Начальный период развития модерна



В период с 1890 по 1895 годы движение модерна развивалось по всей Европе с большой скоростью. Тот факт, что многие дисциплины очень быстро овладевали представленными новыми формами, создавали у современников впечатление, что они присутствуют при возникновение нового художественного движения, охватывающего все аспекты жизни человека.

Первое событие — публикация в первом номере британского журнала «Студия» (англ. The Studio) рисунков Обри Бердсли в 1893 году. Этот молодой иллюстратор впервые представляет стиль рисунка, который был характерен для модерна.

В том же году появились первые дома и внутренняя отделка в стиле модерн в Брюсселе, спроектированные Полом Ханкаром и Виктором Орта — особняк Тасселя, которого был завершен в 1893 году. Орта был первым, кто использовал кривую линию, как символ всего движения стиля. Изменчивость пространств повторяло изгибы растений, которые окружали изделия из железа, мозаики, фрески и витражи, элементы как структур, так и орнаментов. Орта проектирует уникальное здание с мебелью, которая соответствует ритму стен и архитектуры; он разрабатывает узоры ковров, конструирует мебель: это явление получает название «Тотал Арт». После этого Орта переехал в Париж, где его работы адаптировал к своим проектам Гектор Гимар, который видел его работу в Брюсселе и применил его стиль для оформления входов в новое Парижское метро.

В 1894 году, находясь в бельгийской столице, Генри Ван де Вельде опубликовал брошюру «Расчистка искусства» (фр. Le Déblaiement d’Art), которая сделала шаг назад к современным художественным разработкам и осудила мир институционализированного искусства. Это отражение — первая интеллектуализация двух сильных идей стиля модерн: ценность декоративного искусства наряду с так называемым благородным искусством и важность общей гармонии в любой декоративной работе.

Последнее событие, которое завершило начальную фазу движения, стало открытие в Париже в 1895 году в «Доме нового искусства» (фр. Maison De L’Art Nouveau) магазина и выставочного центра Зигфрида Бинга, который популяризовал стиль в столице и сделал его известным широкой публике.

Быстрому распространению стиля способствовали обильно иллюстрированные журналы по искусству и архитектуре, «Оригинальный отпечаток» (фр. L'Estampe originale), «Студия» (англ. The Studio), «Югенд» (нем. Jugend) и другие, которые распространили новые идеи.

 

Этап «зрелого» модерна

Дальнейшему распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наивысшей точкой развития модерна явилось его представление на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В период с апреля по ноябрь, выставку посетили почти пятьдесят миллионов человек со всего мира, которым были продемонстрированы архитектура, дизайн, стеклянная посуда, мебель и декоративные предметы стиля. На выставке были представлены работы таких художников, как Луис Тиффани, Альфонс Муха, Рене Лалик, а также Эмиль Галле.

 

Из Бельгии и Франции модерн распространился на остальную часть Европы, приобретая разные названия и характеристики в каждой стране. Он часто появлялся не только в столицах, но и в быстро растущих городах, которые хотели создать свою художественную самобытность (Турин и Палермо в Италии; Глазго в Шотландии; Мюнхен и Дармштадт в Германии), а также в центрах движений за независимость (Хельсинки в Финляндии, как части Российской империи); (Барселона в Каталонии, Испания).

 

Спад и угасание стиля

В период с 1900 по 1914 год, модерн стал центром исследовании, дискуссии и объектом критики. Еще в 1900 году многие искусствоведы боролись с этим движением. В частности, они утверждали, что в модерне не соблюдается один из принципов декоративно-прикладного искусства а именно то, что орнамент объекта должен подчиняться его функции. На Всемирной выставки 1900 года один из критиков — Чарльз Генуйс, поднял этот вопрос, среди прочих.

Упадок модерна можно проследить, в частности, по удаленности некоторых его создателей, по отношению к представителям других стилевых направлений.

С 1910 года выставки декоративно-прикладного искусства были наполнены предметами старых стилевых направлений не оставляя при этом места для предметов модерна. В 1910-х годах значение модерна начало угасать, а к 1914 году, с началом Первой мировой войны он был в значительной степени исчерпан. Однако, производство объектов модерна продолжалось и после Первой мировой войны с некоторым успехом в течение многих лет, но в основном это были простые копии.

