Пусть святые станут нашими друзьями



 

Церковь взывает к Богу устами святых: «Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже». Среди них, конечно, мы выделяем мучеников в привычном для нас понимании – святых, удостоившиеся высшего венца. Весь их путь – путь к его стяжанию, вся их жизнь – средство к достижению неимоверно высокой цели. Мученичество дается не каждому. Мученики имеют особое дерзновение перед Богом. Поэтому Церковь молится всем святым и всем мученикам, чтобы они ходатайствовали за нас Агнцу Божию. К этому через молитвенное прошение кондака присовокупляется ходатайство Богородицы: «Жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве».

Преподобный Иоанн Лествичник сравнивает святых с увидевшими лицо царя и сделавшимися его друзьями и наставляет:

«Хорошо приобрести друзей, но друзей духовных, ибо никто столько не помогает нам к преуспеянию в добродетели»[17].

Греческий оригинал молитвословий в неделю всех святых вновь напоминает нам, что Церковь («ἐκκλησία») – одним из своих ключевых значений имеет понятие «собрание», то есть собрание христиан[18]. В Неделю всех святых мы все вместе собираемся на молитву в храмах. Можно привести такой синонимичный ряд: «Церковь Твоя» – Твое собрание – Твои люди. Христос основал Церковь, Он Ее глава, поэтому к Нему мы «вопием» и просим в этот день ниспослать на нас «щедроты, мир и велию милость».

 

К святости призван каждый из нас

 

И, наконец, самое главное: мы призваны к святости. Каждый верующий человек должен стремиться стать Богоносцем и украсить Церковь свидетельством веры через жизнь и дела. Этому нас учат богослужебные молитвословия в неделю всех святых. Святых чрезвычайно много – можно выбрать одного и стараться подражать ему.

Апостол Павел пишет:

«Бог избрал нас прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1, 4).

То же подтверждает и апостол Петр:

«По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках» (1Пет. 1, 15).

Итак, святость – то направление, куда должен быть устремлен каждый верующий человек. Мы должны проходить земной путь, постоянно помня, что стать святым – значит по-настоящему откликнуться на призыв Божий и подлинно стать христианином.

 

***

 

Тропарь и кондак Недели всех святых акцентируют наше внимание на теме исповедничества веры. Это неслучайно. Ведь, обращаясь к греческому тексту оригинала рассмотренных гимнографических произведений, мы поняли: мученики – понятие гораздо более широкое, нежели то, к которому мы привыкли.

Мученики – не только те, кто претерпел мучения. В первую очередь они – свидетели веры, свидетели силы Христовой, свидетели того, что Церковь вовеки не одолеют врата ада (Мф. 16, 18).

Конечно, в этот праздник прославляются все святые. Все они засвидетельствовали действенность благодати Божией. Все они понесли в своей жизни лишения, тяготы, трудности ради стяжания того мира (греч. «εἰρήνη»), который через тексты тропаря и кондака испрашиваем мы. Их примерами, прославляя Бога и святых Его, укрепляется Церковь и несет благую весть о прощении и спасении человека.

 

Лариса Маршева , Тихон Овчинников

25 июня 2021 г.

[1] Аверкий (Таушев), архиепископ. Литургика. Джорданвиль, 2000. С. 422.

[2] Скабалланович М.Н. Толковый типикон. М., 2004. С. 282.

[3] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. II. СПб. 1896. С. 850.

[4] Merriam-Webster's. Encyclopedia of World Religions. Chicago, 1999. P. 408.

[5] Триодь Цветная. М., 2002. С. 323, 328.

[6] ΠΕΝΤΗΚΟΣΤΑΡΙΟΝ // https://glt.goarch.org/texts/Pen/p56.html.

[7] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1082.

[8] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. M. 2008. С. 230.

[9] Словарь современного русского литературного языка. Т. VIII. М.-Л., 1959. С. 765.

[10] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1529–1531.

[11] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 2004. С. 550.

[12] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 792.

[13] Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961. P. 642-643.

[14] Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2017. С. 145.

[15] Словарь современного русского литературного языка. Т. I. М.-Л., 1950. С. 239.

[16] Словарь современного русского литературного языка. Т. II. М.-Л., 1951. С. 394.

[17] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Слово особенное к пастырю. М., 2015. С. 431.

[18] Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961. P. 431.

 

Источник: https://pravoslavie.ru/140103.html

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!