Игра «Бег на короткую дистанцию. Тигры и львы»
Цели: развивать внимание, память, умственную активность, быстроту, ловкость и координацию движений; продолжать знакомство детей с разнообразными способами измерения (действиями): с помощью физических упражнений (шагов, прыжков), а также условной мерки; разобрать с детьми проблемные ситуации, связанные с измерительной деятельностью, учить делать выводы.
Материалы: кубики (два красных и два синих), красная и синяя веревки.
Содержание: дети делятся на 2 команды: команда львов выполняет бег вдоль красной веревки по прямой (от синего кубика к красному); команда тигров осуществляет бег «змейкой» вдоль синей веревки (от синего кубика к красному).
По окончании эстафеты детям предлагаются вопросы на эрудицию:
– Как вы думаете, к кому можно отнести поговорку «летит как стрела»? Что она означает? (Быстро двигается.)
– От чего зависит быстрота? (От скорости.)
– Как двигались львы и тигры?
– У кого скорость больше? (Дети обозначают знаком на мольберте.)
– Как сравнить длину пути? (Прикладывая друг к другу обе веревки.)
– Одинаковы ли они? Вспомните правило сравнения и поставьте нужный знак.
Правила: обратить внимание детей на быстроту выполнения задания: бег осуществлять быстро, не задерживая друг друга, передавать эстафету. Вспомнить с детьми правило измерения длины – путем приложения, накладывая веревки друг на друга, совмещая их концы; учить отслеживать правильность выполнения задания другими парами.
|
|
Игра «Поспеши, проползи»
Цели: развивать внимание, логику мышления (сообразительность), ловкость и координацию движений; расширять кругозор детей; знакомить с понятиями перемещение, траектория движения; упражнять в измерении и сравнении длины пути человека, осуществляя действия движениями (ходьбой на четвереньках, приставным шагом).
Материалы: желтая и зеленая веревки (канаты), игрушки для отметки старта и финиша.
Содержание: дети делятся на две команды. Команда черепах осуществляет движение по желтому канату, изображенному в виде дуги – на высоких четвереньках от кубика до кубика; команда муравьев приставными шагами двигается по зеленому канату – по кругу от игрушек.
Выполнив верно задание, дети (все вместе) отвечают на вопросы:
– У кого скорость движения больше: у черепахи или у муравья?
– Обозначьте скорость их движения, используя знаки сравнения. (Дети выполняют задание на мольберте.)
– Как определить длину пути муравья и черепахи? (Приложением.)
– По какому пути двигалась черепаха? Переместилась ли она при движении? (По дуге – желтому канату; от красного кубика к синему.)
– Как двигался муравей? Переместился ли он в другую точку? (По кругу – зеленому канату; нет, так как пришел обратно к игрушке.)
|
|
Вывод: при движении по кругу перемещение равно 0 (нулю).
– Как объяснить речевой оборот: «Плетется как черепаха»? (Медленно движется.)
Далее детям вводится новое понятие: разные виды движения обозначаются траекторией движения.
– Приведите примеры разных траекторий движения. Каково их перемещение? (Варианты детей.)
Правила: обратить внимание детей на правильность выполнения задания: при ходьбе на высоких четвереньках не опускаться на колени; чередовать положение рук и ног: осуществляя приставной шаг, удерживать равновесие, не сходить с каната. Побуждать отслеживать правильность выполнения задания самими детьми; быть внимательными при определении перемещения и траектории движения; приводить примеры таких движений, при которых перемещение равно 0 (нулю).
Игра «Движения с препятствиями»
Цели: развивать внимание, быстроту, ловкость и координацию движений, навыки контроля действий, мышление; определить понятие скорость передвижения с помощью различных общеразвивающих упражнений (ходьбы приставным, широким шагом, в полуприседе, галопом), изображая движения разных животных; упражнять детей в сравнении расстояний, делая выводы о характере движения для достижения цели.
|
|
Материалы: канат, четыре модуля, четыре стойки.
Содержание: дети делятся на две команды. Команда удавов, держа канат в руках над головой, осуществляет бег «змейкой» между четырьмя стойками; команда пони осуществляет бег с препятствиями через повышенную опору (4 мягких модуля) высотой 20 см.
Вопросы:
– Чья скорость больше?
– Отметьте знаками сравнения скорость движения ваших команд на мольберте.
– Какова траектория движения была у удава и у пони? Перемещались ли они?