В 1920-х годах модерн, в качестве доминирующего архитектурно-декоративного стиля, сменил арт-деко, а затем модернизм.

Только в конце 1960-х годов, начиная с большой выставки работ Гектора Гимара в Музее современного искусства в 1970 году, модерн стал получать положительные отзывы со стороны критиков.

Модерн в архитектуре

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий и использование новых материалов (металл, бетон, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы — лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, и даже дверные ручки — всё проектировалось в едином стиле.

«Венская станция "Карлсплатц"», Отто Вагнер, Вена, Австрия, 1897 год

Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл испанский архитектор Антонио Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

 

«Искупительный храм Святого Семейства», Антонио Гауди, Барселона, Испания, с 1882 года по наше время

Модерн в скульптуре

На скульптуру модерна, так же как и на живопись сильное влияние оказал символизм. Основные черты скульптуры стиля модерн — это возвращение к «природным» линиям. Характерны текучесть и динамизм форм, «внутренняя энергия». Скульптура модерна декоративна, её предназначение украшать пространство, подчинять его единому ритму. Среди скульпторов модерна особо выделяют двух французских мастеров: Огюста Родена и Аристида Майоля.

«Мыслитель», Огюст Роден, 1880—1882 годы

Среди десятка работ Родена самая известная — «Мыслитель». В своих работах он прославляет великую силу любви, её красоту и бессмертие. Другие его известные работы: «Первый поцелуй», «Вечная весна», «Поэт и муза».

Каталонец Аристид Майоль занялся скульптурой будучи уже хорошо известным мастером живописи. Экспериментируя с обнаженной женской натурой, он пытался создать образы естественной красоты, подчеркивал природную гармонию женского тела, чувственность и эмоциональность. Его работы — «Помона», «Ночью, Река», «Три нимфы» — находятся в лучших музеях мира, а всё его творчество по праву относится к шедеврам европейского пластического искусства.

Необычное видение мира и трактовка человека характерны для творчества чешского модерниста Франтишика Билека. Для его работ характерны полный реализм и достоверность изображения. Персонажи его работ — Моисея, Гуса — отличает новизна и нестандартная трактовка.

 

«Моисей», Франтишек Билек, 1905 год

Другими блестящими образцами модерна в скульптуре являются работы Наума Аронсона — портреты Комиссаржевской, Толстого, Пастера. Он единственный из художников создал скульптурный портрет, который теперь хранится в одном из музеев Израиля. Его работы украшают многие музеи и галереи мира.

Одним из наиболее ярких представителей этого стиля в Италии был Адольфо Вильдт, работы которого прошли в своём развитии путь от символизма через венский и берлинский сецессион до зачатков экспрессионизма.

Модерн в Живописи

На живопись модерна сильное влияние оказал символизм, который стремился переходить от традиционных форм XIX века к новейшим европейским течениям, носившим порою условную принадлежность к той или иной стране. Для живописи модерна характерно стремление к созданию самостоятельной художественной системы. Одним из основоположников этих идей стала «Понт-авенская школа» с Полем Гогеном. В отличие от других стилей, картины и панно модерна рассматривались как элементы интерьера, придавая ему новую эмоциональную окраску. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи модерна.

«Поцелуй», Густав Климт, 19071908 годы

Для живописи характерно парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых фонов» и «вылепленных» со скульптурной чёткостью фигур и лиц первого плана (Густав Климт, Фернан Кнопф, Михаил Врубель), а также больших цветовых плоскостей (Леон Бакст , Эдвард Мунк) и тонких подчёркнутых нюансов (Михаил Врубель, Александр Бенуа). Всё это придавало картинам большую выразительность.

«Похищение Европы», Валентин Серов, 1910 год

«Ужин», Леон Бакст, 1902 год

Альфонс Муха — выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Один из ярчайших представителей стиля модерн. Плавные, текучие линии, прекрасные женщины, смешение мотивов Востока и Запада, витражность контуров, выразительные обрамления в виде арок и цветочных гирлянд — все это знаменитый «стиль Мухи». Творчество Мухи — образцовый модерн, азбука стиля.

