РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XX В.

Задание для 421, 422 группы 21 (22).10.2020.

Тема. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ

 Задание:

1. Самостоятельная проработка учебной и специальной литературы. Прочитать материал темы.

2. Материал кратко представить в таблице:

 

Год (эпоха) Имя педагога Основные идеи
     

 

Литература:

Прилагается ниже.

 

 

Форма отчетности: Результаты работы в виде фото отчета (читаемого!) отправить Морозовой Л.А.

 

в VK или l.a.morozova@sgpk.net (лучше Контакт, т.к. почтовый ящик СГПК редактируется).

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось воспитание вме­сте с первыми людьми. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся от­раслей знания.

Первопричина возникновения всех научных отраслей — по­требности жизни. Наступило время, когда воспитание, обра­зование стали играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитатель­ных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегре­ческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460— 370 до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современ­ного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Вопро­сов педагогики касались крупные древнегреческие мыслители: Сократ (469—399 до н.э.), его ученик Платон (427—347 до н.э.), Аристотель (384—322 до н.э.), в трудах которых глубоко разрабо­таны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Своеобразным итогом раз­вития античной педагогической мысли стал трактат «Об образова­нии оратора» римского философа и педагога Квинтилиана (35— 96). Труд Квинтилиана долгое время был важной книгой по педа­гогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех шко­лах риторики.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. За­жатое в тисках теологии, образование во многом потеряло сво­боду и прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы — например, Тертуллиан (160—222), Августин (354—430), теолог Фома Аквинский (1225—1274) и др., создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей.

Но не только подавлением свободомыслия отмечен этот период в истории науки. Общеобразовательную школу с ее главными ат­рибутами придумали иезуиты, основателем ордена которых был И. Лойола (1491—1556). В 1522 г. он написал книгу «Духовные упражнения», где изложил основы и принципы функционирования новой, неизвестной еще школы. Типовые программы иезуитов рег­ламентировали весь учебный процесс: как и о чем говорить на уроке, как разрешать те или иные спорные вопросы, как учить географии или иностранным языкам. Классные журналы и запи­си преподавателей проверялись, на уроках бывали инспектора. Й. Лойола настаивал на абсолютной бесплатности образования. Иезуиты приводили с собой программы и учебники, напечатанные в типографиях «Общества Иисуса», открывали школы, куда мог записаться каждый. Впервые в истории массовой школы (а свою школу орден иезуитов видел всеобщей и массовой) детей старались набирать из разных социальных групп, следуя идее, что школьный класс — это общество в миниатюре. Учеников делили на звенья, назначали звеньевых. Лучших сажали на почетное место, награж­дали знаками отличия, всячески пробуждая тщеславие и желание выделиться. Золотые и серебряные медали за успехи в учебе — тоже изобретение иезуитов.

Силу иезуитской педагогики оценил и К. Д. Ушинский: «Тайна силы иезуитской педагогики... заключалась в том, что иезуиты не ограничивались одним учением и поверхностным на­блюдением, но прежде всего старались покорить своему влиянию душу воспитанника. Они в этом случае не отступали от своего правила и не были слишком разборчивы на средства».

Эпоха Возрождения дала миру целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, в числе которых — итальянец В. Фельтре (1378—1446), голландец Эразм Роттердамский (1469—1536), французы Ф. Рабле (1494—1553) и М. Монтень (1553—1592).

Революционные преобразования в науке о воспитании связа­ны с именем великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1657 г., — одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни своей актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения — например, принцип природосообразности, классно-урочная система — вошли в золотой фонд педагогичес­кой теории.

В отличие от Я. А. Коменского, английский философ и пе­дагог Д. Локк (1632—1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспи­тании» он изложил взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образован­ность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений.

Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро (1713—1784), К. Гельвеций (1715—1771), П. Гольбах (1723—1789) и особенно Ж. Ж. Руссо (1712—1778). Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педа­гога И. Песталоцци (1746—1827). Немецкий философ И. Гербарт (1776—1841) — крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в об­ласти психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений), известен работами, ставшими теоретической базой для авторитарной педагогики, введения дискриминационных ог­раничений в образовании широких масс трудящихся. Другой выдающийся немецкий педагог А. Дистервег (1790—1866) пло­дотворно занимался исследованием многих важных проблем, но более всего изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.

Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В. Г. Белинского (1811— 1848), А. И. Герцена (1812—1870), Н. Г. Чернышевского (1828— 1889), Н. А. Добролюбова (1836—1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л. Н. Толстого (1828—1910), изучаются труды Н. И. Пирогова (1810—1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразо­вания дела народного воспитания.

Мировую славу русской педагогике принес К. Д. Ушинский (1824—1871), совершивший переворот в теории, революцию в пе­дагогической практике. В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни», — писал он. Воспитание, совершенствуясь, может да­леко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умст­венных и нравственных.