Правила: движения выполнять по заданию, самостоятельно вспоминать положение рук и ног. Побуждать детей сохранять равновесие в беге через повышенную опору, а также следить за положением рук в беге «змейкой» с канатом в руках.
Игра «Измерь мерками»
Цели: развивать зрительную память, глазомер, быстроту мышления и координацию движений, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей; познакомить детей с единицами измерения длины – метром, сантиметром; дать представление о старинных мерах измерения длины – сажень, пядь, локоть; упражнять детей в измерении длины предметов разнообразными измерительными приборами (линейкой, рулеткой, сантиметром, метром), а также с помощью физических упражнений (прыжков в длину, в высоту), закрепляя алгоритм выполнения прыжков.
|
|
Материалы: лента красного цвета, деревянный метр, кубики (по длине ленты), мел.
Содержание: детям предлагается определить длину красной ленты с помощью условных мерок: деревянного метра, кубиков, шагов. Результаты измерения обозначают цифрами и сравнивают с помощью знаков сравнения: «<», «>». Педагог предлагает детям экспериментально провести процедуру измерения длины, поясняя, что каждый шаг (условная мерка) отмечается мелом (черточкой) на полу, и показывая ее размерность (длину).
Вопросы:
– Какова длина красной ленты в кубиках?
– Какова длина ленты в шагах?
– Сколько это составляет в метрах?
– Почему размер длины различен?
Вывод: чем меньше условные мерки, тем большее их количество укладывается в длину, а значит, больше результат измерения.
– Чем лучше измерять длину? (Метром.)
– Что необходимо сделать, чтобы получить одинаковый результат измерений? (Выполнить измерения единой условной меркой – метром или сантиметром.)
Дети, расправляя ленты в длину, измеряют их условными мерками (кубиками, метром, шагами). Движение: измерения шагами (широкими и мелкими) осуществляются с отметкой мелом носка ступни при каждом шаге.
Правила: обратить внимание детей на точность выполнения задания: отметка длины кубиками и метром будет осуществляться двумя детьми, шагами – всеми по очереди с просчетом результата хором. Подвести к пониманию: чтобы достичь наиболее верного результата, необходимо пользоваться единой условной меркой. Проводить открытия экспериментальным путем.
Игра «Длинный – короткий»
Цели: развивать зрительную память, глазомер, быстроту мышления, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей; упражнять детей в измерении и сравнении предметов, используя правило приложения.
Материалы: ленты оранжевого и желтого цвета разной длины.
Содержание: детям предлагаются 2 ленты оранжевого и желтого цвета, расположенные зигзагом и полукругом.
Вопросы:
– Можно ли в данном случае определить на глаз, какая из лент длиннее (короче)?
– Почему? Каким образом можно выполнить правильно измерения? (Мнения детей.)
Дети, выпрямив ленты в длину, прикладывают их друг к другу и сравнивают парами, находясь в колоннах (мальчики и девочки).
Вывод: если при сравнении лент у кого-то из детей остался свободный конец, значит, эта лента длиннее.
– Что в данном случае можно сказать о лентах (их длине)? (Мнения детей.)
Правила: обратить внимание детей на точность выполнения задания. Подвести к пониманию того, что измерять можно разными способами, но правило приложения при сравнении длины остается неизменным. Напомнить детям, что при сравнении ленты нужно держать в натянутом состоянии, совмещая в парах, чтобы получить более точный (правильный) результат измерения.
Игра «Ленты-моталочки»
Цели: развивать зрительную память, глазомер, мышление, мелкую моторику рук, мышцы локтевого сустава; познакомить детей с единицами измерения длины – метром, сантиметром, дать представление о старинных мерах измерения длины – сажень, пядь, локоть.
Материалы: эстафетные палочки, ленты зеленого и голубого цвета.
Содержание: шнур-затейник предлагает детям продолжить экспериментальные измерения путем наматывания лент (зеленой и голубой) на палочку. Дети, в парах сворачивая ленты, выясняют (отмечают), какой паре удалось это сделать быстрее.
Вопросы:
– Возможно ли при сворачивании ленты точно определить ее длину? (Мнения детей.)
– Предложите свой вариант определения (измерения) длины. (Варианты детей.)
Далее шнур-затейник предлагает детям измерить длину лент по старинке – локтями, а потом сравнить результаты друг друга.
Правила: обратить внимание детей на точность и быстроту при выполнении задания. Вспомнить с детьми правила измерения разными способами, выделяя самый правильный из них. Побуждать детей делать собственные выводы по результату сравнения.