 

Альфонс Муха серия "Времена года" 1896; ("Цветы", 1897; "Месяцы", 1899; "Звезды", 1902;)

Альфонс Муха, серия "Драгоценные камни" 1900 год

 

Также символизм привнёс в живопись модерна символику линии и цвета; были широко представлены темы мировой скорби, смерти, эротики; распространённым стало обращение художников к миру тайны, сна, легенды, сказки и др. Ярким образцом живописи модерна являются полотна Климта. Художники модерна творили во всех странах Европы и Америки: Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Голландии, России, США и др.

 

Интерьер стиля Модерн

Интерьер строится на полном неприятии прежних принципов оформления внутреннего пространства. Стены помещений покрываются не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорируются, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены становятся более красочными, занавеси – более светлыми.

Стилизованный растительный орнамент в декоре Модерна доминирует в декоративном убранстве стульев и кресел, шкафов, витрин, остекленных гнутым стеклом, стеклянных абажуров, напоминающих формой чашечку цветка. В мебели стиля Модерн параллельно развиваются две линии: декоративная (капризные формы и контуры) и конструктивная (прямолинейность, ясное построение), причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности линий и форм, более просты, элемент декора сведен в них к минимуму. Это направление полнее всего представлено в творчестве мебельных мастеров Римершмида и Панкока.

В интерьерах часто встречается свободная планировка, разные уровни пола, расширяются оконные проемы. Один из принципов работы над интерьером – импровизация на выбранную тему. Стены помещений покрываются ф4причудливыми, ассиметричными, капризно извивающимися линиями; становятся красочными, потом часто декорируются плоскорельефной гипсовой пластикой. Стилизованный растительный орнамент Модерна доминирует в декоративном убранстве мебели (декоративная линия). Параллельно развивается конструктивная линия в мебели, где элемент декора сведен к минимуму. Цветовая гамма: приглушенные тона, расцветка без оттенков. Вычурные цветы (самыми популярные ирисы, водяные лилии) и насекомые (стрекозы, кузнечики, жуки) украшали не только ткани, но и обои, витражи окон (популярны большие окна-эркеры, а также стрельчатые окна, имитирующие готику).

Стиль Модерн в интерьере помещения поможет раскрыть утонченность и яркую индивидуальность владельца. Линии в Модерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент; ему присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала.

  

Проектная часть

Мебель в стиле Модерн отличается простотой форм и высокой функциональностью. Оригинальные мебельные решения легко вписываются в интерьер современного жилища. Это может быть, например, платяной шкаф обязательно массивный, с изогнутыми ножками и закругленными формами. Могут быть выпуклые поверхности, лепнина, инкрустация, резьба. Пример такого шкафа я хочу представить в проектной части своей работы. Я считаю он замечательно впишется в интерьер загородного дома.

 

Вывод

Перед стилем Модерн ставилась задача создания синтеза искусств, поэтому был необходим общий формальный язык, зрительно объединявший целые произведения и их части. Ярким примером синтетичности стиля Модерн может служить любой особняк, в котором начиная от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составных элементов целого, решено в одном ключе. Основной выразительной формой и мотивом стиля Модерн стала линия, но не прямая, а гибкая, живая, прихотливая, изящная, одухотворенная. Язык искусства стиля Модерна – это абстрактные формы, но живые, органические, дышащие и растущие.

Стиль Модерн прекрасно применим и для современных интерьеров, их декора. Популярная сегодня корпусная мебель является прямым потомком конструктивных немецких и английских решений для мебели в стиле Модерн. Также стиль Модерн хорошо сочетается с использованием разнообразных материалов в отделке – сочетание металла, дерева, пластика и стекла – именно к этому стремились дизайнеры начала века.

 

Список Литературы

1.  Ильина Т. В., Фомина М. С. ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ 7-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата

2.     Ильина Т. В., Фомина М. С.ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА. ОТ КРЕЩЕНИЯ РУСИ ДО НАЧАЛА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов

3.   Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: учебное пособие. / А.А. Белик. - М.: РГГУ,1999. - 241 с.

4.   Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие / П.С. Гуревич - М.: Знание, 2004.- 356 с.

5.   Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: учебное пособие для студентов вузов / Н.А. Дмитриева - М., 2001. – 656 с.

6.   Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учебное пособие. / Т.В. Ильина- М., 1999. – 547 с.

7.   Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вёльфлин ; переводчик А. А. Франковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 296 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05288-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454508 \


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!