Руководящая роль принадлежит школе, учителю: «В воспи­тании все должно основываться на личности воспитателя, пото­му что воспитательная сила изливается только из живого ис­точника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не могут заменить личности в деле воспитания».

Ушинский пересмотрел все принципы педагогики и требовал полного переустройства системы образования на основе новей­ших научных достижений: «...одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине».

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XX В.

В конце XIX — начале XX в. интенсивные исследования пе­дагогических проблем были начаты в США, куда постепенно смещался центр педагогической мысли. Не отягощенные догма­ми инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в совре­менном обществе и быстро достигли ощутимых результатов. Бы­ли сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку воз­можность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь за­проектированных целей.

Виднейшими представителями американской педагогики яв­ляются Д. Дьюи (1859—1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Э. Торндайк (1874—1949), прославившийся исследова­ниями процесса обучения, созданием хотя и прагматически при­земленных, но весьма действенных технологий.

В нашей стране хорошо известно имя современного американ­ского педагога Б. Спока. Задав публике второстепенный, на пер­вый взгляд, вопрос: «Что в воспитании детей должно превали­ровать — строгость или доброта?», он всколыхнул умы далеко за пределами своей страны. За этим простым вопросом стоит ответ: какой быть педагогике — авторитарной или гумани­стической. Ответ пока не очевиден. Свой взгляд Б. Спок пред­лагает в своих книгах «Ребенок и уход за ним», «Разговор с ма­терью» и др.

В начале XX в. в мировой педагогике активно распространя­ются идеи свободного воспитания и развития личности ребенка. Много сделала для их разработки и популяризации итальянская учительница М. Монтессори (1870—1952). В книге «Метод научной педагогики» она утверждает, что нужно максимально использовать возможности детского возраста, они позволяют дос­тичь значительно большего в развитии ребенка. Главной формой начального школьного обучения должны быть самостоятельные учебные занятия. Монтессори составила дидактические материа­лы для индивидуального изучения младшими школьниками грамматики родного языка, геометрии, арифметики, биологии, других предметов. Материалы эти построены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. Сегодня в России есть много сторонников и последователей М. Монтессори. Успешно работают комплексы «детский сад — школа», где идеи свободного воспитания детей внедряются в жизнь.

Приверженцем идей свободного воспитания в России был К. Н. Вентцель (1857-—1947). Он создал одну из первых в мире деклараций прав ребенка (1917). В 1906—1909 гг. в Москве успешно действовал созданный им «Дом свободного ребенка». В этом оригинальном учебном заведении главными действующи-1 ми лицами были дети, воспитатели и учителя должны были при­спосабливаться к их интересам, помогать в развитии природных способностей и дарований.

Российская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути собственного осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих ис­каниях новой педагогики приняли С. Т. Шацкий (1878—1934), П. П. Блонский (1884—1941), А. П. Пинкевич (1884—1939). Известность педагогике социалистического периода принесли ра­боты Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н. К. Крупской (1869—1939) концентри­ровались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающе­гося пионерского движения. А. С. Макаренко (1888—1939) вы­двинул и проверил на практике принципы создания и педаго­гического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дис­циплины и воспитания детей в семье. В. А. Сухомлинский (1918—1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи. Многие его дидактические сове­ты, меткие наблюдения сохраняют свое значение и в условиях коренной перестройки общества.

В 1940—1960 гг. на ниве народного образования активно тру­дился М. А. Данилов (1899—1973). Он создал концепцию начальной школы («Задачи и особенности начального образования» 1948), написал книгу «Роль начальной школы в умственном и моральном развитии человека» (1947), составил многие руководства для учителей. На них еще и сегодня опираются рос­сийские педагоги.

В 1970—1980 гг. активная разработка проблем начального образования велась в научной лаборатории под руководством акад. Л. В. Занкова (1901—1977). В результате исследований была создана новая система обучения младших школьников, ос­нованная на приоритетности развития познавательных возмож­ностей учеников.

В конце 1980-х гг. в России началось движение за обновле­ние и перестройку школы. Это ярко выразилось в возникновении так называемой педагогики сотрудничества. Среди ее представи­телей — известные ученые-педагоги и самобытные творческие учителя Ш. А. Амонашвили, С. Л. Соловейчик, В. Ф. Шаталов, Н. П. Гузик, Н. Н. Палтышев, В. А. Караковский и др. Всей стране известна книга московской учительницы начальных клас­сов С. Н. Лысенковой «Когда легко учиться», в которой описа­ны приемы «комментированного управления» деятельностью младших школьников на основе использования схем, опор, карточек, таблиц. С. Н. Лысенкова создала также методику «опережающего обучения».

Труды видных российских педагогов, активно разрабатывав­ших актуальные проблемы воспитания в 1960—1990 гг., извест­ны во всем мире. Среди них методологические работы Ю. К. Ба-банского, В. П. Беспалько, И. Я. Лернера, Н. Д. Никандрова, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной, других видных ученых.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!