Игра «Измеряем температуру»
Цели: развивать зрительную память, глазомер, быстроту мышления и координацию движений, умение оценивать правильно свои действия и действия других детей; формировать общие представления детей о процедуре измерения температуры, рассматривая различные проблемные ситуации, связанные с измерительной деятельностью (опыты): упражнять детей в измерении температуры тела, воздуха на улице, в помещении (групповой комнате) с помощью измерительных приборов (термометров), а также физических упражнений; дать представление о положительных и отрицательных числах, где они встречаются в повседневной жизни, природе.
Материалы: веревки красного и синего цвета.
Содержание: детям предлагается встать в пары и разложить (растянуть) перед собой веревочки красного и синего цвета, соединяя их узелком. Узелок – это 0 (деление в термометре). Красная часть веревочки обозначает повышение температуры – тепло, синяя, наоборот, холод – понижение температуры. Пара детей, встав к узелку, поворачивается спинами друг к другу, продвигается прыжками на 1 деление до конца веревки, если указанный педагогом пример соответствует заданию. Задание окажется выполненным правильно, если пары одновременно окажутся на разных концах веревочки по окончании игры.
Примеры: таяние льда – «+»; выпадение снега – «–»; кипение воды в чайнике – «+»; работа холодильника – «–»; заболевание ребенка – «+»; приход Деда Мороза – «–»; климат в Африке – «+», на Северном полюсе – «–» и т. п.
Дети проверяют правильность выполнения задания, при ошибке вместе разбирают примеры, которые вызвали затруднения. Педагог благодарит детей за правильность выполнения задания, показывает сказочный термометр и положение делений на нем – температура повысилась на 1 деление.
Правила: обратить внимание детей на то, что соединенная веревочка играет роль термометра. В процессе игры осуществлять прыжки вперед на 1 деление – по красному цвету, если предложенный пример соответствует положению на термометре «+», по синему цвету – если «–». Игра считается законченной, если оба игрока при выполнении задания окажутся на концах веревки. В противном случае разобрать пример вместе, помогая друг другу.
Игра «Считай, измеряй»
Цели: развивать мышление, умение делать выбор и обосновывать его по ситуации, применять практические навыки измерения веса; научить ребенка в разных ситуациях приходить к выводу, что количество не зависит от веса продуктов, предметов; формировать у детей представление о необходимости выбора мерки при измерении веса: пересчитывать или измерять на примерах из жизни.
Материалы: макеты конфет (10 больших, 20 маленьких), веревочки (по количеству конфет), 2 мешочка для конфет, весы.
Содержание: детям, сидящим за столом «Конфеты», фея Забава предлагает поиграть – выиграть как можно больше конфет, чтобы угостить друзей. Они должны подпрыгнуть до веревки и достать как можно больше конфет, подвешенных на разной высоте. Все собранные конфеты дети размещают на столе. Фея ставит детей перед выбором: как узнать, каких конфет больше – больших или маленьких: пересчитать их или измерить? Дети выполняют пересчет, вспоминая правила счета хаотично расположенных предметов и выбирая одно из них, а затем делают вывод (10 больших конфет меньше, чем 20 маленьких). Фея предлагает детям сравнить вес конфет, взвесив их на весах со шкалой делений, и объясняет меру веса по делениям стрелки. Дети отмечают, что при взвешивании обоих мешочков с конфетами стрелка указывала на цифру 1, значит, вес больших и маленьких конфет одинаковый.
Вопросы:
– Как вы думаете, что лучше: производить взвешивание или пересчитывать продукты? (Дети должны обосновать свой выбор.)
– Какая мера используется при измерении веса?
Правила: напомнить, что при подпрыгивании нужно делать сильный толчок, чтобы достать конфету. При пересчете и взвешивании вспомнить алгоритм действий, стараться сделать выбор – пересчитывать или измерять, обосновывать его.
Игра «Попади в цель»
Цели: развивать ловкость, глазомер, умение сравнивать и обобщать; познакомить с разными весами для определения веса в граммах и килограммах и научить приемам считывания результата измерения; закрепить алгоритм взвешивания с помощью весов, знание меры веса – 1 кг; учить сравнивать вес предметов.
Материалы: мешочки с песком, ватные шарики, сухой бассейн (корзина).
Содержание: фея предлагает детям поиграть и забросить в центр сухого бассейна как можно больше мешочков с песком и ватных шариков.
