Основные философские направления
С гносеологической стороны в философии выделяются основные направления – эмпиризм, рационализм, гностицизм, агностицизм.
Материализм – направление в философии, признающее первичным материю, физическое, природу и вторичным, производным – сознание, духовное, идеальное.
Идеализм – направление в философии, признающее первичным сознание, духовное, идеальное и вторичным, производным – материю, физическое, природу.
Дуализм – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания считали, что материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
Разновидности идеализма:
Объективный - направление в философии, признающее первичным сверхиндивидуальное сознание (число – Пифагор, Абсолютная идея – Гегель).
Субъективный: - направление в философии, признающее мир как конструкцию элементов человеческого сознания. (Беркли, Юм).
II. Античная философия
1. Раннегреческая философия. Заполните таблицу, соотнесите имя философа с выдвигаемым им первоначалом.
Философ | Первоначало мироздания («архе») |
1. Гераклит | Первоначало мира - огонь. Принцип существования мира является изменчивость. Возникновение и уничтожение вещей происходит благодаря борьбе противоположностей. В мире действует скрытый источник порядка – Логос. |
2. Фалес | Основополагающим началом считал воду, жидкость. Вселенная, по представлению Фалеса, представляет жидкую массу, посередине которой находится воздушное тело, имеющее форму чаши, повёрнутой открытой стороной вниз. Вогнутая поверхность этой чаши – небо; на нижней поверхности, в центре её, плавает диск, обтекаемый водой. Звёзды – боги, плавающие по небесному своду. |
3. Пифагор | Всё на свете, решительно всё на свете гармонично " "Космос - небесное живое существо, негибнущее, начало и причина устроения всего миропорядка " "Бог един... он всецело пребывает во всем небесном круге, обозревая все порождения " "Бог - это число чисел " "Число - начало всего". "Начало всего – единица ” |
4. Анаксимен | Первоначалом всего сущего Анаксимен считал воздух, путём сгущения или разрежения которого возникают все вещи: «Подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю. Сама человеческая душа есть только воздух и дыхание, потому что жизнь обнаруживается только посредством вдыхания и выдыхания. Первоначало Анаксимен признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах. Анаксимен часто прибегал к образным сравнениям. Сгущение воздуха, «порождающее» плоскую землю, он уподобляет «валянию шерсти»; Солнце, Луну – плавающим посреди воздуха огненным листьям. Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ. |
5. Анаксимандр | Субстанциальное начало космоса – апейрон. К наибольшим обобщениям «прорывается» Анаксимандр. Апейрон не похож ни на воду, ни на воздух. Пытаясь отойти от чувственно-конкретных образов, он полагал апейрон (греч. – безграничное) общим основанием, единым безграничным вместилищем, откуда обособляются имеющие свои границы Космос, Солнце, Земля, вещи. |
6. Демокрит | Основополагающим началом считал атом. Бытие мыслится как совокупность мельчайших частиц, которые взаимодействуют между собой, вступают в различные отношения, передвигаются в пустоте. Атомы представляют собой мельчайшие, неделимые, неизменяемые и непроницаемые, абсолютно плотные, бесконечные по числу первотельца, которые, отличаясь друг от друга размерами, формой и положением, сталкиваясь и сплетаясь, образуют тела Демокрит допускает небытие, которое «существует нисколько не менее, чем бытие». Под ним он подразумевает пустоту. |
2. Этическое учение и философский метод Сократа. Поясните, в чем сходство и отличие позиции Сократа и позиции софистов?
|
|
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!