Писатель ушёл на фронт, 417 из них не вернулись.

Гр. 13, Литература

Задание:

1. Прочитайте представленный ниже материал. Перенесите в тетради информацию, выделенную синим цветом жирным шрифтом

(можно распечатать и вклеить)

2. Посмотрите отрывки фильмов, послушайте песни военных лет

Общая характеристика литературы периода

Великой Отечественной войны

1. Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до её начала. Ощущение надвигающейся «грозы» породило так называемую «оборонную» литературу. В 30-е годы проблематика, выбор героев носили классовый характер. Советский Союз представлялся пропагандой и официальной литературой как могучий оплот социализма, готовый дать решительный отпор капиталистическому окружению. Песни тех лет демонстрировали мощь государства. Эти пропагандические произведения отражали сталинскую военно-политическую доктрину, которая в результате поставила армию и страну на край гибели.

       Противоположный этому подход к отражению предвоенных событий не мог рассчитывать на широкую аудиторию. Те, кто прошёл войну в Испании, конфликты у озера Хасан и на Халкин-Голе, финскую кампанию, понимали истинное положение вещей. Монгольские стихи Константина Симонова, стихи Алексея Сурикова, Александра Твардовского показывают войну тяжёлым и опасным делом.

           

2. Перед самой войной была написана пьеса К. Симонова «Парень из нашего города», в основу которого лёг реальный опыт боёв при Халкин-Голе. Название пьесы символично: её герой – обыкновенный, простой человек, такой же, как многие. Он там, где трудно, где нужны его мужество и поддержка – в Испании и на Халкин-Голе. Пьеса была необходима тем, кто защищал страну от врага: она не забегала вперёд, не рассказывала о грядущей победе, но вселяла уверенность в победу. В финале пьесы читатель расстаётся с героем перед сражением, исход которого ясен – нельзя не победить, ведь защищаешь любимых, родных, свою отчизну.

Пьеса Евгения Шварца «Дракон», написанная в 1943 году, была запрещена к постановке и увидела свет лишь в 1962 году, уже после смерти автора. «Дракон» - сказка, как и почти все пьесы Е. Шварца. Герой пьесы – благородный рыцарь Ланцелот, защитник справедливости и добра. Этот образ из легенд о короле Артуре. Е. Шварца интересует логика истории, он исследует вопросы о том, на чём держится власть тиранов, насколько она прочна и как от неё освободиться. Дракон оказывается всесильным потому, что никто не оказывает ему сопротивления, народ смирился со своей участью и не хочет ничего менять в жизни. Души людей поражены страхом, отравлены равнодушием. Победивший в смертельном поединке Дракона Ланцелот убеждается, что ему не удалось избавить людей от страха, от зависимости, души их по-прежнему принадлежат Дракону. Победа над Драконом – только начало: «Работа мелкая. Хуже вышивания. В каждом придётся убить дракона». Философская сказка Е. Шварца носит обобщающий характер. Это сатира не только на фашизм, на гитлеровскую Германию, но и на диктаторские режимы вообще. Возможно, поэтому власти и запретили эту пьесу к постановке.

 

3. Ведущей темой прозы была, конечно, защита отечества. Тема и условия военного времени часто определяли и жанровые особенности. Одна из ведущих ролей принадлежала публицистике. Небольшая форма публицистических произведений позволяла печатать их в газетах, т.е. прочитать их мог каждый боец, каждый человек. Хорошо известны очерки И. Эренбурга, А. Толстого, В. Гроссмана и др. Они говорили правду о войне, героями их произведений были не полководцы, а простые люди.

По свидетельствам очевидцев, газеты с корреспонденциями В. Гроссмана и И. Эренбурга зачитывались до дыр. Они показывали «войну без блеска, угрюмую, тяжёлую, честную войну».

Частная деталь приобретает у И. Эренбурга символический смысл, его публицистика лаконична, выразительна, лирична:

 

«Стоят яркие осенние дни. Вокруг блиндажей берёзы как бы

истекают кровью. Зловещая пестрота осенних листьев сродни

войне. А многие деревья обломаны осколками мин. Железо

выело воронки. Вместо деревни – трубы, да и лица не те,

кажется, что война их заново вылепила. Была в них мягкость,

как в русском пейзаже, который так легко воспеть, но трудно

изобразить, - бескрайний, лиричный, едва очерченный.