Вопросы:
– Как узнать, чего больше попало в бассейн – мешочков или шариков? (Пересчитать.)
Затем фея предлагает детям собрать мешочки и шарики в разные мешки и сравнить на глаз, какой из них больше. (Мешок с ватными шариками.)
– Как вы думаете, какой мешок тяжелее? (Предположения детей и их обоснования.)
Фея показывает весы – безмен, на котором можно взвесить мешки. Дети делают вывод о весе мешков по указаниям стрелки. (Мешок с ватными шариками кажется больше, а вес его меньше, чем вес мешка с песком.)
Правила: напомнить детям, что при выполнении упражнения надо делать замах и бросок правой рукой, отклонившись назад, стараясь попасть в центр бассейна. Не попавшие в него предметы не подбираются. Вести счет только предметов, попавших в цель. Подвести детей к выводу при сравнении веса, что объем не зависит от веса.
Игра «Разложи мороженое»
Цели: развивать внимание, быстроту, сообразительность; формировать у детей представление о необходимости выбора мерки при измерении веса: пересчитывать или измерять – на примерах из жизни.
Материалы: 3 емкости для мороженого, шарики для сухого бассейна, 3 ложки.
Содержание: фея Забава предлагает детям третьего стола угостить посетителей вкусным мороженым, правильно выполнив заказ: разложить в вазочки мороженое, состоящее из трех шариков: ягодного, сливочного, шоколадного.
Дети делятся на три команды и выполняют заказ, выбирая из сухого бассейна ложкой шарики. Перенеся их к столу, заполняют ими по три вазочки для каждой команды (тремя разноцветными шариками), стараясь не ошибиться. По окончании игры дети отмечают ошибки и исправляют их.
Вопросы:
– Одинаковый ли вес мороженого в вазочках? (Ответы детей.)
– Как это узнать?
Дети уравновешивают вазочки с мороженым на двух чашах весов и делают выводы, где вес больше, а где меньше.
Правила: напомнить детям, что надо быть внимательными при заполнении вазочки шариками, они должны быть разного цвета. Если кто-то из игроков ошибется, то команда считается проигравшей, не выполнившей правильно заказ.
Игра «Измерь бревно шагами»
Цели: развивать мышление, умение сравнивать и обобщать, принимать самостоятельные решения; учить применять разные виды ходьбы в измерении длины.
Материалы: гимнастическое бревно.
Содержание: детям предлагают измерить бревно шагами со счетом и определить, каким типом шагов это расстояние можно преодолеть быстрее.
Вопросы:
– Какие шаги вы выполняли? (Приставные, боковые, широкие.)
– Каких шагов вы выполнили больше? Почему?
– Как вы думаете, какими шагами мы преодолеем это расстояние быстрее?
Дети получают золотой ключ за находчивость.
Правила: напомнить детям, что необходимо выяснить, какими шагами расстояние можно преодолеть быстрее; учить проводить сравнительный анализ, чтобы прийти к пониманию того, что чем меньше шагов они будут делать, тем быстрее пройдут это расстояние.
Арифметические действия
Игра «Веселый знак “плюс”»
Цели: развивать согласованность действий в парах, быстроту, ловкость, сообразительность; познакомить детей с действием сложения и математическим знаком, обозначающим это действие – «+».
Материалы: веревочки (на каждую пару детей) размером до 50 см.
Содержание: педагог просит детей вспомнить о веселом и жизнерадостном знаке «плюс», который потерял свою палочку, и помочь ему найти ее. Любит этот знак все объединять, увеличивать и прибавлять, оттого его все любили в математическом городе. Во всех историях, в которых он участвовал, происходило одно и то же событие – сложение.
Чтобы найти потерявшуюся палочку у знака и составить его, детям предлагают построиться в две колонны, распределившись по парам, взять веревку за концы, растянуть ее и присесть на корточки, держа веревку невысоко от пола (можно использовать гимнастические палочки). Последняя пара, оставив веревку на полу, прыгает через веревки товарищей, а затем, обегая с разных сторон колонну, берет свою веревку в руки и отходит в сторону, подняв ее над головой. Следующая пара, выполнив упражнение, подбегает к отошедшей паре и присоединяет к ней веревку крест-накрест, образуя знак «плюс», выкладывают его на полу.
Правила: напомнить детям, что прыжки через веревку нужно осуществлять быстро, не задерживаясь и не задевая ее. Выкладывать знак только после того, как к ним подбежит вторая пара. Не забывать, что веревку надо держать натянутой.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!