят в душу лирического героя, наполняя её счастьем. Красота природы, чистый воздух и привычные слуху звуки гумна и сада рождают душевный покой и задумчивость.

Идея произведения, основная мысль. Сонет «Вечер» утверждает необъятность счастья, присутствие его всюду вопреки усталости и невзгодам и связывает счастье с процессом познания, подобным взгляду в «открытое окно». Эта мысль лаконично выражена в бунинском афоризме:

...Мы мало видим, мало знаем,

А счастье только знающим дано.

Вывод оказывается простым: счастье – это понимание красоты окружающего мира, счастье – это восприятие и принятие естественной составляющей жизни внутри себя.

Мы замечаем счастье, только когда оно исчезает, а на самом же деле оно кроется в простых вещах, в том, что мы способны видеть и слышать, замечать красоту природы и прелесть мимолетных мгновений. Иногда для счастья нужно всего лишь поднять глаза, отвлечься от дел и наслаждаться тем, что нас окружает. Счастье разлито в красоте природы, уединении с книгой, думах о высоком. Так и мы должны искать ключи от своего счастья в красоте, природе и размышлениях о прекрасном.

Наряду с такими вечными ценностями жизни, как красота природы, любовь, добро, слияние с окружающим миром, труд, неустанное познание истины, счастье материнства, есть, по Бунину, и еще одна — приобщение к накопленным человечеством знаниям.

Последняя фраза — «Всё во мне» . Какая бездна мудрости заключена в этой фразе! Всё в человеке: доброта и злоба, любовь и открытия, рай и ад. Объёмность и глубина смысла роднит её с библейской мудростью: «Царство Божие внутри вас».

Образ лирического героя. Образ лирического героя в этом стихотворении близок самому автору. Усталый, занятый работой, склонившийся над книгами, несколько одинок и может поделиться своими переживаниями только с бумагой, лежащей перед ним. Лирический герой — это человек, размышляющий о счастье и ищущий его в мелочах. Он созерцает осень, в руках его книга, а во взгляде — упоение моментом.

Словно пушкинский пророк, лирический герой «Вечера» обретает божественный дар видеть, слышать, переживать, способность вобрать в себя все шумы и краски бытия, а потому чувствовать себя счастливым.

Тональность. Стихотворение передает настроение спокойствия, тихой радости, очарования осенним вечером, упоения красотой природы, вдохновения.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!