Такими были и люди, Теперь лица высечены из камня» («Свет

в блиндаже»)»

 

Статьи И. Эренбурга военных лет под общим названием «Война» составили целых 3 тома.

 

Сквозная тема публицистики А. Толстого – историческое прошлое. В своих публикациях он постоянно обращался к истории

страны, к патриотическим и ратным традициям русского народа, которые служили опорой сопротивления фашистским захватчикам. В очерке «Родина» - обзор всей русской истории, гордость за великие деяния предков, призыв встать на защиту страны:

 

«Смертельный враг загораживает нашей стране путь в

будущее. Как будто тени минувших поколений, тех, кто погиб

в бесчисленных боях за честь и славу родины, и те, положил

свои тяжкие труды на устроение её, обступили Москву и ждут

от нас величия души и велят нам: «Свершайте!» На нас всей

тяжестью легла ответственность перед историей нашей

родины…Так неужели же можно даже помыслить, что мы не

победим!»

 

4. Большое место принадлежало и жанру рассказа. Рассказы писали. К. Симонов, М. Шолохов, Н. Тихонов. Характерной была циклизация рассказов, объединённых общей темой, общим героем, образом повествователя. А. Толстым написан цикл «Рассказы Ивана Сударева» (1942 г.). Это рассказы о человеке на войне, о стойкости и непоказной храбрости, о преемственности и уважении к прошлому. Завершающий цикл рассказ имеет многозначительное название – «Русский характер». Его герой, Егор Дрёмов, - человек простой, тихий, обыкновенный, но он настоящий герой. В горящем танке у него обгорело лицо, но своего «лица» не потерял. Герои рассказа – мать и отец Егора, его невеста Катя, он сам – настоящие русские люди, умеющие и воевать, и терпеть, и ждать, и любить.

       Особое место принадлежит роману А. Фадеева «Молодая гвардия» о подвиге юношей и девушек Краснодона. Автор увидел в своих героях-молодогвардейцах воплощение идеала добра и красоты. Олег Кошевой и Ульяна Громова, Сергей Тюленин и Люба Шевцова – почти все герои прототипичны. Писатель воспринимает войну как противостояние добра и красоты злу и безобразию.

 

5. Самым популярным жанром военных лет была поэзия, особенно лирическая. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

       В апреле 1941 года Павел Коган, молодой талантливый поэт, погибший на войне в 1942 году, написал:

 

                   Нам лечь, где лечь,

                   И там не встать, где лечь.

 

                   И, задохнувшись «Интернационалом»,

                   Упасть лицом на высохшие травы.

                   И уж не встать, и не попасть в анналы,

                   И даже близким славы не сыскать.

 

Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К. Симонова «Жди меня». Это стихотворение переписывали, знали наизусть. (Чтение наизусть)

 

У Ольги Берггольц был свой счёт к советской власти, принёсшей ей много горя. В голодном блокадном Ленинграде О. Берггольц страшной зимой 1942 года писала свой «Февральский дневник»:

 

       Был день как день.

                   Ко мне пришла подруга,

       Не плача, рассказала, что вчера

       Единственного схоронила друга,

       И мы молчали с нею до утра.

       Какие ж я могла найти слова,

       Я тоже ленинградская вдова.

 

       Но тот, кто не жил с нами, - не поверит,

       Что в сотни раз почётней и трудней

       В блокаде, в окруженье палачей

       Не превратиться в оборотня, в зверя…

 

       Я никогда героем не была.

       Не жаждала ни славы, ни награды.

       Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

       Я не геройствовала, а жила.

 

6. Уже на 3-тий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача (отрывок из песни прослушать в записи).

 

       Образ Родины в её единстве – в лирических песнях на стихи м. Исаковского: «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Огонёк» (отрывки из песен прослушать в записи). Поэт передал всеобщее чувство – желание сберечь родную землю, своё гнездо. Главным было сохранить и охранить Родину.

 

писатель ушёл на фронт, 417 из них не вернулись.

 

Литература периода Великой Отечественной войны

Драматургия

Проза

Поэзия

Публицистика Рассказы Стихотворения Песни
К. Симонов «Парень из нашего города»; Е. Шварц «Дракон» И. Эренбург А. Толстой В. Гроссман М. Шолохов «Судьба человека»; А. Толстой «Рассказы Ивана Сударева» П. Коган В. Багрицкий Н. Майоров А. Твардовский К. Симонов В. Лебедев-Кумач «Священная война»; М. Исаковский «Катюша», «Огонёк»

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!